Цифровизация системы образования ФГИС Моя школа. Информационная безопасность
материал

Цифровизация системы образования ФГИС Моя школа. Информационная безопасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovizatsiya_sistemy_obrazovaniya.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Цифровизация системы образования. ФГИС Моя школа» Жибарева Р. Г.

Цифровая образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования. Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1632-р.

Задача - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Достоинства цифровой образовательной среды:

Для ученика информационно-коммуникативнные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- для более глубокого использования учебного материала;

- в проектной деятельности;

- в презентационной деятельности;

- в локальной и глобальной сети;

- доступ к самым современным образовательным ресурсам;

- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

- расширение образовательных возможностей для ребенка;

- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;

- повышение прозрачности образовательного процесса;

- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя: информационно-коммуникативнные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- во время проведения урока;

- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

- в процессе создания и передачи школьной информации;

- в процессе научной деятельности;

- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами;

- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;

- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;

- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;

- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;

- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;

- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для региона:

- автоматизация мониторинга за образовательным процессом;

- оптимизиция коммуникации со всеми участниками;

- оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;

- повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;

Для государства:

- рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;

- рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;

- снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;

- повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;

- повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;

-повышение прозрачности образовательного процесса;

-оперативность мониторинга за результатами.

С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.

Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Цель проекта. Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку.

Как "Цифровая школа" изменит российское образование.

Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность школьникам свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. «Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой. Будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к работе с цифровыми инструментами, использование широкого спектра современных методик и технологий.

Министерство просвещения планирует частично избавиться от традиционных учебников по 11 предметам общеобразовательной школы к декабрю 2020 года У учеников будут сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа, дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжелом заболевании К 2025 году все школьные медицинские кабинеты установят взаимодействие «в электронном виде» с детскими поликлиниками Бюджет проекта может составить 507,3 млрд руб.

Для реализации проекта какими цифровыми навыками должен обладать учитель?

Находить и оценивать учебные онлайн-материалы. Создавать визуально интересные материалы. Искать информацию в сети. Использовать соцсети для профессионального развития. Рекомендовать и распространять учебные ресурсы .Создавать , редактировать цифровое портфолио. Создавать, распространять мультимедийный контект. Использовать онлайн-инструменты для внедрения педпрактик.Налаживать связи с другими преподавателями.

Что даёт информатизация образованию?

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках даёт возможность:

- повысить у учащихся интерес к предмету;

- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме;

- выявить и развивать способности;

- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применении в практической деятельности;

- интеллектуально развивать обучающихся;

- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

- расширить виды совместных работ обучающихся;

- повысить многооборазия видов и форм организации деятельности обучающихся.

Одним из примеров сервисов персонализации образования обучающихся является платформа «Российская электронная школа» (), которая разработана как программа в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды» и находится в ФГИС Моя школа.

Программа направлена на «…создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».

«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

На платформе «Российская электронная школа» размещены интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс: более 100000 уникальных задач, почти 5000 учебных материалов: тестов, виртуальных лабораторий, обучающих видео и аудио.

Онлайн-платформа «Цифровой Образовательный Контент» предоставляет единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России.

Как получить доступ к бесплатному контенту?

1. Регистрация на платформе ЦОК (заполнение данных об обучении в личном кабинете).

2. Подтверждение профиля (педагога подтверждает руководитель образовательной организации, обучающегося подтверждает директор либо педагог).

3. Активация бесплатного доступа к образовательным ресурсам (в личном кабинете откроется доступ к образовательным платформам, необходимо пройти регистрацию на образовательных платформах).

Возможности сервиса:

- помощь с выполнением домашнего задания;

- отслеживание успеваемости;

- подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;

- подготовка к олимпиадам и проектным конкурсам;

- сбор цифрового портфолио;

- единый вход во все образовательные платформы.

Кто может получить открытый доступ к обучающему контенту?

1. Ученики школ, лицеев, гимназий с 1 по 11 классы. Для этого их родителям или законным представителям необходимо пройти процедуру регистрации на сайте.

2. Учителя, преподаватели школ и учреждений СПО.

3. Администрации школ и учреждений СПО.

Когда заканчивается срок действия бесплатного контента, как сохранить открытый доступ?

На данный момент открытый бесплатный доступ предоставляется всем пользователям при соблюдении следующих условий: для преподавателей:

- необходимо быть зарегистрированным на сайте в роли "Преподаватель";

- руководитель школы должен подтвердить ваши данные на

для учеников и родителей:

- необходимо зарегистрироваться на сайте ;

- школа должна подтвердить ваши данные через личный кабинет на сайте

Какой контент можно использовать бесплатно на образовательных платформах?

Вы можете посмотреть весь перечень курсов и материалов доступных бесплатно в разделе «Каталог курсов».

Сколько образовательных платформ может использовать преподаватель в своей работе?

Без ограничений.

Ведущие образовательные онлайн-сервисы России, представленные на платформе ЦОК:

«1С – урок» - электронные учебные материалы для учителей и школьников 1-11 классов по учебным предметам школьной программы;

«Просвещение» - облачная платформа отображения верифицированного (подтвержденного) цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение»;

«Мобильное электронное образование» - цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсами;

«Новая школа» - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам;

«Новый диск» - цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений;

«Облако знаний» - интерактивные уроки и цифровые домашние задания, рабочие тетради, функциональная грамотность, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;

«Фоксфорд» - крупнейшая онлайн-школа России;

«Я-класс» - полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций;

«Globallab» - цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности;

«IBLS» - интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС, семейное, заочное обучение;

«iSMART» - умный тренажёр для повышения оценок – материалы по русскому языку и математикае (1-4 класс);

«Native Class» - cистема цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык;

«Stratum – интеллектуальная школа» - цифровая образовательная платформа (математика, физика). Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения;

«; - интерактивная образовательная онлайн-платформа (математика, русский язык, английский язык).

С 1 сентября 2022 года заработает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей – федеральная государственная информационная система Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа». Доступ к образовательному сервису может быть осуществлен с помощью портала Госуслуг В системе представлены такие сервисы как Мои файлы. Электронный дневник. Библиотека. Сферум. РЭШ. В настоящее время система работает проходит апробацию в школах 15 регионов России.

Мы видим, (приложение №1), что цифровая информационная среда дает педагогам большие возможности по использованию ЦОР в образовательном процессе, что способствует повышению качества образования.

Минусы цифровизации:

Риск отрицательного результата. Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.

Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.

Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослабдению мыслительных способностей.

Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.

Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.

Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.

Цифровая среда делает учебный процесс более современным и увлекательным. Коллективные виртуальные доски, книги и плакаты, мультимедийные коллекции, геосервисы и мобильные сервисы позволяют устанавливать сетевое общение между учителями и учениками. Особенности развития цифрового общества, активное включение во все сферы жизнедеятельности облачных и телекоммуникационных технологий вносят значительные изменения в организацию образовательного процесса, применяемые при этом педагогические и информационные технологии, приемы обучения, а также средства обучения, ориентированные на цифровизацию образования. IT-технологии используемые в образовании разнообразны, их использование приводит к появлению у обучающихся интереса к предмету, желанию узнать новое, а следовательно приводит к повышению качества образовательного процесса.

Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как:

Технологии

Описание

Инфографика

Графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна, содержит текст, графику, статистику. Это наглядные инструкции, информационные таблички, дидактические материалы

Облако тэгов

Облако тегов (облако слов) – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.) Используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста и т.д.

Виртуальная доска

Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов

Интерактивные плакаты и интерактивные книги

Сетевой плакат, на котором можно размещать ссылки на различные ресурсы (сайты, видео и т.д.), которые будут открываться с данного плаката. Сетевая электронная книга, которую можно верстать в облаке

Сторителлинг

Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты. В древности это называлось сказительством (придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им

немного загадочности, мистики). В современном варианте искусство cторителлинга используется для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма и т.д.

Ленты времени

Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно со-хранить и использовать при изучении различных наук

Мультимедийный лонгрид

“Лонгрид” (долгое чтение) – формат подачи информации, предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, “глубоких” историй. Применяется для разработки и презентации проектов, исследований, экспериментов. Может включать тексты, цитаты, большие панорамные и маленькие картинки, видео, ссылки, мультимедийные модули

Мультимедиа

Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент

Скрайбинг

Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с применением эффектов анимации

Геосервисы

Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт

Интерактивные ди-дактические материалы и ресурсы для реализации гейми-фикации

Сетевые интерактивные сервисы для создания различных дидактических материалов, игровые образовательные сервисы, сетевые сервисы для создания коллажей, логотипов и т.д.

QR коды

Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован.

Приложение №1

Результаты работы за 2024-25 год:

№п\п

Название мероприятия

ФИ

Время

Результат Баллы

1

Всероссийская онлайн-олимпиадаУчи.ру по информатике для учеников 1-11 классов

Столбова Варвара

Сентябрь

2024 г.

Диплом победителя

2

Образовательный марафон «Космическое приключение»

Столбова Варвара

Грамота

3

Образовательный марафон «Космическое приключение»

Столбова Варвара и команда

3 класса

Грамота

4

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

Рогожин

Тимофей

Октябрь

2024 г.

Сертификат участника

59 б.

5

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

Остапчук Дарья

Октябрь

2024 г.

Похвальная грамота

6

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

Баламыкин Артём

Октябрь

2024 г.

Диплом победителя

83 б.

7

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги»

Столбова Варвара

Октябрь

2024 г.

Похвальная грамота

8

Образовательный марафон «Волшебная осень»

Остапчук Дарья

Грамота

9

Образовательный марафон «Волшебная осень»

Жибарева Р. Г. и команда

1 класса

Грамота

10

Образовательный марафон «Эра роботов»

Остапчук Дарья

Грамота

11

Образовательный марафон «Эра роботов»

Жибарева Р. Г. и команда

1 класса

Грамота

12

Всероссийская онлайн-олимпиада «Культура вокруг нас»

Рогожин

Тимофей

декабрь

2024 г.

Сертификат участника

58 б.

13

Всероссийская онлайн-олимпиада «Культура вокруг нас»

Баламыкин Артём

декабрь

2024 г.

Диплом победителя

80 б.

14

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасный интернет»

Баламыкин Артём

декабрь

2024 г.

Похвальная грамота

66 б.

15

Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасный интернет»

Рогожин

Тимофей

декабрь

2024 г.

Похвальная грамота

64 б.

16

Программа «Активный учитель» Ярославской области

Жибарева Р. Г

по итогам октября 2024 учебного года

Сертификат

1 место

в школе

17

Программа «Активный учитель» Ярославской области

Жибарева Р. Г

по итогам ноября 2024 учебного года

Сертификат

1 место

в школе

18

Программа «Активный учитель» Ярославской области

Жибарева Р. Г

по итогам декабря 2024 учебного года

Сертификат

1 место

в школе

19

Опубликовано на сайте Учи.ру методическая разработка: внеурочная деятельность. Сценарий утренника к 8 марта.

Жибарева Р. Г

Сертификат

20

Опубликовано на сайте Учи.ру методическая разработка. План урока математике по теме: Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 100.

Жибарева Р. Г

Сертификат

21

Опубликовано на сайте Учи.ру методическая разработка. План урока литературного чтения по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»

Жибарева Р. Г

Сертификат

22

Образовательный марафон «Зимняя сказка»

Остапчук Дарья

Грамота

23

Образовательный марафон «Зимняя сказка»

Остапчук Дарья и команда

1 класса

Грамота

24

Всероссийская метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему»

Столбова Варвара

Январь 2025

Похвальная грамота

26

Всероссийская метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему»

Рогожин Тимофей

Январь 2025

Диплом победителя

27

Всероссийская онлайн-олимпиада по окружающему миру и экологии

Баламыкин Артём

Март 2025

Диплом победителя

28

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике

Баламыкин Артём

Февраль 2025

Диплом победителя

29

Всероссийская онлайн-олимпиада по окружающему миру и экологии

Остапчук Дарья

Март 2025

Похвальная грамота

30

Образовательный марафон «Тропический рай»

Остапчук Дарья

Грамота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...

Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...

Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования.

"Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования" - это тема моего выступления на районных педагогических чтениях "ФГОС: новые условия развития личности".  В д...

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Цифровизация дополнительного ообразования детей: проблемы, достижения и перспективы...

Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» .

1 слайдФедеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» — это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и сервисам, который реализуется в ...