Урок истории, "Начало Московского Царства".
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Содержание урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_natashi.odt28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Начало Московского Царства.

Содержание

Организация начала занятия:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь! 

-Ребята, я желаю вам творческих успехов, удачи, терпения, взаимоуважения при работе самостоятельно, в парах и группах.

Сегодня мы будем выполнять множество заданий, но перед этим давайте прослушаем музыку.

Звучит музыка О.Газманова «Москва» 

Через войны, пожары, века звон малиновый в небо летит,
Слышен звон этот издалека - это сердце России звенит.
В ярком злате Святых куполов гордо множится солнечный лик.
С возвращением Двуглавых орлов продолжается Русский язык.

Припев:
Москва - звонят колокола, Москва - златые купола,
Москва - по золоту икон проходит летопись времен.

Как вы поняли слова: Москва - по золоту икон проходит летопись времен. Что такое летопись?  

- Прочитайте высказывание: «История — сокровищница  наших деяний, свидетельница  прошлого, пример  и  поучение  для  настоящего, предостережение  для  будущего».

Как вы понимаете данную фразу? Важно изучать историю? Как вы думаете, а может это высказывание стать девизом нашего урока? Почему?

Молодцы, ребята!

Проверка выполнения домашнего задания:

А теперь, давайте, проверим домашнее задание, для этого я выдала вам тестовые задания вы выполняете их в парах, потом мы устно проверим эти задания по цепочке вслух. На выполнение 2 минуты. Как выполните задание поднимите руку.

Тест:

1.Какой князь бросил вызов Золотой Орде?

 А)Иван Калита  б) Юрий Долгорукий   в) Александр Невский

2.Какое прозвище получил князь Дмитрий после Куликовской битвы?

А) Донской  б) Невский  в) Долгорукий  г) Красное Солнышко.

3. Когда состоялась Куликовская битва?

А) в 1240г.  б) в 1380г.  в) в 1237г.  г) в 1300г.

4.Почему Дмитрий Донской перед битвой попросил благословения в Троицком монастыре?

А) ему было страшно

Б) он не был уверен в победе

В) вера объединяет русских

Г) он просил совета у Сергея Радонежского

5. Какой город был столицей Руси в XIII в.?

А) Киев  б) Владимир  в) Москва  г) Великий Новгород

6. Какое значение имела победа на Куликовом поле для русских людей?

А) Русь перестала платить дань

Б) вырос авторитет Московского княжества в глазах русских людей

В) войска Золотой Орды больше не нападали на Русь

Г) люди поверили, что Русское государство может стать независимым.

7. Какие монахи были посланы Сергием Радонежским с князем Дмитрием?

А) Илья Муромец  б) Добрыня Никитич  в) Пересвет  г) Ослабя

Давайте, проверим тест.

Ребята, вы хорошо справились с тестовой работой. Молодцы!

Подготовка к основному этапу занятия:

Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? (Старая Москва) Молодцы!

А теперь откройте учебник на странице 32 и посмотрите на тему параграфа.

Как он называется?

А что такое начало?

А когда мы что-то начинаем какое-то дело, мы обдумываем его?

А если это дело очень важное?

А что может случиться, если начать дело, не имея плана, не думая о последствиях?

Посмотрите еще раз на название параграфа. «Начало царства».

Это важное дело?

Легко ли построить  царство?

Усвоение новых знаний и способов действий:

А что случилось с русскими землями? К чему привели усобицы между князями? Почему важна память о Куликовской битве? Кто первым начал собирать русские земли?

Почему надо было царство строить заново?

- Московские князья уже давно собирали русские земли, но только не объединили их.

 Иван III получил прозвище Великий.  Какой возникает вопрос? Какие у вас возникают предположения? 

А что нам необходимо сделать, чтобы понять, за что его прозвали Великим?

Какую поставим цель нашей учебной деятельности?

 Какие  знания получим?   Какие умения должны выработать?

 Для чего нам нужно изучать эту тему? Где нам могут пригодиться знания по этой теме? А как я смогу понять, что вы поняли тему?

Составим план нашего урока.

 План урока.

  1. Объединение княжеств. (Внешняя политика).
  2. Культура.
  3. Правление Ивана 3.
  4. Правление Ивана 4.

Чтобы ответить на поставленные вопросы мы разделимся на группы. Сейчас мы поработаем в группах. Какие правила необходимо выполнять, работая в группе?

Свои открытия вы оформите в виде цитат на альбомном листе. И потом один представитель от команды расскажет нам эти открытия. На выполнение вам будет дано 5 минут.

1 группа - Внешняя политика. Прочитать материал учебника  стр.32-33. и дополнительный материал. (Выдает учитель) .

2 группаКультура. (Как украшал Москву и укреплял ее авторитет).

-Почему Успенский собор в Москве, копия Собора во Владимире? ( стр.33 учебника)

3 группа- Что Иван III  сделал для повышения престижа Руси? (Работа с текстом учебника- стр. 32-33).

Объясните,  что означает изображение на гербе?

Чем герб похож на наш современный герб? (стр.32)

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Представители от группы зачитывают свои выводы.

Как изменилась жизнь на Руси?

Почему орда потеряла свое былое могущество?

Кто такие казаки?

Почему татарский царевич перешел к московскому князю?

Какой князь положил ордынскому владычеству?

Почему Иван 3 давал земли царевичам из Литвы и Орды?

А теперь, посмотрите на карту.

 Как изменились границы Руси при Иване III

 Можно ли считать Ивана III Великим? Почему?

Ребята, а вот правившие за Иваном 3 Василий 3 и Иван 4 тоже сделали много для русского государства, но их не называют. Как вы думаете, почему?

Давайте прочитаем текст на стр. 34-35 учебника и узнаем, что положительного было в деятельности Ивана 4 .

Какие задачи стояли перед молодым царем?

Как было организовано управление в Московском царстве?

Как это отразилось на культуре и религии страны?

Что такое мечеть?

 А где мы в жизни встречались с вами с мечетью? Приверженцы, какой веры молятся в мечети?

Как вы думаете, почему в городе Казани есть православный храм и мусульманская мечеть?

Ответьте на вопрос: какие народы вошли в состав Русского государства?

Для этого посмотрите на карту «Московского царства».    Кто попробует показать на карте образованное Московское царство?

Как вы поняли, почему на территории современной России живет столько разных народов?

Какие традиции сохранились в их общении с тех времен?

Первичная проверка понимания:

Откройте, стр. №2 стр. 18-19. На выполнение 5 минут.

Какое задание вам нужно выполнить?

Рассмотрите картины в рабочей тетради великого русского  художника  А.М. Васнецова Московский Кремль при Дмитрии Донском и Московский Кремль при Иване 3. Запишите их различие.

Кто выполнит задание поднимите руку.

Давайте, проверим ваше задание. Кто хочет назвать различия?

Закрепление знаний и способов действия:

Ребята, ответьте на вопрос: за что Ивана 4 можно назвать Великим?

Ребята, а еще Иван 4 хотел завоевать для России Балтийское море, воевал с крымским ханом и сделал много хорошего. Он получил совсем другое прозвище. Кто знает, какое? Этот вопрос  я оставляю на дом.

А как Вы думаете, что такое Судебник? А как связаны Иван 3, Иван 4 и Судебник?

Обобщение и систематизация знаний:

Давайте, проведем опрос. Отвечать только по поднятой руке.

1)Сколько лет потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости?

2)Кто в это время правил на Руси? Каким он был человеком?  Какие изменения к этому времени произошли?

5) Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? Когда это произошло? Выберите:1240, 1480, 1380

7) О чем заботился Иван 3?

8)Какие изменении произошли?

10)Кто был последователем Иван 3?(Иван 4)

Подведение итогов занятия:
Давайте, подведем итоги.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?– Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?   – Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?    – Какую бы отметку вы себе поставили?

Посмотрите на слайд, а как вы думаете, а что нам рассказывает фотография Касимова? Что такое мечеть?

Почему ее можно отнести к нашему уроку?

-Какой вывод мы сделаем по нашему уроку? Соотнесите свой вывод с выводом учебника-стр.35-Читают

Какой вклад внес князь Иван 3 в освобождение от ордынского владычества? Почему это стало возможным? 

Для чего необходимо знать историю своего края? Какие уроки дает нам история? Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?   Какие задачи ставили на урок?

Поднимите руку те, кто считает что: удалось решить поставленные задачи и узнали новое.

Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Где можно припомнить новые знания?  Чему нам ещё предстоит научиться?

+Оцените свою работу на уроке  с помощью шкал, на которых написаны критерии, а вам нужно поставить крестик там где находится ваш уровень.

если вам было интересно на уроке, если  вы поняли материал, если вам понравились различные виды работы.

Домашнее задание:

Узнать, почему Ивана IV назвали Грозным.   Почитать статью стр.32-35 Отвечать на вопросы учебника стр. 35 «Проверим себя»,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Начало Московского царства."

Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Начало Московского царства.Цели урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя И...

Конспект урока "Начало Московского царства"

Тема: «Начало Московского царства»Тип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: развивать в детях интерес и любовь к родной истории; воспитывать чувство патриотизма; учить самостоятельно получа...

Конспект и презентация к уроку истории на тему: «Начало московского царства»

Цель урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси. Планируемы...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК"Перспектива" по теме: "Начало Московского царства" (4 класс)

Урок открытия нового знания по теме: "Начало Московского царства" УМК "Перспектива" Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Цель: организация учебной деятельности учащихся по ознакомлению с п...

Конспект урока окружающего мира "Начало Московского царства" + презентация (УМК "Перспектива", 4 класс).

Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; формирование знаний о деятельности Ивана Грозног...

Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: «Начало Московского царства» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представления об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ива...

Технологическая карта урока окружающего мира "Начало Московского царства" (4 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжес...