Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
материал по теме

Струкова Анна Ивановна

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование  информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_nastoyashchee_vremya_85.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

         

         В настоящее время 85 % учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет.  Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. В ходе опроса 40% респондентов отметили перспективу получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование  информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

        Применяемые компьютерные программы можно разбить на три группы: презентации, информационно – обучающие, тестирующие.

         Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая,  моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

        Информационно – обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых  тем полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

        Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

        Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится  на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно – образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.  

        Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразится кратко, мультимедиа – это компьютер плюс проектор, позволяющий спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого материала, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.

        Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основанным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио – и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 – 50%.

        Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30% , а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества: представляют в трёхмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения; с помощью слайдов можно применить разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе. Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности  9 создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т. п.).  У школ и отдельных учителей появляются возможности создания  электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.

        При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с кинестической модальностью восприятия.

        Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

-развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

- воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.

        Систематизируем возможности  использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.

        1. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд – шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.

        2. Использование справочного материала: словарей, биографий учёных, интерактивных карт и таблиц – для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

        3. Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках – тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.

        4. Составление презентаций на основе различных  материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.

        5. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.

        6. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных  и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

        7. Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно – иллюстративного материала урока, выведение его на распечатку.

        Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно – ориентированные параметры учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Материал предназначен учителям начальных классов и руководителям МО...

Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.

В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств,  возникает вопрос, какое же  влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе.

В статье дан анализ работы учителя по использованию на уроках ИКТ....

Тема инновационного педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении младших школьников»

Использование мультимедийных средств, интерактивной доски, документ-камеры,   презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей. Всё это п...

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы...