Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году  Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Особенность технологии – работа с информацией – чтение и письмо.      Цель данной образовательной технологи – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией), позволяющих ему учиться самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология И.В. Муштавинской29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления И.В. Муштавинской

(мастер-класс)

Лагутина Юлия Сергеевна,

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №3 г.Шебекино»

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году  Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Особенность технологии – работа с информацией – чтение и письмо.      Цель данной образовательной технологи – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни  (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией), позволяющих ему учиться самостоятельно.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ТРИ ФАЗЫ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

Вызов  уже  имеющихся знаний по  изучаемому вопросу,     активизация учащихся

Ученик «вспоминает» что  ему известно по теме,  систематизирует ин -формацию до ее изучения, задает   вопросы,  на которые хотел бы получить ответ

Стадия осмысления             (реализации)

Сохранение интереса к теме при непосредственной  работе с новой информацией,   постепенное продвижение от знания «старого» к  «новому»

Ученик читает (слушает текст), используя   активные методы чт   активные методы чтения, делает пометки   мпобрлд.ирррррррр   на полях или ведёт записи                                                                                                                                                                                                                  

Стадия  рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальнымзаписям - предположениям, внести дополнения, дать творческие,              исследовательские задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя  знания,полученные на стадии осмысления

       1. Прием  «Выглядит, как… «Звучит, как…». Например, понятие «технология»

«Выглядит, как…»

«Звучи, как…»

Часы

Конвейер

Ступеньки лестницы

Яркая картинка

Металлический скрежет

«Это ново!»

«Это интересно!»

Песня: куплет-припев

  1. Таблица «ПМИ» и «ПМ?

«ПМИ» – таблица «Плюс – минус – интересно», либо модификация данной таблицы «ПМ?» – «Плюс – минус – вопрос»

«+»

« - »

?

          При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:                                                                                                                                                  • положительные стороны явления – П «+»                                                                                                                      • отрицательные стороны явления – М «—»                                                                                                      •информацию, которая просто заинтересовала – «И».  Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста.                                                                                                                                                                              Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии.

  1. Приём «Кластеры»

        Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» – графический прием систематизации материала.                                                                Правила очень простые.                                                                                                                           Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой; у каждой планеты есть спутники, у них – свои спутники. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

 На стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Кто?

Предположите, что будет, если…?

Что?

Объясните, почему...?

Когда?

Почему Вы думаете...?

Может...?

Почему Вы считаете...?

Будет ...?

В чем различие...?

Мог ли...?

Что, если…?

Как звать…?

 

   По ходу работы в правую колонку записывают вопросы, требующие простого, односложного ответа.  В левую – вопросы, требующие  развёрнутого ответа.

 На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приемы. 

Приведём примеры из опыта работы.

1) Прочитай рассказ Б.Шарыгина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» стр.124-128 и выпиши в тетрадь главных героев. Устно ответить на вопросы стр.128

 А теперь учимся задавать вопросы по содержанию текста и полно отвечать на них.

Образец:

Вопрос: Какая бабушка была у Вани?

Ответ: У Вани была добрая, приветливая бабушка.

                  Какие дощечки были у Мити?

                  У Мити были дощечки из дерева разных пород.

Почему Митю охватило отчаяние?

Митя понял, что не успеет выполнить заказ.

                 Что помогло Мите выполнить заказ вовремя?

                 Мите помог выполнить заказ вовремя совет мастера: делать работу по малой норме, с ладошку, но каждый день.

- Дети, я вам тоже желаю делать каждый день домашнюю работу «с ладошку», и тогда мы успешно и вовремя пройдём все темы.

Тема урока:  А.П. Платонов «Цветок на земле».

Цель урока: формирование умений делать анализ художественного текста

Задачи урока:

  1. развивать умения анализировать художественный текст  

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Прочитай рассказ   А.П. Платонова «Цветок на земле».

стр.129-136 и выпиши в тетрадь главных героев.

3. Письменно ответь на вопрос №1 стр.135

А.П. Платонов «Цветок на земле». 

Задание: добавляй сам пропущенное по смыслу

  1. Почему дедушка ….
  2. Афоня караулит …
  3. …….(найди на стр.133 внизу хороший заголовок спрятан для 3-й части)
  4. Афоня научился…

Тема урока:   А.П. Платонов «Ещё мама» Герои рассказа.

Цель урока: формирование умений делать анализ художественного текста

Задачи урока:

  1. развивать умения анализировать художественный текст  

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Прочитай рассказ  А.П. Платонова «Ещё мама» стр.137-143(вслух! честно!)

3. Давай вместе составлять план - записывай в тетрадь

Задание:  добавляй сам пропущенное по смыслу

  1. Разговор ….
  2. Артём идёт в … ….
  3. Учительница ………
  4. …….(найди на стр.141 внизу хороший заголовок спрятан для 4-й части)
  5. Артём …….
  6. ……. (заголовок этой части отражает главную мысль рассказа)

Объяснение учителя: дети, главная мысль рассказа Платонова «Ещё мама» заключена в заголовке рассказа. Главная мысль: «Учительница в школе – это ещё одна твоя мама – она всегда тебе поможет, научит, направит». Поэтому последний пункт в плане должен быть «Ещё мама» или примерно так. Исправьте в тетради у кого не так. И не ошибитесь в следующем рассказе, определяя главную мысль.

2.Работа над ошибками: дети, сверим домашнее задание – план 

Читаем Н.Н. Носова «Телефон»  и вместе составляем план.

1) Покупка ….

2) Первый удачный ….

3) Разговор ни о …

Дети, это грустно, рассказ до конца не написали, а он такой смешной. Найдите его в интернете и прочитайте весь.

Читаем Н.Н. Носова «Федина задача»  и вместе составляем план.

  1. Федя решил делать уроки под …..
  2. Смешная песня о ……
  3. Непонятная песня о ….
  4. Бодрая песня о …..
  5. Две песни о …..
  6. Финальная песня об …..

5.  Юмор – это способность человека подмечать в жизни смешное и комичное. Если ты часто смеёшься, то у тебя есть чувство юмора, как и у писателя Николая Носова. Он подмечал в жизни много смешного и писал юмористические рассказы о детях – твоих ровесниках и сверстниках.

Проверка:

  1. Федя решил делать уроки под телевизор.
  2. Смешная песня о блохе.
  3. Непонятная песня о титулярном советнике.
  4. Бодрая песня о деревнях и сёлах.
  5. Две песни о колокольчиках.
  6. Финальная песня об алмазах.

Читаем вместе рассказ Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» и составляем план.

  1. Переезд в ….
  2. Римма оправдывается.
  3. Знакомство с ……
  4. Письмо получилось ….
  5. Слово лейтенанта: «……»
  6. Лейтенант занимается с ….
  7. Грамота за ….

А теперь подумай и напиши сам главную мысль этого рассказа.

Главная мысль: «Не надо оправдываться – надо ……………………»

Вспомни, что такое кисет – расспроси родителей – для чего он был нужен на войне – подумай сам – зачем? – писать об этом не надо.

Совет: заголовки пунктов плана должны быть короткими, а не пересказ текста. По ним я сужу, как вы поняли текст.

Проверка:

  1. Переезд в Свердловск.
  2. Римма оправдывается.
  3. Знакомство с лейтенантом Тарасовым.
  4. Письмо получилось безграмотным.
  5. Слово лейтенанта: «Бедой и горем долго не хвастаются»
  6. Лейтенант занимается с Риммой
  7. Грамота за труд и старание.

Главная мысль: «Не надо оправдываться – надо дело делать»

Читаем вместе рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился» и составляем план стр.179-181

  1. Тренировка ….
  2. Разговор с ….
  3. Попугай ….

А теперь подумай и напиши сам главную мысль этого рассказа: «Сам будь…., тогда и ….»

Подумай, как ты ведёшь себя с родителями, бабушкой. Если так же как Ирочка, то тебе должно быть стыдно. Исправляйся!!!»

Памятка анализа текста.

1) Жанр 2) Главные герои 3) План 4) Тема 5) Главная мысль

6) Напиши кратко: Почему оленёнок поверил волку?

7) Выпиши из текста вопросительное предложение (?)

8) Используя текст произведения, восстанови предложение.

А волк прыгнул ____________________да     не     удержался,        упал

______________   в  ________________   и пошёл __________________.

9) запиши полный ответ  (3-4 предложения): Понравился ли тебе данный текст и чем?

Проверка

1) Жанр: сказка   2) Главные герои:  оленёнок, семья оленёнка, волк 

3) План:                1. Игра оленят в прятки.                          

                             2. Маленький оленёнок в снежной пещере

                             3.Встреча с волком.

                             4. Спасение оленёнка.

4) Тема: сказка о животных

5) Главная мысль: храбрость спасает, а зло погибает

6) Напиши кратко: Почему оленёнок поверил волку?

Оленёнок был маленький и ещё не знал коварства волка

7) Выпиши из текста вопросительное предложение (?)

Хочешь, пойдём вместе?

8) Используя текст произведения, восстанови предложение.

А волк прыгнул на льдину да не удержался, упал в воду и пошёл ко дну.

9) запиши полный ответ  (3-4 предложения): Понравился ли тебе данный текст и чем? Мне понравилась эта сказка, потому что в ней рассказывается о храбром оленёнке. Он преодолел все трудности и соединился со своей семьёй. Злой волк был наказан. И добро победило зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....

Технология "Развитие критического мышления младших школьников"

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:- стадии вызова;- смысловой стадии;- стадии рефлексии.В работе описаны приёмы технологии "Развитие крит...

Технология развития критического мышления младших школьников

Развитие технологии критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения...

Мастер- класс «Технология развития критического мышления младших школьников».

Основная цель моей педагогической деятельности- помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В связи с этой целью я поставила перед собой такие задачи: ...

Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....

Использование технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД

Статья об использовании технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД. Краткое описание технологии ТРКМ, информация о важности развития познавательного интереса у ...