Игры на развитие мышления. Для учащихся 1-2 классов с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.
методическая разработка

Фуртыго Анастасия Александровна

Игры на развитие мышления.
Для учащихся 1-2 классов с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.pptx89.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на развитие мышления. Для учащихся 1-2 классов с ЗПР и легкой умственной отсталостью)

Слайд 2

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний. Варианты карточек: сапог, тарелка, тапок, ботинок; Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. «Четвертый лишний»

Слайд 3

Цель : формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек. Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить « куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить. «Положи куда надо»

Слайд 4

Цель : формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля. Ход игры: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?» Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведѐм некоторые из них. «Подарки детям»

Слайд 5

Цель: развитие логического мышления. Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; бумажный лист и стакан. Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой – нет?». Ребенок опускает шарики в воду. Такой же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду. «Тонет – не тонет»

Слайд 6

Цель : формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль. Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен. Ход игры : педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно. «Найди свою пару»

Слайд 7

Цель: развитие умения декодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета , на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка. Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее». «Сыщик»

Слайд 8

Цель : формирование умений сравнивать объекты и предметы. Материал: Коробка с двумя отделениями; Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма); Карточки с изображением листьев этих деревьев; Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев. Ход игры: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод. «Дерево, лист, плод»

Слайд 9

Цель : формирование умений сравнивать объекты и предметы. Количество игроков: любое Ход игры: Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - Назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - Назови слова, относящиеся к спорту. - Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт. «Общие слова»

Слайд 10

Игры на развитие внимания и памяти для учащихся 3-4 класса с ЗПР и легкой умственной отсталостью

Слайд 11

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти. Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д. 1) огонь; 2) дом, молоко; 3) конь, гриб, игла; 4) петух, солнце, асфальт, тетрадь; 5) крыша, пень, вода, свеча, школа; 6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб; 7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын; 8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел; Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза. «Каскад слов»

Слайд 12

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных. Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз. «Кто не на месте?»

Слайд 13

Цель: развитие произвольного внимания. Дидактический материал: любая сюжетная картинка. Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить, как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например : «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы. «Рассмотри внимательно»

Слайд 14

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш. Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» «Зачеркни букву»

Слайд 15

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании. Дидактический материал: кукла, Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей. «Портрет»

Слайд 16

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации. Дидактический материал: три похожих яблока. Описание игры. Педагог: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. «Яблоко»

Слайд 17

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке. Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. «Что изменилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс

Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...

Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.             ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Русский язык» заключается в обучении русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями.Учебный предмет  «Русский язык»  ставит сле...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК УЧАЩИХСЯ c ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА

Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития бл...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития когнитивных процессов у учащихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости

Собраны дидактические игры и упражнения для развития когнитивной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью в начальной школе....