За здоровый образ жизни
статья по теме

Савушкина Елена Михайловна

Человек – высшее творение природы.

Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами,

он должен отвечать, по крайней мере

 одному требованию: быть здоровым.

А.А. Леонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_zdorovyy_obraz_zhizni..doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«За здоровый образ жизни».

Работу выполнила: учитель физической культуры, I категории

                                           Савушкина Елена Михайловна

г. Саяногорск

 МБОУ СОШ №6

За здоровый образ жизни

Человек – высшее творение природы.

Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами,

он должен отвечать, по крайней мере

 одному требованию: быть здоровым.

А.А. Леонов

     Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих, пьющих, употребляющих наркотики у населения нашей страны говорит о том, что наша борьба пока идет со счетом «три – ноль» в пользу сплошного нездоровья!

     И вот уже здорового человека в пору, занести в Красную книгу! Однажды знакомый терапевт, с  двадцатилетним стажем на вопрос о том, встречал ли он абсолютно здорового пациента, подумал минут пять, сказал: «Была одна женщина лет десять назад. Здоровая, правда, в очках!» Простим этот грустный юмор специалисту по болезням. Он просто констатировал факт: наше здоровье,    здоровье россиян, как, впрочем, и большинства жителей планеты, катастрофически ухудшается! Дело сохранения и приумножения здоровья нации становится государственной политикой!

     «Береги честь смолоду!» - предостерегает нас народная мудрость. Изменим ее смысл: «Береги здоровье смолоду!»

     Не будем говорить о наследственности и демографической ситуации в стране. Но именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. Именно с самого начала нашей сознательной деятельности заложены основы здорового образа жизни.

     Образовательные учреждения в решении этой задачи занимают почетное первое место. В детских садиках весь распорядок дня, вся воспитательная и развивающая программа ориентированны на рост детишек здоровенькими. К чести дошкольного образования основы здорового образа жизни у малышей заложены в большей или меньшей степени прилично. Дальше эстафету принимают школы. Вот здесь то начинается, на мой взгляд, игра в «Слабое звено». В роли проблем выступают и увеличивающаяся постоянно учебная нагрузка, и отсутствие мебели, не портящей осанку, и непонятно какого качества в большинстве учебных заведений страны питание, и довольно большая занятость детишек в сети дополнительного образования. Нетрудно догадаться, кто становится самым слабым звеном: наши дети.

     Да, главной целью всех воспитательных систем является, прежде всего, развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно. Отличная, замечательная цель! Но как ее достичь? Как сориентировать весь образовательный процесс, все культурно-воспитательное пространство, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники получали и сертификат здоровья с пометкой «Заболеваний нет»? Чтобы физическая культура стала настоящим культурным достоянием каждого, а такие явления, как алкоголизм, наркомания, стали абсолютно неактуальными в молодежной среде?

     В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни, т. е. решению данной глобальной цели. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы по той же тематике, встречи со специалистами, работа секций и спортивных клубов – все направлено на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.

     Наша школа работает по программе главной целью, которой является сбережение здоровья учеников. Я, как учитель физкультуры, в тесном сотрудничестве с администрацией нашей школ работаю по принципу «Физкультура без, освобожденных!». Поэтому в дополнение к моей работе на уроке мне предоставлены часы внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста. Это время я стараюсь провести с пользой: восстанавливаю и укрепляю здоровье детей с помощью различных упражнений, посещаем бассейн 2 раза в неделю, проводим занятия и игры на тему «Здоровьесбережения». Результат такой работы показывает значительное снижение распространенных заболеваний таких как: ОРЗ, ОРВи, нарушение осанки, ухудшение зрения у школьников младших классов.

     Именно во внеклассной работе можно больше времени отводить для осуществления пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. Всевозможные мероприятия, утренники, праздники, разработки планирования родительских педвсеобучей, классные часы, викторины, сценарии для выступления агитбригад, команд КВН и просто классных коллективов помогают в воспитании у наших учеников культуры здоровья.

Как хочется, чтобы по окончании школы каждый из них все-таки открыл для себя здоровый образ жизни и понял, что «единственная красота – это здоровье» (Генрих Гейне).

 

Хочу, чтобы вы вместе со мной выполнили некоторые упражнения, я  использую  на уроке, во внеклассной работе для снятия усталости, для быстрого восстановления всех систем организма после перегрузки, а также при первых признаках простудных заболеваний (боль, сухость во рту, «тяжелая» голова…).

 

«Оживлялки, прогонялки утомилок»

Оживлялка первая

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто вы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд – и стало жарко. Повторите три раза – и у вас во рту станет влажно.

Оживлялка вторая

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тянитесь ровно – так, чтобы было приятно (10-15 секунд).

Оживлялка третья

Разотрите хорошенько уши ладонями – вначале мочки, а потом целиком: вверх-вниз, вперед-назад (15-20 секунд), при этом поцокайте языком, как лошадка.

Оживлялка четвертая

Сделайте массаж биологически активных зон, это поможет предотвратить простуду.

Первая из них начинается от уровня висков до яремной ямки, вдоль передне-срединного меридиана. Массируйте эту «дорожку» с усилием снизу вверх по спирали, не отрывая пальцев. Можно пройти ее несколько раз. Отдельно, легонько – ямку.

Вторая зона – на шее, под челюстями справа и слева. Очень удобно положить сюда большие пальцы рук и мягко поглаживать.

Третья зона – перед ушными раковинами и за ними. Попробуйте сильно раздвинуть указательный и средний пальцы на обеих руках. Теперь просуньте меж ними уши, опустите пальцы и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит ваше зрение и слух.

Четвертая зона – на носу. Сложив кулачки, возвышениями больших пальцев быстро-быстро разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом!

Пятая зона – середина лба, так называемый «третий глаз». Положите три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, массируйте, пока не почувствуйте под рукой углубление. Теперь вы наверняка будете видеть невидимое и слышать неслышамое!

Оживлялка пятая

«Ворона»

Звук «Каа-аа-аа-ааар». Постарайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок – 6 раз. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

Оживлялка шестая

«Колечко»

С усилием скользя кончиком языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее… (10-15 секунд).

Оживлялка седьмая

«Лев»

Дотянитесь языком до подбородка. Еще дальше… Ну, еще немножко! Повторите 6 раз.

Оживлялка восьмая

Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться. Для этого вначале достаточно сказать: «Сы-ы-ы-р», - а потом надавить на хохотальную точку – она находится на кончике носа – и произносить  «хохотальные» звуки «ха-ха-ха» или «гы-гы-гы» сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее! Помните: смеются победители! Но, может быть, они победили потому, что смеялись?

Оживлялка девятая

Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: «Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!». Говорите как хотите – вслух или про себя.

Оживлялка десятая

 Закиньте голову назад, выдвиньте подбородок – так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание дышите тихо-тихо, еще тише. Так тихо, как только возможно… и еще тише. Посидите так около минуты. В голове ясно. Чуть-чуть напрягите плечи, руки. Потянитесь – и за работу!

Эту гимнастику можно использовать на уроках для снятия напряжения и мобилизации защитных сил организма (физкультминутки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...