Программы дополнительного профессионального образования
методическая разработка
Программы дополнительного профессионального образования: "Правополушарное рисование"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 227.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
СОГЛАСОВАНО на заседании экспертного совета МБОУ “СОШ №45” Протокол № 2 от «__»________________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ №_______________ от “___” ________________ Директор МБОУ “СОШ №45” ______________ В.В. Полымская |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Правополушарное рисование»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года
Разработала:
Соколова Тамара Андреевна
педагог дополнительного образования
Братск, 2022
Пояснительная записка
Современное дополнительное образование основа для успешного становления личности ребенка. Развития его творческих способностей, профессионального самопределения. И самое главное дополнительное образование должно быть подобрано по интересам детей, что способствует развитию устойчивого эмоционального состояния.
Дополнительная общеобразовательная программа «Правополушарное рисование» имеет художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена тем, что представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятие времени в свободное от урочной деятельности время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Цель данной программы:
Раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
6.Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Адресат программы. Программа адресована учащимся 7-10 лет. Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаются все желающие заниматься изобразительным творчеством.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения, всего 34 часа в год.
Объем программы - 136 часов за весь период обучения.
Формы обучения. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Режим занятия. Занятия по программе «Правополушарное рисование» проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 мин.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО;
- способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
- умение сотрудничать в художественной деятельности;
- развитие воображения, наблюдательности;
- совершенствование эстетического вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- определять последовательность действий с учетом конечного результата;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- выявлять и исправлять ошибки; - производить оценку выполненной работы.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- работать в парах и группах.
Познавательные:
- выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму;
- строить рисунок на основе геометрических форм.
Предметные результаты:
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- строить рисунок на основе геометрических форм;
- получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета; - получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок;
- овладеть техникой работы с различными художественными материалами;
- организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы;
- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и итогового контроля
Порядок аттестации учащихся регламентируется положением «Об аттестации учащихся» в муниципальной образовательной организации «Районный центр дополнительного образования» с. Корткерос. Аттестация учащихся включает в себя:
- входной контроль учащихся. Форма – практическая работа №1.
- промежуточную аттестацию успеваемости учащихся. Форма промежуточной аттестации – практическая работа №2.
- итоговый контроль учащихся проводят после освоения всего объема дополнительной общеразвивающей программы. Форма итогового контроля – практическая работа №3.
Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом занятии методом наблюдения и опроса.
Виды аттестации, сроки проведения | Цель | Содержание | Форма | Контрольно- измерительные материалы Критерии |
Входной контроль. Сентябрь | Определить исходный уровень подготовленности учащихся. | Введение в деятельность. Входной контроль. |
практическая работа №1 | Приложение 1 |
Промежуточна я аттестация. С 20 по 30 декабря | Определить уровень усвоения пройденного материала по темам. | Проверка усвоения материала по темам занятий. Промежуточная практическая работа. | практическая работа №2 | |
Итоговый контроль май | Определить уровень знаний, умений, навыков полученных за год. | Проверка усвоения материала по программе. Итоговая практическая работа. |
практическая работа №3 | Приложение 1 |
Содержание программы Учебный план
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | ||||||||||
всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||
теор | прак | теор | прак | теор | прак | теор | прак | |||||
1. | Введение: правила техники безопасности. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
2. | Рисунок. Основные виды | 20 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||
3. | Графика. | 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
4. | Монотипия. | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | ||
5. | Цветоведение. Искусство смешивания. | 20 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||
6. | Композиция | 20 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 | ||
7. | Рисование нетрадиционными техниками с использованием доп.материалов | 36 | 2 | 9 | 2 | 9 | 2 | 9 | 2 | 9 | ||
8. | Итоговое занятие | 4 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ||
Итого | 136 | 34 | 34 | 34 | 34 | |||||||
Содержание учебного курса 1-4 год обучения.
Раздел 1. Введение: правила техники безопасности.
Теория: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы на кружке.
Раздел 2. Рисунок основные виды.
Теория: Знакомство с понятием рисунок, изучения его видов на основе анализа работ других художников.
Практика: Создание рисунка с использованием различных материалов, сложность работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Раздел 3. Графика.
Теория: Знакомство с понятием графика, изучение работ известных художников. Изучение особенностей разных графических материалов.
Практика: Создание рисунка с использованием различных графических материалов, сложность работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Раздел 4. Монотипия.
Теория: Изучение техники монотипия на основе опыта художников.
Практика: Создание работ в техники монотипия, сложность работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Раздел 5. Цветоведение. Искусство смешивания.
Теория: Знакомство с понятием цветоведение. Изучение основных правил смешивания красок.
Практика: Смешивание основных цветов для поучения дополнительных. Создания сложных работ при использовании только основных цветов, путем смешивания красок.
Раздел 6. Композиция
Теория: Изучения понятия композиция. Знакомство с основными правилами композиции.
Практика: Создания работ с учетом основных правил композиции. Сложность работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Раздел 7. Рисование нетрадиционными техниками с спользованием дополнительных материалов.
Теория: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования на основе других работ. Подбор материалов для рисования.
Практика: Создание рисунков в нетрадиционных техниках, уровень сложности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Раздел 8. Итоговое занятие
Практика: Самостоятельна творческая работа. Созданная на основе полученных знаний в ходе изучения курса.
Методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение:
- Компьютер или возможность просмотра видеоматериала.
- Комплекс наглядных материалов (рисунки по темам, детские рисунки, иллюстрации, фотографии, мультфильмы, фильмы о животных).
- Книги о животных.
- Цветовой круг.
Методы и технологии обучения и воспитания:
Основное содержание программы составляют практические занятия с теоретическим объяснением нового материала. Весь учебный материал составлен с учетом возрастных особенностей учащихся и спланирован исходя из уровня подготовленности детей.
Для решения поставленных в программе задач используются различные приемы и методы организации учебного процесса: комбинированные занятия, словесные, игровые и наглядные методы работы, демонстрация различных техник и приемов работы, показ выполнения нового материала и т.д. В работе используются: - метод индивидуального подхода; В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, бережно сохраняя и развивая его творческий потенциал. - метод наглядности; все, что усваивают дети должно быть подкреплено зрительным восприятием. Для этого используется комплекс наглядных пособий и дидактического материала.
Особое место в данной программе занимает метод творческого подхода. Этот метод направлен на развитие творческих способностей детей. Учащиеся решают творческие задачи и начинают работать с помощью технологических карт, разработанных педагогом. При желании некоторые учащиеся могут вносить свои творческие коррективы в изображении рисунка. Эти умения пригодятся им в дальнейшем при работе над творческими проектами.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие светлого кабинета для занятий, оборудованный рабочими местами, с хорошим естественным и искусственным освещением, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
- Доска – 1 шт.
- Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования.
- Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, шаблоны, схемы, книги, видео по темам; Оборудование: ноутбук (с выходом в Интернет), проектор.
Оборудование и материалы для творчества (в расчете на 1 учащегося):
- ножницы - 1шт.
- карандаш простой –2 шт.
- линейка – 1шт.
- краски акварельные и гуашь 12 цветов - 1 шт.
- кисть круглая №1,3,5 – 3 шт.
- кисть плоская № 6 – 1 шт.
- альбом – 1 шт.
- клей ПВА 50 мл – 1 шт.
- емкость для промывания кистей – 1 шт.
- скотч - 1 шт. -ластик-1 шт.
- цветные карандаши- 1 уп.
- фломастеры-1 уп.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(п.3.6).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.);
Литература для педагога
- Боголюбов Н.С.. Скульптура на занятиях в школьном кружке: пособие учителя.- 2-е изд,дораб.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с., с ил.
- Грибова Л.С.. Декоративно – прикладное искусство народов коми.- М.: «Издательство «Наука», - 1980.- 240 стр.с илл.и таблицами.
- Гордон Л. Рисунок. Техника рисования человека в движении/ Перевод с англ. Е. Зайцевой.-
М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2002. – 128 с. (Серия «Классическая библиотека художника»).
- Кузин В.С.. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 160 стр. с илл..
- Терентьев А.Е.. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1990.- 175 с., илл..
Литература для учащихся
- Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
- Грибова Л.С.. Декоративно – пркладное искусство народов коми.- М.: «Издательство «Наука», - 1980.- 240 стр.с илл.и таблицами.
- Каменова Е.О.. Какого цвета радуга. – М.: Изд-во «Детская литература», 2000. – 80 стр. с илл..
- Кизяева М.В.. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. М.: Издательство «Белый город», 2000.- 50 стр. с илл.
- Чен, Н. Замечательные поделки своими руками / Наталья Чен. – Москва: Клуб семейного досуга, 2008. – 240 с.
Интернет ресурсы:
- https://www.youtube.com/watch?v=JN6w2iR3DnU
- https://www.youtube.com/watch?v=KCjqlQPVI5g
- https://www.youtube.com/watch?v=iqkXqXen2vE
- https://www.youtube.com/watch?v=BOm8JDkWzAI
- https://www.youtube.com/watch?v=CIdw5nD1pX0
Приложение 1
Оценочные материалы Содержание контроля Входной контроль.
Практическая работа № 1. «Дорисуй по шаблону»
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Чистый лист. Шаблоны (контурное изображение частей предметовствол с одной веткой, голова с двумя ушами, простые геометрические фигуры - треугольники, круг, квадрат и т.д.; простой карандаш, цветные карандаши, акварель (по желанию).
Содержание контроля:
Ребѐнку необходимо обвести шаблон и дорисовать каждую фигуру так, чтобы получился образ того или иного объекта.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из пяти типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своѐ (свободное фантазирование).
- тип – ребѐнок дорисовывает фигуру на листе так, что получается изображение отдельного объекта, изображение контурное как шаблон, лишѐнное деталей;
- тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
- тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку и т.п);
- тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(например: девочка гуляет с собакой, держит шарик и т.д.);
- тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребѐнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 0, 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.
Текущий контроль.
Цель: Определение уровня знаний.
1.Назовите основные цвета А)красный, синий, желтый
Б) синий, зеленый, красный
В) синий, желтый, оранжевый
2. Назовите дополнительные цвета
А) Красный, желтый, зеленый Б) Зеленый, оранжевый, фиолетовый
В) Синий, красный, желтый
3.Какие цвета называют теплыми?
А) красный, фиолетовый, желтый
Б) оранжевый, розовый, синий
В) желтый, красный, оранжевый 4. Какие цвета называют холодными?
А) зеленый, фиолетовый, розовый
Б) синий, голубой, зеленый
В) фиолетовый, красный, оранжевый
- Какие цвета невозможно получить путем смешивания других?
А) зеленый, красный, желтый
Б) синий, красный, желтый
В) желтый, синий, зеленый
- Небольшая тонкая и лѐгкая пластинка, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …
А) стека
Б) панно
В) палитра
- Жанр, в котором главный герой – природа.
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
За каждый правильный ответ – 1 балл.
7 ‒ высокий уровень
6-5 – средний уровень
Менее 4 ‒ низкий уровень
Промежуточная аттестация.
Практическая работа № 2. «Нарисуй из геометрических фигур».
Цель: Определить уровень усвоения пройденного материала по темам, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Листок с нарисованными простыми геометрическими фигурами
(треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши, акварель (по желанию). Содержание контроля:
Ребѐнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина. Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из пяти типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то своѐ (свободное фантазирование).
- тип – ребѐнок дорисовывает фигуру на листе так, что получается изображение отдельного объекта лишѐнное деталей;
- тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
- тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку или в движении и т.п);
- тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(н-р: девочка гуляет с собакой, держит шарик, поливает цветы и т.д.);
- тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребѐнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 0, 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.
Итоговый контроль. Практическая работа № 3 «Нарисуй сам».
Цель: Определить уровень знаний, умений, навыков полученных за год, изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Лист А 4, цветные карандаши, акварель (по желанию).
Содержание контроля:
Ребѐнку необходимо нарисовать красивую картину, обобщая пройденное в том году.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых фигуры превращались в один и тот же образ (например: собачка и щенок, кошка с котенком). Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из пяти типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок не принимает задачу на воображение. Он не рисует ни чего нового, а рисует то, что изучил в течение года (только собачку, только кошку
и т.п.)
- тип – ребѐнок рисует на листе так, что получается изображение отдельного объекта лишѐнное деталей (нет неба, солнца, травы и т.п.)
- тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
- тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (н-р: не просто собака, а собака в будке охраняет дом);
- тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(н-р: собака и кошка играют вместе, собака посѐт на лугу корову и т.д.);
- тип – Задание выполняется качественно по-новому. Если в 1-4 типах учащийся изображает только то, что изучил, то теперь фигура включается, как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (например: гуляет семья, а вокруг них бегает собака, гуляет лошадь, на заборе сидит кошка).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 0, 1 и 2 типу решения задач на воображение;
Средний уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;
Высокий уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ | Дата | Форма | Кол-во часов | Тема | Форма контроля |
Раздел 1. Введение: правила техники безопасности. | |||||
1. | Теория | 1 | Как стать «художником»? | Входная диагностика | |
Раздел 2. Рисунок основные виды. | |||||
2. | Теория | 1 | Что такое рисунок? | Текущий | |
3. | Теория | 1 | Виды рисунка | Текущий | |
4. | Практика | 1 | Рисунок «Кошечка» | Текущий | |
5. | Практика | 1 | Рисунок «Зайка» | Текущий | |
6. | Практика | 1 | Рисунок «Мишка» | Текущий | |
Раздел 3. Графика. | |||||
7. | Теория | Что такое графика? | Викторина | ||
8. | Теория | 1 | Графические материалы, какие они? | Тест | |
9. | Практика | 1 | Понятие штриховка. | Текущий | |
Практика | 1 | Рисунок «Енот» в графике. | Текущий | ||
Раздел 4. Монотипия. | |||||
10. | Теория | 1 | Монотипия- что это? | Тест | |
11. | Практика | 1 | Монотипия «Бабочка» | Текущий | |
12. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж летний» | Текущий | |
13. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж осенний» | Текущий | |
Раздел 5. Цветоведение. Искусство смешивания. | |||||
14. | Теория | 1 | Цветоведение. | Викторина | |
15. | Теория | 1 | Искусство смешивания красок. | Тест | |
16. | Практика | 1 | А как получить салатовый, голубой, лиловый, бордовый цвет? | Текущий | |
17. | Практика | 1 | Рисунок «Радуга» | Текущий | |
18. | Практика | 1 | Рисунок «Закат» | Текущий | |
Раздел 6. Композиция | |||||
19. | Теория | 1 | Правила композиции. | Текущий | |
20. | Практика | 1 | Натюрморт | Текущий | |
21. | Практика | 1 | Рисунок «Геометрические фигуры» | Текущий | |
22. | Практика | 1 | Рисунок «Дорога» | Текущий | |
23. | Практика | 1 | Практическая работа №2 | Промежуточный контроль | |
Раздел 7. Рисование нетрадиционными техниками с использованием доп.материалов | |||||
24. | Теория | 1 | Что такое нетрадиционные техники? | Текущий | |
25. | Теория | 1 | Какие материалы можно использовать для рисования? | Текущий | |
26. | Практика | 1 | Рисунок «Дерево из трубочки» | Текущий | |
27. | Практика | 1 | Рисунок «Красивая прическа» | Текущий | |
28. | Практика | 1 | Рисунок «Сирень» | Текущий | |
29. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из фальги» | Текущий | |
30. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из полиэтилена» | Текущий | |
31. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
32. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
33. | Практика | 1 | Рисунок «Ниточка» | Текущий | |
Раздел 8. Итоговое занятие | |||||
34. | Практика | 1 | Самостоятельная работа | Итоговый | |
2 год обучения
№ | Дата | Форма | Кол-во часов | Тема | Форма контроля |
Раздел 1. Введение: правила техники безопасности. | |||||
1. | Теория | 1 | Вспомним правила | Входная диагностика | |
Раздел 2. Рисунок основные виды. | |||||
2. | Теория | 1 | Что такое рисунок? | Текущий | |
3. | Теория | 1 | Виды рисунка | Текущий | |
4. | Практика | 1 | Рисунок «Панда» | Текущий | |
5. | Практика | 1 | Рисунок «Дино» | Текущий | |
6. | Практика | 1 | Рисунок «Мышь» | Текущий | |
Раздел 3. Графика. | |||||
7. | Теория | Что такое графика? | Викторина | ||
8. | Теория | 1 | Графические материалы, какие они? | Тест | |
9. | Практика | 1 | Понятие штриховка. | Текущий | |
Практика | 1 | Рисунок «Панда» в графике. | Текущий | ||
Раздел 4. Монотипия. | |||||
10. | Теория | 1 | Монотипия- что это? | Тест | |
11. | Практика | 1 | Монотипия «Бабочка» | Текущий | |
12. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж летний» | Текущий | |
13. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж осенний» | Текущий | |
Раздел 5. Цветоведение. Искусство смешивания. | |||||
14. | Теория | 1 | Цветоведение. | Викторина | |
15. | Теория | 1 | Искусство смешивания красок. | Тест | |
16. | Практика | 1 | А как получить коричневы, фиолетовый, лазурный цвет? | Текущий | |
17. | Практика | 1 | Рисунок «Радуга» | Текущий | |
18. | Практика | 1 | Рисунок «Закат» | Текущий | |
Раздел 6. Композиция | |||||
19. | Теория | 1 | Правила композиции. | Текущий | |
20. | Практика | 1 | Натюрморт | Текущий | |
21. | Практика | 1 | Рисунок «Геометрические фигуры» | Текущий | |
22. | Практика | 1 | Рисунок «Дорога в закате» | Текущий | |
23. | Практика | 1 | Практическая работа №2 | Промежуточный контроль | |
Раздел 7. Рисование нетрадиционными техниками с использованием доп.материалов | |||||
24. | Теория | 1 | Что такое нетрадиционные техники? | Текущий | |
25. | Теория | 1 | Какие материалы можно использовать для рисования? | Текущий | |
26. | Практика | 1 | Рисунок «Дерево из трубочки» | Текущий | |
27. | Практика | 1 | Рисунок «Красивая прическа» | Текущий | |
28. | Практика | 1 | Рисунок «Сирень» | Текущий | |
29. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из фальги» | Текущий | |
30. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из полиэтилена» | Текущий | |
31. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
32. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
33. | Практика | 1 | Рисунок «Ниточка» | Текущий | |
Раздел 8. Итоговое занятие | |||||
34. | Практика | 1 | Самостоятельная работа | Итоговый | |
3 год обучения
№ | Дата | Форма | Кол-во часов | Тема | Форма контроля |
Раздел 1. Введение: правила техники безопасности. | |||||
1. | Теория | 1 | Вспомним правила | Входная диагностика | |
Раздел 2. Рисунок основные виды. | |||||
2. | Теория | 1 | Что такое рисунок? | Тест | |
3. | Теория | 1 | Виды рисунка | Текущий | |
4. | Практика | 1 | Рисунок «Крокодил» | Текущий | |
5. | Практика | 1 | Рисунок «Ящерица» | Текущий | |
6. | Практика | 1 | Рисунок «Майский жук» | Текущий | |
Раздел 3. Графика. | |||||
7. | Теория | Графика | Викторина | ||
8. | Теория | 1 | Графические материалы, какие они? | Тест | |
9. | Практика | 1 | Виды штриховки. | Текущий | |
Практика | 1 | Рисунок «Голубь» в графике. | Текущий | ||
Раздел 4. Монотипия. | |||||
10. | Теория | 1 | Монотипия- что это? | Тест | |
11. | Практика | 1 | Монотипия «Пляж» | Текущий | |
12. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж морской» | Текущий | |
13. | Практика | 1 | Монотипия «В воздухе» | Текущий | |
Раздел 5. Цветоведение. Искусство смешивания. | |||||
14. | Теория | 1 | Цветоведение. | Викторина | |
15. | Теория | 1 | Искусство смешивания красок. | Тест | |
16. | Практика | 1 | А как получить цвет? | Текущий | |
17. | Практика | 1 | Рисунок «Цветочная поляна» | Текущий | |
18. | Практика | 1 | Рисунок «Рассвет» | Текущий | |
Раздел 6. Композиция | |||||
19. | Теория | 1 | Правила композиции. | Текущий | |
20. | Практика | 1 | Натюрморт | Текущий | |
21. | Практика | 1 | Рисунок «Геометрия» | Текущий | |
22. | Практика | 1 | Рисунок «На поезде» | Текущий | |
23. | Практика | 1 | Практическая работа №2 | Промежуточный контроль | |
Раздел 7. Рисование нетрадиционными техниками с использованием доп.материалов | |||||
24. | Теория | 1 | Что такое нетрадиционные техники? | Текущий | |
25. | Теория | 1 | Поиск материалов для рисования? | Текущий | |
26. | Практика | 1 | Рисунок «Дерево из трубочки» | Текущий | |
27. | Практика | 1 | Рисунок «Красивая прическа» | Текущий | |
28. | Практика | 1 | Рисунок «Сирень» | Текущий | |
29. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из пергамента» | Текущий | |
30. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из полиэтилена» | Текущий | |
31. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
32. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
33. | Практика | 1 | Рисунок «Ниточка» | Текущий | |
Раздел 8. Итоговое занятие | |||||
34. | Практика | 1 | Самостоятельная работа | Итоговый | |
4 год обучения
№ | Дата | Форма | Кол-во часов | Тема | Форма контроля |
Раздел 1. Введение: правила техники безопасности. | |||||
1. | Теория | 1 | Вспомним правила | Входная диагностика | |
Раздел 2. Рисунок основные виды. | |||||
2. | Теория | 1 | Что такое рисунок? | Текущий | |
3. | Теория | 1 | Виды рисунка | Текущий | |
4. | Практика | 1 | Рисунок «Волшебная сказка» | Текущий | |
5. | Практика | 1 | Рисунок «Волшебная сказка» | Текущий | |
6. | Практика | 1 | Рисунок «Волшебная сказка» | Текущий | |
Раздел 3. Графика. | |||||
7. | Теория | Что такое графика? | Викторина | ||
8. | Теория | 1 | Графические материалы, какие они? | Тест | |
9. | Практика | 1 | Понятие штриховка. | Текущий | |
Практика | 1 | Рисунок «Касатка» в графике. | Текущий | ||
Раздел 4. Монотипия. | |||||
10. | Теория | 1 | Монотипия- что это? | Тест | |
11. | Практика | 1 | Монотипия «Бабочка» | Текущий | |
12. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж» | Текущий | |
13. | Практика | 1 | Монотипия «Пейзаж» | Текущий | |
Раздел 5. Цветоведение. Искусство смешивания. | |||||
14. | Теория | 1 | Цветоведение. | Викторина | |
15. | Теория | 1 | Искусство смешивания красок. | Тест | |
16. | Практика | 1 | А как получить цвет? | Текущий | |
17. | Практика | 1 | Рисунок «Лес» | Текущий | |
18. | Практика | 1 | Рисунок «Подземный мир» | Текущий | |
Раздел 6. Композиция | |||||
19. | Теория | 1 | Правила композиции. | Текущий | |
20. | Практика | 1 | Натюрморт | Текущий | |
21. | Практика | 1 | Рисунок «Геометрия» | Текущий | |
22. | Практика | 1 | Рисунок «Путь» | Текущий | |
23. | Практика | 1 | Практическая работа №2 | Промежуточный контроль | |
Раздел 7. Рисование нетрадиционными техниками с использованием доп.материалов | |||||
24. | Теория | 1 | Что такое нетрадиционные техники? | Текущий | |
25. | Теория | 1 | Какие материалы можно использовать для рисования? | Текущий | |
26. | Практика | 1 | Рисунок «Мыльные пузыри» | Текущий | |
27. | Практика | 1 | Рисунок «Красивая прическа» | Текущий | |
28. | Практика | 1 | Рисунок «Сирень» | Текущий | |
29. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из фальги» | Текущий | |
30. | Практика | 1 | Рисунок «Цветок из полиэтилена» | Текущий | |
31. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
32. | Практика | 1 | Пальчиковый рисунок | Текущий | |
33. | Практика | 1 | Рисунок «Ниткография» | Текущий | |
Раздел 8. Итоговое занятие | |||||
34. | Практика | 1 | Самостоятельная работа | Итоговый | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Профессиональное образование. Дополнительное образование. Приказы. Соглашения
Удостоверение курсов " Инновационная деятельность педагога: обобщения и дессеминации инновационного опыта",удостоверение курсов "Развитие читательской компетентности школьни...

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея « Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Адыгея« Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»...
Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
В разделе находятся документы отображающие применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности...
Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности
Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности...

Программа дополнительного общеразвивающего образования "Я рисую"
quot;Способность творчества есть великий дар природы...Минута творчества есть минута великого священнодействия..."Виссарион БелинскийРисуя с нами, вы сможете отдохнуть, улучшить настроение...

Программы дополнительного профессионального образования
Программы дополнительного профессионального образования: "Творческая фантазия"...
