Использование технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД
статья (2, 3 класс)

Мацкова Анна Александровна

Статья об использовании технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД. Краткое описание технологии ТРКМ, информация о важности развития познавательного интереса у младших школьников. Примеры использования ТРКМ на занятиях в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_trkm_na_gpd.docx297.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД

Введение

Воспитание подрастающего поколения в современном мире в настоящее время является одной из самых сложных задач, и в то же время актуальной проблемой. Исходя из этого, появляется проблема организации продлённого дня в современной школе.

Группа продленного дня (ГПД) может помочь каждому ребенку реализоваться как личность: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Отсюда появляется вопрос – как в современной школе организовать жизнь и деятельность группы продлённого дня так, чтобы в ней было хорошо и комфортно развиваться? Ответом на него станет содержание данной статьи.

В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи ГПД: помочь учащимся в усвоении образовательных программ; развивать познавательные процессы и интересы личности; развивать коммуникативные отношения ребенка; развивать мыслительные процессы, творческие способности, таким образом оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.

Формирование познавательного интереса обучающихся

Младший школьный возраст является этапом активного развития всех познавательных интересов, где у школьников можно увидеть яркие различия. Углубленный интерес к изучению определенного учебного материала в начальных классах встречается нечасто. Для большинства младших школьников характерны познавательные интересы довольно невысокого уровня. Если формировать у детей познавательный интерес к получению знаний, то это позволит усложнить содержание обучения. Достижение результатов доставляет ребенку радость и побуждает к преодолению трудностей. У детей возникает интерес к учебной задаче, к поиску способов ее решения, на основе чего формируется интерес к учению.

Познавательный интерес проявляется в виде эмоционального реагирования, в наличии познавательных вопросов, готовности к решению задач, проявлении инициативы в поисковой деятельности, наличии стремления к самостоятельности, понимании значимости темы для практической жизни, умении соотносить полученный результат с поставленной целью. Важно учитывать все этапы и условия формирования познавательного интереса, не забывать о технологиях, методах и приёмах, которые помогут нам сформировать познавательный интерес у младшего школьного возраста. Одной  из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Технология развития критического мышления

Авторы этой технологии, писали, что критическое мышление означает любопытство и использование методов исследования: задавать вопросы и проводить систематические поиски.

Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Д.Клустер в статье «Что такое критическое мышление?» выделяет следующие параметры критического мышления:

1.        Критическое мышление - это независимое мышление.

2.        Информация является отправной точкой критического мышле-ния, а не концом.

3.        Критическое мышление начинается с постановки вопросов и вы-явления проблем, которые необходимо решить.

4.        Критическое мышление ищет убедительные аргументы.

5.        Критическое мышление - это социальное мышление

Технология развития критического мышления предлагает систему чётких методических приемов.  Данная технология открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Формирует базовые навыки человека, то есть она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией.

Цель не в том, чтобы развить знания, или объем знаний учащихся, а в том, как узнать, как обращаться с этой информацией: искать в соответствующих ситуациях, находить смысл и использовать его в жизни. Способность мыслить критически - это не поиск дефектов, а объективная оценка позитивных и негативных аспектов узнаваемого объекта.

Эта технология ориентирована на воспитание у учеников социальной ответственности. Специальной структурой является так называемая базовая модель, ко-торая содержит три фазы: фаза вызова, осмысления и рефлексии.

Применение технологического приема «Диаманта» и «Выглядит как? Звучит как?» на занятиях в ГПД  2 класс

Клубный час «День Матери. Чтение рассказа А.Платонова «Еще мама»»

Фаза вызова

Приём технологии развития критического мышления «Выглядит как? Звучит как?»

Закройте глаза и произнесите слово «мама». Что вы себе представляете? Какие ассоциации? Если бы был звук, то какой?

Посмотрите, какое интересное название у произведения.

Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

На какое слово похоже слово родимая?

Рассмотрите иллюстрации. О чём, по-вашему, рассказ. Предположите

Иллюстрация к рассказу еще мамаПлатонов, А. Еще мама. Рассказ. Худ. А. Бальжак. М.: Детская литература.  1989 г.

Приём технологии развития критического мышления «Ключевые слова»

Как вы думаете, о чем этот рассказ? По ключевым словам.


Фаза реализации смысла

Приём технологии развития критического мышления «Чтение с остановками»

Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения.

Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Не следует делать много "остановок".

Фаза рефлексии

Приём технологии развития критического мышления «Диаманта»

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.  Тема – мама.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки

Применение технологического приема «Верные – неверные утверждения» и «Кубик Блума на занятиях в ГПД  2 класс

Клубный час «Правила дорожные знать каждому положено!»

Фаза вызова

Ребятам предлагается с помощью анаграммы узнать тему занятий.

!ыдохешеп - ыМ (Мы – пешеходы!)

Отлично. Теперь сформулируйте тему занятия.

Какую цель  мы с вами поставим?

Приём  технологии развития критического мышления «Верные – неверные утверждения»

Ребята, поработайте в парах и поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? – не уверен.(На карточках)

  1. Переходите улицу только по пешеходному переходу (+)
  2. Переходить  дорогу можно на любой сигнал светофора, главное чтобы не было машин (-)
  3. Посмотрите налево, а дойдя до середины дороги – направо. Прежде чем переходить дорогу, дождитесь, пока машины полностью не остановятся (+)
  4. Увидел знак дорожный – забудь про осторожность. Машины на дороге – не повод для тревоги (-)
  5. Если ты не знаешь как перейти дорогу, спроси у взрослых (+)

Фаза реализации смысла

Знакомство с новыми знаками. Групповая работа. Каждая группа получает рисунок. Задание – обсудить дорожную ситуацию, попробовать угадать, как называется знак. Работа и обсуждение в группах.

Приём технологии развития критического мышления «Кубик Блума»

Фаза рефлексии

Ребята, сейчас мы будем работать в группах, я пере-дам вам кубик, который похож на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

Почему

Придумай

Поделись

Назови

Предложи

Объясни. Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Тот, кто поймал кубик – придумывает вопрос по сегодняшней теме урока и отвечает на него.

Заключение

Развивать познавательный интерес важно именно в младшем школьном возрасте, так как на этом этапе формируется отношение к учёбе. Одним из эффективных методов, способных решить проблему формирования познавательного интереса младших школьников является технология развития критического мышления.

На занятии была использована технология развития критического мышления, введены приёмы «Чтение с остановками», «Верные – неверные утверждения», «Кубик Блума», «Диаманта», благодаря используемым приёмам занятие прошло интересно и увлекательно. Была обеспечена эмоциональная сопричастность каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей. Каждый ученик чётко осознавал свою роль  в изучении материала.

В конце занятия были обобщены и систематизированы полученные знания также с помощью приёмов ТРКМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....

Технология "Развитие критического мышления младших школьников"

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:- стадии вызова;- смысловой стадии;- стадии рефлексии.В работе описаны приёмы технологии "Развитие крит...

Технология развития критического мышления младших школьников

Развитие технологии критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения...

Мастер- класс «Технология развития критического мышления младших школьников».

Основная цель моей педагогической деятельности- помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В связи с этой целью я поставила перед собой такие задачи: ...

Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....

Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году  Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.  Особенность технологии – работа с информацией ...