Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".
статья

Кечкина Ольга Федоровна

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Инновации в образовании: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati_kechkina_of_i_plotnikova_td.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Кечкина Ольга Федоровна,

 учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239», г. Москва

Плотникова Татьяна Дмитриевна,

учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239», г. Москва

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

Современная система образования переживает период переосмысления ее философских оснований, стратегических направлений, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость изменения обусловлена развитием современного общества, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, переходом к освоению новых информационно-коммуникативных технологий обучения, технологий дистанционного обучения.

В этой связи базовыми результатами образования становится умение учиться и познавать мир, в том числе с активным использованием  информационных и коммуникативных технологий, технологий дистанционного обучения,  сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи. 

Тема статьи: информационные технологии в образовании.

Цель: ознакомление с основными средствами и возможностями ИКТ-технологий, дистанционных технологий и их ролью в обучении младших школьников.

Задача: способствовать осознанию необходимости широкого применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО), дистанционные образовательные технологии (ДОТ), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), ИКТ-компетентность, информационно-образовательная среда (ИОС), универсальные учебные действия (УУД).

Текст статьи

Образование – не средство к жизни;

Образование – сама жизнь.

Джон Дьюи

Основные задачи модернизации российского образования связаны с повышением его качества, эффективности, доступности. В период существенных преобразований и переосмысления общественных, социально-педагогических процессов и явлений активизируется поиск их объективных методологических оснований. В качестве обобщенной методологической основы при исследовании педагогики, социологии, психологии и других наук выступает компетентностно-деятельностный подход, предполагающий широкое использование учащимися ИКТ-технологий. [4, с. 13]

Современная идеология обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы. Она требует принципиальных изменений в содержании образования, а также качественно иного методического мышления учителя. Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. [3 с. 4]

Использование информационных и коммуникативных технологий, технологий дистанционного обучения – это не новое веяние моды, а необходимость, диктуемая нам сегодняшним днем, нынешним уровнем развития образования.

Основная цель применения ИКТ – повышение качества обучения. С помощью ИКТ-технологий можно решить следующие задачи:

-способствовать формированию универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных) у учащихся;

- обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

- получить широкий доступ к учебно-методической и научной информации; электронным образовательным ресурсам и др.;

- предоставить возможность для самообучения и самопроверки полученных знаний;

- проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени;

- усилить интерес учащихся к дистанционной и классно-урочной формам обучения;

- повысить мотивацию к обучению.

В образовании широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ; разработаны программы для общения в реальном времени; эффективно используются учителями автоматизированные поисковые системы,  электронные библиотеки, мультимедийные документы, электронные образовательные ресурсы и многое другое,  а также платформы для видеотрансляций (Zoom, Discord, Jitsi Meet и др.), конструкторы интерактивных упражнений с автоматической проверкой результата (LearningApps и др.), инструменты быстрого опроса (Kahoot, Poll Everywhere, Mentimeter и др.), он-лайн ресурсы (московская электронная школа (МЭШ), российская электронная школа  (РЭШ), Учи.ру, Яндекс.Учебник и др.), которые широко могут применяться, как в условиях дистанционного обучения, так и при классно-урочной форме обучения. 

Таб.1 Классификация средств ИКТ в образовании по области методического назначения

Название

Характеристика

1

Обучающие средства ИКТ

способствуют сообщению знаний, формированию умений и навыков учебной и практической деятельности, обеспечивают необходимый уровень обучения

2

Тренажеры

необходимы для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала

3

Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ

применяются для сообщения знаний, формирования умений и навыков по систематизации информации

4

Демонстрационные средства ИКТ

визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения

5

Имитационные средства ИКТ

представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик

6

Лабораторные средства ИКТ

позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании

7

Моделирующие средства ИКТ

позволяют моделировать явления, процессы, объекты с целью их последующего исследования и изучения

8

Расчетные средства ИКТ

запускают разнообразные расчеты и другие аналогичные операции

9

Учебно-игровые средства ИКТ

  1. предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме

Использование средств ИКТ способствует переходу  к целенаправленному формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, которые широко применяются при оценке сформированности УУД. В данном случае исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды (ИОС), в которой планируют, фиксируют свою деятельность, последующие результаты учитель и учащиеся. Выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. [1, с. 24]

Таб.2 Влияние ИКТ на формирование УУД

УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- критическое отношение к информации, избирательность ее восприятия;

- уважение к информации.

- оценка хода и результатов действий в информационной среде;

- использование результатов действий, размещенных в цифровой информационной среде.

- поиск информации;

- фиксация (запись) информации с помощью аудио- и видео- записи и др. с целью дальнейшего использования;

 - структурирование знаний, представление в виде схем, диаграмм и др.;

- создание презентаций и прочее.

- выступление с аудио-визуальной поддержкой;

- фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);

- общение в цифровой среде (чат, видео-конференция и прочее).

Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. [2, с. 32]

Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание дополнительного образования, внеурочной деятельности, организации классных часов, интеллектуальных встреч и т.д.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, дают возможность строить жизнь, активно участвуя в дальнейшем политическом и культурном развитии общества. [2 с. 25]

Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ-технологий, технологий дистанционного обучения, но и быть грамотным специалистом по их применению в профессиональной деятельности.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, т.е. в современной информационно-образовательной среде. [1, с. 11]

Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ), а также  формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, который обеспечивает его результативность.

Список литературы:

  1. Брыскина О.Ф. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе – М.: Академия, 2015
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005
  3. Слободчиков В.И. Инновационное образование // Школьные технологии. – 2005. - №2
  4. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе - приоритетная задача современного образования"

В условиях модернизации российского образования использование ИКТ в работе с младшими школьниками является одной из приоритетных задач. Младший школьный возраст отличается неустойчивым вниманием. Оно ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.

Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...

"Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования"

quot;Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования"...

Статья "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ".

Данная статья была представлена на Всероссийской научно-практической конференции "Иновации в образовани: идеи, поиски, решения". Статья написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф....

Проект «Инновационные информационно – коммуникативные технологии в образовании при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

В законе РФ «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в обра...