Окружающий мир 3 класс конспект урока с презентацией "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Бердникова Елена Николаевна

Урок объяснения нового материала 3 класс УМК "Школа России" А. Плешаков "В царстве грибов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon griby_1.ppt2.52 МБ
Office presentation icon griby_2.ppt1.08 МБ
Office presentation icon griby_3.ppt2.36 МБ
Office presentation icon griby_4.ppt1.66 МБ
Microsoft Office document icon kopiya_v_tsarstve_gribov.doc35.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

В царстве грибов

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 б

Автор урока (ФИО, должность)

Бердникова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ Мальчевская СОШ

Республика/край, город/поселение

Станица Мальчевская

Методическая информация

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цели урока

Актуализировать и упорядочить знания детей о классификации грибов; дать представления о грибах в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП.

Задачи урока

Ознакомление  с особенностями строения шляпочных грибов.

Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.                                                  Знакомить с правилами оказания первой помощи при отравлении грибами.                                               Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о грибах, прививать навыки самостоятельной поисковой работы.                                                            Создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; прививать любовь к окружающему миру.

Приемы ТРКМЧП

Дневник исследователя,  инсерт, синквейн

Оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «, атлас определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, муляжи грибов, дневник исследователя, выставка книг о грибах, костюмы грибов для детей, раздаточный материал (картинки животных, растений, грибов, мозаика), клей.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

  1. Приветствие гостей.

- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, повернулись. Поприветствуем их!

- Улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям.      Пусть сегодняшний день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Ход и содержание урока

 

  1. Работа с дневником наблюдения.

    - Откройте дневники наблюдения. Отметим погоду. Какой сегодня день? Что можете сказать?  Температура воздуха?  Есть ли сегодня осадки? Ветер? (2 ученика у доски.)

  1. Повторение пройденного материала

- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой -

Скинет с плеч её долой?  (Лес)

Слайд 2.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

- Молодцы!

- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

 – Правильно.

Слайд 3. 

         - Какая бывает природа? (Живая и неживая).

Слайд 4. 

    На доске появляется схема 1(Приложение 1)

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

Проверим, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. У вас на столах лежат мозаики, соберите их.

 По два человека с группами занимаются сбором мозаики.

-А остальные ребята в группах разложите картинки  с лесными жителями  на уже известные вам группы.

А в это время проверяются мозаики.

-Что получилось? Какая это природа?

Деление на царства живой природы - растения, животные.

 На доске - царство растений, царство животных. Названия царств  прикрепляются на доску.

Слайд 5. 

- Работаем мы по группам, давайте узнаем название ваших групп

- Сколько групп?  Какие картинки лишние? (Грибы). Это особое царство природы.

V. Постановка цели урока. Формулировка темы урока.

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? Чему учиться?

Слайд 6. 

- Тема нашего урока: «В царстве грибов».

-Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор.

-Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо: “Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

-Сегодня за ваши правильные ответы вы получаете грибочки – этот лесной трофей складывайте в свои корзинки.

 VI. Работа по теме урока.

1. Постановка учебной проблемы. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждой группы на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы

-… грибы живая природа?

- … способствуют образованию перегноя?

- … у гриба есть шляпка?

- … мухомор самый ядовитый гриб?

- … можно детям до 10 лет есть грибы?

- … грибы нуждаются в охране?

     Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.

      Мы говорим грибы.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

Слайд 7.

Вывод.

- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.

( Прикрепить название)

2 . Строение гриба.        

 -Кто из вас собирал грибы?

 -Какие грибы вам известны?

 -Какие части гриба вы знаете?

 Рассмотрите муляжи, обратите внимание на их строение.

 3. Первичное закрепление. Работа с учебником. Работа в исследовательском дневнике.

- Поработаем с учебником на странице 118. Найдите и зачитайте отрывок в тексте, где рассказывается о строении гриба.

 -Давайте закрепим наши  знания. В исследовательском дневнике подпишите названия частей гриба.    ( Проверка на слайде) Читает ученик.

Слайд 8.

3. Питание гриба. Работа с текстом по методу инсерт. Страница 118.

*Чтение текста по методу инсерт.

- Чем питаются грибы?

– Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях.

“+”- новое

“-”- думал иначе


“?”-
хочу спросить

“v”- знал

Учащиеся читают текст.

*заполните таблицы “Инсерт”.

(Заполнение страницы дневника)

-Вернемся к вопросу питания грибов, проверим, что нового вы узнали после прочитанного?

Слайд №9

 - Значит, грибы не производят питательные вещества сами точно так же, как животные. Но они как и растения растут на земле. Поэтому грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Слайд 10.

Слайд 11. Физминутка.

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз - грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

Слайд № 12

4. Съедобные и несъедобные грибы.

- Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости. Угадайте кто они?

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я ……………(подосиновик).

Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

В красно-белой шляпке,

Расту в лесу, ребятки,

Поднимают люди ор:

- Гляньте, это ж ….. (мухомор).

Нет грибов дружней, чем эти –

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.  (Опята)

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят четом

Золотистые … (лисички).  

-На какие группы их можно разделить?

Слайд № 13

 Показ слайда  о мухоморе, бледной поганке.

Слайд №14

Слайд №15

5. Оказание первой помощи при отравлении.

Мухомор пригласил к нам в гости доктора Пилюлькина. Он принес советы по оказании первой помощи при отравлении.

Во время выступления Пилюлькина показываются слайды №16, 17, 18.

Входит доктор Пилюлькин.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, доктор Пилюлькин!

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?! 

Слайд №16

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

Слайд №17

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону …. “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории. 

Слайд №18

– И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

- Спасибо, доктор Пилюлькин! До свидания!

6. Грибы Красной книги России. Самостоятельная работа детей со справочной литературой.

-Но грибы бывают не только опасными. Прежде всего, грибы - это богатство леса. Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Но некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России, как вы думаете почему? Какие это грибы мы узнаем после работы со справочной литературой. ( Капитаны групп готовят сообщения).

Слайд №19

7. Работа в исследовательском дневнике.

-На уроке прозвучало много названий грибов. Проверим, какие грибы вы запомнили. Подпишите названия грибов, которые вам известны.

Проверка. Эти грибы произрастают в Ростовской области.

Сообщения о грибах из Красной книги.

-Давайте посмотрим какие, еще есть грибы?

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24

Рефлексия деятельности на уроке

V.  Рефлексия.

– Итак, подведем итог: составим синквейн


Составление синквейна.

1
. Тема (1 существительное).
2. Описание темы (2 прилагательных).
3. Описание действия (3 глагола).
4. Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме.
5. Слово, отражающее суть темы.

Слайд №25.

- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

И я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на “тихой охоте”.

- А какая же группа потрудилась лучше? Посчитайте свои грибы. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.

- Давайте объединим их в общую корзину и вручим нашему гостю-проводнику – мухомору

Домашнее задание

VII. Домашнее задание.

Слайд 26

1) Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» стр. 118-121

2) устно ответить на вопросы  стр.121.

3) записать в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

4) Составить рассказ о грибах.
5) Приготовить дополнительный материал по теме «Грибы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по теме "Царство грибов"

Материал предназначен для обучающихся 1 класса, в котором они знакомятся с царством грибов и на основе понимания связей компонентов природного сообщества формируют бережное отношение к грибам,...

Конспект урока "Начало Московского царства."

Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Начало Московского царства.Цели урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя И...

Конспект урока "Начало Московского царства"

Тема: «Начало Московского царства»Тип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получа...

Конспект внеурочного занятия " В царстве грибов"

Цель: создание книги  о грибах, как особом царстве живой природы.Задачи: -расширить и систематизировать знания о грибах;- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, своему здоров...

Окружающий мир.Конспект урока по теме : " Царства растений"

Конспект урока составлен с использованием карточек и заданий платформы Учи.ру....

Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России

План-конспект урока  окружающего мира в 4 классе по программе  А. Плешакова - УМК Школа России...