Тема инновационного педагогического опыта «Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении младших школьников»
статья на тему

 

Использование мультимедийных средств, интерактивной доски, документ-камеры,   презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей. Всё это помогают  привнести эффект дополнительной наглядности  в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме.Приименение ИКТ способствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности школьников и развитию творческого потенциала обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического опыта

«Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении младших школьников»

Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать  исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.

Использование мультимедийных средств, интерактивной доски, документ-камеры,   презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей. Всё это помогают  привнести эффект дополнительной наглядности  в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения.        

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации   и   индивидуализации   обучения   и   воспитания.

        Применение ИКТ способствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности школьников и развитию творческого потенциала обучающихся.

Концептуальность

Современную школу невозможно представить без процесса информатизации образования, которая должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования - каждому. Применение мультимедийных средств в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в информационном пространстве. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием мультимедиа, т.к. ему представляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности.

        Новизна заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию мультимедийных средств в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием компьютерных технологий, в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, для развития творческой активности участников образовательного процесса.  

Теоретическая база опыта

Академик РАН Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения». Существует и другой взгляд на информационные технологии. Кандидат педагогических наук Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». Словари коммуникацию определяют как процесс общения, линию связи, пути сообщения, следовательно, коммуникационные технологии – это технологии общения, связи, то есть совокупность методов, устройств и механизмов обработки информации, используемых обществом для обмена информацией.

Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том,  что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение. На сегодняшний день самым важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжён необходимым программным обеспечением, а также средства коммуникаций вместе с размещённой на ней информацией.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении - это мотивация обучающихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П.,  Пассова Е.И. и многих других. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

       Ведущая педагогическая идея, оптимальность и эффективность средств.

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочной деятельности условий для повышения уровня мотивации через использование информационно-коммуникационных технологий. Как включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей?

Так как обучение - это целенаправленный и мотивированный процесс, а мотивация может быть познавательной, коммуникативной, игровой и.т.д., то каждый раз, планируя очередной урок, приходится задуматься - как же заинтересовать учащихся?

Ведущая идея опыта - доказательство целесообразности применения интерактивных тестов и ИКТ на уроках как средства повышения мотивации
обучения учащихся и выявления педагогических условий, обеспечивающих эту эффективность.

Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе будет способствовать:

* формированию учебной  мотивации;

* повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;

* обеспечению дифференциации обучения;

* повышению объёма выполняемой на уроке работы; 

* развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

* рационализации организации учебного процесса,

* повышению эффективности урока;

* повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;

* формированию информационно-коммуникативной компетенции.

         Внедрение мультимедийных средств в учебный процесс позволяет активизировать процесс   обучения,   реализовать   идеи   развивающего   обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, развить творческий потенциал учителя и обучающихся. Средства мультимедиа позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Особенно целесообразна интеграция в образовательном процессе традиционных приемов анализа языковой единицы с привлечением современных интерактивных средств и технологий, что поможет существенно повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное, усвоение учебного материала.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.         Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

 Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру       учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийный урок можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Структуру урока при использовании мультимедийных технологий принципиально не изменяю. В нем сохраняются все основные этапы, изменяются, иногда, только их временные характеристики. В соответствии с поставленными целями и задачами я применяю информационно-коммуникационные технологии на любом этапе урока:

  • на этапе самоопределения к деятельности для создания мотивации и входа моих учеников в учебную деятельность;
  • на этапе актуализации для повторения знаний, необходимых и достаточных для построения нового способа, выполнения заданий, актуализирующих мыслительную деятельность, для создания затруднения в пробном действии;
  • на этапе построения проекта выхода из затруднения для выявления места и причины затруднения, уточнения темы урока, постановки цели, построения плана дальнейшей деятельности;
  • на этапе реализации построенного проекта для подведения итогов групповой работы, устранения затруднения в пробном действии, для использования программ, имитирующих опыты; 
  • на этапе первичного закрепления для тренировки в выполнении заданий на применение нового способа;
  • на этапе самостоятельной работы для самопроверки выполненной работы по эталону;
  • на этапе включения в систему знаний и повторения для решения различных заданий, связывающих новый способ с пройденным  ранее, а также для проверки этих заданий по подробному образцу, для использования диагностических и контролирующих материалов; 
  • на этапе рефлексии учебной деятельности для выявления соответствия поставленной цели урока и результата, для самооценки деятельности моих учеников на уроке и моей оценки нашей совместной работы, для организации обсуждения и записи домашнего задания.

 Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

С помощью мультимедийных средств можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Использование ИКТ на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.                                                

Таким образом, мультимедиа существенно помогают нам, педагогам, в работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок и т.д. Наверное, многие согласятся, что на уроках в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийная система в уроке позволяет решить эту проблему, проецируя изображение страницы на белую доску. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать «рассеивания» внимания первоклассников.

Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. 

Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть, прежде всего, социально компетентен.

        Анализ результативности опыта.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения мотивации обучающихся, а значит и качества знаний, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.

ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

В заключение хочу сделать такой вывод: педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку, или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.

В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств,  возникает вопрос, какое же  влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии ...

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

В статье рассказывается о внедрении ИКТ в  учебную деятельность для повышения интереса по предметам и активизации  учебной работы в новых условиях....

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников"

В данной статье содержится материал о необходимости и эфеективности использование ИКТ технологий в начальной школе, а также продемонстрировано его парктическое использование на примере конкретной школ...