Обеспечение информационной безопасности обучающихся при реализации межпредметных технологий в образовательной деятельности
методическая разработка

Вакилова Ляйсан Муллагалиевна

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 «МЕНЕДЖЕР»

ПРОЕКТ

по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Межпредметные технологии как инструмент формирования метапредметных результатов у обучающихся»

 «Обеспечение информационной  безопасности обучающихся  при реализации межпредметных технологий в образовательной деятельности»

Казань-2019

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………....3

Теоретические основы информационной безопасности школьника в учебном процессе……………………………………………………………………….....4

Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы…………………………………………………5

Интеграция знаний по информационной безопасности при реализации меж-предметных технологий на уроках математики в начальной школе………..8

Заключение ……………………………………………………………………10

Введение

Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения. С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. В частности, в системе образования данная проблема определяется противоречием между существующей необходимостью обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовательном процессе, и отсутствием механизма ее реализации в образовательном пространстве школы. Проблемность ситуации состоит в отсутствии единой научно разработанной теории информационной безопасности, несоответствии потенциальных возможностей информатизации образования и получаемыми в настоящее время результатами. В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением Инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернета. Современное состояние информационного пространства Сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную  среду. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие: доступность, не подконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам Таким образом, актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данной работы.

Цель: разработка механизма обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.

Задачи:

1. Проведение теоретического анализа, педагогической, социологической, методической литературы по проблемам развития личности и ее социализации в эпоху Интернета;

2. Изучение готовности современного учителя к использованию образовательных ресурсов Интернета

3. Выделение основных ресурсов для эффективного  разрешения проблемы информационной безопасности.

Теоретические основы информационной безопасности школьника

в учебном процессе

Информационная безопасность в школе - составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты. Многие истины школьники узнают не через теоретические статьи учебника, а на практике, оформляя свои исследования, осуществляя поиск и структурирование информации. Школы оснащаются компьютерной техникой, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) широко применяются в сферах образовательной деятельности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Сегодня проблема обучения информационной безопасности школьников в Информационно-компьютерной среде становится все более актуальной. Особая роль в решении данной задачи отводится учителям, преподавателям информатики, специалистам в области компьютерных технологий. На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания информатики и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и в совершенстве владеют программно - техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.

Учитель должен знать:

 о негативных формах и способах воздействия ИКТ;

 а также методах защиты;

  правилах и нормах сетевого этикета;

  видах отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

 методах работы по их предупреждению и устранению.

Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы

В качестве основных средств информационного воздействия на личность выделяются следующие: средства массовой коммуникации, литература (художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);  искусство, образование, воспитание, личное общение. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребёнка. В связи с этим появилась необходимость поиска путей решения такой проблемы, как обеспечение информационной безопасности школьника. Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать с начальной школы. Поэтому необходимо рассмотреть информационную безопасность школьника, как педагогическую проблему, цель решения которой есть педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия. Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий информационной безопасности. Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной. Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на школьника. Это влияние может нанести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости). Опираясь на труды исследователей этой проблемы (в частности, Л.Ф. Обуховой) можно утверждать, что определяющей для учащихся, особенно для младшего и среднего школьного возраста становится система «ребенок - учитель», влияющая на отношения ребенка к родителям, к одноклассникам и самому себе. Основным видом деятельности школьника является учебная деятельность, а процесс развития информационной безопасности важно организовать как процесс обучения.

В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь. К самым распространенным угрозам можно отнести:

·  Угроза заражения вредоносным ПО. 

 ·  Доступ к нежелательному содержимому. 

 ·  Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. 

 ·  Неконтролируемые покупки. 

Информационные технологии являются не просто инструментами, они позволяют получать информацию и формируют способы общения, влияя на мыслительный процесс и созидательные способности общества. Выделяя в образовании профессиональную и общекультурную составляющие, можно отметить, что чем интенсивнее идет процесс информатизации образования, тем сильнее перестраивается профессиональная составляющая образования, направленная на применение информационных технологий будущими специалистами в своей профессиональной деятельности. При этом перестраивается не только структура будущей профессиональной деятельности, в которой информационные технологии играют главную роль. Через образование информационные технологии влияют на формирование и развитие самой культуры. Человек, не владеющий современными информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека.

Интеграция знаний по информационной безопасности при реализации межпредметных технологий на уроках математики в начальной школе 

Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», спокойно впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций или же они низкого качества. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

  • узнаваемость наглядности,
  • динамика предъявления наглядности.
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений.
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране.

Формы применения компьютера на занятиях:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);
  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
  • использование компьютера для выполнения технологических карт;
  • создание портфолио.

Виды: презентации, слайд – фильмы и тестовые задания, компьютерные тесты; кроссворды, ребусы, технологические карты, инструкционные карты

При их использовании на занятиях повышается эффективность обучения и качество знаний.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

В нашей школе утверждено положение о  проектно - исследовательской   деятельности обучающихся. Требования к учебному проекту — в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

Для выполнения каждого нового проекта, задуманного самим ребенком, группой детей, классом (самостоятельно, или при участии учителя) решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Проекты, используемые нами на учебных занятиях в начальной школе по программе «Школа России» в 1-4 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы и т.п.

На выполнение учащимися проектных задач можно выделить целый урок. Но можно найти время для мини- проекта и на уроке комбинированного типа, по сути своей, он останется значимым, практико-ориентированным. Так, при изучении темы «Устная и письменная нумерация двузначных чисел» мои второклассники составляли карточки – шаблоны двузначных чисел. На следующих уроках они использовались для отработки разрядного состава числа.

В начальном курсе математики проекты распределены таким образом, что позволяет внести в изучение предмета занимательность. В каждом классе, только на уроках математики, запланировано по 2 проекта, первый проект проводится в 1-ой четверти, второй - в 3-ей.

1класс. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет.

2класс. «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами». Изготовление изделий из заготовок, имеющих форму квадрата

3класс. «Математические сказки».  «Задачи-расчеты»

4класс. «Математика вокруг нас». «Математика вокруг нас»

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере ИКТ. Преподаватель должен иметь представление как о классических методах защиты информации, так и о современных методологиях, технологиях информационной безопасности.

Заключение

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может. Решение задач информационной безопасности позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку. Поэтому обеспечение информационной безопасности школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является на современном этапе приоритетным направлением модернизации начального образования.В нашей школе сложилась определенная система работы по данному нап...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях

В данной статье представлены элементы педагогической технологии развития учащихся начальной школы с сохранением их физического, психического и духовно-нравственного здоровья....

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....

Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....