ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
статья

Енина Надежда Николаевна

Цифровизация дополнительного ообразования детей: проблемы, достижения и перспективы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dumanskiy_enina_esse.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Думанский Антон Николаевич,

руководитель городского учебно-методического объединения заведующих отделами технического творчества,

педагог дополнительного образования,

Енина Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования,

ГБНОУ Санкт - Петербургский городской центр детского технического творчества,

г. Санкт – Петербург

ЭССЕ

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Цифровизация быстро меняет жизнь современного образования, ставя все новые задачи. На пике этих изменений находится система образования. Не отстать в быстрой череде перемен, стимулировать развитие нового и прогрессивного – важнейшая задача руководителя образовательной организации. Важными ориентирами в её решении являются нормативные документы. Задачи цифровизации, поставленные в проекте «Образование» в полной мере относятся и к такой составляющей его деятельности, как дополнительное образование детей. Они конкретизированы в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения РФ. Однако практическая реализация цифровизации дополнительного образования происходит на местах – здесь и теперь. Поэтому тактические шаги по ее воплощению в жизнь требуют опоры на накопленный опыт и глубоких раздумий над успехами и неудачами.

Не вызывает сомнений то, что цифровизация образования и, в частности образования дополнительного, открывает новые и интересные перспективы. Сегодня для ее проведения есть современные учебные лаборатории с компьютерным оснащением, которые стали неотъемлемым средством учебного процесса. Процесс внедрения цифровых технологий последовательно осуществлялся до того момента, когда цифровые технологии стали критически необходимы.

Был ли этот переход шоком и тяжелым испытанием для дополнительного образования детей? Несомненно!

В относительно короткий период с апреля по июнь 2020 года дистанционное обучение стало единственным способом реализации образовательного процесса. Оно определило необходимый, неожиданный и новый виток работы педагогов и обучающихся со средствами интернет- коммуникаций.

Наименьшие затруднения испытали направления, которые и так были ориентированы на работу с компьютерами: программирование, 3D – моделирование, графический дизайн и т.п. Конечно, работать над написанием компьютерной программы можно и дома, правда… если дома есть компьютер и необходимое программное обеспечение. Но как дистанционно трудиться дома над моделью самолета? Ведь это требует наличия целого ряда станков и инструмента.

Однако необходимость – самый лучший стимул для проявления смекалки. Оказалось, что дистанционно могут работать и авиамоделисты, если на время сместят акценты в своей деятельности на те аспекты авиамоделирования, которые поддаются компьютеризации. Тоже относится и ко всем другим видам технического творчества, основанными на моделировании и конструировании.

В конечном счете, варианты дистанционного обучения нашлись для всех направлений. Удобным средством для загрузки заданий педагогами и скачивания материалов обучающимися оказался Google – диск. Google таблицы позволили наладить отслеживание активности обучающихся и педагогов. Для проведения вебинаров и мастер-классов в онлайн формате использовались такие цифровые платформы как ZOOM и Skype.

Конечно, при переходе на дистанционный формат обучения не обошлось и без трудностей. Некоторые педагоги, особенно принадлежащие к старшему поколению, не обладали достаточной компьютерной грамотностью.

Не все элементы образовательного процесса можно было реализовать дистанционными средствами. В частности, отсутствовали методики дистанционного обучения для таких направлений как картинг, мотоспорт, радиопеленгация и т.п. Однако возникшие проблемы все-таки удалось разрешить.

На сегодняшний день дистанционное обучение является достаточно популярным методом передачи и получения новых знаний. Но, существует дефицит опыта в этой области. Поэтому ГБНОУ Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества работает над созданием методической базы дистанционного обучения для всех направлений, которые реализуются на базе Центра. Создан электронный методический кабинет в помощь педагогам, где представлен опыт проведения дистанционного обучения, нормативная база, актуальные ссылки.

Последние месяцы создали основу для оценки приобретенного опыта цифровизации и дистанционного обучения, для анализа перспектив развития этого процесса. Является ли цифровизация и дистанционное обучение дополнительного образования детей единственным направлением его развития? Приобретенный опыт позволяет нам отказаться от столь категорического суждения. Внедрение цифровых технологий и дистанционного обучения необходимо, оно позволит не допустить отставания системы дополнительного образования детей от требований цифровизации экономики. Оно обеспечит необходимое развитие материальной и информационной инфраструктуры организаций дополнительного образования детей, расширит возможности обучения новым, перспективным технологиям, за развитием которых объективно не успевают практически все другие виды образования.

Однако, цифровизация не поможет сформировать навыков работы с ручным инструментом, а их не заменят даже навыки 3Д-моделирования. Наконец, она не отменяет необходимости живого общения учащегося с педагогом, стимулирующего способность обучаемого мыслить и искать нужное решение.

Цифровые технологии – не панацея. Как это уже много раз было в истории образования, цифровые технологии и дистанционное обучение еще должны найти свое место в общей системе и тогда они обязательно окажут позитивное влияние на качество дополнительного образования детей. Именно тогда дистанционное образование станет одним из перспективных направлений развития системы дополнительного образования, дополняющей классическое внешкольное обучение в области детского технического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.

В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края

Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ   «Начальная  школа»г-к  Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....

Статья на тему Проблемы и перспективы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Статья на темуПроблемы и перспективы дополнительного образования детей в Российской Федерации Не секрет что наша система образования не совершенна, как и всё в этом мире, дети в школе осваивают т...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...