Программа дополнительного общеразвивающего образования "Я рисую"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Вавилкина Ирина Анатольевна

"Способность творчества есть великий дар природы...

Минута творчества есть минута великого священнодействия..."

Виссарион Белинский

Рисуя  с нами, вы сможете отдохнуть, улучшить настроение, раскрыть  творческий потенциал и нарисовать собственный шедевр! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА N 1512

Принята на заседании методического                                               Утверждаю

(педагогического) совета                                 Директор ГБОУ  Школа N  1512

от «___»________________                             Е.А.Дегтярева

Протокол N_____________                            «_____» _______________20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я рисую»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 8-10лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                                                                            Автор-составитель (разработчик):                                                                                                                                          Вавилкина Ирина Анатольевна,                                                                                                                                                   педагог дополнительного образования

г. Москва

2020 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.Пояснительная записка .......................................................3

2.Содержание программы ..................................................... 10

3.Формы контроля и оценочные материалы.........................16

4.Организационно - педагогические условия реализации программы.............................................................................. 17

5.Список литературы .............................................................21

6.Приложение N 1...................................................................23

7.Приложение N 2...................................................................25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                         Способность творчества есть великий дар природы…

                    Минута творчества есть минута великого

                                         священнодействия.                                                                                                                                                            Виссарион  Белинский

           

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я рисую» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет художественную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень.

       Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в РФ».     Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

      Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать  за короткое время  можно используя   инновационную методику правополушарного  рисования. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества.

     Человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого.

      Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы.

      Правое полушарие  обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории. Оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы.

    Американский нейропсихолог Роджер Сперри открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое. 

    Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

      Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, основоположнице метода правополушарного рисования, чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного видения. Основная проблема  -  сам переход в режим «особого видения». Она утверждает: менеджер, учитель, писатель, инженер, студент -  любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займется рисованием. Не требуется иметь особый талант художника. Не надо обучаться графике и живописи много лет. Рисуйте так, как  можете. Рисуйте больше! Тогда вы приобретете умение по-новому взглянуть на все точки приложения каждодневных забот и эффективно решать свои проблемы.

         Человек уже умеет рисовать,  но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

          Приобретая практические умения, в процессе занятий дети могут  повысить концентрацию внимания и улучшить графо – моторные навыки. Работа по программе «Я рисую» способствует   развитию творческого потенциала,  креативного мышления,  художественного вкуса и эстетического восприятия,  снятию мышечного напряжения, могут  избавиться от стресса с помощью рисования.  Данная программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей.

Актуальность Программы

         Актуальность правополушарного рисования - согласованная работа обоих полушарий. Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в системе образования  мало  времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий. Рисование в правополушарном режиме снимает психологическую усталость, убирает внутреннего критика, повышает уверенность в себе. Оно имеет сильный оздоровительный эффект. Правополушарная методика очень хорошо погружает человека в процесс медитации, в состояние ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Полностью абстрагирует от внешних проблем человека, переключая внимание, снимает психологическое напряжение.

Педагогическая целесообразность Программы

       Педагогическая целесообразность данной программы заключена в том, что к 8 годам дети уже получили некоторый опыт изобразительного творчества, имеют представление о цветах, их сочетаниях, умеют обращаться с карандашом и другими инструментами. В то же время отличительной особенностью данного возраста является необходимость видеть свой положительный и быстрый результат. Именно поэтому основой содержания программы является использование метода правополушарного рисования, позволяющего каждому ребенку выполнить необходимый объем работы и побывать в ситуации успеха.

Отличительные особенности Программы

   Отличительной особенностью программы «Я рисую»  является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, рисование дает детям возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

      Метод правополушарного рисования позволяет:

- упростить творческий процесс;

- исключить анализ деятельности;

- избавить от внутренних преград;

- обрести внутреннюю гармонию;

- раскрыть творческие способности  и проявить индивидуальность.

Цель и задачи Программы

Цель: раскрыть и развить творческие способности детей, формировать отношения к жизни как к творчеству.

Задачи:

- развить творческий потенциал, творческое самовыражение;

- развить интуицию;

- уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог);

- приятным неакадемическим способом научиться рисовать;

- активизировать творческие способности и мышление;

- развить воображение;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представление о гармоничном единстве мира;

- развить художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- развить стремление к творческой самореализации;

Категория обучающихся

Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8-10лет, независимо от уровня подготовки.  

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1год обучения, 34 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

  Форма организации образовательной деятельности –групповая.

   Количество детей в группе – от 10 до 15человек.

   На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.

   Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения

Программы

 
   Программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.


Личностные достижения:
- осознание своих творческих возможностей;
- понимание чувств других людей, сопереживание им;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического вкуса на основе знакомства с мировой художественной культурой.


Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя.


Коммуникативные универсальные учебные действия:
- задавать вопросы;
- формировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

N

п/п

Название разделов, тем

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1.

Вводное занятие

1

1

Викторина. Кроссворд

Раздел 1. Воспоминания о лете

2.

«Морской пейзаж с парусником». Учимся писать отражение.  Создание фона с использование диагональной техники накладывания красок.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

3.

«Пальмы на закате». Работа холодными и теплыми оттенками.

2

1

1

4.

«Пейзаж с кактусами» Южная Америка. Техника-сухая кисть.

2

1

1

Упражнения, эскизы

5.

«Творческие работы учащихся по пройденной теме». Выставка работ

1

1

Тематическая выставка.

Раздел 2. Краски осени

6.

«Родная березка». Способы создания динамики в картине.

2

1

1

7.

«Осеннее солнце». Способы создания динамики в картине.

2

1

1

Упражнения, эскизы

8.

«Снежные вершины гор». Как передать глубину в картине.

2

1

1

Анализ  работ.

9.

«Творческие работы учащихся по пройденной теме». Выставка работ

1

1

Тематическая выставка.

Раздел 3. Зимняя сказка

10.

«Волшебный лес». Создание фона с использованием горизонтальной техники накладывания красок.

2

1

1

Упражнения ,эскизы. Педагогическое наблюдение.

11.

«Серебряные березы».  Создание фона с использованием вертикальной техники накладывания красок.

2

1

1

Анализ работ.

12.

«Зимний танец. Балерина». Понятие пластики в изображении.

2

1

1

13.

«Сосны: берег северного моря». Передаем состояние пасмурной погоды.

2

1

1

14.

«Закат и ели». Тень, свет и глубина.

2

1

1

15.

«Творческие работы по пройденной теме». Выставка работ

1

1

Тематическая выставка.

Раздел 4. Цветущая весна

16.

«Сакура и горы». Тень, свет и глубина.

2

1

1

17.

«Маки». Используем объемные мазки и передаем характер пастозной живописи.

2

1

1

18.

«Одуванчики». Три состояния одного цвета.

2

1

1

19.

«Цветущий луг». Пишем крупные и мелкие формы.

2

1

1

Упражнения, эскизы.

20.

«Творческие работы по пройденной теме». Выставка работ

1

1

Тематическая выставка.

Всего:

35

16

19

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие «Я рисую»

Теория: введение в образовательную программу. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.

Раздел 1. Воспоминания о лете.

Тема 2. «Морской пейзаж с парусом»

Теория: передний и задний план. Проработка деталей на переднем плане. Создание фона с использованием диагональной техники накладывания красок.

Практика: выполнение цветного фона. Изображение линии горизонта, прорисовка луны и звезд .Силуэты гор, рисунок моря.  Выполнение лунной дорожки, бликов на ней, отражения. Прорисовка переднего плана берега.

Тема 3. «Пальмы на закате»

Теория: техника правополушарного рисования. Правильное расположение рисунка на листе. Изображение воды.

Практика: прорисовка неба и облаков. Прорисовка пальм.  Нанесение цвета полянки. Прорисовка тропинки, цветочных кустов на переднем плане.

Тема 1. «Пейзаж с кактусами»

Теория: пейзаж – как жанр изобразительного искусства. Способ выполнения плавного перехода одного цвета в другой. Формирование чувства композиции и ритма.

Практика: выполнение цветного фона. Изображение линии горизонта.  Прорисовка переднего плана.

Тема 5. «Творческие работы учащихся по пройденной теме»

Теория: закрепление пройденного материала.

Практика: выполнение творческих работ с применением изученных техник рисования. Оформление выставки работ.

Раздел 2. Краски осени.

Тема 6. «Родная березка»

Теория: плавное вливание одного цвета в другой, теплая цветовая гамма, передний и задний план.

Практика: рисунок неба (выполнение цветовой растяжки по кругу от бледно-желтого до коричневого). Рисунок земли. Прорисовка деревьев, травы на переднем плане. Изображение листвы на деревьях. Прорисовка света на траве и деревьях.

Тема 7. «Осеннее солнце»

Теория: декоративные приемы в изображении природы. Сочетания цветов. Динамика в изображении. Рисование методом тычка (понятие, способ выполнения, инструменты).

Практика: подбор цветовой гаммы. Выполнение неба и земли в цвете. Изображение силуэтов деревьев по выполненному фону с проработкой веток. Изображение листвы при помощи техники рисования методом тычка. Изображение солнечных лучей.

Тема 8. «Снежные вершины гор»

Теория: холодная цветовая гамма. Цвета, входящие в холодную гамму. Плавный переход из цвета в цвет.

Практика: выполнение в цвете неба. Разбрызгивание белой краски для изображения звезд. Прорисовка луны. Изображение силуэтов гор на заднем плане. Изображение света от луны на горах.

Тема 9. «Творческие работы учащихся по пройденной теме»

Теория: закрепление пройденного материала.

Практика: выполнение творческих работ с применением изученных техник рисования. Оформление выставки работ.

Раздел 3. Зимняя сказка.

Тема 10. «Волшебный лес»                                                Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования. Создание фона с использованием горизонтальной техники накладывания красок.

Практика: покрытие листа голубым цветом, плавный переход от темного к светлому. Нанесение темно-синей краски на нижнюю часть листа. Переворачивание листа вверх ногами. Выполнение рисунка деревьев, бледных на заднем плане и ярких на переднем.                                                          Тема 11. «Серебряные березы»                                        Теория: холодная цветовая гамма. Изображение берез. Плавный переход одного цвета в другой.  Создание фона с использованием вертикальной техники накладывания красок.

Практика: выполнение карандашного рисунка. Выполнение неба в цвете. Изображение леса на заднем плане. Выполнение в цвете заснеженного поля. Прорисовка берез на переднем плане. Проработка света и тени на деревьях и на снегу.                                                                                     Тема 12. «Зимний танец. Балерина»                                Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования (понятие, способ выполнения, инструменты). Композиция рисунка. Подбор цветовой гаммы для работы. Понятие пластики в изображении.     Практика: подготовка фона для работы. Тонирование листа. Выполнение эскиза на отдельном листе. Перенос рисунка на основную работу. Выполнение рисунка.                           Тема 13. «Сосны: берег северного моря»                                                 Теория: композиция рисунка на листе. Декоративность в изображении природы.                                                     Практика: выполнение цветного фона. Нанесение карандашного рисунка. Прорисовка снежных вихрей. Рисунок деревьев на переднем плане.                                 Тема 14. «Закат и ели»                                                       Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования. Композиция рисунка на листе. Цветовая гамма.                                                   Практика: выполнение цветного фона. Прорисовка заходящего солнца, неба, леса на заднем плане. Рисунок елей на переднем плане. Прорисовка снега и теней.          Тема 15.  «Творческие работы учащихся по пройденной теме»        

Теория: закрепление пройденного материала.           Практика: выполнение творческих работ с применением изученных техник рисования. Оформление выставки работ.

Раздел 4. Цветущая весна.

Тема 16. «Сакура и горы»

Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования. Холодая цветовая гамма. Создание настроения в работе. Прорисовка деталей в работе.

Практика: выполнение неба в цвете. Рисунок заснеженной горы. Прорисовка моря. Нанесение карандашного рисунка дерева и цветущих веток. Выполнение цветущего дерева в цвете. Прорисовка цветков.

Тема 17. «Маки»                                              

 Теория: компоновка рисунка на листе. Плавный переход цвета в цвет. Особенности изображения маков.        Практика: выполнение неба в цвете. Прорисовка облаков и деревьев на горизонте. Прорисовка маков. Изображение солнца. Нанесение света и тени.                                                                                        Тема 18. «Одуванчики»                                                     Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования. Три состояния одного цвета.          Практика: подбор цветовой гаммы. Выполнение фона красками. Прорисовка  травы на переднем плане. Усиление интенсивности цвета  на переднем плане. Свет и тени на траве. Изображение травы (с помощью разбрызгивания краски). Прорисовка солнца и солнечных лучей.                                 Тема 19. «Цветущий луг»                                                         Теория: подбор цветовой гаммы. Правильное композиционное построение рисунка на листе. Создание настроения в рисунке.                                                      Практика: выполнение фона в цвете. Прорисовка травы, цветов и летающих бабочек. Нанесение света и тени на траву.                                      

Тема 20. «Творческие работы учащихся по пройденной теме»                          

Теория: закрепление пройденного материала.          Практика:  выполнение творческих работ с применением изученных техник рисования. Оформление выставки работ.

                       

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы контроля

Для подведения итогов обучения по программе используются различные формы и средства контроля:                    - выставки  творческих работ;

- тематические викторины, кроссворды;

- педагогические наблюдения.

Способы  фиксирования результатов

- записи в журнале учета о результативности участия детей в выставках и конкурсах разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность);

- школьные выставки работ;

- портфолио учащихся.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Особенности работы по программе

  1.  Подготовка занятия

Для успешного проведения занятия огромное значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения педагога и подготовленности самого педагога.

  1. Подготовка материала к занятию

К подготовке материала относится следующее:

- подбор формата бумаги, гуашь или акварельные краски;

- подбор цветов красок необходимых для данного занятия;

- проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок;

- подготовка всего материала для демонстрации во время объяснения педагога. Сюда может входить:

а) приготовление образца;

б) материал для показа приемов рисования (бумага, большая кисть, краски или цветные карандаши, кнопки).

Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа педагога должен быть заранее хорошо продуман и тщательным образом подготовлен.

  1. Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

- вступительная часть — указания педагога, вступительная беседа;

- руководство всем процессом выполнения работы;

- заключительная часть — просмотр и оценивание детских работ.

Указания даются на каждом занятии, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование. Все зависит от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Вследствие этого в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:

 - проговаривание содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя;

- анализ изображаемого (натуры, образца), беседа;

- конкретные указания к выполнению задания, активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например в предметном рисовании, в других — созданию живого, выразительного образа, например в сюжетном рисовании и т. д.

Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми работы, педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным учащимся, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних ребят работа спорится и протекает ровно, у других сразу же после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Сомневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.

Заключительная часть. После окончания работы проводится выставка и обсуждение рисунков.

Методы обучения

1. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизации. Он включает в себя: приём повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

2. Информационно-рецептивный метод, включающий следующие приёмы: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.

3. Эвристический метод, направленный на проявление самостоятельности в какой-либо момент работы, т.е. педагог предлагает детям выполнить часть работы самостоятельно.

4. Исследовательский метод, направленный на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества. Педагог предлагает учащимся самостоятельно выполнить не какую-то часть, а всю работу.

Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимо иметь:

- кабинет;

- удобные ростовые стулья и столы;

- шкафы и стеллажи для хранения работ и расходных материалов;

-дидактические материалы: работы мастеров и образцы лучших детских работ, таблицы, шаблоны, технологические карты, книги, журналы, видео и др.

Расходные материалы, необходимые обучающимся для работы на занятиях:

- плотная бумага А4, тонированная бумага;

- краски акварельные;

- гуашь 12 цветов, дополнительная баночка белил;

- кисти (плоские щетина и синтетика, круглые белка, колонок N4, N5);

- клеёнки на столы, тряпки или салфетки для кистей;

- стаканы для воды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р);

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4.Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. N 922 (в ред. от 7.08.2015 г. N 1308, от 8.09.2015 г. N 2074);

5.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение N 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14).

Список литературы, используемой при написании Программы

1. Бетти Эдвардс «Художник внутри вас», Минск, 2000 г.

2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Москва, 2009 г.

3. Бетти Эдвардс «Ты – художник», Москва, 2010 г.

4. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.

5. Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.

6. Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

7. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

8. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.

9. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.

10. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

11. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.

12. Блейк В. « Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2003.

Приложение N 1

      Приемы, используемые в работе:

1.Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию межполушарного взаимодействия;

2.Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.

3.Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключится, за работу принимается правое.

4.Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место. Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время. Тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и с превеликим удовольствием справляется с поставленной задачей)

5.Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.

6.Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.

Приложение N2

Календарно-тематический план

N

Дата

Время

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие

1ч.

2-3.

Морской пейзаж с парусом

2 ч.

4-5.

Пальмы на закате

2 ч.

6-7.

Пейзаж с кактусами

2 ч.

8.

Обобщение. Выставка работ.

1 ч.

9-10.

Родная березка

2 ч

11-12.

Осеннее солнце

2 ч.

13-14.

Снежные вершины гор

2 ч.

15.

Обобщение. Выставка работ.

1 ч.

16-17.

Волшебный лес

2 ч.

18-19.

Серебряные березы

2 ч.

20-21.

Зимний танец. Балерина.

2 ч.

22-23.

Сосны: берег северного моря

2 ч.

24-25.

Закат и ели

2 ч.

26

Обобщение. Выставка работ.

1 ч.

27-28.

Сакура и горы

2 ч.

29-30.

Маки

2 ч.

31-32.

Одуванчики

2 ч.

33-34.

Цветущий луг

2 ч.

35.

Обобщение. Выставка работ

1 ч.