по материалам вебинаров
занимательные факты

Егорова Галина Семёновна

организация начального образования в финляндии - интересные факты. применение некоторых форм для образовательного процесса в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Вебинары\19-20\LOGO Znanio-01.jpg

Лайфхаки финского образования

В современном мире неуклонно возрастает значение качественного образования, с его развитием связывают духовный, культурный и нравственный потенциал общества. Как мы сегодня можем обеспечить требуемое качество образования?

Понятие «качество образования» всеми участниками образовательного процесса понимается по-разному: родители обучающихся отождествляют его с образовательной успешностью своих детей; педагогии — с уровнем материальной обеспеченности процесса обучения, условиями руда и активной жизненной позицией обучающихся; для детей — это комфортный климат учебного заведения, понимание процесса обучения для жизненных целей и его результативность.

Говоря о качественном образовании, приводят опыт Финляндии. Согласно исследованиям PISA-2018, система образования Финляндии по качеству обучения читательской и естественнонаучной грамотности занимает 6-е место, а математической – 16-е. Россия же занимает места в третьем десятке.

Результаты исследования PISA-2018

   Направление исследования

Место РФ среди других  стран-участниц
  (по кол-ву баллов)

Кол-во баллов РФ 
     (по 1000-балльной шкале)

    Естественнонаучная грамотность

                 33

                     478

  Математическая грамотность

                 30

                     488

  Читательская грамотность

                 31

                     479

Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования.
Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения – позитивное отношение общественности. Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения: удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе.

Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Приоритет отдается обучению в малых группах.

В основе финского образования лежат доверие, свобода, профессионализм и равенство.

Доверие

Основополагающий принцип финской образовательной реформы — взаимное доверие. Педагоги с доверием следуют новым методикам, даже если они кажутся, на первый взгляд, не всегда логичными. Государство доверяет педагогам, минимизируя проверки и отчетность. Учащиеся и учителя доверяют друг другу: домашние задания и контрольные работы сведены к минимуму.

В начале обучения особое внимание уделяется формированию навыков самоконтроля, т.к. именно эти навыки помогают детям планировать свою деятельность и чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Свобода

С 90-х гг. в Финляндии на государственном уровне регламентируются только ключевые компетенции/навыки. Это:

- критическое мышление и умение учиться;

- умение следить за собой;

- коммуникационные навыки;

- творческие навыки;

- мультиграмотность;

- навыки работы с компьютером, сетями и интернетом;

- предпринимательские навыки.

Формы и методы формирования этих компетенций определяет сам педагог, решает, как строить уроки — особенно это заметно в младших классах, где один учитель ведет класс несколько лет, имеет возможность смешивать дисциплины.

Старшеклассники обычно сами определяют свою нагрузку: ребенок может продлить программу обучения или же, наоборот, сократить. Также сделать выбор направления обучения: академическое обучение направлено на подготовку поступления в университет, прикладное — дает профессию сразу по окончании школы. Если в школе есть оба направления, то ученик может посещать занятия обоих направлений.

Пример Финляндии замечателен еще и потому, что школам не навязывают систему образования, а интересуются мнением как учителей, так и учеников. Финны считают, что спрашивать ученика, чему и как его учить – это прогресс и развитие.

В Финляндии прижился около 4 800 начальных, средних и старших школ. Но каждая школа имеет свою планировку, свою уникальную систему занятий, педагоги и ученики также имеют свою индивидуальность.

Чтобы каждая школа имела свое лицо, в Финляндии была предложена общая гибкая система реорганизации и перестройки. Каждая школа адаптировала систему под свои реалии. Каждому учителю был предложен гибкий план перехода от преподавания отдельной дисциплины к обсуждению более общих вопросов и развитию креативности, критического мышления, широкого взгляда на вещи. Каждый педагог сам определяет систему преподавания, а также формы и методы контроля.  Каждому ученику было предложено выбрать «феномен», который он будет изучать со своей группой, выбрать стул или кресло и поставить его туда, где ему будет удобно. Метод «открытых школ» прижился в Финляндии.

Профессионализм

В основе доверительных отношений лежат реформы, которые с 80-х годов внедрялись в систему подготовки педагогов. Профессия учителя является престижной, творческой и хорошо оплачиваемой. Учителя, работающие в школе, должны иметь дипломом магистра (либо в педагогике, либо в предметной области).

Подготовка педагогов чем-то напоминает интернатуру: они не только преподают, но много времени посещают занятия других преподавателей, перенимая опыт. Каждый урок анализируется студентами и профессором. Один из ключевых принципов преподавания — избегать монолога: для этого есть учебники. Учитель должен задавать ход работе, которую учащиеся выполняют самостоятельно, модерировать дискуссию, конструировать интерактивный учебный процесс, его действия должны быть сосредоточены на помощи отстающим. Цель учителя — воспитать привычку думать.

Равенство

Равенство в финских школах возведено в абсолют: отстающих подтягивают всеми силами, дети с ограниченными возможностями занимаются вместе со всеми, нет классов с углубленным изучением предметов, деления на «сильные» и «слабые» группы. В школах практикуется бесплатное питание, где учителя, ученики и администрация едят в одном помещении.

Хотя родители и имеют возможность выбора любой школы, чаще всего они выбирают школу по месту жительства, т.к. нет особых различий между учебными заведениями, поэтому незачем тратить время на дорогу в школу. Различия между школами определяются методиками преподавания или базовым иностранным языком. Частных школ в стране тоже практически нет.

Организации школьного пространства

Финская школа – это открытое и наполненное воздухом пространство: прозрачные стены, видимость всех переходов и этажей, почти все помещения открыты взгляду со стороны и открыты для посещения.

 Финские школьники могут беспрепятственно взаимодействовать со школьной средой: трансформировать ее, размещать свои работы, самовыражаться при помощи рисунков, подписей, указателей, пробковых и маркерных досок. В целом, это то пространство, где детям и учителям приятно и хочется находиться.

Новые школы строятся согласно концепции «открытого пространства», остальные подвергаются перепланировке и адаптируются к новой концепции, предполагающей создание более гибкого пространства для учебы. Но в системе open space есть и недостатки: один шумный человек может мешать работать целой группе, а если на одном этаже соберется сотня непоседливых учеников. Именно для того, чтобы снизить уровень шума в больших помещениях, здесь вместо парт расставляют большие диваны, мягкие кресла. Если необходимо больше тишины, ученики могут использовать передвижные стенки и ширмы, создавая островок спокойствия и тишины.

Отдельные фрагменты финской системы и применяемых в стране методик использовали и используют другие государства. Но пока что лишь Финляндия отважилась собрать эти методы в единую систему образования и внедрить ее в масштабах страны. И – самое важное – преуспеть в этом начинании.

Например, ранее попытки использовать в школах открытые пространства предпринимали в Австралии. Но австралийские учителя сами оказались не готовы к тому, чтобы убрать из школ стены и парты, исключить из занятий школьную доску и дисциплины. Растерянные преподаватели всеми доступными способами старались в открытых учебных пространствах создать подобие классов и парт: рассаживали учеников рядами и отгораживали прямоугольные зоны – «классы» – учебными пособиями, ширмами, мебелью, воссоздавая картину традиционной школы, в которой они привыкли работать. Инновационный эксперимент провалился.

Преподавание и обучение на основе феноменов

Образование, основанное на изучении «феноменов», – визитная карточка Финляндии. Финны стали проводить образовательную реформу, в рамках которой рассматривается возможность перехода от предметного обучения к обучению на основе явлений (феноменов).

Занятия не предполагают обучение отдельным предметам (математике, физике или языку), дети изучают «феномены» /«явления», разбирают какие-то практические примеры из реальной жизни. Таким образом, в Финляндии сломаны барьеры не только между помещениями, но и между классами и предметами.

Переход на «многодисциплинарное обучение» был анонсирован не так давно. В школьном расписании таким «урокам из жизни» уделяется особое время – им отведен довольно длительный период в учебном году. Метод, который имеет международное название PBL (phenomenon-based teaching and learning – англ. «феномено-ориентированное обучение и преподавание», или проще: «преподавание и изучение явлений»), во многом стал результатом эволюции методов научно-практических интенсивов и методики обучения Task Based Learning and Teaching («обучение и преподавание, ориентированное на решение конкретного задания»). А они, в свою очередь, во многих образовательных учреждениях пришли на смену наиболее привычной нам всем системе PPP (Presentation – Рractice – Рroduction), когда изначально идет «начитка» лекций, потом учащиеся делают упражнения на базе полученного материала, а далее переходят к применению изученного на более практических примерах.

В Финляндии учащиеся сами решают (или принимают активное участие в решении), какой «феномен» они будут разбирать на следующей сессии. В таком случае школьники находят тему, к которой у них больше всего лежит душа, – и никакой предмет не будет скучным, если его тему придумали сами дети.

Выбрав популярную «большую» тематику, ученики углубляются в экономические, математические и финансовые, гуманитарные, социальные, физические, экологические, химические и другие аспекты этой темы. Они не просто познают мир, а обучаются наблюдать любое явление, любой феномен с разных сторон. Таким образом у детей складывается понимание сложности взаимосвязей мира, развивается критическое и комплексное мышление, которое у современной молодежи вытесняется «клиповым» мышлением, развитым и навязанным современным миром, и образом жизни в индустриальных и постиндустриальных странах. Именно критическое мышление и способность видеть проблему во всем многообразии ее форм и аспектов – один из наиболее важных навыков современного мира.

Почему феномено-ориентированное обучение результативно? Все события и действия в реальной жизни не делятся на науки и дисциплины – любая жизненная ситуация комплексна и включает большое количество наук.  Так  и разум человека легче воспринимает информацию и находит выход из проблем, подходя к вопросу комплексно. Человек мыслит не категориями математики или грамматики, а воспринимаем мир целостно. Банальное приготовление яичницы – это и химия, и биология, и физика. И это касается любого, даже самого простого действия в реальном мире. Поэтому система обучения PBL – более естественный способ погрузиться в явления жизни и разобраться в их составляющих, получить более глубокие знания в каждой из областей изучения и умело применять их на практике.

Так называемое изучение феноменов (Phenomenon-based learning) предлагает школьнику построить целостную картину мира, изучая его часть – феномен. Феноменом может быть любое целостное понятие, предмет, концепт. Главное – начать рассматривать и разбираться, что делает этот феномен именно таким, какие более широкие вещи находятся за ним. В финских школах концентрируются на формировании осознанного отношения ко всему происходящему вокруг.

Феномено-ориентированное обучение объединяет и проектный метод, и событийный подход, и артефакт-педагогику, в процессе обучения развиваются гибкие навыки (soft skills), такие как эмпатия, умение работать в команде, умение работать с информацией, способность принимать решения.

Приведем пример занятия в 4 классе, на котором изучали Балтийское море:

- география: рисовали флаги окружающих стран и кубиками на полу показывали количество жителей (1 кубик – 1 миллион);

- язык: по школе и собирали qr-коды, на которых были записаны слова на языке стран, отмеченных на карте;

- изобразительное искусство/биология: работают в группах, изображение представителей балтийской фауны;

- химия/экология: дети получили тазики с водой, в котором на огражденной соломинками территории устраивали мини-разлив нефти, опускали туда перышко, чтобы понять, что происходит с птицами, и потом всеми способами пытались очистить поверхность воды, фиксируя свои эксперименты через фото и заметки на планшетах.

Смысл – не просто узнать что-то про море, а понять, что может случиться, если прибрежные страны не будут договариваться, может произойти экологическая катастрофа.  Феномен используется как инновационная социальная технология, где основой деятельности становится не факт, а эмоциональная составляющая. В свою очередь система PBL не притупляет эмоции учащихся, которые остаются живыми людьми в комфортной среде, помогает не только заглянуть за смысл сказанных слов, а увидеть факты, уяснить суть явлений.

Система образования, которая заставляет детей заучивать факты, а не развивать творческое начало, безнадежно устарела и ее необходимо в корне менять.

Сейчас, когда опыт Финляндии пытаются перенимать другие страны, важно, чтобы, осваивая методику, систему «открытости», они сумели бы перенять и ее гибкость.

В чем же кроется формула успеха финского образования?

Высокое качество обучения складывается из многих факторов:

- Каждый ребенок, вне зависимости от того, богаты его родители или бедны, получает бесплатное школьное образование.

- Все учебные заведения хорошо оснащены и оборудованы.

-  Престижность профессии учителя.

- Практическая направленность образовательного процесса: обучение ориентировано не на усвоение учениками большого объема знаний, а на применение полученных знаний и умений в жизни.

- Не следует забывать, что дети должны еще бегать, играть, кататься на велосипедах, кататься на коньках и санках, а не посвящать все свободное время выполнению заданий.

Список источников

1. Колбасина Л. В. Качественное образование — будущее нации // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 448-454. — URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/62/9243/ (дата обращения: 19.03.2020).

2. Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201684 (19.03.2020).

3. Финская система образования: учебное пространство и phenomenon based learning. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://edguru.ru/blog/edguru/513.html (19.03.2020).

4. Школьное образование в Финляндии. Обучение на основе реальных явлений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://activityedu.ru/Blogs/international/school-finland/ (19.03.2020).

5. Система образования Финляндии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infofinland.fi/ru/living-in-finland/education/the-finnish-education-system (19.03.2020).



Предварительный просмотр:

Laravel

Организация дистанционного обучения в условиях карантина

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ общего среднего образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.

Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя-тьютора.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:

  • возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
  • проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
  • возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
  • обеспечение свободного графика обучения.

С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:

  • формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
  • создание эффективного образовательного пространства;
  • развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  • обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
  • повышение качества образования в малокомплектных школах;
  • обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
  • возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
  • обеспечение возможности получения дополнительного образования;
  • возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
  • получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Дистанционное обучение предоставляет и учителям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

В Федеральной программе развития образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения является одним из основных направлений, которое должно способствовать формированию гармонично развитой, социально активной и творческой личности. При этом считается, что активное распространение дистанционных образовательных технологий позволит российской системе образования занять достойное место в международном информационном и коммуникационном пространстве.

Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:

  • средства диагностики;
  • планирование результатов обучения;
  • критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
  • набор моделей обучения.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:

Ученик:

  • самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
  • самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.

При этом ученик должен:

  • достичь запланированных результатов обучения;
  • изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.

Задачи учителя:

  • организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
  • разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
  • оказание консультационной поддержки.

Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.

Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.  

Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса. Для обеспечения данной задачи используются современные телекоммуникационные технологии. Если используется методика синхронного дистанционного обучения, то преподаватель и его ученики общаются онлайн. Если же применяется методика асинхронного дистанционного обучения, то общение между учеником и преподавателем уже происходит офлайн, то есть посредством отправки электронных писем.

Надо учитывать, что синхронная и асинхронная методика предполагают различную нагрузку на всех участников учебного процесса. При синхронной методике ученик и учитель постоянно активно взаимодействуют, поэтому преподаватель здесь выступает в роли «локомотива», который тянет за собой ученика.

Асинхронная методика обучения предполагает уже большую ответственность обучаемого за итоговый результат. На первый план выходит уже самообучение и самостоятельное определение темпа изучения нового материала. Преподавателю в этом случае уже принадлежит роль консультанта.

Однако наибольшего образовательного эффекта удается добиться при одновременном использовании двух методик.

Основные формы дистанционного обучения

К ним относятся:

  1. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.
  2. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
  3. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
  4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.

В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:

  • система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;
  • разработанный и утвержденный обучающий контент;
  • обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
  • блог либо сайт учителя;
  • сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.

Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:

  • участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
  • подготовка к экзаменам;
  • участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;
  • осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
  • организация дополнительного обучения по «интересам».

Необходимо учитывать, что при использовании дистанционного обучения к организации процесса самого обучения предъявляются определенные требования:

  • наличие специального мультимедийного интерактивного учебного курса;
  • применение аппаратно-программного обеспечения для управления учебным процессом;
  • обеспечение технической поддержки, что предполагает привлечение к работе сетевых администраторов, инженеров, программистов, лаборантов для обслуживания программной среды, учебного процесса и техники;
  • разработка соответствующего комплекса нормативных правовых документов.

Кроме того, учитель, который ведет обучение дистанционно, должен быть уверенным пользователем компьютера, ведь в его обязанности входит размещение на Интернет-ресурсе домашнего задания, осуществление контроля, организация онлайн-обсуждения какой-либо темы.

Педагогические принципы построения дистанционного курса

  1. В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.

В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.

  1. Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
  2. Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.
  3. Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
  4. Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.

Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.

Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:

  • детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
  • обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;
  • обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
  • постоянная поддержка мотивации ученика;
  • учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.

Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.

Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.

Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:

  • осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;
  • организация более эффективного использования учебного времени;
  • повышение качества образования;
  • обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;
  • развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;
  • сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.

Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.

Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода. В рамках данного процесса выделяют следующие аспекты:

  1. Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.

Сейчас выделяют два способа:

  • кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы программные средства, которые устанавливаются на компьютере обучающихся, были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением.
  • интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегся должен быть постоянный доступ в интернет.
  1. Технологический аспект. В его состав входят две составляющие:
  • технология создания курсов дистанционного образования;
  • технология обучения по системе дистанционного образования.

Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:

  • оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
  • определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
  • оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
  • размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
  1. Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:
  • гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжительность обучения;
  • модульность;
  • параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;
  • дальнодействие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика;
  • асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и учеников по удобным для них графикам;
  • охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников не является критичным параметром.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.

И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

  1. Административный аспект. В процессе организации дистанционного обучения появляется и множество административных вопросов. Например:
  • каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;
  • организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
  • адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.
  1. Кадровый аспект. Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы.

Перечень основных требований к кадровому составу, который отвечает за процесс создания и реализации курсов дистанционного обучения, может выглядеть следующим образом.

Автор учебного материала – преподаватель:

а) обязательные требования:

  • знание предметной области.
  • уверенный пользователь ПК.
  • отличное знание текстовых редакторов.
  • навыки работы в интернете

б) желательные требования:

  • умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков;
  • умение оформлять текстовые файлы в формате HTML.
  • умение пользоваться электронной почтой.

Технический специалист:

а) обязательные требования:

  • знание компьютерных технологий.
  • знание основ WEB-мастеринга.
  • умение работать с HTML-редакторами.

б) желательные требования:

  • глубокие знания интернет-технологий и в области WEB-дизайна;
  • знание языков программирования.

Методист, учитель или консультант-наставник (тьютор):

а) обязательные требования:

  • знание предметной области;
  • уверенный пользователь ПК;
  • знание текстовых редакторов;
  • уверенный пользователь интернета;
  • умение работать в специальных программных оболочках, где располагаются курсы дистанционного обучения;
  • умение пользоваться электронной почтой.

Важнейшим компонентом процесса подготовки материала для дистанционного обучения является представление его содержания. В большинстве случаев для этого используется развитая гипертекстовая структура в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.д.).

Основа гипертекста подчиняется следующим принципам:

  • обеспечение свободы перемещения по тексту;
  • необязательность чтения всего текста;
  • сжатое изложение информации;
  • включение в структуру текста различных справок;
  • применение перекрестных ссылок.

Для того чтобы пользователь мог быстро разобраться с содержанием, должна быть предусмотрена и удобная система управления. Педагог при этом обладает возможностью задавать любую форму представления материала и последовательность его изложения, в результате чего обеспечивается возможность использовать один и тот же материал для обучающихся с разным уровнем подготовки. В свою очередь ученик должен иметь возможность распечатать любую страницу учебного материала.

В гипертекст, если это методически оправданно, могут включаться звук, графические вставки, анимация, видеоряд. Однако стоит помнить, что избыточная наглядность способна серьезно снизить качество усвоения материала.

При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.

В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:

  • инструкция по освоению материала;
  • непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;
  • вопросы и задания для закрепления полученных знаний;
  • контрольные задания с пояснениями.

При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мультимедийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мультимедийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.

Сейчас активно используются 3D-технологии, которые представляют собой усовершенствованную модель уже не книжной страницы, а, например, целой комнаты или музейного зала. Благодаря созданию 3D-объектов удается создать эффект присутствия, что положительно влияет на процесс усвоения нового материала.

Организация дистанционного обучения как инновационный проект включает в себя несколько крупных блоков и реализуется посредством следующего комплекса мероприятий:

  1. Внедрение информационной системы дистанционного обучения, что предполагает:
  • повышение уровня профессиональной подготовки учителей информатики;
  • изучение учителями и учениками возможностей системы дистанционного обучения;
  • установка на все компьютеры, входящие в локальную сеть, соответствующего программного обеспечения;
  • практическое применение системы дистанционного обучения для организации обучения;
  • проведение своевременного сервисного обслуживания всех средств информационно-коммуникационных технологий.
  1. Разработка в поддержку основного курса и действующих факультативов различных дистанционных курсов по учебным предметам. Данное направление деятельности предполагает:
  • организацию курсовой подготовки учителей по вопросам дистанционного обучения в школе;
  • установка на домашние компьютеры учеников нужного программного обеспечения и необходимых баз данных дистанционного обучения;
  • разработка и наполнение содержанием основных и факультативных курсов, включая создание электронных систем тестов, моделирование различных интерактивных упражнений с дальнейшим размещением материалов в системе дистанционного обучения.
  1. Разработка учебно-методических комплексов в целях поддержки основного курса и факультативных занятия. Их разработка осуществляется в соответствии с действующими учебными программами. В состав таких комплексов входят:
  • учебно-тематический план;
  • перечень используемых медиаматериалов;
  • теоретический материал;
  • система для проведения контрольного тестирования по изучаемым темам курса;
  • итоговые тесты;
  • электронная библиотека дополнительных материалов, а также предоставление на них ссылки.
  1. Внедрение в образовательный процесс разработанных курсов. Параллельно ведется работа по созданию гибридного дистанционного курса, к которой привлекаются другие образовательные учреждения. В рамках совместной работы изучаются различные модели дистанционных форм обучения, происходит обмен материалами.
  2. Реализация технологии открытого образования, что предполагает:
  • проведение мероприятий с учителями, на которых им демонстрируется новое программное обеспечение;
  • проведение учителями-предметниками уроков, которые построены на использовании компьютеров;
  • разработка электронных учебников;
  • наполнение школьного образовательного сервера образовательными материалами;
  • привлечение учителей для проведения дистанционных семинаров и конференций;
  • участие учеников в различных online-олимпиадах и сетевых образовательных проектах.

Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных курсов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видеофайлов, различных заданий и упражнений.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
  2. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
  3. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
  4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
  5. Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

Сертификат об участии в вебинаре.

Сертификат об участии в вебинаре....

Материалы вебинара

Очень полезная информация содержится в материалах вебинара "Роль педагога в формировании личности школьника"....

Материалы вебинара

Очень полезная информация содержится в материалах вебинара "Роль педагога в формировании личности школьника"....

Материалы вебинара

Материалы вебинара помогут учителям в использовании на своих уроках здоровьесберегающих  технологий.....

Материалы вебинара "Неуспеваемость обучающихся: причины и предупреждение".

Тема вебинара всегда актуальна и заинтересует каждого педагога....

Материалы вебинара

Материалы вебинара на тему " Современные подходы к профессиональному стандарту педагога"...