Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
рабочая программа по математике по теме
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №21
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор ГОУ СОШ №21
«___» __________ 2009 г. __________ И.Ю. Резцов
Протокол № __________
Дополнительная
образовательная программа
дополнительного образования детей
«Веселые цифры»
Возраст учащихся 5-6 лет
Срок реализации 1 год
Авторы-составители
Учителя начальных классов:
Добринская С.А.
Иванова Л.В.
Санкт-Петербург
2010 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа обучения математике для дошкольной подготовки имеет социально-педагогическую направленность. Она составлена на основе государственной программы «Математика» (авторы М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова и др.), а так же на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Цель программы: познакомить детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, сформировать целостный взгляда на окружающий мир.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
Обучающие
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Развивающие
- Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Увеличение объема внимания и памяти.
Воспитательные
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Программы курса развития математических представлений рассчитан на 1 год подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 72 занятия за год.
Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
К концу обучения по программе «Веселые цифры» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;
- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;
- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
- состав чисел первого десятка;
- знаки >, <, = для записи сравнения;
- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;
- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- находить части целого и целое по известным частям;
- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;
- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);
- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего количество часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж: знакомства с кружком; ТБ; ПДД. | 1 |
2 | Общие понятия | 14 |
3 | Числа и операции над ними | 36 |
4 | Пространственно-временные представления | 4 |
5 | Геометрические фигуры и величины | 16 |
6 | Заключительное занятие | 1 |
Итого: | 72 |
Содержание программы
I. Общие понятия (15 часов)
1.1 Вводное занятие. Инструктаж: знакомства с кружком; ТБ; ПДД.
1.2 Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
1.3 Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
1.4 Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
1.5 Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
1.6 Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
1.7 Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
1.8 Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
1.9 Работа с таблицами. Знакомство с символами.
II. Числа и операции над ними (36 часов)
2.1 Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
2.2 Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
2.3 Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
2.4 Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
2.5 Число 0 и его свойства.
2.6 Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
III. Пространственно – временные представления (4 часов)
3.1 Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
3.2 Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
IV. Геометрические фигуры и величины (16 часов)
4.1 Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
4.2 Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
4.3 Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
4.5 Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
V. Заключительное занятие (1 час)
Методическое обеспечение программы
№ | Тема программы (раздел) | Форма организации занятия | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение |
1 | Общие понятия | Игровая | Словесный, наглядный, практический. Игры, упражнения. | ИКТ, плакаты |
2 | Числа и операции над ними | Игровая | Словесный, наглядный, практический. Игры, упражнения. | ИКТ, плакаты, схемы, картины |
3 | Пространственно-временные представления | Игровая | Словесный, наглядный, практический. Игры, упражнения. | ИКТ, схемы, картины |
4 | Геометрические фигуры и величины | Игровая | Словесный, наглядный, практический. Игры, упражнения. | ИКТ, схемы |
Список литературы
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. в 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2008.
- О.А.Лутошкина. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России». Мастерская успеха. 2009
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
- «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.
Календарно-тематическое планирование курса
«Веселые цифры»
(развитие математических представлений)
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж: знакомства с кружком; ТБ; ПДД. | 1 | |
2 | Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. | 1 | |
3 | Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. | 1 | |
4 | Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы. | 1 | |
5 | Совокупности предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 1 | |
6 | Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. | 1 | |
7 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | 1 | |
8 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…). | 1 | |
9 | Сравнение групп предметов путем наложения и приложения. Равно, не равно, столько же. | 1 | |
10 | Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. | 1 | |
11 | Формирование представления о сложении как объединении групп предметов. Знакомство со знаком «+» | 1 | |
12 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 | |
13 | Пространственные отношения: справа, слева | 1 | |
14 | Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Знакомство со знаком «-» | 1 | |
15 | Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | 1 | |
16 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 | |
17 | Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. | 1 | |
18 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 | |
19 | Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 | |
20 | Формирование представлений о точке и линии. | 1 | |
21 | Представления об отрезке, прямой, луче. | 1 | |
22 | Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы. | 1 | |
23 | Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 | |
24 | Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике. | 1 | |
25 | Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. | 1 | |
26 | Состав числа 4. | 1 | |
27 | Натуральное число как результат счета и измерения. Составление закономерностей. | 1 | |
28 | Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. | 1 | |
29 | Состав чисел 1-5. | 1 | |
30 | Количественный и порядковый счет в пределах 5. Присчитывание и отсчитывание единиц. | 1 | |
31 | Сложение и вычитание в случаях в пределах 5. | 1 | |
32 | Задача. Знакомство с условием, вопросом, решением, ответом. | 1 | |
33 | Запись простых задач на сложение. | 1 | |
34 | Запись и решение простых задач на вычитание. | 1 | |
35 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 | |
36 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. | 1 | |
37 | Обозначение отношений: больше – меньше. | 1 | |
38 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году. | 1 | |
39 | Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д. | 1 | |
40 | Представление о числовом луче. Числовой отрезок. | 1 | |
41 | Число 6 и цифра 6. Выявление математических представлений детей. | 1 | |
42 | Число 6 и цифра 6. Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6. | 1 | |
43 | Пространственные отношения: длиннее, короче; шире, уже; толще, тоньше. | 1 | |
44 | Сравнение предметов по длине (непосредственное). | 1 | |
45 | Сравнение предметов по длине (опосредованное с помощью мерки). | 1 | |
46 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. Установление необходимости выбора единой мерки для сравнения величин. | 1 | |
47 | Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин. | 1 | |
48 | Число 7 и цифра 7. Порядковый и ритмичный счет. | 1 | |
49 | Состав числа 7. | 1 | |
50 | Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. | 1 | |
51 | Число 7 и цифра 7. Составление фигур из частей и деление фигур на части. | 1 | |
52 | Начальные представления о величинах. Отношения: тяжелее, легче. | 1 | |
53 | Сравнение предметов по массе (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). | 1 | |
54 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 1 | |
55 | Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. | 1 | |
56 | Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. | 1 | |
57 | Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. | 1 | |
58 | Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. | 1 | |
59 | Число 8 и цифра 8. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметов одинаковой формы. | 1 | |
60 | Число 8 и цифра 8. Состав числа 8. | 1 | |
61 | Сложение и вычитание в пределах 8. | 1 | |
62 | Число 9 и цифра 9. Решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | |
63 | Число 9 и цифра 9. Прямой и обратный счет в пределах 10. | 1 | |
64 | Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка. | 1 | |
65 | Число 0 и цифра 0. Свойства числа 0. | 1 | |
66 | Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка. | 1 | |
67 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | |
68 | Сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. | 1 | |
69 | Сравнение выражений. | 1 | |
70 | Переместительное свойство суммы. | 1 | |
71 | Решение простых задач (в одно действие) на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. | 1 | |
72 | Заключительное занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....