Цифровизация системы образования ФГИС Моя школа. Информационная безопасность
материал
Цифровизация системы образования ФГИС Моя школа. Информационная безопасность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цифровизация системы образования. ФГИС Моя школа» Жибарева Р. Г.
Цифровая образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования. Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1632-р.
Задача - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Достоинства цифровой образовательной среды:
Для ученика информационно-коммуникативнные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого использования учебного материала;
- в проектной деятельности;
- в презентационной деятельности;
- в локальной и глобальной сети;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя: информационно-коммуникативнные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- во время проведения урока;
- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
- в процессе создания и передачи школьной информации;
- в процессе научной деятельности;
- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для региона:
- автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
- оптимизиция коммуникации со всеми участниками;
- оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
- повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
Для государства:
- рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
- рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
- снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
- повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
- повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
-повышение прозрачности образовательного процесса;
-оперативность мониторинга за результатами.
С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.
Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Цель проекта. Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку.
Как "Цифровая школа" изменит российское образование.
Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. «Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой. Будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к работе с цифровыми инструментами, использование широкого спектра современных методик и технологий.
Министерство просвещения планирует частично избавиться от традиционных учебников по 11 предметам общеобразовательной школы к декабрю 2020 года У учеников будут сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа, дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжелом заболевании К 2025 году все школьные медицинские кабинеты установят взаимодействие «в электронном виде» с детскими поликлиниками Бюджет проекта может составить 507,3 млрд руб.
Для реализации проекта какими цифровыми навыками должен обладать учитель?
Находить и оценивать учебные онлайн-материалы. Создавать визуально интересные материалы. Искать информацию в сети. Использовать соцсети для профессионального развития. Рекомендовать и распространять учебные ресурсы .Создавать , редактировать цифровое портфолио. Создавать, распространять мультимедийный контект. Использовать онлайн-инструменты для внедрения педпрактик.Налаживать связи с другими преподавателями.
Что даёт информатизация образованию?
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках даёт возможность:
- повысить у учащихся интерес к предмету;
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме;
- выявить и развивать способности;
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применении в практической деятельности;
- интеллектуально развивать обучающихся;
- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
- расширить виды совместных работ обучающихся;
- повысить многооборазия видов и форм организации деятельности обучающихся.
Одним из примеров сервисов персонализации образования обучающихся является платформа «Российская электронная школа» (), которая разработана как программа в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды» и находится в ФГИС Моя школа.
Программа направлена на «…создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».
«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.
На платформе «Российская электронная школа» размещены интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс: более 100000 уникальных задач, почти 5000 учебных материалов: тестов, виртуальных лабораторий, обучающих видео и аудио.
Онлайн-платформа «Цифровой Образовательный Контент» предоставляет единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России.
Как получить доступ к бесплатному контенту?
1. Регистрация на платформе ЦОК (заполнение данных об обучении в личном кабинете).
2. Подтверждение профиля (педагога подтверждает руководитель образовательной организации, обучающегося подтверждает директор либо педагог).
3. Активация бесплатного доступа к образовательным ресурсам (в личном кабинете откроется доступ к образовательным платформам, необходимо пройти регистрацию на образовательных платформах).
Возможности сервиса:
- помощь с выполнением домашнего задания;
- отслеживание успеваемости;
- подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
- подготовка к олимпиадам и проектным конкурсам;
- сбор цифрового портфолио;
- единый вход во все образовательные платформы.
Кто может получить открытый доступ к обучающему контенту?
1. Ученики школ, лицеев, гимназий с 1 по 11 классы. Для этого их родителям или законным представителям необходимо пройти процедуру регистрации на сайте.
2. Учителя, преподаватели школ и учреждений СПО.
3. Администрации школ и учреждений СПО.
Когда заканчивается срок действия бесплатного контента, как сохранить открытый доступ?
На данный момент открытый бесплатный доступ предоставляется всем пользователям при соблюдении следующих условий: для преподавателей:
- необходимо быть зарегистрированным на сайте в роли "Преподаватель";
- руководитель школы должен подтвердить ваши данные на
для учеников и родителей:
- необходимо зарегистрироваться на сайте ;
- школа должна подтвердить ваши данные через личный кабинет на сайте
Какой контент можно использовать бесплатно на образовательных платформах?
Вы можете посмотреть весь перечень курсов и материалов доступных бесплатно в разделе «Каталог курсов».
Сколько образовательных платформ может использовать преподаватель в своей работе?
Без ограничений.
Ведущие образовательные онлайн-сервисы России, представленные на платформе ЦОК:
«1С – урок» - электронные учебные материалы для учителей и школьников 1-11 классов по учебным предметам школьной программы;
«Просвещение» - облачная платформа отображения верифицированного (подтвержденного) цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение»;
«Мобильное электронное образование» - цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсами;
«Новая школа» - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам;
«Новый диск» - цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений;
«Облако знаний» - интерактивные уроки и цифровые домашние задания, рабочие тетради, функциональная грамотность, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;
«Фоксфорд» - крупнейшая онлайн-школа России;
«Я-класс» - полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций;
«Globallab» - цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности;
«IBLS» - интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС, семейное, заочное обучение;
«iSMART» - умный тренажёр для повышения оценок – материалы по русскому языку и математикае (1-4 класс);
«Native Class» - cистема цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык;
«Stratum – интеллектуальная школа» - цифровая образовательная платформа (математика, физика). Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения;
«; - интерактивная образовательная онлайн-платформа (математика, русский язык, английский язык).
С 1 сентября 2022 года заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей – федеральная государственная информационная система Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа». Доступ к образовательному сервису может быть осуществлен с помощью портала Госуслуг В системе представлены такие сервисы как Мои файлы. Электронный дневник. Библиотека. Сферум. РЭШ. В настоящее время система работает проходит апробацию в школах 15 регионов России.
Мы видим, (приложение №1), что цифровая информационная среда дает педагогам большие возможности по использованию ЦОР в образовательном процессе, что способствует повышению качества образования.
Минусы цифровизации:
Риск отрицательного результата. Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.
Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.
Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослабдению мыслительных способностей.
Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.
Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.
Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.
Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.
Цифровая среда делает учебный процесс более современным и увлекательным. Коллективные виртуальные доски, книги и плакаты, мультимедийные коллекции, геосервисы и мобильные сервисы позволяют устанавливать сетевое общение между учителями и учениками. Особенности развития цифрового общества, активное включение во все сферы жизнедеятельности облачных и телекоммуникационных технологий вносят значительные изменения в организацию образовательного процесса, применяемые при этом педагогические и информационные технологии, приемы обучения, а также средства обучения, ориентированные на цифровизацию образования. IT-технологии используемые в образовании разнообразны, их использование приводит к появлению у обучающихся интереса к предмету, желанию узнать новое, а следовательно приводит к повышению качества образовательного процесса.
Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как:
Технологии | Описание | ||
Инфографика |
| ||
Облако тэгов |
| ||
| Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов | ||
Интерактивные плакаты и интерактивные книги |
| ||
Сторителлинг | Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты. В древности это называлось сказительством (придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им немного загадочности, мистики). В современном варианте искусство cторителлинга используется для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма и т.д. | ||
Ленты времени | Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно со-хранить и использовать при изучении различных наук | ||
Мультимедийный лонгрид | “Лонгрид” (долгое чтение) – формат подачи информации, предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, “глубоких” историй. Применяется для разработки и презентации проектов, исследований, экспериментов. Может включать тексты, цитаты, большие панорамные и маленькие картинки, видео, ссылки, мультимедийные модули | ||
Мультимедиа | Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент | ||
Скрайбинг | Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с применением эффектов анимации | ||
Геосервисы | Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт | ||
Интерактивные ди-дактические материалы и ресурсы для реализации гейми-фикации | Сетевые интерактивные сервисы для создания различных дидактических материалов, игровые образовательные сервисы, сетевые сервисы для создания коллажей, логотипов и т.д. | ||
QR коды | Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован. |
Приложение №1
Результаты работы за 2024-25 год:
№п\п | Название мероприятия | ФИ | Время | Результат Баллы |
1 | Всероссийская онлайн-олимпиадаУчи.ру по информатике для учеников 1-11 классов | Столбова Варвара | Сентябрь 2024 г. | Диплом победителя |
2 | Образовательный марафон «Космическое приключение» | Столбова Варвара | Грамота | |
3 | Образовательный марафон «Космическое приключение» | Столбова Варвара и команда 3 класса | Грамота | |
4 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» | Рогожин Тимофей | Октябрь 2024 г. | Сертификат участника 59 б. |
5 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» | Остапчук Дарья | Октябрь 2024 г. | Похвальная грамота |
6 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» | Баламыкин Артём | Октябрь 2024 г. | Диплом победителя 83 б. |
7 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» | Столбова Варвара | Октябрь 2024 г. | Похвальная грамота |
8 | Образовательный марафон «Волшебная осень» | Остапчук Дарья | Грамота | |
9 | Образовательный марафон «Волшебная осень» | Жибарева Р. Г. и команда 1 класса | Грамота | |
10 | Образовательный марафон «Эра роботов» | Остапчук Дарья | Грамота | |
11 | Образовательный марафон «Эра роботов» | Жибарева Р. Г. и команда 1 класса | Грамота | |
12 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Культура вокруг нас» | Рогожин Тимофей | декабрь 2024 г. | Сертификат участника 58 б. |
13 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Культура вокруг нас» | Баламыкин Артём | декабрь 2024 г. | Диплом победителя 80 б. |
14 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» | Баламыкин Артём | декабрь 2024 г. | Похвальная грамота 66 б. |
15 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» | Рогожин Тимофей | декабрь 2024 г. | Похвальная грамота 64 б. |
16 | Программа «Активный учитель» Ярославской области | Жибарева Р. Г | по итогам октября 2024 учебного года | Сертификат 1 место в школе |
17 | Программа «Активный учитель» Ярославской области | Жибарева Р. Г | по итогам ноября 2024 учебного года | Сертификат 1 место в школе |
18 | Программа «Активный учитель» Ярославской области | Жибарева Р. Г | по итогам декабря 2024 учебного года | Сертификат 1 место в школе |
19 | Опубликовано на сайте Учи.ру методическая разработка: внеурочная деятельность. Сценарий утренника к 8 марта. | Жибарева Р. Г | Сертификат | |
20 | Опубликовано на сайте Учи.ру методическая разработка. План урока математике по теме: Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 100. | Жибарева Р. Г | Сертификат | |
21 | Опубликовано на сайте Учи.ру методическая разработка. План урока литературного чтения по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» | Жибарева Р. Г | Сертификат | |
22 | Образовательный марафон «Зимняя сказка» | Остапчук Дарья | Грамота | |
23 | Образовательный марафон «Зимняя сказка» | Остапчук Дарья и команда 1 класса | Грамота | |
24 | Всероссийская метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему» | Столбова Варвара | Январь 2025 | Похвальная грамота |
26 | Всероссийская метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему» | Рогожин Тимофей | Январь 2025 | Диплом победителя |
27 | Всероссийская онлайн-олимпиада по окружающему миру и экологии | Баламыкин Артём | Март 2025 | Диплом победителя |
28 | Всероссийская онлайн-олимпиада по математике | Баламыкин Артём | Февраль 2025 | Диплом победителя |
29 | Всероссийская онлайн-олимпиада по окружающему миру и экологии | Остапчук Дарья | Март 2025 | Похвальная грамота |
30 | Образовательный марафон «Тропический рай» | Остапчук Дарья |
| Грамота |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...
Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...

Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования.
"Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования" - это тема моего выступления на районных педагогических чтениях "ФГОС: новые условия развития личности". В д...

Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...

Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №4.Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня.
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Цифровизация дополнительного ообразования детей: проблемы, достижения и перспективы...

Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» .
1 слайдФедеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» — это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и сервисам, который реализуется в ...