Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
рабочая программа по теме

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Iniciativa.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Инициатива»

(МАЛЫЙ ВОЛОНТЁРСКИЙ ОТРЯД)

Возраст обучающихся – 7-8 лет

Срок реализации – 1 год

 Руководитель кружка:

Ляпунова Н.Ф.

п. Маслянский  2010-2011 уч. год

Программа кружка для учащихся начальной школы «Инициатива» разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой, МОУ “ Устино-Копьевской СОШ ”

Пояснительная записка

                                                                                   Ничто нам не стоит так дёшево,

                                                                                            Но ценится мерой большой,

                                                                                            Как сделать хоть малость хорошего

                                                                                            Для радости чьей- то чужой.

                                                                                            И щедро себя отдавая,

                                                                                            Ты будешь согрет и любим.

                                                                                            Цена – это память чужая

                                                                                            Делам и поступкам твоим.

 Екатерина Дубро

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации учеников. Именно поэтому появления новых форм вовлечения

детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.  

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  Миссия нашего малого волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель:

1.Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

2.Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

3.Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;

 Сформировать у педагогов школы и воспитателей детского сада мотивацию к работе по профилактическим  программам.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам ребёнок обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

Во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования))

 Во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

Ожидаемые результаты:

  • Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
  • Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию,
  • формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к курению, алкоголизму:
  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
  • привлечение детей к общественно значимой деятельности;
  • умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Заповеди малого  волонтерского отряда

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. 

Правила деятельности волонтера: 

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Обещаешь – сделай!
  5. Не умеешь – научись!
  6. Будь настойчив в достижении целей!
  7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров: 

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
  2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
  3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков)
  4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, )
  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( участие в соревнованиях )
  6. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
  7. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!

Количество детей на занятиях 25 человек. Занятия проводятся 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 часа.

 

 

                       

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

работы малого волонтёрского отряда «Инициатива»

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Организационное заседание отряда волонтёров.

1

2

Благоустройство класса

1

3

Проект «Доброе сердце», благотворительная акция по сбору письменных и канцелярских принадлежностей

1

4

Озеленение классной комнаты, уход за цветами

1

5

Поздравление педагогов –пенсионеров с Днём пожилого человека

1

6

Акция «Чистое утро»

1

7

Практикум «Как поступить в данной ситуации»

1

8

Этическая беседа: будь непримирим к грубости и чёрствости»

1

9

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

1

10.

Заметки домовёнка Кузи.

(Акция «Чистый класс»)

11.

Развивающая  ролевая игра «Планета друзей»

1

12.

Проект бережливых «Чтобы дольше жили книжки»

1

13.

Кукольное представление для учащихся начальной школы по соблюдению правил ДД.

1

14.

Изготовление кормушек для птиц

1

15.

Акция «Хлебные крошки»

1

16.

Задушевный разговор, невыдуманные рассказы «Что такое делать добро»

1

17.

Проект «Рождественские подарки – в каждый дом»

1

18.

Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым»

1

19

Игра по станциям «Друг в беде не бросит»

1

20.

КТД «Подарок просто так»

1

21.

Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!»

1

22.

Конкурс агитплакатов в защиту окружающей среды

1

23.

Игра по станциям «Я выбираю здоровье»

1

24.

Операция «Я- добрый волшебник»

1

25.

Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества», поздравление односельчан

1

26.

КТД «Идеальный учебник для идеальной школы»

1

27.

Этическая беседа: твоя готовность выступить против лжи.

1

28.

Поздравление женщин с праздником 8 марта.

1

29.

Акция «Забота», уход за комнатными растениями

1

30.

Творческая игра «Послание к человечеству»

1

31

Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”

1

32.

Проект «Игрушки для детского сада своими руками!»

1

33.

Операция «Муравьишкины дела»

1

         

Литература

1.Берис Р. «Развитие Я – концепция и воспитание», М.1986 г.

2.Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006

3.Тыртышная М.А. Программа социального развития младшего школьника. [Текст]/ М.А.Тыртышная//  Завуч начальной школы - №6, 2002

4.Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в начальных классах [Текст]/ Палкина Н.В. //  Завуч начальной школы- №1, 2002

5.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: «Академия развития»,1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Образовательная программа дополнительного образования

Образовательная программа кружка "Умелые руки"...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование»  Срок реализации этой п...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....