Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Романюк Анжелика Михайловна

    В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематическое и календарно-тематическое планирование

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 19»  

    г. Мичуринска Тамбовской обл.

     

    Утверждена

    приказом директора

    № 3 от 9.12.2011

    директор __________ Е.В.Солончева

    Рабочая программа

    по развитию речи

    с постановкой звуков

    в группе

    предшкольной

    подготовки

    на 2011-2012 учебный год

    Рассмотрено

    на заседании МС

    протокол № 1 от 29.08.2011

    2011 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа составлена на основе типовой программы Филичева Т.Б, Каше Г.А. « Программа для логопедических групп детских садов» .

    Данная программа написана в соответ ствии с основными принципа ми логопедического воздей ствия и реализует логопеди ческие методы и приемы на всех этапах коррекции.

     Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).

    Классы: группа предшкольной подготовки

    Количество часов:

    всего – 33 часа, в неделю – 1 час

       

    Цель рабочей программы: нормализовать звуковую сторону речи.

    Задачи:

    1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
    2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
    3. Формирование связной речи (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
    4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
    5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению (умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия к  инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    Основные направления работы

    1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

    2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

    — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

    — уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

    3. Формирование связной речи:

    — развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

    — установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    — устойчивости внимания;

    — наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    — способности к запоминанию;

    — способности к переключению;

    — навыков и приемов самоконтроля;

    — познавательной активности;

    — произвольности общения и поведения.

    5. Формирование полноценных учебных умений:

    — планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

    — контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    - — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

    - — применение знаний в новых ситуациях;

    — анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    — умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    — умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    — умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    — умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    — ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    — ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    — ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    — применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    — употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    — обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    — пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

    — развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    — формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    — проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    — соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    — составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

       

    Программа опирается на сле дующие специальные принци пы:

    1. этиопатогенетический;
    2. системности учета структу ры речевого нарушения;
    3. комплексности;
    4. дифференцированного под хода;
    5. поэтапности;
    6. учета личностных особен ностей;
    7. использования обходного пути.

    Основные этапы коррекционной работы

    <><Коррекционная ><работа > ><про ><водится ><в ><четыре ><этапа.>

    <1-й ><этап ><><диагностический.

    1. Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, фонематического восприятие;>
    2. <
    3. <<Проверяется ><состояние ><лексико-грамматического ><строя, ><со ><стояние ><связной ><речи.>
    4. <Выявляются ><индивидуальные ><особенности ><таких ><психичес><ких ><процессов, ><как ><мышление, ><внимание, ><память.>
    5. <Выявляется ><наличие ><мотивации ><к ><коррекционной ><работе ><по  ><устранению ><дефекта.><

           

    <2-й ><этап ><><подготовительный.

    1. Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).
    2. Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
    3. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.
    4. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). >

    ><<3-й ><этап ><><коррекционный.>

    <Осуществляется ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографичес><ких ><нарушений. ><Она ><проводится ><на ><фонетическом, ><лексическом ><и ><синтаксическом ><уровнях ><по ><направлениям, ><соответствующим ><основным ><видам ><ошибок. ><Комплексный ><подход ><данной ><методики ><по ><коррекции ><дизорфографии ><предполагает ><при ><необходимости ><параллельную ><работу, ><направленную ><на ><устранение ><нарушений ><звукопроизношения, ><чтения ><и ><письма.>

          <4-й ><этап ><><оценочный.>

    1. <Оценивается ><эффективность ><коррекционной ><работы.>
    2. Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.<

    <

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Программа групповых занятий включает три раздела:

    - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

    -обогащение словарного запаса;

    - развитие грамматического строя и связной речи.

       Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии идет работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

         Первый триместр посвящен развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения звука из слова. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первом семестре проводится работа по коррекции свистящих звуков  с  ,  з  . Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается  лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.

         Во втором триместре  к уже изученным согласным звукам добавляется свистящий звук  ц  и шипящие звуки  ш  ,  ж  . . Огромное  внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата. При изучении лексическим тем происходит обогащение словарного запаса детей, развитие диалогической речи, умение отвечать на вопросы учителя, идет подготовка к развитию монологической речи. Дети учатся правильно употреблять глаголы прошедшего времени, согласуя их в роде с именами существительными, учатся употреблять в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения. Закрепляется умение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

         Третий триместре отводится дальнейшему развитию артикуляционного аппарата, закреплению в речи поставленных шипящих и свистящих звуков, а также ведется работа по постановке звуков  л  и  р  .Проводится работа по развитию произношения гласных звуков. Уделяется внимание словообразованию однокоренных слов, прилагательных от существительных, закрепляется суффиксальное словообразование.      Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»

    При возникновении трудностей с постановкой звуков, занятия проводятся индивидуально.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1.

    Звук   с

    5

    Постановка звука

    1

    Автоматизация звука   с  в слогах

    1

    Автоматизация звука   с  в словах

    1

    Автоматизация звука   с  в предложениях

    1

    Автоматизация звука   с  в речи

    1

    2

    Звук   з

    6

    Постановка звука  з

    1

    Автоматизация звука  з  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  з  в обратных слогах и при стечении согласных

    1

    Автоматизация звука  з  в предложениях

    1

    Автоматизация звука  з  в речи

    1

    Дифференциация звуков  с-з

    1

    3

    Звук  ц

    5

    Постановка звука  ц

    1

    Автоматизация звука  ц  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  ц  в обратных слогах и при стечении согласных

    1

    Автоматизация звука   ц  в речи

    1

    Диффференциация звуков  с-з-ц

    1

    4

    Звук  ш

    5

    Постановка звука  ш

    1

    Автоматизация звука  ш  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  ш  в обратных слогах

    1

    Автоматизация звука  ш  в предложениях

    1

    Дифференциация звуков  с-ш

    1

    5

    Звук  ж

    4

    Постановка звука  ж

    1

    Автоматизация звука  ж  в прямых и обратных слогах

    1

    Дифференциация звуков  ш-ж

    1

    Дифференциация звуков  ж-з

    1

    6

    Звук  л

    4

    Постановка звука  л

    1

    Автоматизация звука  л  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  л  в обратных слогах

    1

    Автоматизация звука  л  в речи

    1

    7

    Звук  р

    4

    Постановка звука  р

    1

    Автоматизация звука  р  в обратных слогах

    1

    Автоматизация звука  р  в прямых слогах

    1

    Дифференциация звуков  р-л

    1

    В конце года дети должны уметь:

    - правильно произносить все звуки речи;

    - находить место звука в слове;

    - уметь полно отвечать на вопросы учителя;

    - составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;

    - употреблять в речи сложные формы предложений

    При обучении используют ся практические, наглядные, словесные методы:

    1. различные упражнения по развитию мышления и во ображения;
    2. игры, направленные на коррекцию внимания, па мяти, фонематического слуха;
    3. упражнения, способствую щие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно на писанных слов, их запись

    Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:

    п/п

    Автор

    Название

    Год издательства

    Издательство

    Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н.

    «Как преодолеть трудности в обучении детей.  Психодиагностические таблицы.  Психодиагностические методики.  Коррекционные упражнения»

    1997

    Просвещение

    2.

    Аксёнова А.К., Якубовская Е.В.

    «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы»

    1991

    Москва

    Просвещение

    3

    Бачина О.В.,

    Вилочева М.П.

    «Школьный логопункт: Организация и содержание работы»

    2009

    Москва  ТЦ СФЕРА

    4

    Бекшиева З.И

    «Коррекция письменной речи у школьников»

    2009

    Ростов н/Д : Феникс

    5

    Богомолова А.И.

    «Логопедическое пособие  для работы  с детьми».

    1995

    Издательство  «Библионалис». СПб

    6

    Визель Т.Г..

    «Логопедические упражнения на каждый день»

    2006

    Москва В.Секачев

    7

    ВолковаЛ.С.,

    ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М..  

    «Логопедия»

     Книга 1,2

    1995

    Просвещение

    8

    Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю.

    «Организация логопедической работы в школе»

    2007

    Москва

    ТЦ Сфера

    9

    Епифанова О.В.

    «Логопедия»

    2004

    «Учитель-АСТ». Волгоград

    10

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.

    «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»

    1991

    Москва

    Просвещение

    11

    Жукова Н.С.

    «Букварь»

    2010

    ЭКСМО  Москва

    12

    Жукова Н.С.

    «Уроки логопеда.  Исправление нарушений речи»

    2010

    Москва

     ЭКСМО

    13

    Коноваленко В.В. Коноваленко С.В..-

    «Коррекция произношений звука  Й» индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста

    2000

    Москва

    «Издательство ГНОМ и Д»,

    14

    Козырева Л.М.

    Методические рекомендации для фрональных логопедических занятий с младшими школьниками

    2006

    Ярославль

    Академия развития

    15

    Косинова  Е.

    «Уроки логопеда»

    2009

    Москва  ЭКСМО

    16

    Крупенчук О.И., Воробьёва  Т.А..

    «Исправляем нарушение:  Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств»

    2009

    СПб. Литера

    17

    Кузьмина Е.В.

    «Бланковые методики в работе логопеда»

    2009

    Москва

    ТЦ Сфера

    18

    Петрова Т.И,

     Петрова Е.С

    Программа для детских садов «Я- человек»

    2003

    Школьная пресса

    19

    Садовникова И.Н.

    «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»

    1997

    Владос

    20

    Ткаченко Т.А.

    «В первый класс без дефектов речи»

    1999

    С-Петербург

    Детство-пресс

    21

    Ткаченко Т.А.

    «Логопедическая энциклопедия»

    2008

    ООО ТД «Издательство Мир книги»

    22

    Черошникова Г.С.

    «Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части

    2001

    Иркутск

    23

    Петрова Т.И,

     Петрова Е.С

    Программа для детских садов «Я- человек»

    2003

    Школьная пресса



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 19»  

    г. Мичуринска Тамбовской обл.

     

    Утверждена

    приказом директора

    № 3 от 9.12.2011

    директор __________ Е.В.Солончева

    Рабочая программа

    по развитию речи

    с постановкой звуков

    в группе

    предшкольной

    подготовки

    на 2011-2012 учебный год

    Рассмотрено

    на заседании МС

    протокол № 1 от 29.08.2011

    2011 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа составлена на основе типовой программы Филичева Т.Б, Каше Г.А. « Программа для логопедических групп детских садов» .

    Данная программа написана в соответ ствии с основными принципа ми логопедического воздей ствия и реализует логопеди ческие методы и приемы на всех этапах коррекции.

     Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).

    Классы: группа предшкольной подготовки

    Количество часов:

    всего – 33 часа, в неделю – 1 час

       

    Цель рабочей программы: нормализовать звуковую сторону речи.

    Задачи:

    1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
    2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
    3. Формирование связной речи (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
    4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
    5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению (умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия к  инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.

    Основные направления работы

    1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

    2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

    — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

    — уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

    3. Формирование связной речи:

    — развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

    — установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

    4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    — устойчивости внимания;

    — наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    — способности к запоминанию;

    — способности к переключению;

    — навыков и приемов самоконтроля;

    — познавательной активности;

    — произвольности общения и поведения.

    5. Формирование полноценных учебных умений:

    — планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

    — контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    - — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

    - — применение знаний в новых ситуациях;

    — анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    — умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    — умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    — умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    — умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    — ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    — ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    — ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    — применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    — употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    — обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    — пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

    — развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    — формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    — проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    — соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

    — составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

       

    Программа опирается на сле дующие специальные принци пы:

    1. этиопатогенетический;
    2. системности учета структу ры речевого нарушения;
    3. комплексности;
    4. дифференцированного под хода;
    5. поэтапности;
    6. учета личностных особен ностей;
    7. использования обходного пути.

    Основные этапы коррекционной работы

    <><Коррекционная ><работа > ><про ><водится ><в ><четыре ><этапа.>

    <1-й ><этап ><><диагностический.

    1. Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, фонематического восприятие;>
    2. <
    3. <<Проверяется ><состояние ><лексико-грамматического ><строя, ><со ><стояние ><связной ><речи.>
    4. <Выявляются ><индивидуальные ><особенности ><таких ><психичес><ких ><процессов, ><как ><мышление, ><внимание, ><память.>
    5. <Выявляется ><наличие ><мотивации ><к ><коррекционной ><работе ><по  ><устранению ><дефекта.><

           

    <2-й ><этап ><><подготовительный.

    1. Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).
    2. Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
    3. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.
    4. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). >

    ><<3-й ><этап ><><коррекционный.>

    <Осуществляется ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографичес><ких ><нарушений. ><Она ><проводится ><на ><фонетическом, ><лексическом ><и ><синтаксическом ><уровнях ><по ><направлениям, ><соответствующим ><основным ><видам ><ошибок. ><Комплексный ><подход ><данной ><методики ><по ><коррекции ><дизорфографии ><предполагает ><при ><необходимости ><параллельную ><работу, ><направленную ><на ><устранение ><нарушений ><звукопроизношения, ><чтения ><и ><письма.>

          <4-й ><этап ><><оценочный.>

    1. <Оценивается ><эффективность ><коррекционной ><работы.>
    2. Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.<

    <

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Программа групповых занятий включает три раздела:

    - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

    -обогащение словарного запаса;

    - развитие грамматического строя и связной речи.

       Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии идет работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

         Первый триместр посвящен развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения звука из слова. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первом семестре проводится работа по коррекции свистящих звуков  с  ,  з  . Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается  лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.

         Во втором триместре  к уже изученным согласным звукам добавляется свистящий звук  ц  и шипящие звуки  ш  ,  ж  . . Огромное  внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата. При изучении лексическим тем происходит обогащение словарного запаса детей, развитие диалогической речи, умение отвечать на вопросы учителя, идет подготовка к развитию монологической речи. Дети учатся правильно употреблять глаголы прошедшего времени, согласуя их в роде с именами существительными, учатся употреблять в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения. Закрепляется умение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

         Третий триместре отводится дальнейшему развитию артикуляционного аппарата, закреплению в речи поставленных шипящих и свистящих звуков, а также ведется работа по постановке звуков  л  и  р  .Проводится работа по развитию произношения гласных звуков. Уделяется внимание словообразованию однокоренных слов, прилагательных от существительных, закрепляется суффиксальное словообразование.      Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»

    При возникновении трудностей с постановкой звуков, занятия проводятся индивидуально.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1.

    Звук   с

    5

    Постановка звука

    1

    Автоматизация звука   с  в слогах

    1

    Автоматизация звука   с  в словах

    1

    Автоматизация звука   с  в предложениях

    1

    Автоматизация звука   с  в речи

    1

    2

    Звук   з

    6

    Постановка звука  з

    1

    Автоматизация звука  з  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  з  в обратных слогах и при стечении согласных

    1

    Автоматизация звука  з  в предложениях

    1

    Автоматизация звука  з  в речи

    1

    Дифференциация звуков  с-з

    1

    3

    Звук  ц

    5

    Постановка звука  ц

    1

    Автоматизация звука  ц  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  ц  в обратных слогах и при стечении согласных

    1

    Автоматизация звука   ц  в речи

    1

    Диффференциация звуков  с-з-ц

    1

    4

    Звук  ш

    5

    Постановка звука  ш

    1

    Автоматизация звука  ш  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  ш  в обратных слогах

    1

    Автоматизация звука  ш  в предложениях

    1

    Дифференциация звуков  с-ш

    1

    5

    Звук  ж

    4

    Постановка звука  ж

    1

    Автоматизация звука  ж  в прямых и обратных слогах

    1

    Дифференциация звуков  ш-ж

    1

    Дифференциация звуков  ж-з

    1

    6

    Звук  л

    4

    Постановка звука  л

    1

    Автоматизация звука  л  в прямых слогах

    1

    Автоматизация звука  л  в обратных слогах

    1

    Автоматизация звука  л  в речи

    1

    7

    Звук  р

    4

    Постановка звука  р

    1

    Автоматизация звука  р  в обратных слогах

    1

    Автоматизация звука  р  в прямых слогах

    1

    Дифференциация звуков  р-л

    1

    В конце года дети должны уметь:

    - правильно произносить все звуки речи;

    - находить место звука в слове;

    - уметь полно отвечать на вопросы учителя;

    - составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;

    - употреблять в речи сложные формы предложений

    При обучении используют ся практические, наглядные, словесные методы:

    1. различные упражнения по развитию мышления и во ображения;
    2. игры, направленные на коррекцию внимания, па мяти, фонематического слуха;
    3. упражнения, способствую щие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно на писанных слов, их запись

    Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:

    п/п

    Автор

    Название

    Год издательства

    Издательство

    Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н.

    «Как преодолеть трудности в обучении детей.  Психодиагностические таблицы.  Психодиагностические методики.  Коррекционные упражнения»

    1997

    Просвещение

    2.

    Аксёнова А.К., Якубовская Е.В.

    «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы»

    1991

    Москва

    Просвещение

    3

    Бачина О.В.,

    Вилочева М.П.

    «Школьный логопункт: Организация и содержание работы»

    2009

    Москва  ТЦ СФЕРА

    4

    Бекшиева З.И

    «Коррекция письменной речи у школьников»

    2009

    Ростов н/Д : Феникс

    5

    Богомолова А.И.

    «Логопедическое пособие  для работы  с детьми».

    1995

    Издательство  «Библионалис». СПб

    6

    Визель Т.Г..

    «Логопедические упражнения на каждый день»

    2006

    Москва В.Секачев

    7

    ВолковаЛ.С.,

    ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М..  

    «Логопедия»

     Книга 1,2

    1995

    Просвещение

    8

    Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю.

    «Организация логопедической работы в школе»

    2007

    Москва

    ТЦ Сфера

    9

    Епифанова О.В.

    «Логопедия»

    2004

    «Учитель-АСТ». Волгоград

    10

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.

    «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»

    1991

    Москва

    Просвещение

    11

    Жукова Н.С.

    «Букварь»

    2010

    ЭКСМО  Москва

    12

    Жукова Н.С.

    «Уроки логопеда.  Исправление нарушений речи»

    2010

    Москва

     ЭКСМО

    13

    Коноваленко В.В. Коноваленко С.В..-

    «Коррекция произношений звука  Й» индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста

    2000

    Москва

    «Издательство ГНОМ и Д»,

    14

    Козырева Л.М.

    Методические рекомендации для фрональных логопедических занятий с младшими школьниками

    2006

    Ярославль

    Академия развития

    15

    Косинова  Е.

    «Уроки логопеда»

    2009

    Москва  ЭКСМО

    16

    Крупенчук О.И., Воробьёва  Т.А..

    «Исправляем нарушение:  Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств»

    2009

    СПб. Литера

    17

    Кузьмина Е.В.

    «Бланковые методики в работе логопеда»

    2009

    Москва

    ТЦ Сфера

    18

    Петрова Т.И,

     Петрова Е.С

    Программа для детских садов «Я- человек»

    2003

    Школьная пресса

    19

    Садовникова И.Н.

    «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»

    1997

    Владос

    20

    Ткаченко Т.А.

    «В первый класс без дефектов речи»

    1999

    С-Петербург

    Детство-пресс

    21

    Ткаченко Т.А.

    «Логопедическая энциклопедия»

    2008

    ООО ТД «Издательство Мир книги»

    22

    Черошникова Г.С.

    «Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части

    2001

    Иркутск

    23

    Петрова Т.И,

     Петрова Е.С

    Программа для детских садов «Я- человек»

    2003

    Школьная пресса


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки

    Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

    Рабочая программа по обучению детей 6 -7 лет в группе предшкольной подготовки ИЗО

    Программа студии «Изобразительное искусство» разработана на основе учебного пособия Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста». Она наглядно знакомит детей дошкольного ...

    Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

    Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

    Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.

    Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель...

    Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

    Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...