"НОВЫЕ ФОРМЫ И ФОРМАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ РЕБЁНКА С ОВЗ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС» В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ"
статья

Жилина Татьяна Леонидовна

 

      В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках модели обучения «ресурсный класс» в условиях дистанционного режима обучения.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ФОРМЫ И ФОРМАТЫ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ РЕБЁНКА С ОВЗ В РАМКАХ

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «РЕСУРСНЫЙ  КЛАСС» В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ  В ПЕРИОД  ПАНДЕМИИ

Жилина Татьяна Леонидовна

 (МКОУ СОШ № 9 г. Россоши Воронежской области)

        Аннотация. В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках модели обучения «ресурсный класс» в условиях дистанционного режима обучения.

      Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, «ресурсный класс», семья, родители, школа, самоизоляция,  дистанционный формат.

     Модель «ресурсный класс» предусматривает обучение детей с расстройством аутистического спектра на базе МКОУ СОШ № 9 г. Россоши с включением в общеобразовательные классы школы. «Ресурсный класс» посещают 8 детей. По заключению  Россошанской  ТПМПК детям прописаны разные варианты АООП НОО для детей с РАС: 8.2, 8.3, 8.4. Все дети имеют инвалидность. Обучающиеся посещают в сопровождении  тьютора отдельные уроки и внеклассные мероприятия в инклюзивных классах наравне с нормотипично  развивающимися сверстниками.

       Ситуация самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы  школьного образования  и родителей школьников. В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и обучающиеся с ОВЗ вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения образования с четким распределением функций и обязанностей всех участников образовательного процесса кардинально изменилась. От общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений, специалисты вынуждены работать в дистанционном формате образовательного процесса. [1]

      Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, пролонгированные каникулы, требования к осуществлению образовательной деятельности родителями школьников с ОВЗ, длительное пребывание детей в замкнутом помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи особенно актуальной. Изолирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ в ограниченном пространстве может быть фактором, способствующим возникновению острых психологических состояний, как у родителей, так и у детей.

       Новые удобные и безопасные формы работы с обучающимися и их родителями необходимы в условиях самоизоляции для непрерывного продолжения развития и обучения детей. Дети с ОВЗ нуждаются в систематической, непрерывной поддержке, однако, изменение привычного ритма жизнедеятельности в условиях длительного карантина привело к необходимости перестройки работы на дистанционный формат. Условием получения результата в процессе такой деятельности являются: взаимодействие всех участников образовательного процесса, наличие технических возможностей, систематизация образовательных материалов, определение формы и времени взаимодействия. При подготовке к работе в дистанционном формате был изучен опыт работы других специалистов, что помогло выстроить работу «ресурсного класса»  без сбоя. [3]

      29 апреля 2020 г. Федерация психологов образования России провела вебинар «Особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся в кризисных состояниях». Для повышения эффективности психологического сопровождения в системе образования в условиях дистанционного режима обучения педагогам  рекомендовано:

• знать практики работы с кризисными эмоциональными состояниями (тревога, плач, агрессия, истерика) в процессе телефонного или онлайн-консультирования;

• выдавать рекомендации для детей и родителей, находящихся в режиме

самоизоляции;

• понимать проявления кризисных состояний во время дистанционного

консультирования;

• принимать границы ответственности педагога, других специалистов и родителей ребенка;

• использовать способы преодоления психологического барьера дистанции при дистанционном общении;

• знать основы профилактики кризисных состояний у несовершеннолетних в дистанционном режиме обучения. [2]

       Согласованность действий семьи и школы, использование социальных сетей и мессенджеров позволили сохранить качество образования. Для изучения образовательных потребностей семей воспитывающих детей с ОВЗ, ресурсов семейного воспитания и установления новых форм контакта был проведён опрос родителей о технической оснащенности и наличии интернета в домашних условиях. В результате опроса выяснили, что все 8 семей имеют выход в интернет. По требованию администрации  школы  были собраны согласия родителей (законных представителей)  на  дистанционное обучение.

        В соответствии с расписанием уроков проведение учебных занятий  было обязательным условием для получения результата в процессе новой формы работы. Каждый  дистанционный день обучения был структурирован. Утром  дети  и все педагоги (учитель, педагог – психолог, тьюторы) выходили на утренний круг приветствия, проводилась перекличка, чтобы дети не забывали кого как зовут (через платформу Skype). Затем непосредственно проходил процесс обучения, но так как дети обучаются по разным вариантам программы, то учитель выбирала в расписании один фронтальный урок, на котором можно было отрабатывать учебные навыки (правильно сидеть;  тихо заниматься на уроке; поднимать руку, когда хочешь задать вопрос; самостоятельно находить задание в  учебнике и т. д.). Остальные основные уроки проводились индивидуально (через платформу Skype). Образцы заданий готовились на больших листах и параллельно выполнялись детьми в тетрадях. Педагоги - тьюторы в период дистанционного обучения готовили видео-уроки по предметам: ручной труд, музыка, адаптивная физкультура, речевая практика, социально-бытовая ориентировка. Все видео отправлялись через мессенжер WhatsApp. Выполнение заданий детьми предполагало обратную связь – видео от родителей. Педагог-психолог проводил индивидуальные занятия по коррекционной части программы в режиме онлайн через платформу Skype.  

       Всё тьюторское сопровождение  детей (выбор мотивационных стимулов, установление руководящего  контроля, коррекция ошибки, визуальное расписание, все виды подсказок и коррекция поведения) легло на плечи родителей. Для этого учитель и педагог-психолог ежедневно оказывали родителям методическую и консультативную помощь. Проводились индивидуальные  и групповые консультации, беседы в форме онлайн-трансляций с помощью сервисов SKYPE, ZOOM, WhatsApp.  Основными направлениями онлайн-консультирования были психолого-педагогическое и комплексное консультирование родителей (законных представителей), чьи дети посещают «ресурсный класс».

       Другие специалисты школы (логопед, дефектолог, психолог школы, учителя инклюзивных классов) тоже не остались в стороне. Во избежание стрессовых ситуаций в семьях, рекомендации специалистов были опубликованы на сайте школы. Задания от дефектолога и логопеда отправлялись индивидуально  каждому ребенку через WhatsApp.

         Время самоизоляции смещает цели  школьного образования от обучения к адаптации детей  и родителей  к созданию новой комфортной среды взаимодействия. Основная задача онлайн-школы–снижение ожидаемых требований  педагогов к родителям   и уменьшение учебной  нагрузки детям за счёт увеличения практических занятий помогло в период пандемии сделать процесс обучения для детей с РАС более интересным и полезным. [4]

      Виртуальное общение осуществлялось в виде информационных дискуссий, индивидуальных онлайн-консультаций, опросов для определения насущных проблем и запросов родителей. [6]

         Особую значимость приобрело  дистанционное консультирование родителей детей с ОВЗ с использованием  коррекционно-развивающей работы и реабилитации. Такая работа позволила индивидуализировать обучение и сформировать высокую позитивную мотивацию родителей для работы с ребенком. [5]

         Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период самоизоляции невозможно осуществлять в дистанционном формате  образования, используя обычные формы и методы. Однако в этот период оно особенно необходимо для помощи и  поддержки семей с детьми с ОВЗ. Сложившаяся  социальная ситуация потребовала от педагогов  новых профессиональных компетенций и навыков работы не только в сфере использования различных гаджетов, но и в сфере коммуникации в дистанционном формате. Для психолого-педагогической работы в новой реальности оказалось необходимым: подбор инструментария с возможностью использования в дистанционной форме; освоение дистанционных форм работы; освоение форм работы с семьей,  как с группой. Поэтому для повышения эффективности сопровождения в системе образования в условиях дистанционного режима обучения педагоги занимались развитием и самообразованием.

         Результаты взаимодействия педагогов с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, во многом зависели от решения следующих задач:

-  установление границ общения (временных и пространственных);

-  разделение ответственности за результаты развития ребенка;

-  определение позитивного ресурса семьи.

        Таким образом, в классе проводилась целенаправленно организованная и основанная на комплексном характере и ведущих методологических подходах современного образования систематическая работа по сопровождению и поддержке семьей, имеющих ребенка с ОВЗ, включающая разнообразный инструментарий, подбираемый в зависимости от запросов родителей и интересов детей. В результате, сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствовало сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, в свою очередь является не просто модной тенденцией сегодня, а заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасности  нации  завтра.

Литература

1.  Волкова Т.А. Возможности  и трудности образовательного процесса в режиме самоизоляции //: Электронное практическое приложение к журналу «Современное  школьное образование», 2020 г. № 8 с.79. URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/tvvolkova-vozmozhnosti-i-trudnosti-obrazovatelnogo-processa-v-rezhime-samoizolyacii.html/ (дата обращения 03.05.2020).

2. Ермолаева А.В. особенности дистанционного психологического консультирования детей и родителей, находящихся  в кризисных состояниях (для психологов образовательных   учреждений) // Вебинар «Федерация психологов образования России», 29.04.2020. URL: URL: https://rospsy.ru/node/455 /(дата обращения: 30.04.2020).

3. Исаева С.А. организация дистанционного  комплексного сопровождения детей с нарушениями речи и семей, их воспитывающих // инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с  ОВЗ и  инвалидов: от раннего  возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. СПб. 2020. С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42357340_56046121.pdf/ (дата обращения: 03.05.2020).

4. Лазарева М.В. Модели дистанционных образовательных технологий и образовательной деятельности с детьми младшего школьного возраста// образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация. Материалы Всероссийской науч.конференции с междунар. участием. 2019. С. 249-256 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41847199_47505624.pdf/ (дата обращения: 03.05.2020).

5.  Мухутдинова Ю.Е. Технология дистанционного обучения  детей с ОВЗ в  школьной  организации // актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными  возможностями здоровья: материалы Всерос.заоч. конференции ученых и практических работников. 2019. С.78-82. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38205185_24177529.pdf/ (дата обращения: 29.04.2020).

6. Павлюк О.А. Современные формы взаимодействия  школьного образовательного учреждения с семьями воспитанников/ О. А. Павлюк, И.П. Дерипаска, Н.В. Конева// Педагогический опыт: от теории к практике: материалы XII Международ. науч. практ. конф. Чебоксары, 3 апр. 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «интерактив плюс», 2020. С. 100–102. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530747/discussion_platform / (дата обращения:  29.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. УРОКИ – ЗАЧЕТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Дифференциация обучения – это путь поддержки индивидуальности ребёнка. Одна из форм дифференциации обучения-уроки-зачёты. Подготовка  к уроку- зачету начинается одновременно с изучением  нов...

Практический материал для проведения онлайн занятий в условиях самоизоляции

В материале представлены презетации для сопровождения онлайн занятий с учащимис с младшего школьного возраста...

10 рекомендаций для сохранения психического здоровья в условиях самоизоляции.

Люди устали от телефонов и фильмов по телевизору. Часто уже мы просто листаем каналы или ленты в соц.сетях. Поэтому сейчас важно уделить время действительно полезному контенту, т.е. информации. С чего...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...

Малоподвижные игры в условиях самоизоляции

Рекомендации для родителей, чем занять детей в условиях самоизоляции....

Организация дистанционного и электронного обучения детей 1Б класса в условиях самоизоляции, 22.04.2020

Организация дистанционного и электронного обучения детей 1Б класса в условиях самоизоляции, 22.04.2020...