Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Клестова Мария Александровна

Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.А.Крылов

басня "Ворона и лисица"

(открытый урок в 4 классе)

Цели:

  • Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
  • научить находить в тексте мораль;
  • работать над выразительностью чтения;
  • развивать творческое воображение, технику чтения, умение анализировать и делать выводы;
  • развивать у учащихся  умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей;
  • воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 4 класс. Часть 1» (Э.Э.Кац),

портрет И.А.Крылова, мультимедийная презентация ; выставка книг И.А. Крылова.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Сообщение целей и задач урока

III. Работа над темой урока

1) Биография И.А.Крылова

Ученик наизусть рассказывает стихотворение

2) Повторение изученного материала

Аншлаги с правильными вариантами закреплять на доске

Физминутка

IV. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

Словарная работа

Слушание и первичный анализ басни

Вопросы по содержанию басни

Определение морали басни

Выразительное чтение басни учащимися.

Работа с иллюстрацией

V. Итоги урока

Рефлексия

Домашнее задание

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Я  очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь,  наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Уч   Ребята, сегодня у нас с вами состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы уже с вами знакомились. На уроке мы повторим изученные произведения, познакомимся с новой басней, будем работать над выразительным чтением, узнаем новые биографические сведения об авторе.

-Ребята,  что вы помните из биографии И.А.Крылова? (ответы детей)  (слайд 2)

Учитель

Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всем.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. У Крылова было трудное детство. Он рано остался без отца, а в наследство от отца получил только  солдатский сундучок с книгами. Поэтому уже с десяти лет ему пришлось работать писцом в суде. В трудах, лишениях и скитаниях прошла юность Крылова. Только к 40 годам он смог устроить свою жизнь, поступив в Петербурге на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем больше 30 лет.

Крылов был не только прекрасным баснописцем, поэтом, драматургом (писал комедии), но и прекрасно играл на скрипке, выучил теорию музыки, хорошо рисовал, разбирался в математике, самостоятельно выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски, знал французский язык.

А.С.Пушкин высоко ценил Ивана Андреевича Крылова, считал его "самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев. (слайд 3)

Известный литературный критик В.Г.Белинский (слайд 4) высоко оценил творчество Крылова, говорил,  что его будет читать весь русский народ. А написал Крылов 205 басен, которые были переведены на 60 языков.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Русский писатель Н.В.Гоголь  (слайд 5) назвал его басни "книгой мудрости самого народа".

Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу (слайд 6). Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России. Басни Крылова живы и поныне, они не стареют. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. А советский писатель Михаил Васильевич Исаковский (слайд 7) посвятил ему замечательные стихотворные строки.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

 - О каких известных крылатых крыловских словах идет речь? приведите примеры (ответы детей)

(В случае затруднения учитель помогает)

Оказывается, в нашей повседневной речи мы используем большое количество "крыловских" крылатых выражений. Например таких:(слайд 8 )

А Васька слушает да ест.

А ларчик просто открывался.

Великий зверь на малые дела.

Да только воз и ныне там.

 Запели молодые: кто в лес, кто по дрова.

 Как белка в колесе.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.

Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.

Кто посмирней, так тот и виноват.

 Не плюй в колодезь – пригодится
Воды напиться.

 Рыльце у тебя в пуху.

Сильнее кошки зверя нет!

 Слона-то я и не приметил.

 Спой, светик, не стыдись!

Хоть видит око,
Да зуб неймет.

 - Давайте еще раз назовем в каком жанре писал Крылов? (басня)

 - А что об этом литературном жанре нам известно.

Я буду задавать вам вопрос. Нам необходимо из предложенных ответов выбрать правильный.

1. Басня - это (слайд 9)

А) занимательный короткий рассказ

Б) смешное лирическое стихотворение

В) короткая сказочная история

2. Героями басен являются... (слайд 10)

А) богатыри

Б) животные, иногда люди

В)  птицы, растения

3. Басни писались с целью: (слайд 11)

А) высмеять пороки людей

Б) помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними.

В) прославить русский народ

Г) привлечь читателя, создать хорошее настроение

4. В басне... (слайд 12)

А) есть вывод

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам

В) вывод не нужен.

 - А теперь давайте вместе сделаем вывод. Басня - это....

(дети формулируют)

А вот такие определения слову "басня" даются в словарях       ( слайд 13):

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

- Давайте сравним определение, которое дано в словарях с тем, которое дали мы ( дети дали более полное определение)

 - Как в басне называется вывод? (морали  - нравоучения, поучения.)

Главный жанровый признак басни – наличие морали. Приведу из толкового словаря В.И. Даля определение слова «мораль».

(слайд 14)

«Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу».

Мы с вами еще раз вспомнили биографию Крылова, поговорили о крылатых выражениях, обобщили знания о баснях.     И прежде, чем мы начнем с вами знакомиться с новой басней, я предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку. (слайд 15)

Мы устали чуточку -

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай раз, два, три!

На соседа посмотри.

Руки вверх и тут же вниз.

И за парту вновь садись.

Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Но прежде, чем знакомиться с новой для нас басней, давайте отгадаем загадки и узнаем героев этой басни.  

Окраской — сероватая, 
Повадкой — вороватая, 
Крикунья хрипловатая — 
Известная персона. 
Кто она?    (ворона)             (
слайд 16)

Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай!    (Лиса)


- Кто же главные герои басни? Что вы знаете об этих животных?

- Называется басня «Ворона и Лисица» (слайд 17)

-  В басне вам встретятся незнакомые слова и выражения. Чтобы лучше понять басню, нужно знать их значения

Давайте вместе попробуем дать определение данным словам (на слайдах 18-19)

Пленил – заворожил.                                                                                                                                                           Вещунья – приносящая вести, предсказательница.                                                                                                        Бог послал – случайно нашла.                                                                                                       Лесть – лицемерное,  восхваление.                                                                                 Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.                                                             Не впрок – не на пользу.                                                                                                            Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Откройте учебник с.158

Я прочитаю вам басню. Внимательно меня слушайте и подумайте на сколько частей можно её разделить. (чтение басни учителем)

- Понравилась ли басня? Чем именно? (ответы детей)

 - еще раз внимательно про себя прочитайте басню и постарайтесь определить на сколько частей можно ее разделить. (2 мин)

 

-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)         

-О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)

- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.

-  Что же говорится в 3 части? (это – развязка)

-  Как Лисице удалось расположить к себе Ворону? (льстивой речью, от которой у Вороны вскружилась голова)

- Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).

- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)

- Догадывалась ли об этом Ворона?

- Понравилась ли Вороне лесть Лисы? 

- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»? (переполняли эмоции, радостные чувства)

- С помощью каких слов автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)

 - Добилась ли Лиса поставленной цели?

Какой мы можем назвать  Лисицу? Дайте ей характеристику. ( Плутовка, проныра, льстец) (слайд 20)

 - Какую характеристику мы можем дать Вороне? (доверчивая, глупая) (слайд 20)

 - Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)

 - Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?

 - Приведите примеры.

- Найдите в тексте мораль басни, зачитайте.

- В чем заключается мораль этой басни?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).

- Рассмотрите иллюстрации к басне на стр. 159. Кого вы видите на этом рисунке? Удалось ли художнику передать характер героев? Обоснуйте свой ответ. Какой у художника получилась Лисица? А Ворона? Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем идет речь?

– Кто главные герои басни? (Ворона и Лисица.)

– Как вы понимаете слово «лесть»? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.)

– Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.)

– Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.)

- Чему научила вас басня?  Свой ответ вы можете начать со слов

- Я узнал…! Я запомнил…! Я понял…! Я научился…! Я почувствовал…!

Выучить басню наизусть.

«Верные и неверные утверждения» (если останется время)

1.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Памятник Крылову установлен в Летнем саду в Москве

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.

да

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крылов Иван Андреевич 1769 - 1844

Слайд 2

Белинский Виссарион Григорьевич Пушкин Александр Сергеевич Гоголь Николай Васильевич

Слайд 3

А Васька слушает да ест. А ларчик просто открывался. Великий зверь на малые дела. Да только воз и ныне там. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. Как белка в колесе . Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. Кто посмирней, так тот и виноват. Не плюй в колодезь – пригодится воды напиться. Рыльце у тебя в пуху. Сильнее кошки зверя нет! Слона-то я и не приметил. Спой, светик, не стыдись! Хоть видит око, Да зуб неймет.

Слайд 4

Басня – это А) занимательный короткий рассказ Б) смешное лирическое стихотворение В) короткая сказочная история Героями басен являются... А) богатыри Б) животные, иногда люди В) растения

Слайд 5

Басни писались с целью: А) высмеять пороки людей Б) помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними. В) прославить русский народ Г) привлечь читателя, создать хорошее настроение В басне... А) есть вывод Б) вывода нет, каждый придумывает его сам В) вывод не нужен.

Слайд 6

Басня (по В.И. Далю) - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного ( баского ) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными). Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня - это

Слайд 7

Словарная работа Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить - очаровать, покорить чем-либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский - нежный, добрый. Царь - птица - главная среди птиц. Вещуньина (голова) - предсказательница.

Слайд 8

Глаз не сводит- смотрит пристально, не отрываясь. На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать. Во всё горло - каркнула очень громко. Была такова - исчезла, скрылась. Дыханье сперло - трудно стало дышать. Бог послал - нашёл случайно, без особого труда. Словарная работа

Слайд 9

Глупая, доверчивая. Верит, слушает, каркает. Вороне нравятся льстивые слова. Простофиля. Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всегда добивается своего. Плутовка. Лисица Ворона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Урок литературного чтения 3 класс. Тема "И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Данный урок  литературного чтения в 3 классе из раздела «Великие русские писатели» по программе "Школа России"...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать  структуру...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....