Статья Дистанционные технологии в современном образовании
статья

Пимкина Татьяна Михайловна

В статье рассмтрены особенности, преимущества, принципы, методы и формы дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnye_tehnologii_v_obuchenii.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные технологии обучения в современном образовании

Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.

В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. На заре 21 века — века информационных технологий — с появлением сети Интернет дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень.

Согласно статье 16 Закона "Об образовании в РФ реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Дистанционное обучение - это одна из самых перспективных образовательных технологий. В современной школе  дистанционное обучение часто применяется в инклюзивном образовании, при работе с одаренными детьми, а также при организации учебного процесса во время карантина, низкой температуры и особых случаев. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения.

Особенности дистанционного обучения.

В наше время дистанционное обучение проводится чаще всего при использовании Интернета. Педагог (тьютор) проводит обучение в так называемом виртуальном классе, в который ученик может заходить, когда ему этого хочется или удобно.

Преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
  • Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
  • Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Недостатки дистанционного обучения:

  • Наличие быстроскоростного интернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.
  • Невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания. Хотя сейчас во многих вузах вводятся меры защиты по определению выполнения заданий третьими лицами.
  • Применение самодисциплины и самоконтроля обучения.
  • Наличие ошибок при разработке курсов и большая их трудоемкость.

Дистанционное обучение основывается, как на общепедагогических принципах, так и на специфических принципах.

Основными специфическими принципами дистанционного обучения можно считать следующие:

  • Принцип интерактивности - это сотрудничество при взаимодействии между участниками учебного процесса
  • Принцип открытости - получение доступа ко всей имеющейся информации по возможности получения дистанционного образования и во время обучения.
  • Принцип гибкости - возможность получения образования в удобное для обучающегося время и выбор последовательности обучения.
  • Принцип адаптивности - использование современных технологий, которые могут позволить приспособиться к индивидуальным особенностям обучающихся.
  • Принцип передаваемости - возможность обмена образовательными материалами, оценочными материалами и другой информацией.
  • Ориентация на потребителя - возможность доступа к получению дистанционного обучения большого количества людей, которые не могут позволить обучаться очно, сюда входит и финансовая сторона.
  • Принцип базовых знаний - применение различных способов оценивания вступительных испытаний, показывающих уровень освоения начальных знаний.
  • Принцип индивидуализации - применение индивидуального темпа и индивидуальной образовательной траектории.
  • Принцип педагогической целесообразности - применения средств новых информационных технологий. Применяемые в процессе дистанционного обучения средства информационных и коммуникационных технологий должны соответствовать целям обучения, способствовать наиболее эффективному их достижению.

Формы, методы и виды дистанционного обучения.

Формы дистанционного обучения

Любое дистанционное обучение имеет несколько форм. К ним относятся:

Лекционные занятия - это основной вид занятий, так как они являются основой подготовки обучаемых. Цель - дать систематизированные основные знания по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспектива прогресса в конкретной области, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны быть понятные и доступны к пониманию. Лекции могут быть как печатном виде, так и в мультимедийном виде. Например, видео или аудио лекции.

Практические занятия - это более углубленные, требующие самостоятельного изучения, занятия. Практические занятия способствуют осмыслению изученного материала и применению сформированных умений на практике. Занятия могут быть в виде решения задач, различных практикумов, ответов на кейсы, кроссворды и другие.

Семинарские занятия - проводятся с целью обсуждения различных тем данной дисциплины. Проводиться семинарские занятия могут с помощью веб - занятий (вебинар) – вид дистанционного взаимодействия с использованием возможностей интернета или традиционно в аудитории.

Консультации - проводятся с целью устранения недопонимания какой-либо образовательной программы, поддержки со стороны преподавателя. Проводиться консультации могут с помощью чат - занятий и телеконференций. Чат - консультации проводятся одновременно для всех обучающихся. Также имеется личный чат с педагогом.

Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения.

Методы, используемые при дистанционном обучении:

Метод проектов - предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания.

Метод проблемного обучения - основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание обучающихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

Исследовательский метод обучения - характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов.

Тестирование как особый вид дистанционного обучения

Итоговое тестирование – это особый вид дистанционного обучения, так как его результаты могут быть применены для принятия различного рода решений, таких как итоговая оценка, аттестация, перевод на более высокую ступень обучения. Поэтому разработка теста должна быть комплексной. Вопросы тестирования должны быть тщательно подготовлены, обоснованы и достоверны. Сбои в системе электронного тестирования не должны допускаться, а если такой случай имеет место, то своевременно должно быть все исправлено.

Тестирование – это универсальное средство проверки знаний обучающегося. Тестирование - это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.

Огромное количество фактов, примеров приведенных выше, показывают необходимость создания и расширения дистанционного обучения в России и ее регионах.

Применение и использование дистанционного обучения вызывает еще много разногласий и является по сей день актуальной дискуссией экспертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы

Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразов...

статья «ИКТ – технологии в современном образовании: ресурсное обеспечение педагогической деятельности»

статья рассказывает о пользе и вреде использования ИКТ в педагогическом процессе...

Дистанционные технологии в современном мире

В условиях современного мира и развития пандемии стало очень актуально дистанционное обучение. Актуально становится как быть здоровым при работе постоянно за компьютером, как не устать и не навредить ...

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в образовании: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д....

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Иновации в образовани: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф....

Статья Дистанционные технологии в условиях пандемии

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе. Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала...

Статья "Дистанционные технологии в воспитательной деятельности" МОУ "С(К)ОШИ № 4" г.Магнитогорска. Ноябрь 2021г.

В данной статье описаны  возможности  организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения; обозначены положительные и отрицательные моменты взаимодействия педагога, ...