Методические рекомендации "Домашние животные. Корова"
методическая разработка (3 класс)

Баястанова Эльвира Ильфировна

Методические рекомендации к уроку мир природы и человека для обучающихся с ОВЗ 3 класс. "Домашние животные. Корова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_domashnie_zhivotnye._korova.docx138.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Домашние животные. Корова

Предмет: Мир природы и человека

Класс: 3

Педагог (ФИО): Баястанова Эльвира Ильфировна

Форма занятия: эвристическая беседа с элементами игры

Наименование образовательной организации: ГБОУ БКШ для обучающихся с ОВЗ

Категория обучающихся (указать нозологию): дети с нарушением интеллекта

Белорецк-2023

Урок - беседа

для обучающихся 3 классов по теме «Домашние животные. Корова»

Аннотация. Материал позволяет уточнить и расширить представления обучающихся о домашних животных на основе знакомства с коровой. знакомит обучающихся со строением тела коровы, ее питанием, жилищем, названием её детенышей, пользой, которую она приносит человеку; позволяет уточнить знания обучающихся о молочных продуктах, их пользе для человека; обогащает словарный запас обучающихся через знакомство с новыми словами: фермер, коровник, пастух, пастбище.

Предмет: Мир природы и человека

Тип урока: комбинированный

Цель занятия: уточнить и расширить представления о домашних животных на основе знакомства с коровой.

Задачи.

Образовательные:

1) формировать понятие «домашние» животные знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, учить называть и сравнивать их по величине.

2) знакомить обучающихся со строением тела коровы, ее питанием, жилищем, названием её детенышей, пользой, которую она приносит человеку;

3) закрепить знания о других домашних животных (собаке, кошке, овечке, лошади, козе, свинье), названии их детёнышей;

4) уточнить знания обучающихся о молочных продуктах, их пользе для человека;

5) обогащать словарный запас обучающихся через знакомство с новыми словами: фермер, коровник, пастух, пастбище.

Развивающие:

1) развивать связную устную речь средствами устных высказываний обучающихся, ответов на вопросы учителя, дополнения предложений; через дидактические игры «Назови ласково», «Назови маму и детёныша»;

2) развивать координацию, умение ориентироваться в пространстве через упражнения «Кто спрятался на картинке, «Собери корову»;

3) развивать навыки аналитико – синтетической деятельности средствами интерактивной игры, дифференциации продуктов питания;

Коррекционные:

1) корригировать слуховое внимание и слуховое восприятие через игру «Верно – неверно», развитие и коррекция мышления, зрительного внимания.

Воспитательные:

1) прививать любовь и ответственное отношение к домашним животным, желание о них заботиться;

2) воспитывать положительную мотивацию в учебной деятельности.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Находить связи в природе, между природой и человеком.
  • Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
  • Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
  • Выделять характерные особенности домашних животных.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Познавательные
  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Выполнять действия по образцу.
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной форме.
  • Коммуникативные:
  • Развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в группе.
  •  Развивать умение принимать коллективное решение.
  • Личностные:
  • Осознание необходимости учения.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

Формы и методы:

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2. Наглядный метод

3. Проблемно-поисковый метод.

4. Применение ИКТ (презентация, интерактивная игра, видеофрагмент)

Продолжительность занятия: 20 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа с элементами игры. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ информации, игру.

Комплект материалов:

–сценарий,

–методические рекомендации,

–видеоролик,

–комплект интерактивных заданий,

–презентационные материалы.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная. 

Учитель начинает мотивационную часть занятия с обсуждения. К какому уроку мы приготовились? (К уроку мир природы и человека.) Что мы изучаем на уроках мир природы и человека? (На уроках мир природы и человека мы изучаем предметы и явления, которые нас окружают). 

Предлагает вспомнить животных, которые есть в презентации, перечислить только тех, кто живёт на ферме. (Презентационный слайд 2)

 Для того что бы обобщить и систематизировать знания, полученные раннее, предлагает вспомнить каких животных называют домашними и почему. Далее учитель поясняет, что домашние животные живут рядом с домом человеком, он за ними ухаживает: поит, кормит, убирает за ними, строит для них жилища, а животные ему за это приносят пользу. Они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения.  

Следом идёт игра «Назови ласково». Учитель предлагает игру по формированию навыка словообразования (Презентационный слайд 3) 

Кошка – кошечка,

Собака – собачка,

Коза – козочка

Лошадь – лошадка

 В игровой форме учитель подводит детей к закреплению знаний о домашних животных, их детёнышах, к умению соотносить изображение детёнышей с фигурой большого животного.

 (Презентационный слайд 4) Игра «Найди маму и детёныша». 

Учитель: Ребята, домашние животные потеряли своих детёнышей. Давайте поможем их найти. Обучающиеся соединяют линиями изображения взрослых животных с изображением их детёнышей и называют, кто у кого.

У кошки – котёнок,

У собаки – щенок,

У коровы – телёнок,

У лошади – жеребёнок,

У свиньи – поросёнок,

У козы – козлёнок,

У овцы – ягнёнок.

Часть 2. Основная. (до 20 минут).

(Презентационный слайд 5) Игра «Какое животное спряталось на картинке?» Учитель предлагает детям из зашумленной картины назвать животных и обратить внимание на самое крупное животное, которое нарисовано в середине рисунка.

Учитель: - Ребята, посмотрите на слайд. Каких животных вы видите? Чтобы узнать, какое животное мы будем изучать на сегодняшнем уроке, посмотрите какое животное изображено в середине рисунка, оно является самым крупным? (Корова).

Учитель с помощью наводящих вопросов подводит к теме урока и к задачам урока.

Учитель: Как вы думаете, о каком домашнем животном мы будем говорить на уроке? (О корове). На уроке мы вспомним, как выглядит корова, чем питается, где живёт, как за ней ухаживает человек, и какую она ему приносит пользу. Как вы думаете? Какая тема нашего урока? (Тема нашего урока «Домашние животные: корова»).

Далее идёт работа по теме урока. Изучение внешнего вида коровы.

(Презентационный слайд 6) Описание коровы.

Учитель: - Ребята, давайте посмотрим на корову и скажем, как она выглядит, какие части тела у неё есть. Несколько обучающихся по очереди показывают и называют части тела коровы. Затем учитель обобщает высказывания детей своим рассказом.

Рассказ учителя.

У коровы крупная голова, с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие бархатистые глаза. Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги высокие, на ногах копыта, длинный, сильный хвост напоминает метелку - им коровушка отгоняет надоедливых мух. Ещё у коровы есть вымя, в котором накапливается молоко. Тело покрыто короткой шерстью белого, черного, рыжего или коричневого цвета различных оттенков

(Презентационный слайд 7) Игра «Собери корову».

Обучающимся необходимо щёлкать мышью для того, чтобы фрагменты сложились в изображение коровы. При появлении нужно угадать какая это часть коровы.

Учитель: Давайте мы с вами из фрагментов пазла соберём корову. Вам необходимо будет угадать и назвать, какая это часть коровы.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Молодцы! Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик о том где живут коровы, как их содержат и чем кормят.

Демонстрация видеоролика (на первых кадрах видеоролика транслируется информационный плакат). Жилище коровы. Питание коровы.

[https://rutube.ru/video/private/f4f94738a4a0bd08c53efa7eb38315c3/?p=jbXZh1rIxVG9UvYHtCEHTw 

[https://disk.yandex.ru/i/WHCZ543SyK-yUQ

Учитель: Коровы живут на ферме. Ферма - это хозяйство, в котором выращивают животных. А человека, который ухаживает за животными, называют фермер. На ферме коровы содержаться в специальных помещениях, которые называются коровники. Здесь у каждой коровы есть своя отдельная комнатка, поилка для воды и кормушка для корма.

Чем же питаются коровы? Коров объединяют в стадо, выводят пастись на луг, где они и едят сочную зелёную траву. Луг, где пасутся коровы, называют пастбище. Пасет коров пастух. Летом фермеры косят траву, сушат её на солнышке, собирают в стога. Сухая трава называется сеном. Зимой фермеры кормят им коров.

Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, в какое время года коровы пасутся на лугу? (Летом). Чем коровы питаются зимой? (Сеном).

(Презентационный слайд 8) Знакомство с новыми словами: фермер, коровник, пастбище, пастух.

Учитель: Я вам предлагаю познакомиться с новыми словами. Что эти слова означают? Как вы поняли из видеоролика?

(Фермер— предприниматель, владеющий землёй или арендующий её, и занимающийся на ней сельским хозяйством, в нашем случае скотоводством. Коро́вник — помещение для содержания коров. Па́стбище -место, где пасётся скот. Пасту́х — скотник, животновод; человек, присматривающий за скотом на выпасе.)

 [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

 (Презентационный слайд 9) Члены семьи коровы.

Учитель: Ребята, чтобы вспомнить, как называют членов семейства коровы, давайте посмотрим на экран и прочитаем слова, написанные большими буквами (Бык, корова, телёнок). Детёныши коров – телята. Маленьких телят выкармливают молоком. Корова заботится о своём детёныше, защищает его. Бык крупнее коровы. Рассерженный бык может напасть на другое животное, на человека.

 (Презентационный слайд 10) Какую пользу приносит корова человеку.

Учитель: Ребята, человек кормит, поит корову, заботится о ней, а как же корова отблагодарит его за это? Что получает человек с коровы? (Молоко и мясо). Доит коров доярка. Их можно доить как вручную, так и специальными доильными аппаратами несколько раз в сутки.

Чем же полезно молоко? (в нём много витаминов и полезных веществ). Из молока можно приготовить много вкусных и полезных продуктов. Как их можно назвать одним словом? (молочные). Какие молочные продукты вы знаете? (Сыр, творог, йогурт и т.д.)

Учитель: В нашей Республике Башкортостан очень много молочных комбинатов, где производят молоко и молочные продукты. Это Дюртюлинский, Белебеевский, Уфимские молочные комбинаты, также     Карламанский молочноконсервный комбинат - одно из старейших предприятий по производству молочной продукции, который производит всеми любимую сгущёнку.

[https://selhozproizvoditeli.ru/produkt/moloko/respublika-bashkortostan

 Ведь все мы любим сгущёнку? (Да)

 (Презентационный слайд 11) Игра «Выбери молочные продукты».

Детям предлагаются картинки с изображениями различных продуктов. Даётся задание выбрать только молочные.

Учитель: Я вам предлагаю сейчас из предложенных вариантов выбрать только молочные продукты, которые мы свами перечислили ранее.

Учитель: Ребята, скажите, а где в нашем городе вы можете купить молочные продукты? (в молочном магазине, на рынке, в молочном отделе гипермаркета).

Закрепление пройденного материала.

Работа с интерактивным заданием № 1 Игра «Верно – неверно».

[https://learningapps.org/watch?v=p56r4voyj23

(Инструкция по работе с интерактивным элементом)

Учитель: Если утверждение верно, то вы помещаете в левую колонку, где большой палец руки поднят вверх, если нет – то в правую, где большой палец руки опущен вниз.

- Корова – это крупное домашнее животное;

- У коров острые когти;

- Коровы живут в лесу;

- Летом коровы пасутся на лугу;

- Детёнышей коров называют жеребята;

- Коровы дают человеку молоко и мясо;

- Продукты, которые получают из молока, называются мясные;

- Молоко полезно для человека.

Работа с интерактивным заданием № 2 Дополни предложения

[https://learningapps.org/watch?v=pwf1ryzz323

(Инструкция по работе с интерактивным элементом)

Нужно дополнить предложения из предложенных вариантов слов. Подобрать подходящие по смыслу слова.

- Корова – это крупное ______________ (домашнее) животное.

- У коровы большое тело, высокие ноги, на голове__________(рога).

- Летом корова питается _________ (травой).

- В зимнее время человек кормит её _______ (сеном).

- Луг, на котором пасутся коровы, называется_________(пастбищем).

- Детёнышей коров называют_______(телята).

- ________доит коров.

- Корова даёт человеку _______(молоко) и ______ (мясо).

- Молочные продукты – это ______, ______ и _______.

Часть 3. Заключение

Итоги урока. Рефлексия. Учитель задаёт вопросы по теме урока.

- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

- Почему корова – это домашнее животное?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- Какое задание оказалось самым трудным?

 Эмоциональная оценка работы каждого обучающегося на уроке, самооценка наиболее сильных обучающихся, выставление отметок.

Результат занятия: Обучающиеся узнали о домашних животных, о корове, о пользе молочных продуктов.

Список литературы:

1.  А.К. Аксенова. Речевая зарядка на уроках чтения в 1-3 классах вспомогательной школы // Дефектология. 1983. №1.

2. Технологические карты уроков Санкт-Петербург «Просвещение» 2013г

3.        Большая энциклопедия животных. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2004.

4.        Ганери А. и др. Отчего и почему? – М.: Махаон. – 2007. – 256 с.

5.        Дютийоль Э. Я познаю мир: Природа: Энциклопедия. – М.: Издательство Астрель. -  2002. – 234 с.Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» Москва «Просвещение», 2002

6.        Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение 5 класс: учебник для специальных (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение. – 2011. – 176 с.

7.        Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?. – М.: Издательство ГНОМ и Д. – 2008. – с 260.

Интернет сайты: 

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

3.  https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-okruzhaiushchemu-miru-dikie-i-3.html

4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-po-prirodovedeniyu-v-3-klase-specialnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenii-domashnie-i-dikie-zhivotnye.html

5. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-konspekt-uroka-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-tema-domashnie-zhivotnie-klass-vid-v-3119201.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 1 класс Домашние животные. Корова

Урок окружающего мира 1 класс Домашние животные. Корова. + презентация к уроку  Задачи:Познакомить учащихся с тем, как происходило     одомашнивание животных.Научить опре...

Домашние животные. Корова.

Занятие по развитию связной речи в 1 классе....

Урок развития речи тема: Домашние животные. Корова.

Урок в 1 классе коррекционной школы. Развитие речи. Тема : Домашние животные. Корова....

Технологическая карта урока по теме «Домашние животные».«Корова».

Создать необходимые условия, при которых обучающиеся будут развивать словарь по лексической теме: «Домашние животные»; «Корова»....

Домашнее животное - корова

Домашнее животное - корова. Презентация к уроку ...

Домашнее животное - корова.

Конспект занятия для 1 класса по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4) (в соответстви...