И.А. Крылов «Ворона и Лисица». 3 класс конспект урока и презентация
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». 3 класс конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorona_i_lisa.pptx901.56 КБ
Файл l._ch.no40_19.11_vor._i_lis_18._2.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3-Б КЛАСС Учитель: Мащенко Елена Петровна

Слайд 2

Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Все ли правильно сидят, На учителя глядят.

Слайд 3

- Кто автор этих басен? Да только воз и ныне там … Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться … Ты всё пела это дело так пойди же попляши… К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей …

Слайд 4

Портрет И.А. Крылова 02.02.1769-09.11.1844 Годы жизни И.А. Крылова

Слайд 6

Памятник и. а. крылову

Слайд 7

«Ворона и лисица» И.А. Крылов

Слайд 8

Что знаете об этих животных?

Слайд 9

Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль. Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость.

Слайд 10

Словарная работа Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить - очаровать, покорить чем-либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский - нежный, добрый. Вещуньина (голова) - предсказательница.

Слайд 11

Зоб - у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать. Была такова - исчезла, скрылась. Дыханье сперло - трудно стало дышать. Бог послал - нашёл случайно , без особого труда. Словарная работа

Слайд 12

в орона нашла кусочек сыру; л иса близёхонько бежала; в орона каркнула; л исица говорит сладкие слова вороне; п лутовка подходит на цыпочках; л исица схватила сыр и убежала; с ыр выпал. Расположите цепочки слов в нужной последовательности: Перевёрнутые логические цепочки

Слайд 13

в орона нашла кусочек сыру; л иса близёхонько бежала; п лутовка подходит на цыпочках; л исица говорит сладкие слова вороне; в орона каркнула; с ыр выпал. л исица схватила сыр и убежала; Расположите цепочки слов в нужной последовательности: Перевёрнутые логические цепочки

Слайд 14

1. В ыразительное чтение басни стр. 66 Домашнее задание 2. З адание по выбору учащихся: чтение басни по ролям; инсценировка басни; выучить басню наизусть; создание диафильма к басне.

Слайд 15

Молодцы!!! Рефлексия: - Ребята, понравилась ли вам урок? - Что вам больше всего понравилось? - Что вызвало затруднение? - На этом урок окончен. Спасибо всем.



Предварительный просмотр:

Учитель  Мащенко Е. П.                             3-Б класс

Литературное чтение                              19.11.2018 г.                

Урок № 40.          Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи:продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

научатсяназывать некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Личностные:

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Ресурсы  урока

учебник, презентация www.shkola-abv.ru

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят,

На учителя глядят.           (Слайд 2)

-Пусть урок  принесет  всем  радость  общения,  а  помогать  вам  будут

внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация учебной деятельности

1. Повторение пройденного.

- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.

Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука).

Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна).

Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей).

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки).

- Кто автор этих басен?          (Слайд 3, 4)

2.Проверка домашнего задания.

- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.

А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.

- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)

III. Изучение нового материала.

1.Постановка учебной задачи и определение темы урока.

- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.

- Посмотрите на слайд (Слайд 5, 6), Кто изображён внизу на памятнике?

- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей  и т.д.).

-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.

(После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).

- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)

- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.

- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). Слайд 7,8)

- Расскажите о повадках этих животных. Где они живут? (Ворона живет рядом с человеком. Не отличается красотой, голосом.

Лиса живет в лесу. Это хищное животное.)

2. Повторим понятия о басне и о морали.

Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость. (Слайд 9)

3. Знакомство с басней. (Грамзапись.)

Вы прослушайте и ответьте на вопрос.

Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?

Определения будут записываться на доске под картинками персонажей в течение всего урока.

4. Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).

Внимательно читайте о Вороне и Лисице.

5. Словарная работа.

 –Прочитайте  слова,  смысл  которых  вызвал  у  вас  затруднения.

Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь

толковым словарем.  (Слайд 10, 11)

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем-либо.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Ангельский - нежный, добрый.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Зоб – у птиц:  расширенная  часть  пищевода,  где  накапливается  и

предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная

железа, а также ожирение шеи под подбородком.

На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.

Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.

Была такова - исчезла, скрылась.

Дыханье сперло - трудно стало дышать.

Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

IV. Физкультминутка

Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

- выполняют.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Выборочное чтение.

-Какими словами автор характеризует Ворону?

-Какими словами автор характеризует Лисицу?

На доске появляется запись:

Ворона

Лисица

Взгромоздясь - тяжелая

Близехонько - быстрая

Призадумалась - неуклюжая

Сыр пленил - легкая

Бог послал - медлительная

Вертит хвостом - ловкая

- Найдите слова, в которых автор предугадывает события?

Плутовка обманщица на ту беду

-Как лиса задумала получить сыр?

-Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…….какая шейка, глазки…)

-Правда ли Ворона такая красивая птица?

-Правда ли Ворона хорошо поет?

-Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.

-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.

-Зачитайте, что случилось с Вороной?

-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.

-Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)

- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)

- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…..».)

- Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?

Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.

Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.

Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.

-Что осуждает Крылов?

2. Закрепление изученного материала.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки». (Слайд 12, 13)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

VI. Творческая работа

Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.

1.  Подготовительный этап.

Распределение ролей. Обсуждение декораций, костюмов.  

2.  Чтение по ролям в группах.

3.  Оценивание прочитанной басни группой.  (Интонация, темп,

громкость).

-Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?  

VII. Итог урока.

- Давайте подведем итог. С какой басней мы сегодня с вами работали? Кто автор? Какова мораль? Достигли ли цель?

(Оценивание работы учащихся.)

Домашнее задание: (Слайд 14)

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;

б) задание по выбору учащихся:

- чтение басни по ролям;

- инсценировка басни;

- выучить басню наизусть;

VIII. Стадия рефлексии: (Слайд 15)

- Ребята, понравилась ли вам урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- На этом урок окончен. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

"Доли". 3 класс, конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Доли" для 3 класса...

"Состав слова" 3 класс, конспект урока с презентацией

Материал можно использовать на обобщающих уроках русского языка по теме "Состав слова" (УМК "Школа России"). Урок сопровождается презентацией. Знайка, герой произведения Н.Н.Носова "Приключения Незнай...

"Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления". 2 класс. Конспект урока и презентация к уроку.

Программа "Школа России"Конспект урока на тему  "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"Цель урока:-Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, п...

Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".

Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....

Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"

Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов"....

Умножение на 1. Математика 2 класс Конспект урока с презентацией

Методические рекомендации: важной особенностью урока является ориентация на самостоятельное добывание знаний самими учащимися, задания составлены по уровню сложности и предполагают выбор учащимися для...