«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
статья по информатике

Екатерина Петровна Побединская

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Математический и общий естественнонаучный цикл 

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

  • создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

  • использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

  • подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

  • создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей;

  • размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

  • возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

  • аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности;

  • технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;

  • требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;

  • методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_i_informatsionno.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Математический и общий естественнонаучный цикл 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  • создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
  • использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
  • подготавливать мультимедийные материалы для проведения досуговых, спортивных мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • создавать материалы для проведения мероприятий для работы с семьей;
  • размещать материалы по работе с родителями и воспитанниками на образовательных порталах сети Интернет.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
  • возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
  • аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности;
  • технологии форматирования методических материалов при подготовке к публикации в сети Интернет;
  • требования к презентационным материалам, используемым в образовательном процессе;
  • методику применения средств ИКТ в образовательном пространстве ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Перечень формируемых компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

По итогам изучения дисциплины студенты сдают дифференцированный зачет.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Итоговая аттестация в форме - дифференцированный зачет

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

Подготовка рефератов, докладов, сообщений, презентаций

Проведение сравнительных характеристик

Моделирование предметно-развивающих сред

Работа с сервисами Интернет

Подготовка методических материалов

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

практические занятия

46

в том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Вид учебной работы

Объем часов

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

Всего:

102

Дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление отчета воспитателя с помощью ЭТ и текстового процессора.

3,5

Контрольные работы

Слияние документов. Использование программ Word и Excel.

2

2

Оформление статистических данных в ЭТ. Создание диаграмм на основе статистических данных.

2

2

Создание табеля посещаемости детей и табеля питания. Выполнение вычислений в табеле с помощью формул и стандартных функций

2

2

Практические занятия

Лабораторные работы

. Возможности табличных процессоров Основные приемы работы в табличных процессорах. Элементы электронных таблиц (ЭТ). Типы данных. Вычисления в ЭТ. Визуализация данных с помощью диаграмм.

1

2

Тема 4.4.

Технология обработки числовых данных

Содержание учебного материала

Тема 4.3.

Технология создания, редактирования, оформления и сохранения презентаций

Содержание учебного материала

Презентации. Требования к структуре и дизайну презентационных материалов. Пользовательский интерфейс. Настройка анимации и действия. Подготовка методических материалов с использованием презентаций.

2

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1

Создание и оформление презентации к методической разработке для детей дошкольного возраста. Триггеры

4

2

2

Создание презентации «Моя профессия».

2

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Разработка макета презентации валеологической ориентации для детей дошкольного возраста.

4

Самостоятельная работа учащихся

1. Разработка макета табеля посещаемости детей.

2. Сбор и обработка числовых данных средствами облачных сервисов.

4

Контрольные работы »

Подготовка документов, обеспечивающих обучение дошкольников. Подготовка методического пособия для ДОУ с использованием текстовой и графической информации.

2

2

Печать документов. Работа с принтером. Сканирование и распознавание текста. Использование сканирования при подготовке методических материалов.

2

2

Макет многостраничного документа. Колонтитулы. Оглавления. Параметры страниц.

2

2

Форматирование и редактирование текста. Проверка орфографии. Списки, колонки, таблицы. Использование графики.

2

2

Практические занятия

Лабораторные работы

-

1

Программное обеспечение для работы с текстовой информацией. Инструментарий. Элементы документа. Требования к документу.

Тема 4.2.

Работа с текстовой информацией.

Содержание учебного материала

9

Самостоятельная работа учащихся

1. Выявление преимуществ и недостатков электронного документа.

2. Оформление информационного буклета.

3,5

Контрольные работы

-

Подготовка фотовыставки о соревновании.

Создание галереи спортсменов.

Разработка дизайна классного уголка.

Разработка дизайна стенда «Для Вас, родители»

2

3

Подготовка методического пособия с использованием графических объектов.

2

3

1.

Разработка дизайна стенда «Именинник»

2

3

Практические занятия

Лабораторные работы

-

Тема 4.1

Работа с графическими объектами.

Содержание учебного материала

Программное обеспечение для работы с графикой. Интерфейс. Инструментарий. Создание и обработка изображений. Работа с планами и слоями. Композиция. Работа со шрифтами. Работа со сканером. Корректировка изображения. Разработка и создание графического изображения образовательного содержания:

1

2

Раздел 4. Работа с информационными объектами различных типов с помощью современных информационных технологий

46,5

Самостоятельная работа обучающихся:

3

Создание дидактических игр при помощи сервиса LearningApps.org

Разработка плана занятия с использованием интерактивной доски.

Контрольные работы

Использование облачных дисков для хранения и редактирования документов

Облачные сервисы и офисные приложения в работе учителя

Облачные технологии на уроках

Создание дидактических игр при помощи сервисов Web 2.0

Работа с сервисом Learningapps.org

3

3

Создание онлайн теста при помощи конструктора тестов Online Test Pad

1

3

Практические занятия

4

Лабораторные работы

-

Облачные технологии для создания и редактирования документов

Работа с Google Документами

Работа с сервисом Яндекс.Диск

Работа с облаком Mail.Ru

1

3

Создание онлайн тестов при помощи сервисов Web 2.0

1

3

Тема 3.2.

Применение сервисов Web 2.0 в образовательном процессе

Содержание учебного материала

Тема 3.1.

Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Содержание учебного материала

1

Современное занятие в контексте требований ФГОС нового поколения

1

2

2

Типы интерактивных досок, сравнительная характеристика

2

2

3

Знакомство с инструментами программ StartBoard Software и SMART Notebook

2

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.

Создание страницы, содержащей задание для учащихся на классификацию

2

2

2.

Создание страницы, содержащей задание для учащихся, предполагающее работу с конструктором

2

2

2

3.

Создание страницы, содержащей схему

2

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа учащихся

Видео-урок Основы работы c ПО SMART Notebook. Настройка панели инструментов

2

3

Видео-урок Основы работы с ПО SMART Notebook. Работа с объектом.

4

3

Раздел 3. Использование интерактивных досок и онлайн ресурсов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

26

Тема 2.2

Ресурсы сети Интернет и их использование.

Ресурсы Интернет для дошкольников; для родителей; для педагогов. Ресурсы по предметам. Образовательные Интернет-порталы.

Возможности Интернет для повышения квалификации педагога.

1

2

Дистанционное обучение.

Публикации в Интернет. Подготовка и оформление педагогических разработок для размещения в Интернет.

1

2

Законодательная защита авторских прав. Обзор образовательных Интернет-порталов. Оценка педагогического опыта и образовательных технологий. Обзор Интернет-курсов повышения квалификации.

1

2

Практические занятия

1.

Создание профессионально-ориентированных web-ресурсов.

1

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

  1. Создание страницы на сайте педагогов дошкольного образования nsportal.ru

1.Ведение блога образовательной тематики.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Контрольные работы

-

1.

Поиск информации на профессиональную тематику в сети Интернет.

2

2

Практические занятия

Лабораторные работы

-

Электронная почта. Передача информации. Поиск, сохранение и передача информации.

2

2

Глобальная сеть Интернет. Способы подключения к Интернет. Аппаратные и программные средства подключения.

Браузеры. Адресация. Получение справочной информации. Поиск информации. Загрузка информации. Сохранение информации.

2

2

Работа в локальных сетях. Организация обмена и передачи информации.

2

2

Тема 2.1

Сервисы сети Интернет и их использование.

Содержание учебного материала

Раздел 2 Интернет в профессиональной деятельности

18

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подбор упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста.
  2. .Разработка инструкции по использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

2,5

Контрольные работы

-

Информационная безопасность

2

Практические занятия.

Лабораторные работы

-

3

Профилактика нарушения здоровья при работе за компьютером.

Техника безопасности при работе за компьютером. Тест.

Основные группы факторов влияющих на здоровье человека при работе на ЭВМ.

1

2

2

Профилактика компьютерного утомления.

Гигиенические требования к правильной посадке воспитанников при работе на компьютере. Факторы, влияющие на зрение

1

2

1

Психофизиологические особенности работы детей дошкольного возраста на компьютере.

Гигиенические требования, предъявляемые к временным рамкам работы за компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

Основные причины негативного влияния на здоровье человека компьютера.

1

2

Тема 1.2 

Особенности использования компьютера в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа

Проектное задание. Моделирование предметно-развивающей среды в помещении группы с применением средств ИКТ согласно гигиеническим требованиям и рекомендациям.

1

Контрольные работы

-

Практические занятия

Лабораторные работы

-

2

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к кабинету информатики и компьютерным занятиям. Оценка соответствия кабинета ИКТ требованиям СанПиН.

1

2

1

Правила работы и требования техники безопасности. Гигиенические и технические условия безопасной эксплуатации техники.

1

2

Тема 1.1

Техника безопасности при работе с компьютером и в компьютерном классе.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Условия безопасного и эффективного использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении

10,5

1

2

3

4

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета №5 Информатики и информационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

  • средства пожаротушения – 2 огнетушителя,
  • рабочее место преподавателя,
  • 7 рабочих мест студентов, объединенные в локальную сеть,
  • принтер,
  • интерактивная доска SmartBoard,
  • мультимедийный проектор,
  • аудиоколонки,
  • УМК дисциплины.

Программные средства: операционная система, интегрированный пакет в составе: текстового редактора, табличного процессора, системы управления базами данных, программы подготовки презентации; графический редактор, браузер, обучающие программы, системы подготовки заданий и тестов, справочная правовая система Консультант+.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

суммирующее оценивание результатов выполнения практических и самостоятельных работ

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

должен знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование

аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера (ПК), применяемое в профессиональной деятельности

Оценка деятельности обучающихся на практических занятиях

Оценка выполнения самостоятельной работы по темам

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс в рамках межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»

Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ» Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления...

Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. Разработка интерактивных заданий в среде PowerPoint

Данный материал содержит 2 задания по следующим предметам: Математика и Русский язык. Это дидактическая игра, направленная на закрепления навыков счета по математике в пределах 10, а также следующих о...

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности».

Направление: духовно- нравственноеПрограмма: «Азбука вежливости»Разработчик: Смагарева Е.А.Класс: 1Тема: «Доброжелательность»Цель: создать условия для расширения представления ...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

Статья на тему «Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»

Информационно-коммуникационная платформа Сферум - это часть цифровой образовательной среды, предназначенная для расширения образовательных возможностей на всей территории нашей страны. Платформа позво...