«Экологическое воспитание младших школьников»
статья

Кирова Марина Владимировна

В статье отражается актуальность вопроса разработки социально значимых педагогических технологий по воспитанию экологической культуры у школьников, представлены основные направления, формы и методы их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема «Экологическое воспитание младших школьников»

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе.  Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Содержание экологического образования комплексно. Оно включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах. Это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это:

- не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

- одна из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной.

Целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.

Задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств: умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её (эстетическое воспитание);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (трудовое воспитание).

Конечным результатом процесса формирования у детей ответственного отношения к природе должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Современные педагогические технологии, способствующие экологическому воспитанию учащихся:

- технология проектной деятельности;

- исследовательской деятельности;

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии КТД.

Виды деятельности учащихся, помогающие разнообразить занятия:

-сочинение сказок о домашних и диких животных, с привлечением научных знаний из

энциклопедий;

- фотографирование;

- зарисовки животных;        

- сочинение загадок, стихотворений о животных;

- выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в «Красную книгу».

Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Особой популярностью у младших школьников пользуются занятия, которые проводятся вне класса: на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры

Формы экологического воспитания можно классифицировать на:

  • массовые,
  • групповые,
  • индивидуальные.

Массовые: работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

Групповые: клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные: деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка.

Этапы процесса экологического образования можно обозначить следующими ступенями:

Первая ступень. Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;

- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;

- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Вторая ступень. Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте:

- от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо);

- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

- собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

-бережное отношение к предметам быта по собственной воле.

участие в созидательной деятельности взрослых.

Методы экологического воспитания младших школьников.

Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом педагога, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить следующие группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.

2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.

4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.

Выделяют следующие экологические игры:

а) Соревновательные экологические игры - тип экологической игры, основаны на стимулировании активности детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды конкурсов: конкурс аукцион, конкурс - марафон, экологическая викторина, КВН.

б) Ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т.д.

Ролевые (сюжетные) игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни. Проведение ролевых игр требует серьезной предварительной подготовки, вовремя которой будущие "специалисты" повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не проиграть.

в) Имитационные экологические игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования [16, 112].

Таким образом, формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразны. Форма воспитательной деятельности определяется в зависимости от направления воспитательной работы педагога. Необходимо стремиться использовать все многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....