Конспект урока "Начало Московского царства"
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Верещак Виктория Владимировна

Тема: «Начало Московского царства»

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получать знания из книг.

Планируемы результаты:

  • Предметные: формирование новых знаний о начале Московского царства; закрепление нового знания; отработка предметного смысла различения понятий и умений ориентироваться по реке времени.
  • Метапредметные: развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать учебные задачи; делать выводы и обобщения, давать самооценку; развитие навыка работы с учебником, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании исторической терминологии.
  • Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoria_moskva.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.11.2015г.                                                                                                        Методист: Сачкова Т.А.
Школа № 104                                                                                                                Учитель: Моцная Н.В.
Класс: 4-А                                                                                                                Студентка: Верещак Виктория, 43 гр.
Кабинет № 109
Урок истории

Тема: «Начало Московского царства»

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получать знания из книг.

Планируемы результаты:

  • Предметные: формирование новых знаний о начале Московского царства; закрепление нового знания; отработка предметного смысла различения понятий и умений ориентироваться по реке времени.
  • Метапредметные: развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать учебные задачи; делать выводы и обобщения, давать самооценку; развитие навыка работы с учебником, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании исторической терминологии.
  • Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Понятия: казаки, Земский собор, Судебник, усобицы, Золотая Орда

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Этап

t

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

20 сек

Ребята, звонок уже прозвенел. Подравняйтесь. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Меня зовут Виктория Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок истории.

Приветствует детей

Словесный – слово учителя

Приветствуют учителя

Проверка выполнения домашнего задания

5 мин

Ребята, какое задание вам необходимо было выполнить дома?
Поднимите руку, кто справился с заданием.
Кто желает прочитать свое описание по картине?
(3 ребенка отвечают у доски)

Молодцы, ребята!

Осуществляет проверку домашнего задания

Словесный – устное изложение

Отвечают у доски

К.: строят речевое высказывание

К.: слушать и воспринимать речь других

Подготовка к основному этапу занятия

4 мин

Посмотрите на слайд. Здесь вы видите высказывание. Кто желает прочитать это высказывание?

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Скажите, как вы понимаете данную фразу? Почему важно изучать историю?

Ребята, вспомните, каких князей вы уже изучили? Назовите их имена.

Сегодня, мы поговорим об еще одном князе, а как его зовут, вы сможете узнать, разгадав кроссворд.
(Приложение 1)

Назовите, ребята, имя князя.

Задает вопросы, выводит к теме урока

Словесный – беседа

Наглядный – презентация

Практический – выполнение упражнения

Анализируют высказывание

Отвечают на вопросы учителя

Решают кроссворд, опираясь на ранее полученный знания

К.: строят речевое высказывание

П.: ответы на вопросы
Л.: опора на свои знания
К.: умение слушать других

Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

Ребята, на слайде вы видите ребус, в котором зашифрована тема сегодняшнего урока. Разгадайте этот ребус.

Кто желает назвать тему урока?

«Начало Московского царства»

Сформулируйте цели на урок.

(мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей,  который поднял Русь с колен и сбросил с её плеч тяжесть монголо–татарского ига. Мы с вами будем говорить о правнуке Дмитрия Донского, Иване III)

Московские князья уже давно собирали русские земли, но только не объединили их. Скажите, а кому же это удалось?
Верно, Ивану III.
Иван III имел прозвище «Великий». Предположите, почему?

Сейчас, ребята, я расскажу вам об Иване III.
(Приложение 2, рассказ об Иване III)

 Можно ли считать Ивана III Великим? Почему?

А еще, ребята, при Иване III итальянскими мастерами –архитекторами были построены стены Московского Кремля, которые мы видим сейчас. Знаменитый итальянский зодчий Аристотель Фиораванти заново построил по образу и подобию Успенского собора во Владимире главный московский храм.

Найдите на странице 33 в учебнике фотографию Успенского собора. Скажите, что в его облике напоминает Успенский собор во Владимире?

Предлагает учащимся разгадать тему урока

Словесный – беседа

Словесный - беседа

Словесный – рассказ

Наглядный – презентация

Наглядный – рассматривание иллюстраций

Узнают тему урока

Формулируют цели урока

Отвечают на вопросы учителя

Ответ на вопрос-обобщение

Слушают рассказ учителя

Анализируют фотографии

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи

К.: слушать и понимать речь учителя

П.: осмысление текста, осознанное построение устного ответа

П.: осмысление текста, осознанное построение устного ответа

Физминутка

40 сек

Ребята, давайте встанем и немного отдохнем.

Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз- два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!

Проводит физминутку

Выполняют физические упражнения

Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

Вскоре, после освобождения от гнета Золотой Орды и присоединения новых земель, у Ивана III умерла его жена. И великий князь женился на племяннице императора Византии Софье Палеолог. Эта свадьба подтвердила духовное и династическое родство Московского княжества с Византийской империей. Иван III себе взял титул – Государь всея Руси.
Свободная страна имела право называться царством и ждала перемен.
Скажите, благодаря каким факторам страна стала готовой для перемен?

А к изменениям Русь привел внук Ивана III, Иван IV..
(Приложение 2, рассказ об Иване Грозном)

Царь понимал, что надо выйти на балтийские берега, прочно там утвердиться и начать торговать со странами Европы. Для этого необходимо было расширять территории, чтобы выйти к морю.

С 1552 года началось присоединение земель. Была взята Казань, присоединена Астрахань, 1581г.- началось покорение Сибирского ханства. Отряд казаков и ратных людей уральских купцов Строгановых под руководством Ермака разгромил войско сибирского хана Кучума. Была построена крепость Тюмень и Тобольск. В конце XVI века Сибирское ханство было окончательно разгромлено. Народы Западной Сибири вошли в состав России.

Как это отразилось на культуре и религии страны?

Действительно, при присоединении земель, в России появились и другие народы(татары, башкиры). Некоторые из них решили исповедовать христианскую веру, а некоторые остались верны своей.

Скажите, а какую веру исповедовали народы Сибири?

Что такое мечеть?

На странице 34 рассмотрите фотографии мечети и православного храма. Что общего и различного вы видите?

Продолжает рассказ

Словесный – рассказ учителя

Наглядный – презентация

Словесный – рассказ

Рассказывает об Иване Грозном

Задает вопрос учащимся

Словесный – беседа

Наглядный – анализ фотографий

Слушают учителя

Отвечают на вопрос-обощение

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт

Анализируют фотографии, ищут сходства и различия

К.: слушать и понимать речь учителя

П.: осмысление текста, осознанное построение устного ответа

К.: слушать и понимать речь учителя

П.: осмысление текста, осознанное построение устного ответа

П.: сравнение, анализ

Закрепление знаний и способов действий

8 мин

Ребята, найдите упражнение 2 на странице 18 в рабочих тетрадях.
Саша, прочитай задание. Сейчас вам необходимо обсудить со своим соседом по парте, какие различия вы видите.
Кто желает рассказать, какие различия вы выделили?

А сейчас, ребята, мы проведем небольшое тестирование по сегодняшней теме урока. Я раздам вам листочки. Подпишите свою фамилию и имя и приступайте к выполнению заданий.

На решение текста у вас есть 5 минут.

Тест

1. В каком возрасте Иван IV венчался на Царстве?

А) 17

Б) 23

В) 14

Г) 16

2.  Как называется книга законов, общих для всей Руси?

А) Законник

Б) Судебник

В) Конституция

Г) Свод законов и правил

3. Автократор – это

А) Самодержавец

Б) Президент

В) Князь

Г) Бояре

4. При каком князе закончилось Ордынское владычество над Русью?

А) Иван IV

Б) Дмитрий Донской

В) Владимир Мономах

Г) Иван III

5. Какой зодчий заново построил по образу и подобию Успенского собора во Владимире главный московский храм?

А) Нестер

Б) Аристотель Фиорованти

В) Рюрик

Г) Платон

Ребята, поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Посмотрите не слайд. Проверьте работу соседа.
Выставите оценку, опираясь на критерии.
Поднимите руку, кто получил 5. Кто получил 4, 3.

Предлагает выполнить упражнение

Организует работу в парах

Практический – работа в парах

Раздает листочки, проводит тестирование по пройденному материалу

Практический – самостоятельная работа

Наглядный – презентация

Дает правильные ответы и критерии оценивания

Практический – взаимопроверка
Наглядный - презентация

Работают в парах

Ищут сходства и различия в двух иллюстрациях

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку

Выставляют оценку соседу по парте

П.: сравнение, анализ

П.: самостоятельная работа

Л.: опора на собственные знания

Р.: обобщение и систематизация знаний

К.: оценивать работу соседа по парте

К.: осуществлять взаимопроверку

Подведение итогов занятия

1 мин

Ребята, вспомните, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Какие цели мы ставили на урок?

Достигли ли мы поставленных целей?

Задает вопросы

Словесный - беседа

Отвечают на вопросы учителя

П.: подводят итоги урока

Рефлексия

5 мин

Посмотрите на слайд. Здесь вы видите изображение ладони человека.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно. Скажите, что вам было важно и интересно на сегодняшнем уроке?
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось ). Скажите, что было трудно на уроке?
Средний – для меня было недостаточно. Чего было на уроке недостаточно?
Безымянный палец – мое настроение;. Расскажите о своем настроении
Мизинец – мои предложения. Скажите, есть ли у вас предложения? Какие?

Проводит эмоциональную рефлексию

Словесный – беседа

Наглядный - презентация

Оценивают свою деятельность на уроке

Р.: осуществлять итоговый контроль

П.: строить речевое высказывание

Информация о д\з

1 мин

Дома, ребята, выполните задание № 1 в рабочих тетрадях, и № 2 – письменно.

Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания!

Сообщает домашнее задание

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Приложение 2

«Рассказ об Иване III»

Когда власть над северо-восточной Русью перешла в руки Ивана Васильевича, ему шёл двадцать третий год. Московское княжество расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.
Будучи маленьким мальчиком, Иван уже принимал активное участие в управлении княжеством. А к 17 годам Иван, хорошо знавший ратное дело, стал воеводой.
Иван III — высокий, худощавый мужчина великолепного ума и настойчивого твёрдого нрава. Задумав какое-нибудь дело, он подходил к нему осторожно, не торопясь, чтобы в спешке не испортить. Иван III ничего не делал очертя голову, выжидал случая и втихомолку сам подготавливал этот случай. Как и прежние московские князья, он любил власть крепкую, твёрдую, и не хотел ею поступиться ни в каком деле. Расчётливость, медленность, осторожность, стойкость в доведении до конца начатого, хладнокровие – вот отличительные черты Ивана III.
Важным событием правления Ивана Третьего было присоединение Новгорода к Московскому государству. Теперь Иван Васильевич стал бесспорным великим князем единого Русского государства, а Москву сделал столицей Руси. Страна окрепла, расширила свои территории. Через два года после присоединения Новгорода Иван Третий начал готовить вы

Ребята, предположите, какое решение принял Иван III?
(Освободить Русь от гнета монголо-татарского ига)
Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту, и велел передать хану остроумный ответ: «курица умерла, что несла татарам 
золотые яйца». И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости. Как раз, Золотая Орда распалась на несколько частей – на Ногайскую Орду, Сибирское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Ханы воевали между собой, от этого, русские народы бежали в необжитые районы – в степи, на речные острова Дона, на волжские горы Жигули. Эти вольные люди назывались казаками. Они, в последствии, верно служили Отечеству, охраняя его границы. Одним из представителей казаков является казак Ермак, который в 1581-1585 годах завоевал Сибирское ханство, но это было чуть позднее.
Тогда Ордынский хан- Ахмат, правивший в тот период, собрал огромное войско и двинулся в русские пределы. Навстречу неприятелю выступила русская рать во главе с Иваном III. Противники встретились на реке Угре в 1480 г. Обе рати встали друг против друга на противоположных берегах реки. Несколько раз пытались ордынцы переправиться через Угру, но всякий раз безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Время шло. Пришли морозы. Монголо-татары страдали от холода и голода, начали гибнуть кони. А у русского войска на родной земле был надёжный тыл, запасы продовольствия. Князь Иван Третий убедившись, что войско Ахмада через Угру не пройдёт, решил отвести войско в город Боровск, чтобы выманить противника на нашу землю и уничтожить его. Не зная, чего ожидать, ордынское войско покинуло территорию Руси. Хан Ахмат был побеждён без всякой битвы. Так закончилась зависимость Руси от Орды. Этот день – 11 ноября 1480 года принято считать днём освобождения Руси от монголо-татрского ига.

«Рассказ об Иване Грозном»

Отец Ивана IV, Василий III, погиб в 1533 году, тогда, маленькому Ивану было всего 3 года от роду, тогда он стал великим князем. Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана. В период ее правления был начат ряд реформ, направленных на укрепление великокняжеской власти. Началась реформа местного управления (которую закончил Иван IV), по ее приказу была сооружена Китайгородская стена, при ней было заключено перемирие с Литвой (1536 г.) объединены московская и новгородская денежные системы – введен единый московский рубль.
В 1538 г. Елена внезапно умирает. Иностранцы писали об ее отравлении. После ее смерти началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских, Шуйских, Воронцовых. Особенно жестокая борьба разгорелась между боярскими родами Шуйских и Бельских. Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Любознательный, начитанный Иван, видя интриги бояр, зачастую неправый суд и казни, отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от безудержного веселья к глубокой депрессии или гневу. В годы боярского правления (1538 -1547) увеличились поборы с населения, расхищалась казна,

Раздавались земли. Разбои и расправы стали обычным делом.

Как вы думаете, каким образом такая ситуация отразилась на личности Ивана IV?

Верно, он получил прозвище Грозный.

В 16 лет Иван IV венчался на царство в Успенском соборе. В центре храма до сих пор находится престол – Царское место (Мономахов трон).

А как же раньше называли правители на Руси?

В том же году в Москве занялся сильнейший пожар. После пожара сразу начались волнения, разгоралось восстание. Иван IV бежал из Москвы в село Воробьево, а дворы Глинских были сожжены и разграблены. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Именно это восстание подтолкнуло царя к реформам.

После всех событий и развала государства, на плечи молодого царя Ивана Грозного легло много задач. Чтобы управлять такой огромной территорией, необходимо было придумать, как можно сразу отслеживать условия жизни во всех землях Руси. Так,  при Иване Грозном образовался Земский собор – это собрания верных и разумных людей от каждой земли. На нем царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по всем важнейшим государственным делам. Позднее в Земских соборах стали участвовать представители купцов, торговцев, ремесленников, а также крестьян, живущих на государственных землях.

Иван Грозный принимает единые для всей Руси законы. Которым все безоговорочно должны были подчиняться. Назывались эти законы «Судебник».
Иван 4 создает первую постоянную на Руси армию «Опричников». До этого армия была наемной. Опричники исполняют, зачастую роль палачей. Помогают Ивану Грозному жестоко истреблять непокорных. Внешний вид опричников нагонял страх на людей. Черная одежда, черные кони, на седле метла и собачья голова. Было создано также войско стрельцов. С новым войском Иван Грозный совершил много славных походов
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа 3 по темам «Древняя Русь» и «Московское царство»

Проверочная работа по Теме "Древняя Русь" и "Московское царство" по   окружающему миру  4 класс УМК "Планета знаний"...

Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс

Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс...

Конспект урока "Начало Московского царства."

Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Начало Московского царства.Цели урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя И...

Конспект и презентация к уроку истории на тему: «Начало московского царства»

Цель урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси. Планируемы...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Начало Московского царства», 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Данная  работа проводится во время изучения раздела "По родным просторам". В конце проверочной работы имеются ответы. Оценивать можно следующим образом:5 - выполнено правильно от 90% - ...

Конспект урока окружающего мира "Начало Московского царства" + презентация (УМК "Перспектива", 4 класс).

Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; формирование знаний о деятельности Ивана Грозног...