Литературное чтение "Колыбельные песни" УМК: Планета Знаний
план-конспект урока

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Экологическая:через интерпретацию образов и проявленных детьми смыслов  «Зеленых аксиом» (Экологический след) формировать новые смысловые образы, помогающие проявить  личностные  смыслы детей, их мировосприятие  с целью активизации их деятельности по освоению идей устойчивого развития

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybelnye.docx489.14 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Малышева ЮлияАлексеевна, учитель начальных классов

                       МАОУ гимназии № 55 им.Е.Г.Вёрсткиной г.Томска

УМК: Планета Знаний

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «Б»

Тема: «Колыбельные песни»

Типология урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Экологическая:через интерпретацию образов и проявленных детьми смыслов  «Зеленых аксиом» (Экологический след) формировать новые смысловые образы, помогающие проявить  личностные  смыслы детей, их мировосприятие  с целью активизации их деятельности по освоению идей устойчивого развития

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивационный этап

Вводное задание

-Ребята, сегодня мы начнём наш урок литературного чтения с того, что посмотрим отрывок из мультфильма «Умка».

-Что вы почувствовали, слушая песню?

-Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-А как вы считаете, какая тема нашего урока?

-Скажите, а какие задачи  мы можем поставить перед собой?

(цель зафиксировать на доске)

-А как вы думаете, с какой  целью  мы проведем сегодняшний урок?

Включение учащихся в учебную деятельность.

Перечисляют чувства, появившиеся после просмотра мультфильма.

-О колыбельных.

-Колыбельные песни.

-Познакомится с колыбельными песнями.

-Узнать, какие могут быть колыбельные песни.

-Научиться читать колыбельные песни.

-Познакомиться с особенностями жанра.

- Возможно, полюбить эти песни, научиться их исполнять, а, может, даже самим сочинить подобные

2

Разработка проекта, плана

решения

поставленной задачи, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

-Необходимо составить план работы.  

План(фиксируется на доске)

1.Проблемаhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/51720/ad3c6748-858f-47a3-aaf8-0d2d098971f2/s1200?webp=false

2. Идеиhttp://school32-pol.my1.ru/Bezopasnost/gia2.png

4. Способы

http://itd3.mycdn.me/image?id=835875399135&t=20&plc=WEB&tkn=*bWynNvwKnHwipVPI8Eraeldy5MA

5.Инструменты

6.Выводыhttps://st2.depositphotos.com/1967477/6349/v/950/depositphotos_63495989-stock-illustration-repairman-emoticon-smiley-cartoon.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-smiley-13083822.jpg

7.Оценкаhttps://fryazinoobr.edumsko.ru/uploads/7000/24282/edudep/news/kartinki/ulybka.jpg

-Как вы думаете,  нам поможет правило «Экологического следа» в достижении целей урока?

Проговаривают шаги изучения новой темы, они были сформулированы на предыдущих уроках

Перечисляют способы изучения вопроса: наблюдение, поиск информации, исследование

Перечисляют инструменты: учебник, хрестоматия, печатная тетрадь, видеоролики.

Возвращаясь  к шагам плана, мы оглядываемся на свой выполненный «след». Какую пользу работа принесла для достижения цели, Почему получилось выполнить задание? Учимся потреблению, применению своих знаний

3

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

4

5

6

-Слышали ли вы колыбельные песни?

-А кто их исполняет?

- Как вы думаете, о чём эти песни?

-Послушайте, я вам расскажу одну историю.

-«Однажды маленькая внучка спросила у своего дедушки:

-Дедушка, кто старше меня?

-Твои мама и папа.

-А кто старше, чем они?

-Мы с бабушкой…

-А кто старше всех-всех на свете?

-Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».

- Так, кто же старше всех на свете?

-Почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная?  Как это понять? Почему он объединил их? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно  обратиться к  смыслу этих слов.

Колыбельная. Из серии ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА, рис. Ч.Басуковой

- Что значит «хлеб насущный»?А колыбель?

- Выходит, что   хлеб питает (что?)…(тело человека), а колыбель – (душу)

(Нет ничего дороже у человека, чем  жизнь и младенец как продолжение его самого.Это невидимая ниточка из взрослого мира в мир ребёнка).

-Ребята, как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен?

-Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение,

каждая мать поёт её по своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.

Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш.

-Ребята, колыбельные песни появились очень давно, много веков назад, но и сейчас мамы и бабушки поют колыбельные песни малышам.

- О чем это говорит?

-Получается, прошлое живёт в нашем настоящем?

-Мы всегда оглядываемся назад, чтобы сделать шаг вперёд. Зачем? (Вспомнить свой опыт, опыт наших предков).  А с какой целью? (сохранить традиции, обычаи, культуру) .А как иначе называют это действие человека, когда он сохраняет предыдущий опыт и создает на его основе что-то свое, может быть, еще лучше?

-А что нам напомнило об этом культурном следе?

Правильно, «зеленая аксиома». А какой смысл в ней заложен?

-А как вы считаете, какой след оставили наши предки?

-Колыбельные песни не исчезли, а передаются из поколения в поколение. Благодаря чему?Кому?

- А  вы сейчас готовы принять эстафету от предыдущих поколений по передаче колыбельных песен?

- В чем сложность на сегодняшний день?

Действительно, пока мало знаем о них. Что будем делать?

- Какую учебную задачу поставим перед собой?

-Что нам для этого понадобиться?

-Как будем работать? (в группах)

- Как будем оценивать результаты своей работы?

(КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ)

1.Работать дружно.

2.Правильное выполнение задания.

3.Презентация выполненной работы.

-Мамы, бабушки.

-О жизни, о том, что происходит вокруг.

Рассуждение детей.

Рассуждение детей.

Справка: Насущный - имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый, например: насущный вопрос - вопрос, имеющий скорую важность, нетерпящий отлагательств.также, насущное - то, что даёт нам ответ на что-либо.

Каждое поколение, каждый человек оставляет свой след на земле

Наши предки оставили культурный след.

Человек должен оглядываться на свой «след». А след этот образный. Народ помнит свою историю, культуру и передаёт потомкам всё самое лучшее.

Размышления детей

5

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

6

Мини-итог

-Как будем работать? (в группах)

Групповая работа

Повторить правила работы  в группе. Распределить «роли» (желательно до урока)

Задание: прочитать научную статью. Найти ответ на поставленный вопрос «Как появились колыбельные песни?»

Текст

Из истории колыбельной песни

     Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребёнка от проделок тёмных сил.

Народные колыбельные песни появились очень давно.

     Главный секрет колыбельной песни – её простота плюс лёгкая запоминающаяся мелодия.колыбельные придумывали матери, качающие в колыбели своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения.

Как считалось, песни не только успокаивали малыша, но и защищали его от тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращался к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.

Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка.

Народные колыбельные песни наполнены образами кота.

Баю – баюшки - баю,

Баю, Сашеньку, баю!

Приди котик ночевать,                                                                              

Мою детоньку качать.

                  Уж как я тебе, коту,

                  За работу заплачу:

                  Дам кусок пирога

                  И кувшин молока.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/002f/000320f6-ff3267fc/hello_html_7b857bf5.png

Текст

Из истории колыбельных песен

Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю - ли», «люшеньки - люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой»,  а ребенка – «лялей», «лялечкой»,  детей «лелеют».

Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов.

Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.

Ай, люли - люленьки….

http://povelitelnica.com.ua/images/yazichnik/lelya2.jpghttp://yaro.dp.ua/images/1231444665531.jpg

Текст

Из истории колыбельной песни

Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает,  успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана  специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни,

 под которые малыш засыпал, назвали колыбельными.         Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (качать, колыхать).

Колыбельная – песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии

перехода от бодрствования ко сну. 

Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной

домашней работы.

http://cdn01.ru/files/users/images/7d/27/7d2721229ef8fc1d3afefaa8bc3aaa38.jpghttp://cdn.fishki.net/upload/post/2016/12/10/2160888/c1e97e66833d860351b6a7b778f052b0.jpg

Выступление групп (2 -3 человека от группы представляют свой вариант ответа)

Выход на вывод:

-Когда появились колыбельные песни?

-Для чего их придумали?

-Как, по – вашему, звучали и звучат колыбельные песни?

- Откуда пришли эти незатейливые мелодии? (из природы:  так тихо шелестят листочки на деревьях, так убаюкивает тихий ветерок, так пригревает солнышко и пр.)Слышали такое выражение: «Природа – колыбель человечества»?

- Хотите научиться исполнять колыбельные? Сразу запоем или сначала научимся правильно читать их?

Самостоятельное чтение или возможно применить «совместное» чтение научной статьи  с целью ответа на поставленный вопрос

Учащиеся готовят ответы. Каждая группа представляет свой вариант ответа на поставленный вопрос.

Вывод: колыбельные песни появились очень давно. Их пели матери своим детям. Исполняя с любовью к своему малышу колыбельную, мама тем самым внушала ему:  тебя любят, оберегают, защищают.

6

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений

                7- 7а

Работа  в паре (у каждой группы на парте карточки)

Задание:расставить строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня, научиться читать её выразительно, прочитать друг другу.

1 группа:

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю – баюшки – баю

Придёт серенький волчок

Под ракитовый кусток

2 группа:

Прилетели журавли

Ой, люли – люли – люли!

А ворота скрип – скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спит – спит

3 группа:

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звёздочки горят

Малым детям спать велят

- Ребята, получилось у вас?Так, что же подсказывало и содержание, и мелодию колыбельных песен? (Сама природа, а человек учился у нее мудрости)

- Ребята, теперь мы сможем сказать, что знаем многое о колыбельных песнях?

- И куда же мы со своими знаниями о них?

- А что подвигло вас на такие поступки?

(Зеленая аксиома)

Обсуждают  в паре.

Фиксируют свои выводы на листе –заготовке. Это вариант для оценки деятельности группы (для обратной видимой связи усвоения материала)

Можем пойти к первоклассникам и рассказать им об этом. Можем приготовить классный час для мам и самим спеть им колыбельные

8

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Возвращаемся к плану работы.

-Какие пункты плана нами выполнены ?

-Над какими пунктами продолжим еще работать?

-А какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, мы решили её?

- А кто может сказать: «Я знаю, какие бывают колыбельные песни и чем они отличаются»?

-А кто может сказать: «Я могу сам сочинить колыбельную песню и научить других»?

-Дай оценку своей деятельности на листе успеха.

-Как   зеленое правило помогло  нам на уроке ?

- А как оно может звучать для вас сегодня?

А ты готов оставить свой след в культурном наследии?

-А как вы думаете, когда вы вырастите, будете петь колыбельные?Могут ли вам в жизни  пригодится знания, полученные на уроке?

Оценочный лист с этапами урока

Возвращались к выполненым действиям, улучшали их. тем самым оставляли свой след на уроке, что способствовало достижению цели. Учились применять имеющиеся знания.

Д/з

- Как вы думаете, каким может быть ваше домашнее задание?

Придумать свою колыбельную песню.

В конце четверти подготовить праздник «Колыбельные для мам».

Рисунок, аппликация, видеоролик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний

рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...

рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению УМК "Планета знаний

рабочая программа ипримерное тематическое планирование составлены на основе программы УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по предмету Литературное чтение программа "Планета знаний"

Рабочая программа к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» третьего класса , разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования  и являю...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...