Игры для детей младшего школьного возраста
картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Горбунова Юлия Викторовна

Всегда приятно поиграть с детьми.Но важно не только играть,но и разваваться.Предлагаю Вам разнообразные игры,в которые можно поиграть с детьми в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей младшего школьного возраста. 

Всегда приятно поиграть с детьми.Но важно не только играть,но и разваваться.Предлагаю Вам разнообразные игры,в которые можно поиграть с детьми в свободное время.

«Снежный ком»

В словесные игры можно играть с большими и с маленькими, в автобусе или в машине, на празднике или дома, на прогулке или в очереди. Можно определять первую букву, можно придумывать слова на нужную букву в начале или в конце слова, можно перечислять как можно больше предметов из одной группы, например, названия деревьев, или предметы мебели.
Для детей постарше есть такая версия игры «Снежный ком» или «
Сказка с подробностями«:
Первый называет одно слово, скажем, «ДОМ».
Второй добавляет своё слово к нему: «ВЫСОКИЙ ДОМ»
Третий снова добавляет подробностей: «КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ»
Предлоги можно для простоты не считать за отдельные слова.
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ НА КРЫШЕ»

Объяснение слов

Игры на объяснение слов бывают самые разные. В одних играх слова объясняют при помощи жестов (игра «Крокодил»), или при помощи других слов, но без однокоренных слов (Игры «Элиас», «Активити», «Шляпа»), или при помощи картинок («Активити»).

Ещё есть забавный вариант, когда объясняет слово не один, а пара игроков.
У нас была колода карточек со словами для игры в «Элиас», но мы потом успешно с детьми играли и без всяких карточек, придумывая каждый раз новые слова для объяснения.
Игра на объяснение слов, и умение взаимодействовать с партнёром по команде.
Возраст игроков от 6 лет
количество игроков — от 3 человек и больше
время игры от 5 минут
время на объяснение правил 2 минуты.
Для этой несложной словесной игры годится и нечётное число игроков, в чём её большое преимущество. Можно играть даже втроём, и тоже будет интересно!

Двое придумывают слово, потом начинают его объяснять оставшимся, причём каждый говорит только по одному слову, добавляя их к уже начатой фразе.

-Это
-Такой
-зверь
-очень
-большой


-него
-очень
-длинный
-хобот.
Остальные легко догадываются, что это слон.

1. “Я знаю пять имен…” В нее совсем не обязательно играть, ударяя мячиком о землю. Можно называть слова  если вы сидите – на каждый хлопок в ладоши. “Я знаю пять музыкальных инструментов: скрипка (хлоп!), гитара (хлоп)…” Эта игра поможет ощутимо пополнить словарный запас, ведь можно выбирать самые разные группы предметов от моделей машин до динозавров.

2. Обобщения. А эта игра научит обобщать. Предложите ему назвать одним словом пилу, молоток и отвертку или, скажем, шапку, кепку и фуражку. Даже трехлетки хорошо справляются с этой игрой, только для них подбирайте слова попроще. А старшим ребятишкам предложите перед тем, как они скажут обобщающее слово, продолжить ваш список еще вумя-тремя словами. Вы говорите: “Береза, клен, липа…”, ребенок продолжает: “сосна, каштан, дуб — деревья”.

3. Антонимы. Вы говорите слово, а ребенок  называет противоположное по смыслу (день — ночь, горячо — холодно…). Можно вместе порассуждать, чем отличается тигр от кошки, кресло от стула, а море от океана или придумать, что общего у слона и горы или у пылесоса и автомобиля. Чтобы ребенок лучше понял, что от него требуется, можно рассказать сказку: Мишка (или любая другая игрушка) сегодня капризничает, и все говорит наоборот. Зайчик ему говорит «белый», а мишка говорит «черный». Зайчик говорит «тихо», а мишка говорит «громко». Зайчик говорит «большой», а мишка говорит … Что говорит мишка?» Далее предлагаем ребенку отвечать за мишку и придумывать слова наоборот. Да — нет, высокий – низкий, быстро – медленно, горячий – холодный, закрыть — открыть и т.д.

4. Можно поиграть в аналогии (американский вариант: «ассоциации»). Вы говорите: “Стакан – стекло, книга — …” ребенок должен понять закономерность и подобрать подходящее слово. В данном случае – бумага. Вот еще примеры аналогий: белочка – орешки, зайка – морковка; летчик – самолет, моряк – корабль и др. Рыба — вода — наводнение — катострофа — спасатели — 911 — телефон — мобильник…

5. Рифмовалки. Сочиняйте стихи, а если сразу не получается, просто придумывайте всякие рифмы. Повод — тот, что видите перед собой. Например:. Бананы — сунем в карманы, букашка — рубашка… А потом попробуйте сочинять строфы по заданным рифмам («Вот ползет букашка в новенькой рубашке»). Кстати, неплохо всегда иметь при себе блокнот и ручку. А вдруг выйдет маленький шедевр?

6. Сочинялки. Если на Вас снизошло вдохновение вы можете вместе с ребенком приидумать свою сказку (возможно ее главным действующим лицом  будет Ваш ребенок или его друзья). Может быть использовано по «акынскому» методу все что увидено за стеклом — главное чтобы было весело и интересно.

7. 3-хлитровая банка. Называем по очереди все предметы на определенную букву, которые помещаются в 3-хлитровую емкость : молоко, мыло, масло, мороженое, магнит, мармелад, мука, мед, медь, мусор, марля… Учимся шире мыслить 

8. Ниточки. В ниточку играют и мальчики, и девочки. Играть просто. Необходимое оборудование: шнурок или плотная нитка (от 30 см до 1,5 м в длину), завязанные на узел — чтобы получилась петля; и четыре руки. Один игрок перехватывает ниточку с рук другого и из нее получаются разные необычные фигуры.

9. Пока у вас много времени, можно научить ребенка складывать различные фигурки из бумаги: журавль, цветок, кошельки, кораблики и самолетики и т.п. Кроме самого процесса ребенок получает и результат — бумажные игрушки.

10. Камень, ножницы, бумага.Тоже один из вариантов времяпрепровождения. Для тех, кто не знает этой игры, небольшая расшифровка. При проговаривании слов: «камень-ножницы-бумага» двое играющих, двигая в такт словам рукой, собранной в кулак, в конце произвольно оставляют руку в одном из положений: кулак («камень»), открытая ладонь («бумага»), либо указательный и средний пальцы («ножницы»). В комбинации «камень» и «бумага» победителем становится тот, у кого «бумага» (потому что бумага может обернуть камень). В сочетании «бумага» — «ножницы» — победитель тот, у кого «ножницы» (потому что они режут бумагу). В тандеме «ножницы» — «камень», выигрывает тот, у кого «камень» (потому что о камень ножницы тупятся).

11. Лишнее слово. Взрослый называет определенный признак, например «это можно кушать». Далее он называет одно за другим несколько слов, например «банан, каша, хлеб, конфета, стул». Если взрослый назвал слово правильно, ребенок хлопает один раз в ладоши. Если взрослый «ошибся», ребенок должен сказать «лишнее слово». Возможные варианты: «В саду растут: яблоня, морковка, малина, крокодил», «У нас на кухне есть: стол, стул, холодильник, лампочка, ванна». «Мячик бывает: красный, желтый, синий, квадратный» и др.

12.«Я вижу что-то…» Адаптированный вариант английской игры “I spy with my little eye…” (я вижу своим маленьким глазиком…) . Цель игры — развитие наблюдательности у ребенка. Первый игрок говорит: «Я вижу что-то зеленое….», другой игрок должен угадать, что же видит его соперник. Если ребенок не угадал с первого раза, дается следующая подсказка: « Я вижу что-то маленькое…» и т.д. — пока ребенок не найдет предмет, соответствующий перечисленным характеристикам.

13.Анкета. Игра для детей младшего школьного возраста (хотя мы играли и в институте и будучи взрослыми:-). Игрок пишет вопрос на бумажке, потом подворачивает ее так, чтобы следующий игрок не видел написанного и пишет только вопросительное слово, с которого начинался его вопрос, например «Почему…» Второй игрок пишет ответ, не зная, что конкретно спрашивалось, потом пишет свой вопрос и опять подворачивает бумажку. И так до конца страницы. Полученную чепуху читаем вместе и смеемся.

14. «Вы поедете на бал?» Играли ли вы в детстве в эту игру? Самое время вспомнить! Играют два игрока. Игру открывает один игрок стихотворением:

Вы поедете на бал?
«Черный» с «белым» не берите,
«Да» и «нет» не говорите…
Вы поедете на бал?»

Затем задает всевозможные вопросы. Другой игрок должен отвечать на поставленные ему вопросы относительно его поездки на бал. Если при этом другой отвечающий на вопросы говорит: «да», «нет», «черный» или«белый», он проигрывает. Цель задающего вопросы — вогнать противника в тупик. Например:
— Вы поедите на бал?
— Поеду.
— А вы хотите повстречать принца?
— Хочу.
— А какого у вас цвета зубы?
— Белые… — все проиграла…

15. «Да» и «Нет». Один из вас задумывает слово (что-то из того, что видел по дороге): памятник, мост, здание, собака и т.д. Другой должен это слово отгадать с помощью наводящих вопросов. Задавать можно любые вопросы, а вот отвечать только «да» или «нет». Кто отгадал – задумывает следующее слово. Игра подходит для детей от 3 лет и развивает наблюдательность и ассоциативное мышление.


16. «Глупые» предложения.
 Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложи ребенок нарисовать запомнившиеся примеры.

17. Загадки автопутешественника. Тренировать память, наблюдательность, внимание, развивать образное и логическое мышление можно с помощью загадок, особенно загадок о дороге. Поощряй каждую (или несколько – в зависимости от возраста) отгадку каким-то «призом».
– Запылал у чудовища изумрудный глаз, значит, можно улицу перейти сейчас. 
(Светофор)
– Три глаза – три приказа, красный – для пешехода самый опасный. (Светофор)
– Что за чудо красный (цвет – по ситуации) дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины, а питается бензином. 
(Автобус)
– Не летает, не бежит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)
– От дома начинается, не живая, а идет, неподвижна, а ведет, у дома и кончается. (Дорога)
– Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень. (Шоссе)
– Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма, по прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
 (Трамваи)
Также загадки можно придумывать вместе с ребенком! Пусть ребенок  попробует «протестировать» взрослых. «Ошибайтесь» и расспрашивайте его, почему Ваши ответы неправильные – такие игры тренируют все виды мышления.

18. Номерной знак. В любой стране дети играют с надписями на номерных знаках автомобилей. Вот варианты этих игр:
– дуплеты и триплеты — ищите буквы и цифры, которые повторяются на знаке;
– государства — посмотрите, сколько номерных знаков различных государств вы сможете обнаружить;
– необычные номерные знаки — ищите знаки с интересным сочетанием букв, выберите из них самые забавные и попытайтесь понять, что они означают;
– 21 — ищите номера, сумма цифр которых равна двадцати одному или любому другому числу, которое вы при думаете;
– алфавит — находя буквы на номерных знаках, называйте их в алфавитном порядке.

19. Наперстки. Эта игра необыкновенно азартна и подходит для самой разновозрастной компании – от полуторагодовалых карапузов до умудренных жизнью школьников. Понадобится 2-3 пластмассовых стаканчика и небольшой предмет вроде заколки, ластика, фигурки из киндер-сюрприза и пр. Для игры «в наперстки» пригодится откидной столик в самолете и в поезде или заднее сиденье автомобиля. Обязательно дайте ребенку возможность и самому прятать предмет. И вообще лучше это делать по очереди. Если вашему партнеру еще нет трех лет, лучше использовать пару разноцветных стаканчиков: цвет помогает сконцентрировать внимание.

20. Дорожные истории. Истории можно сочинять самые невероятные. Возможно, вы даже не подозреваете, какие таланты рассказчика скрывали в себе вы или ваш ребенок. Надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:

К сожалению или к счастью?

К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды… и т.д.

21. Мою любовь зовут на А. (Эта игра была описана еще в знаменитой «Алисе в стране чудес».) Выбираем любую букву и сочиняем:

«Мою любовь зовут на А – Андрей. Я люблю его, потому что он аккуратный, я боюсь его, потому что он агрессивный. Я кормила его апельсинами, арбузами и ананасами, я поила его абсентом (нет, пожалуй, лучше – абрикосовым соком). А живет он в Австрии…»

Но, уважаемые взрослые, и в игре надо знать меру. Для этого существуют временные границы восприятия ребенка, и для каждого возраста они свои.

— С 5х до 6 лет 15-20 минут

— С 7 до10 лет 25-30 минут

Но только не в коем случае не отрабатывайте свое время, а постарайтесь включиться в игру весте с ребенком и Вы поймете, как это здорово! Помните, что игра — это общение равных. Игра — один из способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "По морям, по волнам..."

Внеклассная работа. Познавательная игра "По морям, по волнам..." для детей младшего школьного возраста....

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"

Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры дял детей начальных классов...

"Дьулуруйар Ньургун Боотур" электронная игра для детей младшего школьного возраста

Цель игры - вызвать интерес детей к  олонхо Константина Оросина "Дьулуруйар Ньургун Боотур". Игру можно организовать по группам или индивидуально. Нажимая на солнышки выбирают вопрос и отвечают....