Конспект урока и презентация И.А. Крылов "Ворона и Лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

по теме: «И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

(УМК «Школа России»,  авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий.)

Подготовила:

учитель начальных классов

Жирякова Н.В.

2023 год

г. Бердск

Тип урока: чтение и анализ произведения

Цели:

Познакомиться с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Задачи:

  1. Формировать умение определять басню как жанр.
  2. Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
  3. Развивать речь, мышление.
  4. Воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность.

Планируемые результаты:

Личностные: 

будут сформированы:

  • положительное отношение к учебной деятельности;
  • интерес к учебному труду;
  • основные моральные нормы поведения;
  • эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: 

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного;
  •  высказывать свое отношение к прочитанному;
  • осуществлять поиск полученной информации дл выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  •  определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные: 

Обучающиеся научатся:

  • извлекать необходимую информацию из текстов;
  •  самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • организовывать свое рабочее место;
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала

Коммуникативные: 

  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
  •  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Подготовка к первичному восприятию текста.
  5. Первичное восприятие текста.
  6. Проверка качества первичного восприятия текста.
  7. Физминутка.
  8. Вторичное восприятие текста.
  9. Словарная работа.
  10. Анализ литературного текста:

10.1Анализ развития события.

10.2 Анализ образа героев.

  1. Итог урока
  2. Выставление отметок
  3. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся.

СЛАЙД 2. Начинаем наш урок.

Ты готов к нему, дружок?

Всё ли у тебя в порядке –

Ручка, книжки и тетрадка?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Речевая разминка. 

 -Потренируемся в скорочтении.

-Прочитайте медленно, затем с ускорением.

 (У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой)

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

-К какому жанру относится данный текс? (скороговорка)

Какие жанры в литературном чтении вам еще известны? (рассказ, былина, сказка, басня).

-Молодцы, двигаемся дальше!

  1. Сообщение темы и цели урока.

-У меня в коробочке лежит предмет. Я вам задам загадку, а вы мне назовете предмет.

То, что он продукт молочный,
Вам любой расскажет точно.
Больше всех содержит дыр
Ароматный вкусный …
(сыр)

Верно, в коробочке лежит СЫР. Как вы думаете, для чего я его принесла?

Мы ведь не в столовой. С чем будет связан данный продукт? (Связан с басней)

СЛАЙД 3. Давайте вспомним, что такое басня?

СЛАЙД 4. Цель написания басни - высмеять пороки людей. В ней есть вывод, мораль.

СЛАЙД 5. Отгадайте, с какой басней мы сегодня познакомимся?

Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице)

СЛАЙД 6. -Верно, сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «Басни». Автор басни Иван Андреевич Крылов.

- Зная тему, давайте попробуем определить задачи урока.

К сожалению, мы не сможем узнать задачи, ведь они все рассыпались. Давайте их соберем. (КАРТОЧКИ на доске.) 

- Что странного заметили в написании названия этой басни? (Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы).

  1. Подготовка к первичному восприятию текста.

-Что вы знаете о лисе? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)

-Какой вы представляете себе ворону? (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.)

  1. Первичное восприятие текста

-Слушая литературное произведение Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица», подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?» (аудио)

  1. Проверка качества первичного восприятия текста?

1. Почему произведение так называется?

2. Понравилось ли оно вам?

3. Чем понравилось?

  1. СЛАЙД 7. Физкультминутка. 
  2. Вторичное восприятие текста.

–Прочитайте текст самостоятельно, карандашом отмечая слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.

  1. Словарная работа.

СЛАЙД 8.–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения. Постарайтесь объяснить их смысл.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу

Пленил – очаровал, увлёк.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

  1. Анализ литературного текста.
  1. Анализ развития события

- На странице 138 прочитайте первую строку. (Вороне где-то бог послал кусочек сыру)

- Как понимаете, выражение «бог послал»?   (Ворона случайно нашла кусочек сыра)

- Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь? (Мы завтракаем – утром)

-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.

На ту беду Лиса близехонько бежала

-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)

-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.

Вдруг сырный дух лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил

-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

-Чем все закончилось? (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)

  1. Анализ образа героев

- Как автор назвал Лису? (Плутовка)

- Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)

-Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)

-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша». (Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.)

СЛАЙД 9.– Прочитайте строки из басни.

"Голубушка, как хороша!
          Ну что за шейка, что за глазки!
          Рассказывать, так, право, сказки!
          Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик,
 не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
          Ведь ты б у нас была царь-птица!"

-Правду ли говорила Лисица Вороне? (Нет, она говорила неправду.)

-Перечислите, что расхваливала Лиса? (Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок.)

-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)

-Верно, и от льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
          От радости в зобу дыханье сперло, 
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло

-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»?  (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)

-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.

СЛАЙД 10. Давайте посмотрим на слайд. Подберите подходящие слова для описания Вороны и Лисицы.

СЛАЙД 11. Учитель читает мораль басни.

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? (Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

-Бывает ли так у людей? (Да.)

  1. Итог урока

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Назовите жанр этого произведения?

-Перечислите героев басни?

-Чтобы вы посоветовали Вороне?

Рефлексия СЛАЙД 12.

  1. Выставление отметок
  2. Домашнее задание: стр. 137-138, выразительное чтение


Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!

Ехал грека через реку. 
Видит грека - в реке рак. 
Сунул грека руку в реку. 
Рак за руку грека - цап!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица» Подготовила: учитель начальных классов Жирякова Надежда Вячеславовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Слайд 2

Начинаем наш урок. Ты готов к нему, дружок? Всё ли у тебя в порядке – Ручка, книжки и тетрадка? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5».

Слайд 3

Басня – это короткий , нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающий людей и их поступки. Главные герои: животные и растения.

Слайд 4

Цель написания басни - это высмеять пороки людей. В ней есть вывод и мораль .

Слайд 5

Отгадай басню РОНА , ица

Слайд 6

Иван Андреевич Крылов Б асня «Ворона и Лисица»

Слайд 8

Словарная работа Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу Пленил – очаровал, увлёк. Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать. Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье. Плутовка – обманщица, хитрая. Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое. Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Слайд 9

"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, – При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Слайд 10

Хитрая Добрая Неуклюжая Растяпа Умная Глупая Красивая Хитрая Неискренняя Плутовка Добрая Льстивая Умная Честная Глупая

Слайд 11

Неуклюжая Растяпа Глупая Хитрая Неискренняя Плутовка Льстивая Умная

Слайд 12

Мораль басни « Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

Конспект урока и презентация к уроку ИЗО "Осенний пейзаж родной Земли"

конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение...

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». 3 класс конспект урока и презентация

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». 3 класс конспект урока и презентация...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...