конспект урока литературного чтения "И.А.КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦА"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елена Станиславовна Кормадонова

Конспект урока в 3 классе, составленный в соответствии со всеми требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Учитель: Кормадонова Е.С.

   Предмет: Литературное чтение

   Класс: 3 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной  деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Работа в парах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.  Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

  1.  продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
  2.  учить понимать глубину содержания произведения;
  3.  формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4.  находить мораль в произведении;
  5.  учить читать басню по ролям;
  6.  различать речь автора и героев басни;
  7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие: 

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3.  развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4.  работать над развитием разговорной речи .

Воспитательные: 

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. пробуждать добрые чувства,
  4. воспитывать интерес к чтению.

Здоровьесберегающие:

  1. способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке;
  2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. способствовать  созданию ситуации успеха;
  4. разноуровневые задания и вопросы;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни,   характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные: 

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные: 

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
  2.  выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
  3. планируют свои действия для решения учебной  задачи,

Коммуникативные: 

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  2.  участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
  3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (басня)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Психологический настрой  учащихся. 

  (слайд 1)

    Прозвенел  звонок и смолк.

     Начинается урок.
    Повернёмся поскорей

     И приветствуем гостей:

     Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помогать  вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Приветствуют гостей, учителя.  

Настраиваются на работу

Проверка домашнего задания.

Работа в парах

(слайд 2)

  • на столах конверты в них пазлы и задания
  • нужно собрать пазлы (картинки из басен)
  • назвать автора
  • название басни
  • пересказать басню

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

   

Составленные картинки показать на слайде                                                                                                        

Проверка изученного материала.

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. БАСНЯ – это:

  • краткий рассказ;
  • поучительный рассказ;
  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера 

2.  БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей
  • научить правильному поведению
  • показать пример для подражания

3. ФОРМА  РЕЧИ  БАСНИ  ИМЕЕТ:

  • прямое значение 
  • иносказательное значении     

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль
  • вывода нет, каждый придумывает его сам.
  • вывод не нужен.

5. В чём успех басен И.А.Крылова?

  • Они высмеивают не людей, а животных.
  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
  • Они высмеивают только богатых людей.

6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:

  • «…Не любит узнавать никто себя в сатире»
  • «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
  • «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе»

Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ.

ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА

Речевая разминка (на экране)

(слайд 3 )

Проворонила ворона воронёнка.

- Произнесение скороговорки с разной силой голоса и интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро)

Что интересного заметили в этой скороговорке?

Читают хором .

Это однокоренные слова.

Формулирование темы урока, постановка цели.

(слайд 4-5)

(слайд 6 )

Перед тем как сообщить тему урока я предлагаю вам отгадать ребусы

                   Ребус Лисица

- Знаете ли вы басню И.А.Крылова,  где в названии используются эти слова? (Ворона и лисица)

- Сегодня на уроке мы будем с этой басней знакомиться.

Отгадывают  ребусы.

1 слово- Ворона

2 слово -лисица

Работа с иллюстрацией.

(слайд 7)

Кого видите? (Ворону и Лису).

Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра).

Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).

Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

Кто же герои этой иллюстрации? (Ворона и Лиса).

Как может называться произведение, иллюстрацию к которому вы сейчас рассмотрели? (Ворона и Лиса).

Чем всё может закончиться? Сумеет ли Лиса отобрать сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

На этот вопрос вы сможете получить ответ, послушав чтение самого произведения.

Дети рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы

 Первоначальное знакомство. (слайд 7)

Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Аудиозапись.

Повторное чтение

Словарная работа

(слайд 8-9)

Возьмите простой карандаш и подчеркните непонятные слова.

Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных

знать.

Лесть – угодливое восхваление 

Льстить – хвалить из корыстного  желания расположить к себе

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

Царь птица – лучшая из всех птиц

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.                     

Гнусный – внушающий отвращение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Не впрок – не на пользу.

Зоб -  у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

Прочитывают слова, объясняют значение слов.

Физминутка

Для глаз

 Работа над текстом.

Анализ произведения.

        

Работа в парах

Выборочное чтение        

(слайд  10-11)

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона?

На листочках  напишите характер наших героев и глаголы, которые использует автор для описания действий Вороны (Лисицы)

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

 – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

 – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

Как, по-вашему, надо читать разговор Лисы с Вороной? (Вкрадчиво, но и с усмешкой).

В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны? (Постепенно с нарастанием качеств).

Для чего это нужно Лисе? (Войти в доверие, вскружить голову Вороне).

-  Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?

Работают с текстом

Взгромоздилась        На цыпочках подходит

Собралась                  Вертит хвостом

Призадумалась           Глаз не сводит

Держала            Говорит сладко, чуть дыша                     

Вскружилась

Каркнула

(слайд на экране)

Дети зачитывают свои характеристики, которые они дали главным героям

 Физминутка.

 

  Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно

А теперь, ребята, встали.

Дружно руки вверх подняли.

В стороны, вперёд. Присели.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Встают. Выполняют движение по тексту.

Закрепление изученного 

Чтение басни детьми вслух по четверостишьям с разбором по осмысливанию басни.

Работа над моралью.                                                                                        

Итог урока.

(слайд 12)

1-ое четверостишье.

Вопросы по осмысливанию 1-го четверостишья:

Что Бог послал Вороне? (Кусочек сыру).

Значит, какой по размеру этот кусочек? (Небольшой).

Часто ли Вороне приходится лакомится сыром? (Нет).

Этот кусочек сыра дорог для Вороны? (Да).

Вывод: сыр для Вороны очень дорог.

Почему автор употребил слово «взгромоздясь», а не просто села? (Ворона-птица крупная, неуклюжая).

«Позавтракать». Какое время суток? (Утро).

«Совсем уж было собралась». «Собралась» - каким словом можно заменить? (Хотела).

«Призадумалась». Может Ворона о чём – то думать? (Нет. Мыслить и думать может только человек).

Чтение следующих 3 – х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как понять «на ту беду»? (Лиса – хитрый зверь, любит полакомиться за чужой счёт. Автор как бы предупреждает).

«Близёхонько». Как понять? (Совсем рядом).

Что заставило Лису остановиться, когда она бежала по лесу? (Сырный дух). Как понять «Сырный дух»? (Запах сыра).

Как понимаете слово «пленил»? (Взял в «плен», т. е. притянул к себе).

Чтение следующих 4-х строк.

В начале автор говорит, что Лиса просто бежала, а когда почувствовала запах сыра, как изменились её действия? Прочитайте.

«На цыпочках подходит,

Вертит хвостом, …глаз не сводит,

…говорит сладко, чуть дыша.»

Как понимаете «на цыпочках»? (Тихо, чтобы не спугнуть Ворону).

«Вертит»? (Виляет хвостом: рада находке).

«Глаз не сводит»? (Внимательно следит).

«Говорит сладко, чуть дыша»? (Нараспев, медленно, ласково, нежно).

«Голубушка». Кого так называют? (Близкого, приятного, любимого).

Для чего всё это? (Войти в доверие к Вороне, чтобы добиться своей цели).

Чтение следующих 4-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

На самом ли деле так хороша Ворона, как обрисовала её Лиса? (Нет).

Для чего Лиса говорит неправду? (Чтобы расположить Ворону к себе, чтобы Ворона поверила Лисе).

Для чего Лисе это надо? (Добиться своей цели, а её цель - сыр).

«Шейка, глазки, пёрышки, носок, голосок» - в какой форме употребил автор эти существительные? (В ласкательной форме). А на самом деле, как можно сказать о Вороне? (Шея, глаза, перья. Нос, голос).

«Право»? (Правда).

Чтение следующих 3-х строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

Как Лиса обращалась к Вороне? Какими словами называла? Найдите в тексте, прочитайте. («Голубушка, светик, сестрица, царь – птица, мастерица»).

Как звучат эти слова? (Ласково).

Может Ворона быть «царь – птицей»? (Нет).

Голос «ангельский»? (Приятный).

На самом деле это всё так? (Нет. У Вороны голос громкий, хриплый. неприятный).

«Вещуньина»? (Та, кому все эти слова).

«Вскружилась»? (Перестала понимать, что происходит вследствие сильного увлечения).

«Спёрло»? (Перехватило дыхание).

Какой цели добивалась Лиса?  (Задобрить и отвлечь Ворону от сыра).

Чтение последних 5-ти строк.

Вопросы по осмысливанию прочитанного:

«Приветливы слова»? А на самом деле? (Насмешливые).

Добилась Лиса своей цели? (Да).

Каким образом она этого добилась? (Лестью, обманом, используя всё своё мастерство).

Кого высмеивает автор? (Ворону. За её доверие и глупость). А почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели. (Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела).

Чему учит эта басня? (Не верит льстивым речам).

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Читает ученик

Читает ученик

Читает ученик

Читает ученик

Читает ученик

Читает ученик

Дети находят мораль басни и читают:

«Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок,

И в сердце льстец  всегда отыщет уголок»

Выразительное чтение басни.

Чтение по ролям.

 - Постарайтесь прочитать басню так, чтобы слушатели увидели большую неуклюжую ворону, а рядом с ней хитрую, умную, лживую плутовку лисицу.

Рефлексия.

(слайд 13)

Оцените свою работу на уроке.

Продолжи предложения

  • Сегодня я узнал …
  • Было интересно …
  • Урок дал мне для жизни …

Отвечают на вопросы.

Продолжают одно из предложений.

Домашнее задание

      (слайд 14)    

  • Стр. 137 – 139 ответить на вопросы
  • Выучить наизусть басню И.А.Крылова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Речевая разминка Проворонила ворона воронёнка.

Слайд 7

« Ворона и лисица» Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Слайд 8

Словарная работа Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить - очаровать, покорить чем-либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский - нежный, добрый. Царь - птица - главная среди птиц. Вещуньина (голова) - предсказательница.

Слайд 9

Глаз не сводит- смотрит пристально, не отрываясь. На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать. Во всё горло - каркнула очень громко. Была такова - исчезла, скрылась. Дыханье сперло - трудно стало дышать. Бог послал - нашёл случайно, без особого труда. Словарная работа

Слайд 10

Глупая, доверчивая. Верит, слушает, каркает. Вороне нравятся льстивые слова. Простофиля. Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всегда добивается своего. Плутовка. Лисица Ворона

Слайд 11

Лисица На цыпочках подходит Вертит хвостом Глаз не сводит Говорит сладко, чуть дыша Ворона Взгромоздилась Собралась Призадумалась Держала Вскружилась Каркнула

Слайд 12

« Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок »

Слайд 13

Продолжи предложения Сегодня я узнал … Было интересно … Урок дал мне для жизни …

Слайд 14

Д. з. стр. 137 – 139 ответить на вопросы Выучить наизусть басню И.А.Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Презентация к уроку "И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Данная презентациясодержит 14 кадров; может быть использована на уроках литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"

Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. А. Крылов "Ворона и лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе - басня Крылова "Ворона и лисица". К уроку прилагается презенация...

Конспект урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Ворона и лисица»

Класс: 3 Тип урока: урок изучения нового материала     Цель урока: познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи урокаОбучающие:-знать...