Главные вкладки

    конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"
    план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

    Артюх Валентина Ивановна

        Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи

          воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

          Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

          Развивать вокально-хоровые навыки.

          Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА

    «ПРИРОДА И МУЗЫКА»

    Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учеников в классе: 30

    Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

    Рабочая тетрадь к учебнику Музыка 2класс Е. Д. Критская., Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

    Используемая методическая литература: Программа по Музыке Начальная школа под рук. Д. Б. Кабалевского. Методическое пособие по музыке начальных классов.

    Используемое оборудование: Музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска

    Используемые ЦОР:  Презентация "Музыка рисует картины природы"

    Краткое описание: Продолжается путешествие в мир музыки через восприятие музыки, разучивание и исполнение песен.

    "Мы шагаем" – исполнение;

     "Полюшко" Л. Книппера - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

     "Попутная песня" М. Глинки – слушание;

     "Утро в лесу" и "Вечер" В. Салманова – слушание;

     "Берёзки" И. Арсеева – разучивание.

     Почувствовать связь природы с чувствами человека, обратившись к их жизненному опыту.

     

    Тема       МУЗЫКА РИСУЕТ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ

        Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи     воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

          Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

          Развивать вокально-хоровые навыки.

          Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

     

    «Мы шагаем» - исполнение;

    «Полюшко» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

    «Попутная песня» М. Глинка – слушание;

    «Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова – слушание;

    «Берёзки» И. Арсеева – разучивание.

      Ход урока:

    -Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.

    «Мы шагаем»

    -Я исполню знакомую вам попевку «Мы шагаем» по-другому. Послушайте, куда шагают ребята? Будете отвечать только рукой.

    (Учитель поёт, дети показывают рукой движение мелодии)

    -Исполним движение голосом.

    (Поёт учитель - поют дети)

    -С каким настроением ребята поднимаются?

    (бодрым, весёлым, радостным)

    -Такая маленькая попевку, а может выражать и изображать. Выражать настроение и изображать движение.

    -Исполним для слушателя. Он послушает и скажет, получилась ли у нас эта попевку?

    -Какое движение изобразила музыка?

    -С каким характером?

    «Полюшко» Л. Книппера

    -Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.

    (слушание всего произведения сразу)

    Оценить лучших.

    -Почему так было интересно слушать?

    -Какое движение изображает, какое настроение?

    (бодрое, защищать едут Родину, а без бодрого настроения нельзя победить; и грусть слышится - девушки провожают на бой солдат, а ведь кто-то из них может не вернуться домой)

    -Как интересно, в одном произведении музыка и выражает и изображает одновременно сразу.

    -Если бы я сыграла только вот этот цокот, чтобы получилось?

    Исполнение

    -А если только так? Что бы получилось?

    Напеть начало слов.

    -Получилась одна бы песня, без конницы и движения.

    -Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?

    -Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.

    «Попутная песня» М. Глинки

    -А теперь послушаем тоже уже знакомую песню Михаила Глинки. Что выражается и изображается в песне?

    Слушание «Попутной песни»

    -Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.

    - Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?

    -Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.

    -А теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.

    -Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.

    «Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова

    -Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё заем, о чём может рассказать музыка?

    -Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?

    Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?

    -И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.

    Сравнение музыки и живописи:

    -Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;

    Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

    -Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?

    -Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.

    Слушание «Утра в лесу».

    -Дайте название музыке и картине.

    -Как музыка подсказала, что это утро?

    -На какой жанр похожа эта музыка?

    Слушание «Вечера».

    -Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать?

    Колыбельные песни

    -В пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.

    -Где было звучание более светлое, а где более тёмное?

    -Где музыка звучала более громко и где более тихо?

    -Где более светлая или более тёмная окраска звучания?

    -Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.

    «Березки» И. Арсеева

    Прочитать выразительно текст.

    -Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы по настроению? По движению?

    Картинка на доске.

    -Я исполню песню об этих берёзках.

    слушание

    -Какое настроение в песне: весёлое, жизнерадостное или грустное, светлое, задумчивое, ласковое?

    -Песенно-танцевальный характер (песня, похожая на вальс)

    -Выражено настроение человека, любующегося природой.

    Разучивание, исполнение в движении

    -Оказывается, не только художник может рисовать картины природы, но и музыка тоже.

    -Что нового мы узнали на уроке?

    Вывод: Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности.

    Домашнее задание: Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Картины природы в музыке.

    Слайд 3

    это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Музыкальный пейзаж -

    Слайд 4

    Модест Петрович Мусоргский Опера "Хаванщина"

    Слайд 7

    "Утро стрелецкой казни" - В.И. Суриков

    Слайд 8

    Песня о картинах. 1.Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называете- пейзаж.

    Слайд 9

    2.Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт.

    Слайд 10

    3.Если видишь, что с картины Смотрит кто - нибудь на вас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина Или Колька твой сосед, Обязательно картина называется портрет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

    Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фолькло...

    Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

    Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

    Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

    В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

    конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

    Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

    Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке"

    Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке" расчитан для учащихся 2-х классов.Цели и задачи: - обобщение темы полугодия, проверка музыкальной памяти,  умение выявлять характерные ос...

    Конспекты уроков по математике, русскому языку и музыке

    В помощь три конспекта по разным дисциплинам, а именно: музыка, русский язык, математика....