Дипломная работа "Информационные технологии в образовательной деятельности логопеда"
статья

В данной работе рассказывается о возможностях построения учебного процесса и коррекционной работы логопера  дистанционно с использованием информационных технорлогий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx90.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Специальное (дефектологическое) образование: логопедия»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Информационные технологии в образовательной деятельности логопеда»

Выполнила:

Малышева Ольга Всеволодовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,

МОУ «Мельниковская СОШ»

п. Мельниково

Приозерского района

Ленинградской области

Мельниково

2020

Содержание 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.  Информационные технологии в образовательной деятельности логопеда

1.1. Использование информационных технологий в образовании…………………………………………………………………..5

1.2. Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи…………………………………………………………………………...16

Глава 2.  Изучение использования интернет технологий в логопедической работе

2.1. Использование интернет технологий  для организации дистанционного  образовательного процесса…………………………….32

2.2. Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при дистанционном обучении……………………………...35

Заключение………………………………………………………………..43

Литература………………………………………………………………...45

Введение 

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности, а в условиях дистанционного образования стать единственно возможным условием организации непрерывного образования.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И. Мамайчук, 1990, и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных программ, информационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы использования информационных  технологий в обучении детей с нарушениями речи.

Предмет исследования: использование информационных технологий в коррекции общего недоразвития речи.

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения детей с ОНР, в условиях дистанционного образования – одним из основных средств.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

рассмотреть использование информационных технологий в образовании;

изучить существующие компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи;

рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи;

изучить разнообразные платформы для организации дистанционного обучения с детьми с ОНР.

Гипотеза исследования заключается в том, что включение компьютерных программ, интернет-технологий  в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям, работоспособности и сохранению продуктивности деятельности у детей с различными расстройствами речи; сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для развития речи, а в период самоизоляции и перехода на дистанционное обучение  является основным и, возможно, единственным средством непрерывного образования.

Глава 1. Информационные технологии в образовательной деятельности логопеда

  1. Использование интернет  технологий в образовании, в том числе дошкольном

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования информационных технологий  в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) [25, 17]

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии  в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения  информационных технологий  в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности [2, 75].

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения информационных технологий  в коррекционный процесс [7, 13].

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что его предметом стало использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на эти нарушения.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников [8, 33].

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление обо  всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация [15, 26].

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах [24, 47].

Общение с компьютером  вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру [1, 53].

Информационные технологии обучения должны разрабатываться с учетом классических дидактических принципов. Компьютерное обучение определило два новых принципа: индивидуализации обучения и активности. В основном, технология компьютерного обучения исследовалась в двух направлениях: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности. Однако, рассмотрение структуры самой дидактики как совокупности теорий дидактических принципов, учебных методов, учебных программ и общей системной теории учебника, позволяет в каждом элементе структуры определить как общее, так и частное, относящееся к информационной технологии обучения. Во-первых, как уже отмечалось ранее, информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать обучающегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - педагога. Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения. Появилась необходимость разработки теории дидактической технологии, являющейся частью информационной технологии обучения. Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы. Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания. Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания. Виды учебной деятельности, осуществляемой при усвоении содержания при компьютерном обучении,  отражают основные моменты научного познания. Само содержание при структурировании и выделении различных уровней сложности усвоения обучающимся позволяет включать не только те темы, которые обеспечивают обязательный минимальный уровень знания, но, во-первых, рассматривать более широкие понятия данного учебного предмета, расширять кругозор детей, делать его знания более фундаментальными, а, во-вторых, связывать эти понятия с другими предметами, создавая, тем самым, более полную и научную картину мира. Использование экспертных систем выводит обучение на новый качественный виток, позволяет практически в любом учебном заведении, оснащенным компьютерами, независимо от его местоположения, использовать методический и научный опыт экспертов высшей квалификации. Таким образом, научность содержания обеспечивается самой информационной технологией обучения.

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы детей или для некоторого усредненного ребенка данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого. Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под наглядностью понималась прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях. Различные формы представления объекта могут сменять друг друга и по желанию обучаемого, и по команде программы, чередуя или используя одновременно образное, аналитическое, языковое представления. Это позволяет, согласно задачам обучения, как уплотнить информацию об изучаемом объекте, так и расширить ее. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и по содержанию, относиться к физическим, социальным, историческим, экологическим и другим процессам. Принцип наглядности подвергся в информационных технологиях обучения значительной дифференциации. При отражении чувственного объекта не следует увлекаться "натурализмом", в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы; модель, содержащуюся в программе, следует предъявить в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т.д. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом мощном инструменте познания – когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых еще не найдены текстовые описания, или которые требуют высших ступеней абстракции [21, 27].

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению. Компьютерное обучение характеризуется последовательностью специфических действий, часть которых присуща обучению в любых формах, а часть - только компьютерному. Такими действиями, например, являются восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Для обеспечения принципа последовательности обучающемуся в начале сеанса компьютерного обучения полезно дать ориентировочную основу действия, сформулировать цель обучения. Независимо от сложности и длины пути, приводящего обучаемого к цели, это происходит систематично и последовательно.

Понятие последовательности получило свой смысл в информационных технологиях обучения, под последовательностью как раз и понимается очередность выдачи учебных фрагментов обучающей программой, построение и корректировка наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. В зависимости от содержания учебного материала, последовательности предоставления знаний обучаемому могут строиться либо по индуктивному, либо по дедуктивному методу. Само представление знаний в информационных технологиях обучения обеспечивает дидактический принцип систематичности.

Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Эта методика, описанная в зарубежных психолого-педагогических теориях компьютерного обучения, направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между учащимся и компьютером. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации [40, 67].

Целью компьютерных программ является развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного  возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы [28, 72]:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

Задачи:

1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:

  • познакомить с историей электронной вычислительной техники;
  • познакомить с назначением современных компьютеров;
  • познакомить с устройством компьютера.

2. Познакомить детей с правилами поведения в интернете  и правилами безопасной работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.

4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:

  • познакомить с клавиатурой;
  • познакомить с манипулятором "Мышь".

II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

Задачи:

1. Формировать навыки учебной деятельности:

  • учить осознавать цели;
  • выбирать системы действий для достижения цели;
  • учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

  • совершенствовать навыки счета;
  • изучать и закреплять цифры;
  • проводить работу с геометрическими фигурами;
  • решать простейшие арифметические задачи;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости;
  • закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь:

  • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
  • формировать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:

  • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
  • усидчивость;
  • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла.

Задачи:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

1.2 Компьютерные программы для обучения детей с нарушениями речи 

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте [20, 14].

Для этого была разработана специализированная компьютерная технология "Игры для Тигры", предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Компьютерная программа «Игры для тигры»

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

  • компьютерную программу "Игры для Тигры",
  • методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы "Игры для Тигры" способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

В программе приведено более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".

Основные принципы, положенные в основу построения программы "Игры для Тигры":

  • системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития,
  • игровая форма обучения,
  • интерактивность,
  • полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов,
  • дифференцированный подход к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки,
  • объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные, создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей [34, 285].

Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А.Каше, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.

Специализированная компьютерная технология "Игры для Тигры" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии речи своих детей [33, 283].

Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.

Каждый блок программы "Игры для Тигры" состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей, направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

Цветовое решение каждого блока ("Звукопроизношение" - розовый, "Просодика" - зеленый, "Фонематика" - голубой, "Лексика" - желтый) сохраняется во всех составляющих его упражнениях в виде цветовых фонов и психологически способствует созданию единой ассоциативной линии коррекционной работы в рамках каждого блока.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

Программа "Игры для Тигры" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах: визуально, в звуковом и цифровом виде.

Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

В процессе коррекционной логопедической работы происходит развитие словаря и грамматического строя речи, но зачастую при традиционной системе обучения ребенок не может применить полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерным героем программы Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка-дошкольника предметом изучения [35, 104].

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок". Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок" представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико - фонематической стороны речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Программа "Солнечный замок" предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет), среднего дошкольного возраста (4 - 5), старшего дошкольного возраста ( 5 -6 лет), может применяться при работе с младшими школьниками.

Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования. В компьютерной логопедической программе "Солнечный замок" реализованы следующие принципы:

принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над результатами деятельности ребенка;

принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха; формирование фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором - мышь, специальной клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; памяти;

принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа "Солнечный замок" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно - образовательной программой;

принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе "Солнечный замок" результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено верно, или звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями (молодец, правильно, попробуй еще) или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).

Компьютерная программа "Солнечный замок" предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя - логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Компьютерная логопедическая программа проста в управлении. Имеет интуитивно понятный интерфейс, упрощенный до элементарного, что не требует никаких навыков работы с программным обеспечением. Управление происходит при помощи основной клавиатуры, компьютерной мыши и (при наличии) специальной клавиатуры (аппаратная часть). Все вышеперечисленные типы устройств - ввода работают с программой одновременно. В программу сознательно не введен действующий персонаж, поскольку программа ориентированна на связку логопед - ребенок, а компьютер выполняет роль средства обучения. По нашему глубокому убеждению ни один компьютер не должен заменять прямого общения, а все нюансы возникающие в процессе обучения ребенка ни одна компьютерная программа предусмотреть не может [5, 125].

В логопедической программе "Солнечный замок" выделены категории объектов сгруппированные по следующим признакам:

  • cкотный двор - домашние животные и птицы;
  • зал охотника - обитатели леса;
  • башня мастеров – строительные и хозяйственные инструменты;
  • мост музыкантов - музыкальные инструменты;
  • башня механика - наземный, водный и воздушный транспорт;
  • башня Хранителя - в этой категории представлены трехмерные модели всего перечисленного включая бытовую технику.

Звуковое устройство воспроизводит реальный звук объекта, подобного реализма невозможно добиться без применения технических средств.

Логопедический тренажер "Дэльфа-141"

В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141". Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специализированных программ для специального образования упражнения Логопедического тренажера часто использовались практиками не только по прямому назначению, но и для решения сходных педагогических задач. Так, упражнение "Воздушный шар" применялось для автоматизации навыка узнавания буквы, упражнение "Перекресток" — для развития пространственной ориентации, отработки понятий "верх-вниз-вправо-влево". Упражнение для овладения манипулятором-мышью, где изображенные на экране домашние животные обладали своим голосом, нашли применение в качестве дополнительного средства в работе по развитию остаточного слуха, звуковой дифференциации, соотнесению звука и слова.

Методика работы с тренажером Дэльфа-142 (О.Е. Грибова)

Обновленный компьютерный тренажер вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи дошкольника. Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи. Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра. В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации. Тренажер – это экономия сил и времени педагога. Отпадает необходимость в разработке и оформлении многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала [13, 82].

Направления работы с тренажером.

Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса.

Тренажер предоставляет возможность работать по нескольким направлениям: отработка диафрагмального дыхания, отработка носового вдоха и ротового выдоха; отработка плавного длительного ротового выдоха, коррекция назального, а также фарингиальных, щелкающих, «квакающих», хрипящих и др. призвуков, формирование умения изменять силу голоса, работа над словесным и логическим ударением, исправление дефектного произнесения звуков.

Формирование фонематического восприятия.

Упражнения рассчитаны на добукварный и на послебукварный периоды. Языковой материал предполагает организацию работы по дифференциации согласных (по месту и способу произнесения, по твердости-мягкости). Все задания, связанные с чтением являются полифункциональными. Одной из сопутствующих коррекционных задач является тренировка детей в правильном чтении слов, а также в умении словесного прогнозирования в условиях дефицита внешних и смысловых опор.

Обучение грамоте

 Авторы тренажера предлагают упражнения «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей» и «Собери букву (для отличников)» для формирования оптического контура буквы; «Найди букву» и «Найди слог» для создания устойчивого образа буквы и слога. Чтобы тренировать детей в чтении и узнавании более протяженных единиц, предлагаются упражнения «Мозаика» и «Волшебный колодец». Их можно использовать и при коррекции нарушений чтения, особенно в тех случаях, когда у ребенка с трудом формируется процесс чтения слоговых стереотипов.

Формирование и коррекция навыка чтения.

Использование компьютерного тренажера способствует формированию у ребенка мотивации к осмысленному чтению, поскольку представленный на экране текст является значимым для понимания и правильного выполнения задания. В предлагаемой программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Целый ряд упражнений предлагается авторами тренажера для формирования звуко-буквенных грамматических обобщений. Языковой материал, предлагаемый в данных упражнениях доступен по объему и семантике для восприятия и воспроизведения детьми.

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

В компьютерном тренажере нашел отражение раздел программы «Работа над словом» (формирование обобщенного лексического, грамматического и морфологического значения слова, классификация слов по лексическим и грамматическим группам, формированию грамматического строя речи, накопление лексического запаса). Каждое из упражнений возможно использовать на разном уровне сложности, выбирать тематические или общие словари.

Формирование связного высказывания

В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста – упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания – упражнение «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» представлены тексты семи уровней сложности. Для каждого из них подобраны вопросы, задания и опорные слова для пересказа. Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста.

Использование компьютерных игр “Кид/малыш” для коррекции и развития речи у детей младшего возраста.

Авторы: Белобородова Елена Григорьевна, Горвиц Юрий Михайлович, Любимова Марина Михайловна.

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня с детьми младшего возраста немыслимы без компьютерных игр.

В ходе теоретических исследований и практических занятий в логопедических группах детского сада разработана программно-методическая система коррекции и развития речи, основанная на использовании развивающих и обучающих компьютерных программ “КИД/Малыш” Ассоциации “Компьютер и детство”.

У детей с тяжелыми дефектами речевого развития нарушаются все компоненты языковой системы: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй - при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Наряду с речевыми особенностями для них характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания, памяти, логического мышления. Такой ребенок с трудом восстанавливает расположение 4-5 предметов после перестановки, не замечает неточностей в рисунке, не всегда выделяет предмет или слово по заданному признаку [9, 186].

Нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивает произвольную деятельность. У детей возникают трудности при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Их суждения бедны, примитивны, логически не всегда связаны друг с другом. Практически у всех детей наблюдаются те или иные отклонения в неврологической сфере, что проявляется в различных двигательных нарушениях, заторможенности или, наоборот, гипервозбудимости; отмечаются черты эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Именно поэтому целью занятий в компьютерно-игровом комплексе является не только приобретение новых и закрепление полученных знаний, но и раскрепощение детей, активизация их деятельности, т.к. известно, что для детей с речевыми нарушениями характерна неуверенность, медлительность, несамостоятельность, у таких детей нарушена познавательная деятельность [11, 115]. Подбор компьютерных игр осуществляется в соответствии с программой, разделами коррекционной работы и с учетом тематического планирования. Каждая игра должна быть предварительно просмотрена логопедом и воспитателями. Каждому ребенку рекомендуется тот или иной вариант игры в зависимости от его речевых и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся таким образом, чтобы дети поиграли, подвигались, помогли друг другу, чтобы чувствовали себя свободно. Достижению этих целей должно способствовать оснащение и оформление компьютерно-игрового комплекса: это и природная зона, и зона театральной деятельности, и зона для конструирования из различных видов конструкторов, и средообразующие мягкие модули, и кубы-вкладыши, и комната релаксации, а также систематичность занятий (не реже двух раз в неделю).

Если для детей с нормальным речевым развитием компьютерные игры могут быть использованы без определенной системы и в зависимости от интересов ребенка, могут применяться без предварительной работы и специальной подготовки, то для детей с речевой патологией необходима специальная система предварительной работы. При этом, как показывает наш опыт, эффект применения логопедических методик очень высок [18, 335].

«Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

  • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
  • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
  • Несколько уровней сложности в каждом задании.
  • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
  • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

«Учимся читать. Страна Буквария » («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

  • Понятие буквы как графического символа звука,
  • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
  • Смыслообразующая роль буквы в слове,
  • Символ как обозначение объекта (пиктогрмма),
  • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык » из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения » («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

  • Быстрый поиск
  • Половинки слов
  • Поврежденный текст
  • Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

    Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование компьютерных технологий  органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Выводы по первой главе 

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствуют специализированные компьютерные игры, такие как: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», логопедический тренажёр «Дэльфа – 141», «КИД/Малыш» и др.

Современные технические устройства  позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи.

Глава 2.   Использования компьютерных  технологий в логопедической работе

2.1. Использование интернет-технологий  для организации дистанционного  образовательного процесса

В апреле  2020 года все образовательные учреждения страны временно перешли на дистанционное обучение. Есть в этом свои плюсы и минусы. Попробуем разобраться, как  возможно  организовать  дистанционное обучения в работе логопеда.

Так как дистанционное образование в период самоизоляции  подразумевает индивидуальное обучение, то  развитие коммуникативных навыков учащихся, их желание и умение общаться не только со старшими, но и со своими сверстниками, формирование адекватной самооценки становится проблемой. Для решения этой проблемы возможно  использование  такого  вида  дистанционного урока, как видеоконференция: педагог (логопед) может общаться при помощи видеосвязи программы «Skype» (скайп) одновременно с двумя-тремя учениками (все участники видеоконференции видят друг друга на экране и могут общаться).

Данный интернет-ресурс  даёт необыкновенный простор творческой деятельности не только логопеда, но и ученика и заключается в возможности включать в состав учебных материалов и логопедических занятий аудио- и видеоинформацию, игры и игровые упражнения, в том числе, в онлайн режиме (логопед делает закладку страницы с игрой, видеороликом или другой  информацией и открывает её в нужный момент занятия, показывая в режиме демонстрации экрана программы «Skype» (скайп)).

Дистанционные занятия в режиме видеоконференции также можно проводить, используя ресурс  сайта «Учи.ру». На этом сайте возможно проведение занятий, используя материалы педагога, подготовленные заранее в формате pdf (пдф), использовать подготовленные презентации, видеоролики, а также ресурсы самого сайта. Этот ресурс позволяет проводить занятия с численностью обучающихся  10 человек и более.

Подобными функциями обладают также платформа «Zoom»(зум), «Яндекс.учебник».. Данная платформа для дистанционного обучения содержит в себе  как образовательные интерактивные материалы, так и инструменты для организации и проведения онлайн-уроков.
Для использования онлайн платформы «Яндекс.учебника»  ученики и учитель должны быть зарегистрированы. Разобраться в функционале этой платформы достаточно несложно, есть сопроводительные материалы и инструкции по использованию. Отдельно стоит отметить возможность проведения онлайн видеотрансляций. У платформы есть ограничения по длительности онлайн-уроков, расписанию и количеству занятий в день.
Максимальная длительность одного дистанционного занятия — 30 минут.
Минимальный перерыв между занятиями - 15 минут.
Максимальное количество уроков в день — 8.

   Логозаврия. На сайте представлены компьютерные технологии для обучения и развития детей от 3 до 12 лет, разрабатываемые на основе программно-методического комплекса (ПМК) "Радуга в компьютере", рекомендованного Управлением развития общего среднего образования министерства образования РФ для использования в школе с 1996 года. Они включают в себя дидактические и развивающие компьютерные игры, методические программы и пособия для дошкольников и младших школьников и могут применяться как в условиях образовательных учреждений, так и в домашней деятельности. 

    В разделе "Образовательные учреждения" (левая панель сайта) размещены компьютерные учебно-методические программы и комплексы для образовательных учреждений. Они разрабатываются с 1993 года с участием воспитателей дошкольных учреждений, учителей, методистов, логопедов, психологов и других специалистов, учитывают особенности учебного процесса и апробированы на практике во многих школах калининградского, свердловского, а также других регионов РФ. 

   В разделе "Домашний компьютер" (правая панель сайта) представлено более 1000 бесплатных флеш-игр, в которые можно играть непосредственно в режиме онлайн (online). Они разработаны на основе обучающих и развивающих компьютерных игр, используемых в образовательных учреждениях, учитывают возрастные особенности психического развития детей и разделены на возрастные категории и темы. В этот же раздел включены игры для родителей и уроки по их изучению. 

Руководитель проекта: Варченко Виктор Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий Института современных образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта.

  Оценивая все рассмотренные онлайн платформы для дистанционного обучения, можно сделать вывод о том, что  эффективная организация учебного процесса для логопеда  возможна в формате  проведения онлайн видеоуроков в прямом эфире . Для этого подойдет Zoom(зум), Яндекс.Учебник , Учи.ру , YouTube(ютуб) или Skype(скайп).

2.2 Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними 

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу.

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня [17, 272].

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия [30, 191].

Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития [19, 193].

Диагностика проводится 3 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

1) Изучение личности:

  • изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
  • изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной сферы:

  • оценка уровня общего психического развития;
  • изучение объема произвольного внимания;
  • изучение устойчивости и распределения внимания;
  • изучение зрительной и слуховой памяти;
  • изучение оригинальности воображения;
  • изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;
  • изучение умственной работоспособности.

3) Изучение физического развития:

  • изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
  • изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

  • изучение грамматического строя речи;
  • изучение звуковой стороны речи;
  • изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
  • изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

  • изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;
  • изучение целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

  • оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);
  • изучение общей способности к обучению;
  • изучение устойчивости внимания;
  • изучение объема памяти;
  • изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
  • изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со
  • словесно-логическим мышлением.

3) Изучение физического развития:

  • изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке [23, 117].

Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.

Для контроля за усвоением знаний проводятся контрольные занятия, игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники так и без него):

1. Реши кроссворд "Компьютерный мир".

2. Математический КВН.

3. Развлечение "Звуковая дорожка".

4. Страна "Воображалия".

5. Путешествие с Вини-Пухом. (Выбор самых внимательных детей и

награждение памятными эмблемами.)

6. Итоговое развлечение "Какими были, какими стали!" (Повторение любимых физ. минуток, игр, награждение памятными подарками, сладкими призами.) [37, 41]

Инструкция по охране труда при работе с компьютером

1. Общие требования безопасности

1.1 К работе с компьютером допускаются воспитанники с 6 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 При работе с компьютером воспитанники должны соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3 При работе с компьютером возможно воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных производственных факторов:

  •  неблагоприятное воздействие на организм человека неионизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;
  • неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона;
  •  поражение электрическим током.

1.4 Кабинет, где установлены компьютеры, должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.

1.5 При работе с компьютером соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.

1.6 О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом педагогу.

1.7 В процессе работы с видеотерминалами воспитанники должны соблюдать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8 Воспитанники, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми воспитанниками проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1 Тщательно проветрить кабинет и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19 - 21° С, относительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.

2.2 Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеотерминалов.

2.3 Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 Не включать видеотерминалы без разрешения педагога.

3.2 Недопустимы занятия за одним видеотерминалом двух и более человек.

3.3 При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6 - 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.

3.4 Тетрадь для записей располагать на подставке с наклоном 12 -15° на расстоянии 55 – 65 см от глаз, которая должна быть хорошо освещена.

3.5 Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

3.6 Длительность работы с видеотерминалами не должно превышать: для воспитанников в возрасте 6 лет - 10 мин., для воспитанников 8-11 лет - 15 мин., для воспитанников 12-13 лет - 20 мин для воспитанников 14-15 лет - 25 мин., для воспитанников 16-17 лет -при двух занятиях подряд на первом из них - 30 мин., на втором – 20 мин., после чего сделать перерыв не менее 10 мин. для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

3.7 Во время производственной практики ежедневная длительность работы за видеотерминалами не должна превышать 3-х часов для воспитанников старше 16 лет и 2-х часов для воспитанников моложе 16 лет с обязательным проведением гимнастики для глаз через каждые 20 - 25 мин. работы и физических упражнений через каждые 45 мин. во время перерывов.

3.8 Занятия в кружках с использованием видеотерминалов должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью: для воспитанников 8-11лет - не более 60 мин., для воспитанников 12 лет и старше - до 90 мин.

3.9 Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 В случае появления неисправности в работе видеотерминала следует выключить его и сообщить об этом педагогу.

4.2 При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом педагогу.

4.3 При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрацию учреждения.

5. Требование безопасности по окончании работы

5.1 С разрешения педагога выключить видеотерминалы и привести в порядок рабочее место.

5.2 Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета [26, 48].

Выводы по второй главе 

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

В период перехода на дистанционное образование целесообразно пользоваться различными платформами для проведения уроков онлайн в формате видеоконференций. Для этого подойдет Zoom(зум), Яндекс.Учебник , Учи.ру , YouTube(ютуб) или Skype(скайп).

При работе с компьютерной техникой, в интернете необходимо соблюдать технику безопасности и рекомендации Сан.Пин. для сохранения здоровья обучающихся, в частности зрения и осанки.

Заключение 

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного и воспитательного процесса.

В данной работе нами изучались проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями речи.

В первой главе «Информационные технологии в логопедической работе» мы провели теоретический анализ литературных данных по теме исследования и изучили существующие компьютерные программы для обучения детей с ОНР («Игры для Тигры», «Солнечный замок», логопедический тренажёр «Дэльфа – 141», «Малыш»).

Во второй главе были рассмотрены возможности организации дистанционной работы педагога в период самоизоляции и перехода на дистанционное образование в стране. Также в этой главе были описаны рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с компьютером.

Гипотеза исследования заключалась  в том, что включение компьютерных программ, интернет-технологий  в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям, работоспособности и сохранению продуктивности деятельности у детей с различными расстройствами речи; сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для развития речи, а в период самоизоляции и перехода на дистанционное обучение  является основным и, возможно, единственным средством непрерывного образования.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, гипотеза доказана.

        Литература 

1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988

2. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.

3. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1,1995 г., с. 55-63.

4. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

5. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125с.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989

8. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

9. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста// М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.

10. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.

11. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

12. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004

13. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142. М.

14. Давыдов Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.

15. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ, 1998. с.26-27.

16. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

17. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 1994.

18. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.

19. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993 г.

20. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.

21. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.

22. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С.238.

23. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.

24. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

25. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

26. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.

27. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М: ВШ, 1991-224с.

28. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004

29. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

30. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

31. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. М.: 1967.

32. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.

33. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

34. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 -287.

35. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // HИИBO рук. Сазонов, 1996 г. 104 с.

36. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1-4 под. Ред. А.А. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.

37. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-49.

38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981

39. Трифонов В.В. Очерки о педагогическом мастерстве -М: ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1992, с.135.

40. Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.

41. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.

42. Ресурсы  Интернета

https://uchi.ru/ - (учи.ру)

https://education.yandex.ru/ - (Яндекс.учебник)

https://www.skype.com/ - (скайп)

https://www.youtube.com/  - (ютуб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Практический опыт создания учебных материалов с помощью интернет-технологий в образовательной деятельности учителя английского языка».

Несмотря на огромное разнообразие различных учебных материалов в интернете перед каждым предметником рано или поздно встает вопрос об адаптации имеющихся ресурсов к конкретным учебным программам....

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе — Федеральном законе «Об образовании РФ». А в основу ФГОС НОО...

Мастер-класс в рамках межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»

Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ» Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления...

Свидетельство "За активное использование информационных технологий в образовательной деятельности".

Обобщение своего педагогического опыта на Всероссийском уровек,прошедшей редакционную экспертизу и доступен для всеобщего ознакомления на страницах образовательного СМИ "Проект "Инфоурок&quo...

Обеспечение информационной безопасности обучающихся при реализации межпредметных технологий в образовательной деятельности

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияю...