Электронаая система мониторинга качества обучения.
статья (2 класс) на тему

Из опыта  работы: диагностическая работа с электронным приложенем по русскому яззыку к учебникам Р.Н. и Е.В. Бунеевых, 2-3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnaya_sistema_monitoringa_kachestva_obucheniya..doc180.5 КБ
Office presentation icon monitoring.ppt667 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

Электронная система мониторинга качества обучения.

(Диагностическая работа с электронным приложением

 к учебнику «Русский язык» 2, 3 класс

Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной.)

МОУ Удельнинская гимназия, Раменский район, Московская область,

учитель начальных классов Олейниченко С.Н.,

высшая категория.

«…с помощью электронных приложений

удастся разрешить основные проблемы

 и противоречия, возникающие на этапах

 контроля и оценивания».

Д.И. Фельдштейн

        Электронное приложение – это уникальный программный продукт. Он входит в комплект средств, обеспечивающих методическую, дидактическую и информационную поддержку учителя, работающего по программе «Школа 2100». Этот программный продукт позволяет на протяжении всего учебного года получать достоверные и развёрнутые данные об уровне подготовки учащихся по русскому языку.

        Основная задача электронного приложения – это информационная поддержка учебного процесса. Электронное приложение позволяет мне  отследить характер изменений в уровне подготовки каждого учащегося на протяжении всего хода его обучения русскому языку во 2-ом классе.

        Практически все современные образовательные технологии широко используют методы, обеспечивающие индивидуализацию процесса обучения. Реализация этих методов тесно связана с наличием достоверной и объективной информации о реальном уровне достижений каждого учащегося на данном этапе его развития. Только получив такую информацию, я могу  составить наиболее эффективную программу дальнейшего обучения учащегося, учитывающую его индивидуальные особенности. Наличие такой информации для каждого учащегося в классе позволяет не только индивидуализировать работу с каждым, но и составить представление об общих особенностях в подготовке учащихся класса, о наиболее часто встречающихся затруднениях. Это в свою очередь позволяет более эффективно строить работу с классом в целом. Эта информация даёт возможность учитывать особенности конкретной группы учащихся, строить для них соответствующие программы обучения, наиболее полно отвечающие выявленным характеристикам данной группы.

        Электронные приложения дают возможность каждому учителю и любому учащемуся и его родителям получать принципиально новую и чрезвычайно важную для себя информацию о его месте в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по данной дисциплине. Последнее обеспечивается тем, что электронные приложения содержат данные о возрастных нормах по каждой контрольной работе, включённой в данное пособие.

        Электронное приложение, в отличие от других измерительных средств, позволяет осуществлять мониторинг в реальном времени, когда ещё возможно скорректировать достигаемые учащимися результаты. Это даёт возможность сразу после проведения контрольной работы принять все необходимые меры и не допустить серьёзного отставания конкретного учащегося от своей возрастной группы.

2 класс.

        Всего учащиеся второго класса должны в качестве обязательных выполнить в течение учебного года семь тематических контрольных работ, одну итоговую и написать итоговый диктант. Семь проверочных работ призваны отследить изменения в уровне подготовки учащихся по мере изучения ими основных тем русского языка второго класса. Последняя, восьмая контрольная работа и итоговый диктант носят итоговый характер и призваны зафиксировать конечный уровень подготовки учащихся.

1 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Слово. Предложение.

Цель.

 Получение информации об объёме усвоения теоретических сведений о предложении; об успешности овладения навыками и умениями, связанными с этими понятиями.

Задания.

  1. Теоретические знания о предложении.
  2. Практические умения, связанные с понятием «предложение».
  3. Орфографические умения:
  1. умение видеть «опасные места» в словах;
  2. умение делить слова для переноса;
  3. умение правильно писать словарные слова.

Распределение учащихся по оценкам (в %)

Результаты говорят о том, что в целом учащиеся успешно справились с первым этапом в изучении курса русского языка второго класса. Они набрали в среднем 75 баллов из 100 возможных (см.приложение).

Рекомендации.

  1. В ходе изучения темы «Предложение» необходимо специально обращать внимание детей на знаки завершения: точку, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки. Необходимо подчёркивать их, проговаривать, какой знак  ставится в конце предложения и почему.
  2. В период изучения темы «Предложение» следует регулярно вводить упражнения, требующие найти границы предложений в тексте и записывать получившийся текст. Лучше брать текст из 4-5 предложений.

2 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Текст.

Цель.

Получение информации об объёме усвоения теоретических сведений о тексте; об успешности овладения навыками и умениями, связанными с этим понятием.

Задания.

  1. Теоретические сведения о тексте.
  2. Практические умения, связанные с понятием «текст».
  3. Фонетические навыки (умение делить на слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова)
  4. Орфография (умение правильно писать словарные слова)

Распределение учащихся по оценкам (в %)

        Результаты говорят о том, что учащиеся успешно справились со вторым этапом. В среднем по данной контрольной они набрали 85 баллов из 100 возможных(см.приложение).

Рекомендации.

  1. В ходе изучения темы «Текст» уделять больше внимания работе с деформированным текстом.

3 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?» и

«какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Цель.

Получение информации о том, насколько у детей развито умение задавать вопросы «от слова к слову в предложении» и находить слова, отвечающие на данные вопросы, а также для проверки уровня орфографической зоркости при самостоятельном написании слов.

Задания.

  1. Умения самостоятельно подбирать и находить в тексте слова, отвечающие на вопросы кто?что?
  2. Умения самостоятельно подбирать и находить в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
  3. Орфографические навыки (умение правильно писать слова самостоятельно)

В среднем по данной контрольной работе второклассники набрали 84 балла из 100 возможных.

Распределение учащихся по оценкам (в %)

Рекомендации.

  1. В ходе работы предлагать для языковой разминки больше предложений, в которых имена прилагательные согласуются с именами существительными в среднем роде.
  2. Включать в работу упражнения на распознавание , выписывание, разбивание на группы различных частей речи с устным пояснением их характерных признаков.

Рекомендации

по итогам работы в 1 полугодии.

1. Работа с предложением.

1. Во 2 полугодии в начале урока рекомендуется регулярно проводить «языковую разминку».

  1. на доске схема предложения;
  2. по схеме устно составить предложения;
  3. лучшее предложение записывается на доске и в тетрадях;
  4. проговариваются правила оформления предложения на письме; обращается особое внимание на знак завершения в конце предложения; знак подчеркнуть, объяснить его постановку.
  5. Во всех словах предложения ставится ударение, подчёркиваются «опасные»места, объясняется написание.

2. Периодически включать в систему упражнений урока задание на нахождение в тексте границ предложения из 4-5 предложений.

          2. Работа по орфографии.

1. Рекомендуется как можно чаще включать такой вид работы как неосложнённое списывание, которое сопровождается выделением «опасных» мест в словах и между словами.

2. регулярно проводить обучающие словарные диктанты, состоящие из однокоренных слов.

  1. Работа по фонетике.
  1. В «языковую разминку» регулярно включать устный и письменный звуко-буквенный анализ.

4 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Связь слов в предложении.

Задания.

  1. Теоретические знания о связи слов в  предложении.
  2. Умения самостоятельно составлять предложения по данной схеме.
  3. Умения задавать вопросы от слова к слову в предложении.
  4. Фонетические навыки.
  5. Орфографические навыки (умения правильно писать слова).

Распределение учащихся по оценкам (в %)

        В среднем учащиеся набрали по данной контрольной 84 баллов из 100, что выше результата возрастной группы.

Рекомендации.

  1. Регулярно включать в систему упражнений задания на составление предложений по схемам разной сложности.

5 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Предлог.

Цель.

Получение информации  о том, насколько успешно дети умеют выделять предлоги в тексте, насколько правильно они их используют в собственной речи, а также для проверки уровня их орфографических навыков при списывании текстов.

Задания.

  1. Теоретические знания о предлоге.
  2. Умения правильно использовать предлоги в своей письменной речи.
  3. Умение находить предлоги в тексте.
  4. Орфографические навыки (умение правильно списывать текст).

Распределение учащихся по оценкам (в %)

        В данной работе учащиеся набрали 71 балл из 100 возможных. Основное затруднение у детей вызвало умение пользоваться предлогами, что говорит о недостаточном развитии речи. Речевые умения требуют постоянного внимания со стороны преподавателя, так как являются важной составляющей общего развития учащихся.

6 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Состав слова. Корень. Суффикс. Приставка.

Цель.

Проверка уровня теоретических знаний и сформированности практических умений по теме «Состав слова».

Задания.

  1. Теоретические знания о корне слова.
  2. Теоретические знания о суффиксе.
  3. Теоретические знания о приставке.
  4. Теоретические знания о составе слова.
  5. Умение находить корень слова.
  6. Умение находить суффикс и образовывать с его помощью новые слова.
  7. Умение находить приставку и образовывать с её помощью новые слова.
  8. Орфографические навыки (умение правильно списывать текст).

Распределение учащихся по оценкам (в %)

        В среднем по данной контрольной работе дети набрали 78 баллов из 100 возможных. Результаты варьируются от 33 до 100 баллов.

Рекомендации.

  1.  Регулярно повторять алгоритм правильного определения корня в слове.
  2. Постоянно включать в языковую разминку разбор слов по составу.

7 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Безударные гласные в корнях слов.

Цель.

Проверка уровня  теоретических знаний и сформированности практических умений, связанных с использованием ранее изученных орфограмм.

Задания.

  1. Правильное написание слов с «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн».
  2. Правильное написание слов с разделительными Ъ и Ь.
  3. Правильное обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь.
  4. Фонетика (умение определять в словах количество букв и звуков).
  5. Синтаксис (умение верно ставить знаки препинания в конце предложения).
  6. Орфографические навыки (умение писать слова со всеми изученными орфограммами).

Распределение учащихся по оценкам (в %)

        В среднем по данной контрольной работе учащиеся набрали 78 баллов.

        Наименьшее количество баллов набрано в субтесте на умение видеть безударную гласную в корне слова. Этот материал требует дальнейшей отработки.

8 этап.

Описание измерительного средства.

Тема.

Итоговая контрольная работа.

Цель.

Получение информации о том, насколько хорошо развиты у детей фонетические и орфографические умения, насколько хорошо они знакомы с составом слова и элементами морфологии и синтаксиса.

Задания.

  1. Фонетика. В эту группу входят задания, поверяющие практические умения детей, связанные с выделением в словах мягких и твёрдых согласных звуков, с определением звонких и глухих согласных; умение делить слова на слоги, верно ставить ударения в словах, включенных в словарный минимум второклассников, различать понятия буква и звук.
  2. Состав слова. В эту группу входят задания, поверяющие умения учащихся выделять в словах приставку, корень, суффикс.
  3. Морфология. В эту группу входят задания, поверяющие умения учащихся находить в тексте слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какие?», «что делает?» и т.п.
  4. Орфографические навыки.  В эту группу вошли задания, проверяющие умение правильно писать слова со всеми изученными орфограммами.
  5. Синтаксис. В эту группу входят задания, проверяющие умение различать предложение и группу слов, которая предложением не является.

Общие результаты восьмого этапа

программы мониторинга.

Распределение учащихся по оценкам (в %)

        

Полученные результаты говорят о том, что в целом учащиеся, обучающиеся по программе «Школа 2100», успешно закончили год по русскому языку. В среднем по данной контрольной работе они набрали 82 балла из 100 возможных. Этот результат можно оценить как высокий, что позволяет говорить о том, что курс русского языка хорошо усвоен большинством учащихся.

        В классе выявлено 15% детей, чьи результаты оценены как удовлетворительные. Число учащихся, чьи результаты оценены как хорошие и отличные, составляет 85% (отличные – 31%, хорошие – 54%)

        

Содержательный анализ

результатов выполнения теста учащимися.

Фонетика.

        Учащиеся в этой группе набрали 82 балла, что составило тот же процент, что по тесту в целом. При этом «решаемость» заданий варьируется от 0 (не приступали к выполнению) до 100%. Здесь учащиеся встретились с определёнными затруднениями.

  1. Определение количества звуков в словах. 

Сумели верно определить количество звуков в словах:

яма (еда)

77%

семь (пять)

50%

сколько(польза)

88%

объём (отъезд)

81%

        Верно сумели определить количество звуков для всех четырёх слов 35% учащихся.

  1. Постановка ударения.

Сумели верно поставить ударение в словах:

звонит (звонят)

73%

позвонишь (позвонят)

73%

начал (алфавит)

96%

портфель (ожил)

88%

        Верно сумели поставить ударение во всех предложенных словах в тесте 50% учащихся.

  1. Деление слов на слоги.

мягкий (бледный)

92%

вырастал (приходил)

85%

деньки(коньки)

88%

Верно разделили на слоги все три слова 81% учащихся.

  1. Выделение звонких согласных звуков.

Сумели указать во всех приведённых в тесте словах звонкие согласные звуки 78% учащихся.

        

  1. Выделение мягких согласных звуков.

Верно сумели указать мягкий согласный звук во всех словах, приведённых в тесте 62% учащихся.

Состав слова.

Учащиеся в этой группе набрали 80%, что несколько ниже по тесту в целом. При этом продемонстрировали в равной мере владение навыками, связанными с выделением любых частей слова. Так, например, верно указали корень 81% учащихся, приставку 78% учащихся, верно указали суффикс 74% учащихся.

Верно выделили части во всех указанных словах 74% учащихся. Низкий результат выполнения данного задания связан с неточной формулировкой задачи.

Сумели верно найти однокоренные слова в ряду 81% учащихся.

Морфология.

  1. Знание частей речи.

Эта группа заданий оказалась легче для выполнения для учащихся по сравнению с предыдущей, в среднем они набрали 92%.

Решаемость заданий варьируется от 66% до 100%. Затруднений эта группа заданий не вызвала. Один ребёнок вместо данных в тесте слов записал свои, но при этом показал полное знание частей речи. Во втором случае при записи одно слово было пропущено.

             2. Знание предлогов.

Задание на нахождение предлогов было выполнено на 69% и требует дополнительной отработки материала.

Орфография.

Средний балл для этой группы заданий равен 82%, что равно по тесту в целом. Решаемость заданий в этой группе варьируется от 23 до 100%.

  1. Орфографическая зоркость при самостоятельной записи слов.

Самыми сложными для написания оказались слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Правильно написали эти слова 85% учащихся. 8% учащихся допустили ошибку в записи словарных слов. Запись слов на остальные орфограммы не вызвала у детей затруднений.

  1. Подбор и запись слов к изученным орфограммам.

Сумели подобрать и записать по три слова к орфограммам:

Безударные гласные в корне слова

58%

Парные согласные на конце слов

69%

Разделительный твёрдый знак

88%

Разделительный мягкий знак

77%

Мягкий знак в середине слова

92%

Гласные после шипящих

96%

Большая буква в словах

92%

Сочетание чк-чн, нч, нщ

81%

Синтаксис.

В этой группе заданий учащиеся в среднем набирают 96 баллов , что говорит о том, что практически все учащиеся успешно справляются с этой группой заданий и отличают предложения от словосочетаний.

3 класс.

Учащиеся третьего класса должны в течение учебного года в качестве обязательных выполнить:
13 тематических контрольных работ и написать итоговый диктант. Последняя контрольная работа и диктант носят итоговый характер и призваны зафиксировать конечный уровень подготовки учащихся. Знания и умения, которыми нужно владеть для успешного выполнения заданий, предложенных  в контрольных работах, можно рассматривать как образовательные цели, стоящие перед третьеклассниками при изучении курса русского языка.

Измерительные средства, которые были разработаны на основе этих стандартных контрольных работ,  позволяют использовать их для определения степени достижения учащимися поставленных целей обучения. Матрица, которая представляет собой набор вопросов, построена так, что содержит информацию о ходе выполнения каждого задания контрольной работы отдельно для каждого учащегося и заполняется учителем сразу после выполнения очередной контрольной работы.

Первичная информация о результатах выполнения контрольных работ представляется в единой 100-балльной шкале.

Для проведения оценки уровня подготовки учащихся на основе полученных числовых данных используются весьма жёсткие критерии оценивания. В целом, они соответствуют традиционным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся этой возрастной группы.

Данные, характеризующие результаты конкретного ученика, позволяют выявить уровень усвоения им проверяемой темы на данном этапе мониторинга. Эти данные предоставляют преподавателю возможность строить коррекционные программы, учитывающие особенности подготовки конкретного ученика.

Данные об уровне подготовки класса позволяют объективно выделить наиболее трудные для большинства учащихся элементы учебного материала по каждой рассматриваемой теме. Эта информация даёт возможность составить рекомендации по совершенствованию уровня подготовки учащихся по всем вошедшим в учебник темам.

Получаемая в ходе мониторинга информация позволяет преподавателю также  увидеть место своих учащихся в возрастной группе, осознать специфику уровня их подготовки по сравнению с возрастной группой в целом.

Для каждой контрольной работы можно получить три типа документов:

  1. Таблица, в которой содержится информация о классе (рейтинг-лист учащихся класса). Даны: результаты выполнения работы учащимися в целом, результаты каждого учащегося по всем субтестам, оценка выполнения работы в пятибалльной шкале.
  2. Столбчатая диаграмма на каждого учащегося. На диаграмме показаны результаты выполнения теста и субтестов конкретным учащимся на фоне средних результатов по классу и возрастной группе.
  3. Пояснительная записка, в которой содержится информация о целях проведения данной контрольной работы и особенностях усвоения данной темы.

Кроме документов, в которых рассматриваются результаты выполнения учащимися отдельных контрольных работ, приложение позволяет получить итоговый отчёт для данного класса по итогам выполнения всех 14 контрольных работ.

Например, на данной  диаграмме представлены средние баллы по выполнению тематических работ (К-1…К-10) 3-а классом.

        Из этой диаграммы видно, что усвоение учебного материала проходит весьма ровно и на хорошем  уровне. Уровень усвоения учащимися различных тем русского языка отличается слабо. Средние результаты по выполнению тематических контрольных, которые проведены к сегодняшнему  дню, находятся в интервале от 80 до 86 баллов

При этом лучший результат достигнут при выполнении контрольной работы по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». Наиболее низкий результат учащиеся показали в работе по теме «Сложные слова и их правописание».

По данной таблице удобно проследить успешность написания контрольных работ, выявить, какая из тем вызвала наибольшие затруднения.

Краткий анализ результатов выполнения учащимися 3-а класса

контрольной работы К-10

Тема. 

Имя прилагательное как часть речи.

Цель.

Получение информации о том, в каком объеме учащиеся усвоили теоретический материал, связанный с понятием «имя прилагательное», проверка умений разбирать имена прилагательные как часть речи, разбирать имена прилагательные по составу, писать окончания прилагательных.

Задания (субтесты).

  1. Теория (определение имени прилагательного)
  1. Морфология (имя прилагательное)
  2. Орфография (умение писать безударные окончания имён прилагательных)
  3. Состав слова (умение разбирать по составу имена прилагательные

Результаты, продемонстрированные учащимися, говорят о том, что в целом дети успешно усвоили учебный материал, проверяемый контрольной работой. В среднем по этой контрольной работе третьеклассники набрали 85 баллов из 100.

Более подробно с результатами распределения учащихся по оценкам можно познакомиться на следующей диаграмме.

Учащихся, чьи результаты оценены как «неудовлетворительные», не было , а количество учащихся, чьи результаты оценены как «хорошие» и «отличные», равно 87%.

Сравнение выполнения учащимися различных групп заданий позволяет говорить о том, что учащиеся успешно выполняют все группы заданий, рассматриваемые в данной контрольной работе. На диаграмме приведены средние баллы выполнения субтестов.

Подобный результат говорит о том, что вновь пройденный материал не  содержит элементов, усвоение которых  вызывает у третьеклассников существенные затруднения.

Наиболее сложной для учащихся оказалась группа заданий, где они должны были продемонстрировать умение разбирать как часть речи имена прилагательные.

Содержательный анализ результатов учащихся.

Теория (имя прилагательное)

В данной контрольной работе учащиеся должны были продемонстрировать знание теоретических положений, связанных с понятием «прилагательное». В среднем в этой группе заданий учащиеся набирают 87 баллов, что чуть выше среднего по тесту в целом. Это говорит о том, что эта группа заданий в данном тесте не вызывает у учащихся существенных затруднений.

Морфология (умение разбирать прилагательные как часть речи).

Эта группа заданий оказалась для учащихся более сложной, чем предыдущая. Учащиеся в ней в среднем набрали 77 баллов, что ниже среднего по тесту в целом.

В заданиях, относящихся к этой группе, учащиеся должны были разобрать заданные прилагательные как часть речи.  Большое количество ошибок, на мой  взгляд,  объясняется тем, что за довольно короткий срок дети изучили три части речи и, соответственно, три образца морфологического разбора ( сущ, мест, прил.), а это оказалось сложным для некоторых детей. В связи с этим можно рекомендовать повторить с детьми, допускающими ошибки,  схему разбора прилагательных  как части речи.

Умение разбирать по составу слова (имена прилагательные)

Эта группа заданий оказалась для учащихся легче  предыдущей. В ней дети в среднем набрали  85 баллов. В этой группе заданий учащиеся должны были разобрать по составу четыре прилагательных. Верно разобрали по составу все четыре предложенных в контрольной работе прилагательных 50% третьеклассников, 42% успешно разобрали три из четырёх слов..

Орфография (умение писать безударные окончания прилагательных)

Эта группа заданий оказалась самой успешной для учащихся. В ней они набрали  в среднем 91 балл.. При выполнении задания полностью справились с работой 46% учащихся, 50% выполнили верно 80-90% работы от общего объёма.

Дополнительный материал.

Умение выделять прилагательные среди других частей речи.

88%

Умение составлять словосочетания с именами прилагательными.

96%

Умение подбирать антонимы к именам прилагательным.

96%

Умение подбирать синонимы к именам прилагательным.

71%

Рекомендации

  1. В ходе организации повторения и при изучении следующих тем необходимо включать упражнения на образование однокоренных имён прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и значением оттенка цвета, при этом обращая внимание на суффиксы, с помощью которых образуются эти слова..
  2. Морфологический разбор имён прилагательных необходимо выполнять на каждом уроке (1-2 слова) и включать в домашнее задание.
  3. Развитие речи: при работе с предложением и текстом включать упражнения на подбор синонимов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обучения

Цели и методы диагностики...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...

Методическая разработка "Внутренний мониторинг качества обученности по русскому языку"

Методическая разработка  включает в себя контрольно измерительные  материалы по русскому языку для учащихся 2-х классов...

Доклад "Педагогическая сущность мониторинга качества обучения в начальной школе"

Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира....

Мониторинг качества обученности учащихся 2 класса

Задания по русскому языку и математике...