Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
материал по теме

Петошина Ольга Станиславовна

 

Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.

Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;

2) Продемонстрировать практическое использование проектного  метода обучения в преподавании

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie_tvorcheskogo_seminara.zip480.89 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие творческого семинара

Тема: «Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере проектного метода)».

Цель семинара: Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.

Задачи семинара: 1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;

2) Продемонстрировать практическое использование проектного  метода обучения в преподавании;

План занятия

  1. Включение в работу: «Мозговой штурм».
  2. Доклад по теме семинара………………….. Петошина О.С.
  3. Мастер- класс «Проектная деятельность

от замысла к воплощению»……………Петошина О.С., Сокольская О.Е.

  1. Демонстрация детского опыта……………Павлова Ю.А., Кучина Елизавета – ученица 5 «Б» класса
  2. Рефлексия

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  1. Мозговой штурм

Понятие «интерактивные методы обучения» в педагогике

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.

Под интерактивными методами обучения мы будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Предлагаю Вам выбрать из предложенных методов именно интерактивные методы обучения (СЛАЙД)

мозговой штурм, деловая игра, рассказ,  ролевая игра, дискуссия, работа над проектом, объяснение, творческие задания, работа в малых группах, беседа, метод упражнений; демонстрация;.

Сегодня мы на практике попробуем реализовать один из интерактивных методов – метод проектов.

  1. Доклад по теме семинара

         Заскучавший на уроке первоклассник кладет на новую ручку такую же новую линеечку и испытывает действие получившихся весов с помощью разновесов-ластиков. Другой первоклассник на переменке без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает написанное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Третий качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Таких наблюдений каждый учитель может привести немало. И не всегда это его радует, чаще всего, наоборот, огорчает: это мешает вести урок, отвлекает других детей. Хотя то, что происходит — обычное проявление исследовательского поведения ребенка. Оно наблюдается уже в раннем детстве, не случайно психолог Н. Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребенка назвал, вопреки установившемуся мнению, не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.

В Стандартах нового поколения  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности, которые определены как система универсальных учебных действий. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.

Ключевые компетентности формируются на опыте собственной деятельности обучающихся при изучении различных дисциплин на уроках  и во внеурочной деятельности. В этом хорошо помогает метод проектов.

В процессе проектной деятельности  формируются следующие общеучебные  УУД:

1.Рефлексивные:

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.

      2.Поисковые (исследовательские):

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию  у  эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные УУД:

- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

 6.Презентационные УУД:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Современные информационные технологии представляют в распоряжение специалиста огромное количество сведений, из которых он может выбирать то, что его интересует. Например, интересующиеся учителя, войдя в Интернет, обнаружат, как много зарубежных школ разместили там сведения о своих учебных заведениях, программах курсов, принципах обучения и т.д. Но не только новые технологии обрушивают на специалистов потоки информации – постоянно растёт число традиционных печатных публикаций по разным профессиональным областям. В этих условиях задачей школы становится не только освоение учеником определённого объема знаний, но и получение навыков постоянного самостоятельного обновления знаний, в том числе навыков эффективного поиска требуемой информации, ее систематизации, хранения и применения в своей деятельности.  Решить эту задачу поможет системная работа учителей по реализации тематического обучения и проектной деятельности в школе  I ступени в рамках ФГОС.

Введём определение понятий, которыми мы будем оперироваться в дальнейшем.

  1. Мастер- класс

«Проектная деятельность от замысла к воплощению»

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Итак, начинаем. Наш 1 шаг. (Слово предоставляется Сокольской О.Е.)

Что же такое проект?

ИГРА «Знакомство»

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). А.В. Горячев

Проект – специальное задание, которое имеет цель и определённый исход. Дж. Дьюи

Проект – способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом. И.Д. Чечель

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. ВикипедиЯ

СЛАЙД Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). А.В. Горячев

Шаг 2 Классификация проектов

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

А) УЧЕБНЫЕ (направлены на академический рост учащихся)

-по количеству участников

1. индивидуальные (получаемый продукт – результат работы одного ученика), впоследствии из таких личных изделий можно сделать коллективный продукт.

2. групповые (работа в малых группах – выставки, сценки, сборники).

3. коллективные (получаемый продукт деятельности всего классного коллектива: праздник, концерт).

Монопроекты (в рамках одной предметной области)

Фантастические (ориентированы на изучение несуществующих явлений: Машина времени, Космическая электростанция).

Теоретические (предполагают работу по изучению и обобщению материалов, содержащихся в разнообразных теоретических источниках: Русская псовая охота как часть русской национальной культуры).

Эмпирические (ориентируют ребёнка на проведение собственной экспериментальной работы Скрещивание комнатных растений).

Б) СОЦИАЛЬНЫЕ

В) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

В начале нашего занятия мы предложили Вам занять места за тремя столами: Розовым, зелёным, синим. Это не случайно. Каждый стол – тип проекта. Переверните цветную карточку и прочитайте тип своего проекта.

(розовая – творческий, зеленая – информационный, синий – эмпирический (исследовательский)).

Шаг 3 Мозговой штурм «Формулировка цели проекта. Задачи проекта»

Общая цель проектной деятельности – Формирование образовательных компетенций учащихся через их включение в технологию проектной деятельности.

Цель конкретного проекта – модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с помощью глаголов. Вы видите их на экране СЛАЙД Доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разобрать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить.

Я напоминаю, что у каждой группы свой тип проекта. Так вот, Вы должны выбрать тему, подходящую к своему типу проекта и с помощью предложенных глаголов, сформулировать цель своего проекта.

СЛАЙД Темы: Компьютерные игры-хорошо или плохо?,  Шоколад – вред или польза? Букет для мамы, Современные автомобили, Космос

Формулируя цель и учебные задачи, необходимо согласовывать их с ФГОС.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • Формирование эстетических потребностей;
  • Развитие этических чувств;
  • Развитие навыков сотрудничества;
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • Развитие умения работать с информацией;
  • Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • Развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и т.д.
  • Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Формирование умения вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения;
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

Шаг 4 Этапы работы над проектом

Начиная работать над проектом, необходимо знать о нескольких вариантах классификации этапов. А именно:

И.И. Ляхов предлагает следующую последовательность

1. Генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация).

2. Материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объектизация).

П.Н. Андрианов предлагает:

Этапы

Результаты

  1. Обоснование, осознание и принятие идеи.

1.Осмысленная и принятая идея - задача

  1. Технологическая разработка идеи.

2.Доведение идеи до возможности ее практической реализации

  1. Практическая работа над идеей.

3.Практическая реализация идеи.

  1. Опробование объекта, доработка и самооценка творческого решения идеи.

4.Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества.

Для начальной школы, исходя из новых ФГОС, рекомендована технология А.В. Горячева:

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений (сбор, систематизация, хранение информации по теме).
  3. Выбор проектов.
  4. Презентация (защита проекта).
  5. Оценивание.

Подробно остановимся на этих этапах. Начнём с первого:

Выбор темы – это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является компромисс – тема, определяемая как интересами детей, так и возможностями учителя.

Тема может быть связана с различными учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование деталей изучаемой темы на уроках позволит повысить мотивацию обучения.

Предлагаю Вашему вниманию пример из личной практики.

Согласно тематическому планированию, на одном из уроков, проводилась беседа о  труде людей, занятиях родителей. Оказалось, что многие ребята не смогли назвать место работы и профессию родителей, а о профессии бабушек и дедушек знали ещё меньше. Звучали ответы: «Мой папа работает в Москве», «Моя мама работает на заводе», «Мой папа работает на рынке…»

Когда же речь зашла о профессиях людей, которые нас окружают, ребята назвали современные профессии, распространённые и рекламируемые по телевидению. Но на вопрос, чем, же приходится заниматься людям этих профессий, прозвучали ответы «Получать деньги, тратить их, отдыхать».

 К сожалению, я не услышала названий самых обычных профессий, с которыми связана наша повседневная жизнь, работа наших родителей. Так возникла идея проведения проекта на эту тему. У нас возник проект «Все работы хороши».

Выбрав тему, составляется матрица проекта. Матрицы некоторых проектов Вам представлены.

Сбор, систематизация и хранение информации по теме.

Параллельно с включением темы в учебные дисциплины идёт сбор информации. Вся информация по теме не только собирается, но и систематизируется как в учебной деятельности, так и внеклассной работе с детьми. Учитель предлагает вниманию ребят те или иные аспекты темы. Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребёнка, создает для него ситуацию свободы выбора. В процессе выбора областей интересов внутри темы их совокупность бывает удобно изображать на схеме. Назовем ее условно «паутинка темы». В центре схемы располагается название изучаемой темы, а на расходящихся в разные стороны лучах записываются названия областей интересов внутри темы.

Исторический аспект

ТЕМА

                              Географический аспект        Культурный аспект

                              Тема в фильмах                тема в сказках

                            Тема в живописи

В начале работы над темой эта схема упрощена и скорее напоминает солнышко с лучиками. Название «паутинка» схема начинает оправдывать позже, когда каждый аспект, станет подразделяться на несколько других. Например, рассматривая какую-либо тему в историческом аспекте, можно проследовать её в истории разных народов мира.

В качестве примера рассмотрим различные аспекты темы «Корабли» (то есть корабли как область знаний). РАБОТА В ГРУППАХ. Составьте «паутинку темы».

Вот что может получиться:

  • История кораблей
  • История кораблей в нашей стране
  • Профессии кораблей (корабль-рыболов, учёный, купец, курорт, разбойник, первооткрыватель)
  • Люди на корабле
  • Ориентация в море
  • Изготовление корабля
  • Корабельные языки
  • Корабельный словарик
  • Экологический аспект
  • Корабли в искусстве

Очевидно, что этот открыт для пополнения. Составление паутинки позволяет объединить детей в группы по интересам, создать изначальную основу для систематизации сведений (фактически каждая ниточка в «паутинке» может стать заголовком в книге или разделом в картотеке).

В последующем учащиеся, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие сведения, фиксируют их в виде записей, рисунков и готовят к использованию в проектах. Основная задача учителя на этом этапе сбора сведений по теме направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации, её хранение и рациональное использование.

Итак, материал у нас собран. Следующий этап – выбор проекта.

Учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов.  При этом он знакомит их с множеством проектов, которые позволяет выполнить изучаемая тема, оставляя, однако, детям возможность самим придумать свои проекты. Важно, чтобы в любой момент в классе выполнялись параллельно несколько творческих работ. Составляя список проектов, надо ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разные виды деятельности.

Проект может быть УЧЕБНЫМ, СОЦИАЛЬНЫМ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ. Каждая группа проектов имеет множество подгрупп.

Учебные проекты направлены на академический рост учащихся.

Социальные проекты – наиболее сложная форма организации социального действия. Это могут быть – День здоровья, Фильм о классе; Классная газета; детский парламент.

Исследовательские проекты связаны с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом.

Презентация проекта. (Демонстрация детского опыта)

Вам предоставляется возможность дать оценку проектной работы ученицы нашей школы. Свои рекомендации заносите в оценочный лист.

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....

«Метод проектов как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся»

Что  можно сделать сегодня, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность?      К числу наиболее эффективных средств формирования ключевых ком...

Интерактивные методы как современные формы развития ключевых компетенций.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала....

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...