Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
методическая разработка (4 класс) по теме
В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolegaeva_olga_vladimirovna_gbou_sosh_no_276_svao.docx | 21.75 КБ |
dobro_i_zlo.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема конспекта урока
«Добро и зло» (1-ый урок).
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55
Колегаева Ольга Владимировна
ГБОУ СОШ № 276, СВАО
Москва 2012
Тема урока: «Добро и зло» (1 урок).
Цели урока:
1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся;
2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.
Оборудование урока: высказывание Г. Гегеля на тему урока, басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока:
1.Актуализация.
- Дома вы рассказывали своим близким о том, как развивались представления людей о добре и зле. Расскажите, как вы поняли, почему и как развивались эти представления, понятия. Приведите примеры.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о добре и зле. Вас ждет творческая работа после нашей беседы, поэтому будьте внимательны.
2. Изучение новых понятий и способов действий.
- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему нашего разговора «Добро и зло»
(учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Как бы сами определили, что такое добро, а что такое зло? (ответы учащихся)
- Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. Поделитесь с нами.
- Часто ли вы сами так поступаете? Почему? (ответы учащихся)
- Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры (ответы учащихся).
- Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди.
- Откройте наш учебник на стр.12 (учащиеся работают со статьей в учебнике).
- Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло (выписывают в тетрадь определение понятий «добро», «зло»).
- Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?
- Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).
На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).
- Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).
На доске высказывание Г. Гегеля: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».
- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.
- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).
3. Формирование умений и навыков.
1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
- Прочитайте басню самостоятельно.
- Назовите главных героев этой басни (волк, белка).
На доске слова: слова (добро и зло), картинки с изображением животных (волк и белка). Один учащийся входит к доске.
- Соотнеси, пожалуйста, изображения животных и понятий «добро» и «зло».
- Вы согласны с тем, как соотнесены картинки и слова? Почему? Докажите свои слова (учащиеся выборочно читают отрывки из басни, которые характеризуют волка и белку, доказывая их доброту или злость).
- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).
2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).
- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни «Белка и волк», которую вы представили бы в облике человека.
- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?
- Какого цвета у нее будет одежда?
Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.
Добрый человек: _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
4. Домашнее задание.
- Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.
5. Итог урока.
- Пора подвести итог нашему уроку.
- Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).
6. Оценка знаний.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Можно предложить цветовую оценку, бальную оценку и т.д.
- Оцените свою работу по десяти бальной системе.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку.
- Я бы хотела тоже оценить вашу работу на уроке (учитель выставляет оценки за урок, аргументируя их).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• Что такое добро, а что такое зло? • Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. • Часто ли вы сами так поступаете? Почему? • Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры. • Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди. • Откройте наш учебник на стр.12 • Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло. • Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему ? • Как вы поняли, что входит в современное понятие добра ? Колегаева О.В.
• Прочитайте высказывание о добре и зле. « Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла » Колегаева О.В.
Г. Гегель: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе». • Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Колегаева О.В.
Колегаева О.В.
Л.Н. Толстой . Белка и волк. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем. Колегаева О.В.
ДОБРО ЗЛО Колегаева О.В.
Добрый человек: _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Колегаева О.В.
Домашнее задание . - Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле. Колегаева О.В.
Итог урока . - Пора подвести итог нашему уроку . - Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Колегаева О.В.
Презентацию к уроку по курсу ОРКСЭ выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 276 города Москвы Колегаева Ольга Владимировна 2012-2013 учебный год Колегаева О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Конспект урока "Добро и зло" курс ОРКСЭ для 4 класса
Конспект урока "Добро и зло". Модуль "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...
Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".
Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные сказки. Проводится связь с общечеловече...
Конспект урока по предмету ОПК (курс ОРКСЭ). Тема :"Христианская семья"
Учебные задачи, направленные на достижение:1) личностных результатов обучения:- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;- развивать мотивы учебной деятельности и формирова...