Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"
план-конспект урока (4 класс)

Матушкина Наталья Владимировна

Данное  занятие способствует формированию знаний у обучающихся  о  православных храмах  Санкт-Петербурга. Обучающиеся  научатся как входить и вести себя в православном храме, расширят знания и представления о культурных, исторических и православных памятниках Санкт-Петербурга, повысят уровень сформированности духовно-нравственных  ценностей. Материал  можно использовать также для дистанционного обучения, как группового, так и индивидуального.

 

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

          средняя общеобразовательная школа № 546

            с углубленным изучением предметов  художественно-эстетического цикла

                                           Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта

 внеурочного занятия

по теме:

                         «Путешествие по православным храмам

       Красносельского района»

               Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

               Модуль: Основы православной культуры

                                                       Составитель: учитель начальных классов,

                                                           Матушкина Наталья Владимировна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Создание среды школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве осмысливаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса одной из форм организации свободного времени обучающихся. На внеурочном занятии создаются условия для освоения и понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 

 Цель внеурочного занятия  направлена на:

  -формирование у младших школьников мотиваций к   осмыслению духовного и потребности  к приобщению к ценностям  культурных памятников архитектуры.

 

Задачи:

- познакомить  с назначением, внешним видом и устройством православного храма;

-  дать представления о его ценности, как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

    Для достижения поставленных целей и задач на занятие используются следующие приёмы и методы:

   -словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе: бесед с элементами диалога,  вопросы, обобщающие  рассказ учителя, ответы на вопросы  и т.д.

-наглядные методы используется в процессе: наблюдений, чтения,  показа фильмов, рассматривания иллюстраций, чтение текстов, проведения дидактических игр, (мультимедийная презентация всех этапов урока).

В ходе внеурочного занятия применяются различные формы работы с обучающимися: коллективная, индивидуальная, с учётом дифференциации

 работа в группах, и в парах.

Ожидаемые результаты:

 - обучающиеся познакомятся с православными храмами, с внутренним и внешним убранством православных храмов;

 - смогут научиться, как входить и вести себя в православном храме;

 - расширят знания и представления о культурных, исторических и

православных памятниках Санкт-Петербурга;

- повысят уровень сформированности духовно-нравственных   ценностей.

         Терминология: храм, купол, паперть, алтарь, иконостас,   колокольный

            Звон «благовест»,  «трезвон», канун, митра.

Ресурсное обеспечение:       

  • Оборудование: компьютер,  монитор, мультимедийный проектор;
  • Средства наглядности: репродукции картин, иллюстрации и фотографии православных храмов, притча «О трёх строителях», электронный урок на платформе CORE (приложение 1.)

          ссылка учителям

          https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fb05de5b65a8a04870b4b08

         ссылка ученикам   

          https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fb030b069cac50e8465c13a

         (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку).

Материалы  этого внеурочного занятия носят практико-ориентированный характер, в разработке занятия содержится методический и дидактический материал, позволяющий учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач в современных условиях.

В области формирования уникальных учебных действий (УУД) урок ориентирован на:

  • познавательные - умение осуществлять информационный поиск, сбор информации; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; формирование навыков смыслового чтения; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватное восприятие и понимание оценки учителя.
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Соответствие гигиеническим требованиям

Проведение данного занятия возможно в условиях перехода на обучение с использованием дистанционных технологий.

(Составлен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия:  «Путешествие по православным храмам   Красносельского  района»

Тип занятия:    открытие новых знаний

Цель:  познакомить учащихся с православными храмами  Красносельского района

Задачи:

  • обучающая: познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. 
  • развивающая: формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  • воспитывающая: воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры Санкт-Петербурга.

Планируемые результаты

Предметные:

-познакомить  с назначением, внешним  и внутренним устройством  православного храма;

Метапредметные:

Познавательные УУД
-преобразовывать информацию;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы.

  Регулятивные УУД:
-определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности

Коммуникативные УУД:
-развитие умения слушать и понимать речь других;

-оформлять мысли в устной форме;

умение использовать ИКТ; -анализировать полученную информацию о православных храмах.

Личностные:

Ориентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты);

-воспитывать уважение к православной религии.

Ресурсы урока: учебник Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс М.: Просвещение, 2018, толковый словарь Ожегова, словообразовательный словарь, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1. Прочитайте стихотворение. Подумайте         о чём это стихотворение.

 Запишите свой ответ.

 

                                   

2.  Попробуйте самостоятельно    дать

 определение    слову  «Храм».  Проверьте  результат в словаре  (источник: словарь Д.Н.  Ушакова).

Читают стихотворение ( приложение 2)

анализируют прочитанное.

Записывают тему стихотворения.

 (О храме)

Отвечают на вопрос, записывают сформулированное  определение .

Читают, сравнивают, анализируют.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает познакомиться с интересными историческими фактами.

Ответьте на вопросы:

1.Какие   православные храмы в нашем районе вы знаете?

2.В каких православных храмах вы уже побывали?

Всю подробную информацию о храмах Красносельского района вы можете найти по этой ссылке.

Сформулируйте тему нашего занятия, запишите свой ответ.

Обучающиеся знакомятся  с информацией, актуализируют необходимые знания (приложение 3.1)

Отвечают  на вопросы)

(приложение 3.2)

При необходимости знакомятся с информацией  по ссылке: http://globus.aquaviva.ru/places/catalog.php?t=280

(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку).

(смотри ссылку на электронный урок на Core)

Организация познавательной деятельности

Тема нашего занятия:

«Путешествие по православным храмам Красносельского района.»

   Можно ли представить себе наш город  без храма?

   -С момента основания города православные храмы играли основную роль в формировании художественного облика Санкт-Петербурга.
  -  В настоящее время на 2020 год в Санкт-Петербургской епархии насчитывается около 1078 православных храмов и церквей.

   -Мы живём  в Красносельском районе -это очень молодой район. 

   В округе Красносельского благочиния  находится около 34 православных храмов. Из них 21 православный храм действующий и 13 планируют восстановить.

1.Изучение нового материала

-В Красносельском   районе много православных храмов. Познакомимся с некоторыми из них .

Предлагаю ответить на вопросы:

1.Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

2.Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? 

3. Знаешь ли ты, что  символизирует разное количество куполов?

1купол-

2купола-

3купола-

5куполов-

7 куполов-

9куполов-

13куполов-

-Предлагаю немного отдохнуть и  выполнить упражнения .

Физминутка  для глаз

-Предлагаю отправиться на  экскурсию в православный Храм святых равноапостольных Константина и Елены, который находится  на улице Доблести 24.

(Просмотрите  видеофрагмент   православном храме.)

 

 -Рядом с храмом святых  равноапостольных Константина и  Елены   стоит колокольня-звонница,  башня, на которой висят    колокола. 

  -  Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».    

 - Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. 

-Этим звоном верующие созываются в храм     Божий к богослужению.

-Прослушайте «благовест».

-Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника  называется «трезвон». 

-Прослушайте «трезвон».

2. Работа по теме урока

-Отправляемся в путешествие в один из православных храмов нашего района.

-Вот вы стоите на пороге храма, затем поднимаетесь по ступенькам и останавливаетесь на площадке, которая называется… как?

  -Посмотрите внимательно, подумайте,  этот храм построен в виде….чего? 

    Что он означает?

 Храм делится на три части, какие? 

Вот мы в самом храме. 

-Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

-Что стоит в центре храма?

 

-Главнейшая часть храма — это …….

-Если вы  когда-то бывали в православном  храме, то вы знаете, что существуют особые правила поведения, называющиеся церковным этикетом .

-Предлагаю просмотреть видеофрагмент  «Как правильно зайти и  вести себя в православном храме.»

     

   

-Вы находитесь в православном храме, вспомните какие ещё  предметы там есть. 

-Выполните  упражнение «Найди пару: «Церковные предметы православного храма.»

на платформе   LearningApps  по ссылке.

3.Упражнение на закрепление.

4. Итоги урока

       -Сегодня на внеурочном занятии вы познакомились с внешним и внутренним убранством  некоторых православных храмов нашего района.

     -Почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

(приложение 4)

Слушают, анализируют, осмысливают полученную информацию.

(Или читают информацию)

(приложение 5.1)

Отвечают на вопросы учителя(или читают информацию) приложение 5.2

У него есть купол, на котором находится крест.)

(Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.)

Отвечают или записывают (в электронном занятии)

- символизирует Господа Иисуса Христа.

-два естества Христа (божественное и человеческое).

- Святая Троица.

-Христос и четыре евангелиста.

-семь Вселенских соборов, семь таинств  христианских.

-девять чинов ангельских.

-Христос и 12 апостолов.

https://youtu.be/FTKM7PCZXWg

(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку)

Выполняют упражнения на релаксацию и снятия общего напряжения

(приложение 6).

https://www.youtube.com/watch?v=HH7cnaBCvE

(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку)

   

приложение 7. 1 ( фото 1-5).

Ссылка на звон колокола «благовест»

 https://api.coreapp.ai/uploads/media/159291116516519633035ef1e53d8ccb1-%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%20-%20%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82_(Inkompmusic.ru).mp3

(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку) или прослушать на в электронном уроке на платформе Core

Ссылка на звон колокола «трезвон».

https://api.coreapp.ai/uploads/media/159291131913893953865ef1e5d76d4f2-Kolokolnyj_zvon_-_trezvon_(Dydka.com).mp3

см. приложение 7.2

Отвечают на поставленные вопросы.

см. приложение 7.3

-папертью;

-в виде креста

Это символ-Бога .

Притвор , сам храм (средняя часть) и алтарь .

В центре стоит аналой  

(греч. «подставка под книгу») – высокий, столик для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него) с иконой праздника.

-Алтарь место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.   Алтарь означает небо , где обитает Бог, а храм —землю .  

https://www.youtube.com/watch?v=crRDpDgmkEI&feature=emb_logo  (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку).

Просмотр, восприятие информации .

https://learningapps.org/13277860

(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку).

Выполняют  упражнения, соотносят предметы. Анализируют полученные знания (см. приложение 7.4)

Выполняют задание .

(см. приложение  8)

(см. приложение  9)

-Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его     душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.  

-Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
-Храм-это маленький островок спасения, где в трудную минуту человек просит помощи у Бога, обращаясь к нему через молитву.

Рефлексия деятельности

Рефлексия

-Проанализируйте итоги занятия.

-Прочитайте притчу и сделайте вывод.

Закончите  занятие фразой, которая вам  больше понравилась:
– Я узнал(а)...
– Я хотел(а) ещё узнать…

– Я считаю полезным...

Выполните домашнее задание:

-попробуйте  нарисовать храм вашей  мечты,

-  подберите  и выучите наизусть стихотворение о храме,

-   составьте и оформите памятку «Как вести себя в  православном храме».

 

Читают, анализируют прочитанное, делают выводы (см .приложение 10).

(смотрите приложение 11)

Список литературы

1

Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2010.

2.

Кураев В.А. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс: учебник для общеобразовательных  организаций- 7-е издание.- М.: «Просвещение», 2019.-144с.

3.

 Обернихина Г.А. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс: рабочая тетрадь-5-е издание-М.: «Просвещение», 2019.-112с.

4.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка -  М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.

Используемые  интернет ресурсы и источники

Видео-фрагмент физминутки для глаз

https://youtu.be/FTKM7PCZXWg

Видео-фрагмент «Как правильно зайти и  вести себя в православном храме.» https://www.youtube.com/watch?v=crRDpDgmkEI&feature=emb_logo

Глобус митраполии Санкт-Петербургской епархии    http://globus.aquaviva.ru/places/catalog.php?t=280

Шорохова Татьяна.   От земли до неба. Православная Азбука. Электронный  сборник стихов для детей.

 https://azbyka.ru/fiction/ot-zemli-do-neba-stixi-dlya-detej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса

Рабочая программа учебного предмета  по предмету «Основы религиозных  культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...