Конспект занятия "Аппликация из яичной скорлупы"
план-конспект занятия (3 класс)

Зубкова Людмила Анатольевна

Разработка учебного занятия в учреждении дополнительного образования или на уроке технологии для младших школьников. Содержит теоретический материал о понятии "мозаика", истории возникновения и развития, применения человеком в быту, разнообразие материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_mozaikaiz_yaichnoy_skorlupy.doc449.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация (мозаика) из яичной скорлупы.

Занятие 1

Теоретическая часть

История возникновения мозаики Мозаикой называется изображение или

 узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц - цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее. В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты. В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы. Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.. Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты — небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней. На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики.

Начало мозаичного искусства в России связано с эпохой Киевской Руси и принятием христианства от Византии. Столичная культура того времени была эллинистической по духу и византийской по содержанию. Мозаиками по византийскому образцу были украшены храм Св. Софии в Киеве (1019—1037). Особенно знаменита киевская Богоматерь Оранта в конхе апсиды собора. Мозаика выполнена совместно греческими и русскими мастерами. Примечательна обводка фигуры цветным контуром и золотой фон. Известны также мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные русскими мастерами (1111—1113). Примечательно сочетание мозаик с фресками [5]. В дальнейшем фрески постепенно вытесняли мозаики и мозаичное искусство было надолго забыто [6].

Достижения в области искусства мозаики Нового времени связаны с елизаветинской эпохой и именем Михаила Васильевича Ломоносова.

В 1753 г. указом императрицы Елизаветы Петровны в собственность М. В. Ломоносова было передано село Усть-Рудицы Копорского уезда (близ Ораниенбаума), «где есть глина, песок и дрова». Ранее, в 1746—1750 гг., в мастерской Академии наук на Васильевском острове в Петербурге Ломоносов в процессе долгих опытов сумел получить смальты. ярких красных и зелёных оттенков. С двумя помощниками, учениками Рисовальной палаты — Матвеем Васильевым и Ефимом Мельниковым — Ломоносов стал создавать небольшие мозаичные картины. Среди них: «Св. Апостол Пётр», портреты Петра I (используя произведения Л.Каравакка, Ж.-М.Наттье Младшего), великого князя Петра Фёдоровича, императрицы Елизаветы Петровны по оригиналам Л. Токке и Ф. С. Рокотова, Екатерины II, графа М.И.Воронцова, графа П.И.Шувалова. В 1740-х гг. Ломоносов был близок к открытию отечественного фарфора, но его увлекло именно стекло и он задумал возродить мозаичное искусство, существовавшее в X—XI веках в Киевской Руси благодаря мастерам из Византии (версия о поездке Ломоносова в 1734 г. в Киев документально не подтверждается).

Русский учёный подчёркивал два главных качества, присущих мозаичным картинам: долговечность и насыщенность цвета. К началу 1760-х гг. Ломоносов сумел разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт, превзойдя палитру мозаичной мастерской в Ватикане. Параллельно с химическими опытами Ломоносов писал трактат «Новая теория о цветах, утверждённая новыми опытами». В 1758 г. Ломоносов представил в Сенат «прошение» — проект мемориального «мозаичного монумента» Петру Великому в Петропавловском соборе. Учёный-художник замыслил кроме памятника «над могилой» «выложить всю церковь внутри мозаичными картинами». Проект предполагал создание 17 больших панно между окон собора, отражающих главные события царствования Петра I (царь Пётр был кумиром Ломоносова). По замечанию Я. Штелина, «все художники и знатоки очень смеялись над этой выдумкой и жалели церковь, если она будет выложена стеклом» [8]. Описание монумента составлено Ломоносовым в духе времени и, действительно, выглядит претенциозным и помпезным даже для эпохи барокко.

Несмотря на критику и насмешки, в 1761 г. Ломоносов всё же добился разрешения Сената на изготовление первой мозаичной картины для собора на тему «Полтавская баталия». Ломоносов, вероятно, сам участвовал в разработке композиции, в которой прослеживаются «цитаты» и заимствования фигур из картин И.Н.Никитина, П-Д.Мартена Младшего, Л.Каравакка и Ж.-М. Наттье Младшего на тот же сюжет. Центральная фигура Петра I на вздыбленном коне близка фигурам на картине немецкого живописца Й. Г. Таннауера (1710) и на шпалере, созданной в мастерской Ф. Бегагля в 1722 г. Картон для мозаики написал Карл Людвиг Христинек (1732—1794), немецкий живописец, родившийся в Петербурге. В художественном отношении — по рисунку и композиции — картон представляет собой посредственное произведение. Ломоносова пытались отговорить работать с таким картоном, но он был упрям.

Над мозаикой в его доме в Петербурге на набережной реки Мойки трудились семь помощников. Для набора использовали медную «сковороду» (481 × 644 см). В январе 1765 г. гигантский труд был завершён. Несовершенство рисунка и композиции было усилено грубостью мозаичного набора. Портретность персонажей оставляет желать лучшего, историческая достоверность костюмов, обмундирования, вооружения в то время не считалась обязательными. С расстояния мозаика не выглядела монументальной, а вблизи непривычные швы набора производили странное впечатление. Новой императрице Екатерине II и её советникам мозаика не понравилась — она не соответствовала эстетике екатерининского классицизма. Президенту Академии И.И.Бецкому поручили поискать для произведения Ломоносова «какого-либо другого приличного места». Бецкой распорядился перенести мозаику в заброшенный амбар при Академии. 5 апреля 1765 г. Ломоносов скончался. Усть-Рудицкую фабрику возглавил Матвей Васильев (1732—1782), но производство за отсутствием заказов приходило в упадок и в 1768 г. фабрику закрыли. Мозаичное искусство было надолго забыто. «Полтавская баталия» девять раз меняла местонахождение, и только в 1925 г. (к двухсотлетию Академии наук) её установили на верхней площадке главной лестницы здания Академии наук на Васильевском острове.

 Сегодня мозаику составляют из различных материалов, в продаже имеется алмазная мозаика. Но существует доступный материал, имеющийся в каждом доме – яичная скорлупа. Из нее получаются необычные мозаичные картины.

На следующих за вы изучите образцы работ из яичной скорлупы и освоите технику ее выполнения.

Заключительная часть.

- Узор из однородных частичек какого-либо материала называется - …

- Как назывались кусочки из непрозрачного стекла для мозаики?

- Когда появилось мозаичное искусство на Руси?

- Какой русский ученый внес значительный вклад в развитие мозаичного искусства и «придал» цвет смальте?

- Чем пользовались русские мастера для набора мозаики «Полтавская баталия»?

Домашнее задание:

Подготовить пищевые красители и все необходимое по инструкции к ним, яичную скорлупу.

Аппликация (мозаика) из яичной скорлупы.

Занятие 2                               Занятие-эксперемент

 

Инструменты и материалы:

Яичная скорлупа, красители, уксус, вода горячая, салфетка из ткани, ложка, 4-6 емкостей примерно объемом по 0,5 л ( можно использовать стеклянные банки)

1. Теоретическая часть:

Сегодня нам предстоит подготовить материал к работе, то есть окрасить яичную скорлупу. Яичную скорлупу для мозаики можно окрасить несколькими способами: акриловыми красками, пищевыми и натуральными красителями.

Вам предстоит окрашивание пищевыми красителями, которые вы подготовили. Пищевые красители бывают в виде:

- таблеток;

-сыпучие, в виде порошка;

-жидкие.

На оборотной стороне упаковки красителей имеется подробная инструкция.

Жидкие красители имеют преимущество: путем смешивания цветов можно получить широкую палитру оттенков. Подробная инструкция по смешиванию  красителей имеется. Получение различных оттенков будет увлекательным и интересным процессом.

2. Практическая часть:

- Подготовить яичную скорлупу 

- Подготовить емкости и развести красители, согласно инструкции (красный, синий, зеленый, желтый)

- Поочередно опускать скорлупу в емкости на 3-5 мин, затем вытащить и положить на тканевую салфетку для высыхания.

Таким образом покрасить имеющуюся скорлупа.

Скорлупки будут отличаться по оттенкам.

 Ниже в «таблице» приведены  способы окраски яичной скорлупы натуральными красителями .

КРАСНЫЙ (розовый) ЦВЕТ – отвар КОРЫ ВИШНИ или ВЕТОК ВИШНИ. Отварить кору или веточки вишни , дать настояться несколько часов ( лучше  проварить и оставить на ночь) , обязательно процедить, варить в этом настое яйца. Если отвар коры вишни сделать слабым, соответственно яйца окрасятся в РОЗОВЫЙ.

СИНИЙ (голубой) ЦВЕТ – отвар ягод ЧЕРНИКИ ( замороженые ягоды черники отварить недолго и процедить. Остудить . Положить вымытые в теплой воде яйца и сварить. Интенсивность цвета зависит от концентрации – количества ягод на объем воды. Что бы получить ГОЛУБОЙ цвет, черники требуется небольшое количество – около 2-х столовых ложек на 250 мл  воды . Что бы получить ФИОЛЕТОВЫЙ цвет – черники нужно взять как для синего или чуть больше , но дать настояться несколько часов, лучше оставить отвар на ночь)  прежде чем варить в этом отваре яйца.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – раствор КУРКУМЫ развести в воде ( сперва в небольшом количестве воды растереть порошок куркумы и только после этого добавиить его в емкость в которой будут окрашиваться яйца) и отварить  яйца.  РОМАШКА – дает нежный желтый цвет, ромашку можно отварить и процедить или варить яйца вместе с пакетиками ромашки аптечной. КОЖУРА ГРАНАТА дает желтый цвет – варить яйца прямо с кожурой граната или отварить кожуру и процедить, остудить и потом варить яйца. Авторов этого поста цвет полученный  при окраске  кожурой граната не впечатлил.

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ – дает отвар КОРЫ ДУБА, отвар ШЕЛУХИ ЛУКА, так же коричневый цвет получится ,если отварить яйца с ПОРОШКОМ ЦИКОРИЯ (растворимого или нет), если отварить яйца в крепком НАСТОЕ ЧЕРНОГО ЧАЯ , можно в пакетах , яйца будут похожи на окрашенные шелухой лука – чаем пасхальные яйца красят Афонские монахи . Отвар из сушеных ягод (или мороженных) ЧЕРНОПЛОДНОЙ РЯБИНЫ даст коричневый оттенок.

3. Заключительная часть.

- Какие виды красителей бывают?

- Назови основные элементы для пищевых красителей

- Какие натуральные красители дают желтый цвет?

Домашнее задание.

Методом смешивания цветов самостоятельно окрасить скорлупу в оранжевый, голубой  и другие цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление пасхального сувенира из природного материала и яичной скорлупы.

Цели:- Знакомить  с  православными праздниками             и традициями  на Кубани....

Конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему: «Пасхальный цыплёнок. Торцевания на бумаге с использованием мозаики из яичной скорлупы».

Представлен конспект открытого внеурочного занятия кружка "Умелые руки". Тема "«Пасхальный цыплёнок.  Торцевания на бумаге с  использованием мозаики из яичной скорлупы». Занятие сопровождает...

Конспект занятия по теме "Цыпленок из яичной скорлупы"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки". Тема "Цыпленок из яичной скорлупы". 2 класс....

Конспект урока по технологии для 2 класса по теме "Технология изготовления композиции из яичной скорлупы». Изделие: «Крепость»" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Технология изготовления композиции из яичной скорлупы».Изделие: «Крепость».Цели деятельности учителя: усвоение технологии создания композиции...

Конспект урока по технологии (2 класс). Тема: "Аппликация из яичной скорлупы в технике кракле" (УМК "Перспектива")

Цель деятельности учителя: формирование нового знания о технике декоративно-прикладного творчества «Кракле», необходимых материалах, инструментах, выполнить изделие «Крепость» ...

Конспект урока по технологии "Мозаика из яичной скорлупы"

Конспект урока по технологии "Мозаика из яичной скорлупы"...