Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
план-конспект урока (4 класс)

Мария Геннадьевна Шеховцова

Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере.


Тема: «Конспект урока по теме: «Электронные таблицы». Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»».

Цель урока: познакомить студентов с назначением электронных таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в программе электронные таблицы Excel.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить студентов с основными понятиями электронных таблиц, о возможностях их применения на производстве, в учебном процессе и т.д.;

Воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, дисциплинированности, внимательности и усидчивости при изучении материала.

Развивающие: развитие мышления, навыков работы на персональном компьютере.

Оборудование:

доска

настольные персональные компьютеры (16 шт.)

практическая работа с заданием

опорный конспект

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация и мотивация
  3. Теоретическая часть
  4. Практическая часть
  5. Вопросы студентов
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов уроков

Ход урока

#1054;рганизационный момент.

Приветствие, проверить присутствующих, наличие тетрадей, учебников, внешний вид студентов.

2. Актуализация и мотивация.

Часто при работе с документацией приходиться сталкиваться с таблицами, т.к. удобно обрабатывать числовую информацию при помощи таблиц.

Сегодня на занятии мы рассмотрим прикладную программу, которая входит в пакет прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о ее происхождении, назначении, использовании на предприятиях, организациях, офисах, в быту и т.д.

На предыдущих занятиях, изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции можно производить с таблицами в редакторе MS Word, он не позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности.

Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, что бы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать математические формулы и преобразования числа.

#1058;еоретическая часть.

Назначение и область применение табличных процессоров.

Практически в любой области деятельности человека, особенно при решении планово-экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работ, матричные вычисления в инженерных расчетах и т.д., возникает необходимость представлять данные в виде таблиц, при этом часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по формулам. Для проведения таких работ на компьютере были разработаны электронные таблицы.

Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме. Для управления электронной таблицей созданы специальные программные продукты - табличные процессоры. Они позволят не только создавать электронные таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных.

Табличные процессоры обеспечивают:

  • ввод, хранение и корректировку данных;
  • автоматическое проведение вычислений по заданным формулам;
  • построение различного рода диаграмм и графиков на основе табличных данных;
  • оформление и печать электронных таблиц;
  • создание итоговых и сводных таблиц;
  • выборку данных по запросам;
  • дружественный интерфейс.

Современные табличные процессы реализуют целый ряд дополнительных функций:

  • возможность работы в локальной сети;
  • организация обмена данными с другими программными средствами, например, с системами управления базами данных;
  • возможность работы с трехмерной графикой;
  • разработку макрокоманд, настройку среду под потребности пользователя.

Основные понятия.

Как и любую другую программу пакета Microsoft Office, Excel можно запустить: в меню Пуск, выбрать пункт Программы, а затем Microsoft Excel . После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню, рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.

Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, диаграммы, макросы и т.д.

Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается максимальным числом, устанавливаем для данной программы.

Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, BZ до BZ и т.д.

Максимальное количество строк и столбцов определяется особенностями используемой программы и объемом памяти компьютера, например, в табличном процессоре Excel 265 столбцов и более 16 тысяч строк. Современные программы дают возможность создать электронные таблицы, содержащие более 1 млн. ячеек, хотя для практических целей в большинстве случаев этого не требуется.

Пересечение строки и столбцов образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, А2 или С4).

Ячейка – область, определяемая пересечением столбцов и строки электронной таблицы, имеющая свой уникальный адрес.

Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером) строки, на пересечении которых находятся ячейка, например А1.

Текущей (активной) называется ячейка электронной таблицы, в которой в данный момент находится курсор. Активная ячейка обычно выделяется жирной рамкой. Адрес и содержимое текущей ячейки выводятся в строке ввода электронной таблицы.

Ссылка – указание адреса ячейки.

В электронных таблицах можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок.

Блок ячеек – группа смежных ячеек, определяемая с помощью адреса. Блок ячеек может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также последовательности строк и столбцов (или их частей).

Адрес блока ячеек задается указанием ссылки первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ – двоеточие ( : ) или две точки подряд (..). Если блок имеет вид прямоугольника, то его адрес задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек, входящих в блок (например, D4:F5).

#1055;рактическая часть.

Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги». (Приложение1).

5. Вопросы студентов.

6. Домашнее задание.

Выучить основные понятия и определения электронной таблицы Excel.

#1055;одведение итогов урока.

Выставить студентам оценки за работу на занятии и выполнении практической работы на компьютере.


Приложение 1.

Практическая работа

Тема: «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»

Цель работы: получить начальные навыки работы с электронной таблицей

Порядок выполнения:

#1047;агрузите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel

#1055;роверьте наличие режимов: (режим должен быть отмечен символом )

- Вид/Обычный; Вид/Строка формул; Вид/строка состояний,

-Вид/Панель инструментов/Стандартная; Вид/Панель инструментов/Форматирование

#1057;оздайте таблицу по образцу, для этого:

- В А1 введите «ВЕДОМОСТЬ», нажмите Enter

- В А2 – на выдачу стипендии

ВЕДОМОСТЬ

на выдачу стипендии

за сентябрь 2010 г.

Учреждение Дмитровский колледж

группа № 110

№ п/п

Фамилия И.О.

Табельный номер

Сумма

Подпись

1.

Иванов И.И.

7765

50

2.

Петров П.П.

7766

……….

Итого

Ведомость составил мастер Климова Г.В.

- В А3 – за сентябрь 2010 г

- В А5 – Учреждение Дмитровский колледж

- В А6 – группа № 110

- в ячейки А8, В8, С8, D8, Е8 введите «шапку» таблицы

- введите остальные данные таблицы

- В А17 – ведомость составил мастер

- В Е17 – Климова Г.В.

4. Используя режим Автозаполнения,

заполните пустые ячейки, для этого:

- выделите диапазон А9:А10 (после выделения кнопку мышки отпустить)

- установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик)

- нажмите и протащите вниз до А15,

- выполните предыдущие действия для диапазона С9:С10

-активизируйте ячейку D9, курсором мышки установите нижний правый угол, протащите вниз до

ячейки D15, мышку отпустить (данные скопированы)

5. Отформатируйте таблицу, для этого:

- выделите А1:E1, щелкните на Панели форматирования по кнопке Объединить и поместить в

центре

- выполните предыдущее действие для диапазонов А2:Е2, А3:Е3, А5:Е5, А6:Е6

6. Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), выполните двойной щелчок мышкой

- аналогично измените ширину остальных столбцов

- активируйте ячейку С8, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите

режим Переносить по словам, Ок

- вручную измените ширину столбца С установите курсор мышки в адресную полосу между С и

D, протаскиванием мышки установите нужную ширину

- выделите А8:Е15, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку

- выделите D9:D15, на панели форматирования щелкните по кнопке Денежный формат и по

кнопке Уменьшить разрядность

- используя Панель форматирования, отцентрируйте данные в таблице (кроме фамилий),

предварительно выделив соответствующий диапазон

7. Вычислите общую сумму стипендии по группе, для этого:

- активизируйте ячейку D16, щелкните по кнопке Автосумма на Стандартной панели, Enter

8. Замените значение в столбце Сумма на 80, для этого:

- активизируйте ячейку А1 и выполните Правка/Заменить

- в поле Что введите 50, в поле Заменить на введите 80, нажмите Заменить все

9. Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть

10. Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, Ок. Закройте приложение Excel.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание применения личностно — ориентированных технологий в практической профессиональной деятельности.

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности....

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. Разработка интерактивных заданий в среде PowerPoint

Данный материал содержит 2 задания по следующим предметам: Математика и Русский язык. Это дидактическая игра, направленная на закрепления навыков счета по математике в пределах 10, а также следующих о...

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности».

Направление: духовно- нравственноеПрограмма: «Азбука вежливости»Разработчик: Смагарева Е.А.Класс: 1Тема: «Доброжелательность»Цель: создать условия для расширения представления ...

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».

laquo;Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основно...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студе...