Конспект урока по теме: басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Филиппова Марина Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению с элементами полихудожественного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_basnya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения с элементами полихудожественного развития.

Тема. Подготовка к выразительному чтению басни И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Цель. Научить выразительно читать басню.

Задачи.

Совершенствовать навыки чтения и изобретательную деятельность.

Развивать внимание, интерес к творчеству баснописца.

Воспитывать нравственные качества личности, коммуникативную активность.  

Оборудование. Учебник, словарь Ожегова, интерактивная доска

 Ход урока.

I . Актуализация знаний. (6 мин.)

Слайд 1. Портрет Ивана Андреевича Крылова.

    -    Чей портрет мы видим?

    -    ( Это портрет Ивана Андреевича Крылова.)

  • Что вы узнали о нём из различных источников?
  • (Ответы детей)
  • Что вы узнали о басенном жанре?
  • (Корни его уходят в Древнюю Грецию. Сочинял басни греческий мудрец Эзоп 2,5 тыс.лет назад, а переводили их И.А.Крылов Л.Н.Толстой.)
  • Покажите на карте, где находится Греция?
  • (Показ на карте)
  • Что такое басня?
  • (Ответы детей)

Слайд 2. Определение басни.

Басня — это краткий рассказ поучительного характера.

  • Кто является главными героями басен?
  • (Животные)
  • А почему?
  • (И.А.Крылолв высмеивает человеческие недостатки)
  • Какие особенности у басен Крылова? Вы об этом должны были прочитать в учебнике.
  • (Много диалогов, мало описаний, занимательный сюжет)
  • Что такое мораль?
  • (Поучительный вывод из чего-либо).

II Подготовка к востриятию нового. (5 мин.)

Слайд  3. Что зашифровано?

         Про                  нёнка              во                ро             нила

                 воро                    рона                               во

  • (Проворонила ворона воронёнка)
  • Что вы прочитали?
  • (это скороговорка)
  • Прочитайте её:

а) медленно на 5 баллов

б) быстро на 10 баллов

в) тихо

г) громко

д) радостно

е) грустно

  • Молодцы. Зачем мы работали над скороговоркой?
  • (Чтобы читать выразительно, уметь передавать голосом настроение героя, характер)
  • Какова тема урока?
  • (Будем работать над новой басней)

Слайд 4. И. А. Крылов басня «Ворона и лисица».

III.  Работа над басней. (30 мин.)

  • Сегодня мы познакомимся с басней, которой уже 2,5 тыс. лет. Перевёл её для нас дедушка Крылов, так ласково называли великого баснописца современники.
  1. Знакомство с басней самостоятельно.

- Прочитайте басню и сноски шёпотом. Отметьте слова, которые вам непонятны и подумайте над темой басни.

  1. Проверка.

-  Какова тема басни?

-  (Как  Лиса обманула ворону)

- (Ворона купилась на лесть лисицы)

- Какие слова вам непонятны?

- (Пленить)

- Кто может объяснить?

- (Покорить чем-либо)

- Ещё?

- (В зобу)

- Вот макет вороны, кто покажет, где у птицы зоб? А что такое зоб?

          (Дети не знают)

         - Обратимся к словарю Ожегова. Прочитаем...

Слайд 5. Зоб — это расширенная часть пищевода, где предварительно обрабатывается пища.

          Учитель показывает зоб у птицы на макете.

      - Как понимаете « дыханье спёрло»?

      - (Замерло, остановилось)

      - Подберите синонимы к слову «взгромоздясь».

      - (взобралась, взлетела, уселась, примостилась, села, опустилась, пристроилась)

      - Покажите, как она «взгромоздилась». Вместо ели будет у вас стул.

        Кто желает показать у доски?

3. Анализ басни с элементами полихудожественного развития..

     - Прочитайте басню вслух.

     - Представьте в каком пространстве это происходит?

     - ( в лесу) (на поляне)

     - Какие запахи ощушаете?

     - ( запах сыра, ели, травы...)

     - Какие формы можно увидеть?

     - ( сыр круглый, у Вороны и Лисицы глаза круглые)

     - ( у Лисицы уши треугольные, ствол у ели — конусом)

     - Какие цвета?

     - ( ель зелёная, ствол серый, лиса рыжая, ворона серая, сыр жёлтый).

      - Повторное чтение.

        Прочитайте шёпотом басню и найдите зерно образа главных героев.

     - ( Лиса — хитрая, ловкая, рыжая, с приятным голосом).

     - ( Ворона — крупная птица, неуклюжая, глупая с длинным толстым клювом).

Слайд 6. Изображение лисы и вороны.

     - Найдите в тексте, что говорила лиса о  внешнем виде вороны?

     - ( Какие пёрышки, какой носок ! )

     - Какой голос у вороны?

     - ( хриплый, неприятный )

     - Что говорила лиса про голос вороны?

     - ( ангельский)

Физминутка. ( 2 мин.)

    - Какие человеческие пороки, т. е. серьёзные недостатки высмеивает Крылов в этой басне?

    - ( лесть)

    -  Что такое лесть?

    - Прочитайте объяснение этого слова.

Слайд 7.  Лесть — угодливое восхваление кого - либо, с целью извлечь выгоду.

    - Какие ещё пороки высмеиваются?

    - ( глупость, несообразительность)

    - Над кем смеётся Крылов?

    - ( над вороной)

    -  В каких строчках заключена мораль? Прочитайте. Как вы понимаете эти слова?

     - ( Кто любит лесть, тому её и говорят)

     - Пока будут любители лести — будут и льстецы.

     - Какие строчки стали крылатыми?

     - ( « И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

     - Прочитайте мораль грустно.

     - Прочитайте строго.

     - Прочитайте насмешливо.

     - Зачем мы читали мораль с разной интонацией.

     - ( Чтобы читать выразительно).

     - Найдите строчку, где у Вороны появляется сыр. Прочитаем в разном весе. ( за медведя, за мышку)

     - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Прочитайте строчки басни к иллюстрации.

4.  Подготовка к чтению по ролям.

    - А теперь давайте поставим этюд. Первый вариант с карандашом и учебниками выходят к доске и готовят роль автора, второй вариант идёт в противоположную сторону и готовит роль лисы.

    - Кого выбрал первый вариант, кого второй вариант?

    ( дети выходят к доске)

   - Кто будет вороной и встанет на стул?

   - Ворону изображает...., за лису читает...., за автора читает...

     Все остальные внимательно слушают.

 5. Выразительное чтение.

   - Прокоментируйте чтение своих товарищей. У кого роль получилась более ярче?

    Выставляютя оценки.

IV.  Итог урока.  ( 1 мин.)

   -  Чему учились на уроке?

   - ( Учились читать выразительно басню)

   - Получилось ли у нас выразительное чтение?

   - Да.

V. Домашнее задание. ( 1 мин.)

    По желанию :  выучить басню  или  сочинить небылицу, где лиса будет глупая, а ворона умная.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Презентация способствует развитию интереса учащихся к произведению....

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Конспект урока по теме "Басня И.А. Крылова "Квартет"

Бессмертие  басен И.А.Крылова. Урок литературного чтения по программе "Школа 2100"...

конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"

Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС...

Конспект урока в 3 классе "Обобщающий урок по теме "Басни" по программе "Планета знаний" с презентацией

В материалах урока представлены обобщающие игры, викторина, работа с учебником, индивидуальная работа, работа в группах по обобщению материала о баснях Эзопа, Крылова по программе "Планета знаний...

Конспект урока на тему "Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»

ТЕМА: «Выразительное чтение басни. И. А. Крылов «Мартышка и очки»ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания лю...