методы
рабочая программа

Калинина Ольга Евгеньевна

методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx37.88 КБ
Файл podskazki_dlya_sozdania_uroka_2.docx18.15 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_2.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о методе обучения и их классификация

Методы обучения (греч.«путь к чему-либо»)  – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач, является одним из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения.

Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

  • от цели урока;
  • от этапа урока;
  • от содержания обучения;
  • от наличия учебных пособий;
  • от личности учителя;

Функции методов, приемов и средств обучения:

  • Обучающая;
  • Мотивационная;
  • Развивающая;
  • Воспитательная;
  • Организационная

 Классификация методов обучения:

АВТОР

ПРИЗНАК

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Н.М.Верзилин,

Е.Я.Голант,

Е.И.Петровский,

Д.О.Лордкипанидзе

по

источнику получения знаний

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

М.А.Данилов,

Б.П.Есипов

по

дидактическим

целям

  • методы сообщения новых знаний;
  • методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
  • методы проверки и оценки ЗУН.

И.Я.Лернер,

М.Н.Скаткин

по

характеру познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский.

Ю.К.Бабанский

на основе целостного подхода

к процессу обучения

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учения;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

М.И.Махмутов

сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося

  • методы преподавателя;
  • методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).

Классификация по источнику получения знаний.

  1. Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
  1. РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей.

Педагогические требования:

  • Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока:
  • С целью изложения нового материала.
  • С целью обобщения.
  • С целью закрепления материала.
  • С целью подготовки к восприятию материала.
  • Содержать только достоверные и научно проверенные факты.
  • Быть эмоциональнее.
  • Иметь четкую логику изложений.
  • Излагаться простым и доступным языком.
  • Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений.
  • Занимать 10-15 минут.

Необходимо учитывать структуру:

  • Начало.
  • Развитие событий.
  • Кульминационный момент.
  • Финальная часть.
  • Широкое использование наглядности.
  1. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

Педагогические требования:

  • Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
  • В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные.
  • Вопросы не должны содержать ответа.
  • Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов.
  • Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность.
  • Не ставить длинные или двойные вопросы.
  • Не должно быть «подсказывающих» вопросов.
  • Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос.

«+»:

  • Активизирует деятельность ученика на уроке.
  • Развивает память и речь.
  • Помогает контролировать знания учащихся.
  • Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
  1. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся.

Педагогические требования:

  • Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения:
  • Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися.
  • Последовательное изложение материала.
  • Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания):
  • Элементы беседы.
  • Показ приемов работы, порядка действий.
  • Проверка качества усвоения материала.
  1. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
  1. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
  1. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
  • Конспектирование.
  • Составление плана текста.
  • Тезирование.
  • Цитирование.
  • Аннотирование.
  • Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного).
  • Составление базовых понятий по теме, разделу.
  • Составление матрицы идей различных авторов.

Педагогические требования:

  • Отбирать посильный для учащихся труд.
  • Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя.
  • Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются.
  • Работа с учебником не должна занимать в начальной школе  10-15 минут.
  1. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.

Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

В начальных классах применяется наглядность:

  • Естественная (гербарий,минеральные камни).
  • Рисунковая.
  • Объемная.
  • Звуковая (аудиозаписи).
  • Графическая

НАБЛЮДЕНИЕ:

  • Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях.
  • Наблюдение в классе.

Педагогические требования:

  • Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью).
  • Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств.
  • Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).

ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др.

Педагогические требования:

  • Наглядность применять в меру.
  • Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала.
  • Должна соответствовать возрасту.
  • Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
  • Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
  • В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования.
  • При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др.

Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.        

                

ВИДЕОМЕТОД

  1. Практические методы обучения.
  1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
  1. Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
  2. Письменные: закрепление знаний, их применение.
  3. Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление.
  4. Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.

В зависимости от учащихся:

  • Воспроизводящие.
  • Тренировочные.
  • Творческие.

Педагогические требования:

  • Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений.
  • Знание правил выполнения действий.
  • Системность проведения упражнения.
  • Учет достигнутых результатов.

Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений.

Могут проводиться:

  • В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем.
  • б)В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам
  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

В начальной школе игры по правилам.

Элементы дидактической игры:

  • Игровая ситуация.
  • Упражнение.
  • Прием.

Компоненты дидактической игры:

  • Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре.
  • Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности.
  • Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.

Контрольно-оценочный:

  • стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.

1.3 Классификация методов обучения по типу, характеру познавательной деятельности.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД

Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.      

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют — решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают по инструкции.                                Для повышения эффективности репродуктивного метода дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие самоконтроль (обратную связь).                              

  Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся.         По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. Следовательно, при любом варианте сочетания этих двух методов первый принципиально предшествует второму.

Заметную роль при осуществлении этого метода играет алгоритмизация, идею которой  разработал Л. Н. Ланда. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.

 Строго говоря, применение алгоритма предполагает использование обоих методов — информационно-рецептивного и репродуктивного: его сообщают, а затем ученик воспроизводит его предписания.

Алгоритм как средство реализации обоих или одного из методов в ряде случаев весьма эффективен. Но сущность познавательной деятельности при его применении указанным образом не выходит за рамки деятельности, организуемой этими методами. Оба охарактеризованных метода отличаются тем, что они обогащают знания, навыки и умения учащихся, формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается другими методами. И первым из них является проблемное изложение

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В основе современного проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889–1960).

         Проблемное обучение (ПбО), рассматривается как развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами.

Ключевое понятие ПбО – учебная проблемная ситуация – означает психическое состояние мыслительного взаимодействия учеников, группы учащихся с проблемой под руководством преподавателя.  Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении.

Учебная проблемная ситуация характеризуется:

 а) типом противоречия, выявляемого преподавателем совместно с учащимися;

б) наличием известных способов решения подобных проблем;

в) дефицитом новых данных или теоретических знаний;        

г) возможностями обучаемых при выполнении поставленного задания.

Проблемные ситуации подразделяют по ряду оснований, таких, как область научных знаний, или дисциплина (математика, история, психология и т. д.); направленность на поиск нового (новые знания, способы действия, перенос известных знаний и способов действия в новые условия); уровень проблемности (в зависимости от остроты противоречий).

Разделяют две тактики построения проблемной ситуации:

а) «от знаний к проблеме». Движение к проблеме от предметного содержания знания («потребление» готовых достижений науки) недостаточно способствует выработке у студентов умений и навыков самостоятельного научного поиска;

б) «от проблемы к знаниям». Движение от субъективного опыта аудитории, включаемого в логику решения научной проблемы, побуждая искать пути и средства ее решения, целенаправленно формирует активного субъекта познавательной деятельности.

ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, назван частично-поисковым. Отдельные дидакты и методисты предлагают его называть эвристическим. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,— устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода.

Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем — сделать выводы из представленных фактов; в четвертом — высказать предположение; в пятом — построить план его проверки и т.д.

Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.

Третьим вариантом служит построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.

        Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги часто порознь, усилиями разных учеников. Каждый из шагов или большинство их требуют проявления каких-то черт творческой деятельности, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует описанные ранее черты творческой деятельности. И в-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают.

Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

Учитывая эти функции, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности

Такую роль играют исследовательские задания по всем предметам.

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок (неделя, месяц).

Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций.

Этими этапами являются:

  • Наблюдение и изучение фактов и явлений;
  • Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);
  • Выдвижение гипотез;
  • Построение плана исследования;
  • Осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями;
  • Формулирование решения, объяснения;
  • Проверка решения;
  • Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний:

         Говоря об исследовательском методе, мы должны, разумеется, все время помнить, что это учебные исследования, т. е. предназначенные для усвоения уже известного обществу опыта, уже решенных проблем. Все задания этого рода должны быть доступны учащимся и вписываться в контекст программ. При исследовательском методе также применяются устное и печатное слово, средства наглядности, практические работы, письменные и графические работы, натуральные объекты и их реальные и символические изображения, лабораторные работы, опыт и т. д.

Учащихся необходимо учить так, чтобы они постепенно овладевали отдельными этапами научного познания, решения проблем, приобретали отдельные черты творческой деятельности. Этой цели служат уже описанные два других метода, предшествующие и сопровождающие собственно исследовательский метод. Они предшествуют ему, когда у учащихся еще нет опыта целостного решения проблем, они сопутствуют ему, когда необходимо приступить к усвоению опыта решения нового и сложного типа проблем или когда надо осветить проблему, самостоятельное решение которой учащимся недоступно.



Предварительный просмотр:

Этапы фрагмента урока:

Мотивационно-целевой

Проектировочный

Процессуальный

Рефлексивно-оценочный

  • мотивационный,
  • постановка учебной задачи,
  • учебное действие,
  • действия контроля, самоконтроля,
  • действие оценки и самооценки

Варианты формулировок задач урока

Дидактические задачи:

  •  сформировать знания (УУД)...
  • закрепить.
  •  подвести к выводу.
  •  проанализировать степень усвоения материала.
  •  сформировать понятие.
  •  сформулировать общую характеристику явления.
  • выработать умение.
  •  изучить основные этапы.
  •  исследовать зависимость.
  •  научить анализировать, выделять (главное, существенное).
  •  охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды.
  •  приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.
  •  обобщить знания, умения.
  •  проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
  •  сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие УУД по данному учебному материалу.

Развивающие задачи:

  •  развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
  •  развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
  •  формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;
  •  содействовать развитию воли и настойчивости;
  •  развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
  •  развивать интерес к предмету;
  •  развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
  •  развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
  •  учить вести и составлять конспекты, тезисы;
  •  учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
  •  учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
  •  учить устанавливать межпредметные связи;
  •  развивать у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
  •  развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
  •  формировать умение преодолевать трудности в учении.

Воспитательные задачи:

  •  пробудить чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности);
  •  пробудить чувство ответственности, долга;
  •  вызвать чувство удивления и гордости.
  •  подвести учащихся к выводу.
  •  убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;
  •  показать учащимся.
  •  дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
  •  создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций;
  •  содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
  •  осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм. гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
  •  формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

Варианты формулировок деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

  •  Мотивирует учащихся.
  •  Приветствует учащихся.
  •  Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  •  Озвучивает тему и цель урока.
  •  Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  •  Создает проблемную ситуацию.
  •  Выдвигает проблему.
  •  Создает эмоциональный настрой.
  •  Формулирует задание.
  •  Предлагает индивидуальные задания.
  •  Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  •  Обеспечивает мотивацию выполнения задания
  •  Контролирует выполнение работы.
  •  Осуществляет индивидуальный контроль.
  •  Осуществляет выборочный контроль.
  •  Побуждает к высказыванию своего мнения.
  •  Отмечает степень вовлеченности учащихся.
  •  Диктует.
  •  Комментирует домашнее задание.
  •  Организует взаимопроверку.
  •  Организует коллективную проверку.
  •  Организует проверку выполнения упражнения.
  •  Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
  •  Организует оценочные высказывания обучающихся.
  •  Организует обсуждение способов решения.
  •  Организует поисковую работу обучающихся.
  •  Организует самостоятельную работу с учебником.
  •  Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
  •  Подводит обучающихся к выводу.
  •  Помогает выявить причинно-следственные связи.
  •  Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Деятельность учащихся

  •  Приветствуют учителя.
  •  Готовятся к уроку.
  •  Записывают слова, предложения.
  •  Классифицируют.
  •  Выполняют упражнение в тетради.
  •  Высказывают трудности.
  •  По очереди комментируют.
  •  Приводят примеры.
  •  Пишут под диктовку.
  •  Проговаривают по цепочке.
  •  Работают на слух.
  •  Составляют схемы.
  •  Отвечают на вопросы учителя.
  •  Выполняют задания по карточкам.
  •  Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
  •  Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
  •  Озвучивают понятие.
  •  Выявляют закономерность
  •  Анализируют.
  •  Определяют причины.
  •  Формулируют выводы наблюдений.
  •  Объясняют свой выбор.
  •  Работают в паре.
  •  Работают в группе.
  •  Сравнивают.
  •  Читают текст
  •  Составляют план.
  •  Делают конспект.
  •  Составляют определение.
  •  Находят понятие, информацию.
  •  Слушают доклад.
  •  Делятся впечатлениями.
  •  Высказывают свое мнение.
  •  Осуществляют самооценку.
  •  Осуществляют самопроверку.
  •  Осуществляют взаимопроверку.
  •  Осуществляют предварительную оценку.
  •  Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Предварительный просмотр:

Тема 1.5

Планирование внеурочных мероприятий

План лекции:

1.Цели, задачи внеурочных мероприятий

2. Схема плана внеурочного мероприятия

3. Формы и методы взаимодействия с родителями при планировании внеурочной деятельности

Важно, чтобы занятия по внеурочной деятельности:

  • не напоминали урок
  • были фактом психологической и физической разгрузки ребенка;
  • не сводились к набору мероприятий, а были целенаправленно выстроены;
  • обеспечивала достижение планируемых результатов.

Технологическая карта внеурочного занятия

Ф.И.О.

Тема урока:

Класс:

Цель: формирование умений….

Задачи:

Дидактические: 

Развивающие: 

Воспитательные:

Характеристика этапов занятия

Этап фрагмента урока

Образовательная задача фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к  получению знаний…

Организационный момент

.

Постановка проблемной ситуации

Формулировка темы и цели занятия

 

 

 

Р: организовать себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других;

Р:определять и формулировать цель на уроке

Положительно относиться  к процессу познания

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

1)

2)

3)

 

Планируют совместную деятельность на уроке

Р: самостоятельно планировать пути для достижения цели  

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других

Развивать мотивы учебной деятельности и смысла учения

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

 

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других

 П: уметь анализировать, обобщать;

В ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, какой поступок  совершить

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексии

Понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Проводить самоанализ и самоконтроль результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

освоение метода социальных проектов в процессе работы над методом здоровьесбеергающего направления

Данная работ а рассказывает   о применении комплекса упражнений в начальной школе для повышения качества знаний учащихся, для сохранения и укрепления их здоровья...

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...