Главные вкладки

    Материал (1 класс) по теме:
    Учебный материал

    Кононец Елена Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Лекция для родителей

    «Воспитай ребёнка, чтобы было у кого учиться»

    Цели.

    1. Мотивация к изучению предмета  кубановедения и исследовательской деятельности.
    2. Восстановление авторитета и духовного возрождения казачества.
    3. Развитие мировоззрения и интересов учащихся.

                                                 Уважаемые родители!

    Отношение к ребенку может быть разным: внимательное, доверителное, раздраженное, недоверчивое, уравновешенное, обнадеживающее. Тип отношения никогда не проявляется в чистом виде, обычно наблюдается сочетание всевозможных отношений. Создавшаяся в семье система отношений к ребенку называется родительской уста новкой. Попробуйте определить (разумеется, в самом общем виде) свои установки и возможные последствия их для эмоционального развития ребенка по таблице, приведенной ниже.

    Типы установок

    Словесная

    ха рактеристика

    Способ общения с детьми

    Последствия в развитии ребенка

    благосклонность, доброжелатель ность и любовь

    «Ребенок -центр моих ин тересов»

    Ласковое обра щение, неприну жденная игра с ребенком

    Чувство безопас ности, нормаль ное развитие лич ности

    Явное отчуждение

    «Ненавижу де тей. Не стану из-за них расстраиваться»

    Отчуждение, из бегание контактов, жестокие

    поступки.

    Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития.

    Чрезмерная требо вательность (мак симализм)

    «Не хочу иметь такого ребенка, как есть. Можно было бы сменить на лучшего»

    Никогда не хва лит, отсутствует система поощре ний, «ищет дырку в целом», часто ругает

    Подавленные же лания, неуверен ность в себе

    Чрезмерная опека

    «Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю

    ему»

    Торопливость, чрезмерное подстраивание под

    настроение ребенка, ограниче ние его самостоятельности, инфантильность

    Замедление со циализации, не способность проявить самостоя тельность, ин фантильность

    В наше время родители чаще заняты зарабатыванием денег, чтобы у «ребёнка всё было».

    Несовершеннолетними в 2007 году совершено 17 убийств. На 75% увеличилось количество преступлений, совершенных подростками в наркотическом опьянении.

    На 3,7 увеличилось число учащихся, совершивших преступления. На 20,8% увеличилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми подростками.

    Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи на правлены только на удовлетворение материальных потребностей ре бенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

    В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

    Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает нога ми, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Поче му не доложили, что сын уже вырос?»

    Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя  в жизни.

    Может нам стоит обратить внимание на традициях воспитания  в казачьих семьях.

    Уважительное отношение к старшим было принято и в семье. Казаки из давна считали, что старик в доме - лицо почитаемое, воля его - закон для всех. Слово отца в доме было главным, без него не начинали даже есть.

    К родителям дети почтительно обращались на «вы». Авторитет отца и матери считался непререкаемым. Они были постоянным примером для де тей.

    Казаки редко хвалили своих детей, считая, что человека хвалит его рабо та. Допустим, отец рассматривает подшитый сыном хомут, ему нравится, как это сделано, но в присутствии сына он скажет всего два слова: «Хороша ра бота!» - а сын счастлив: отец заметил его старание и умение.

    Большим грехом считалось обмануть родителей.

    Если казачонок где-нибудь на улице напроказничает, заберется в чужой сад за яблоками - самым угрожающим для него было предупреждение: «Ну, подожди, я твоему деду все расскажу!»

    Дети рано узнавали, что, как и когда делать в казачьем хозяйстве; если что и забывали - старшие подсказывали.

    Мальчики старались брать работу «потяжельше». Может, потому, соглас но воспоминаниям старожилов, «мужеского пола ребенок в нашем казаче стве от 12 до 18 лет считается дорогим работником».

    Мальчики и девочки трудились в поле.

    За день дети уставали до такой степени, что утром их трудно было разбу дить. Взрослые прибегали к испытанному способу: обещали ребенку купить обнову -девчонкам новое платье, выходные чувяки, ребятам -хромовые са поги для церкви и ярмарки, детскую казачью форму для школы.

    Осенью работы было поменьше. Ребятам оставался присмотр за домаш ней птицей и животными: коровами, лошадьми, овцами. Девочки рукодель ничали: вышивали крестом рушники и настольники, пряли пряжу или ткали домашнее полотно - красна, в котором нуждалась вся семья.

    Может сложиться мнение, что казачата не любили или не умели отдыхать.

    Это было не так. Стоит только вспомнить двенадцать годовых праздников церкви, в которые не работали. Кроме того, каждое воскресенье ходили в церковь. А каждый вечер после работы выходили на завалинку, грызли се мечки. Находилось время и поговорить, и поспорить, и поиграть.

    Воспитание  девочек и мальчиков было различным.

    Актуальность знаний культурных ценностей предков  акцентирует и новый предмет в образовательном пространстве Краснодарского края «Кубановедение». «Кубановедение означает: знание о своей ближней (малой) родине, - от слов «ведать», «знать» свою родную Кубань, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев. Вместе с тем кубановедение понимается и как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного к общему».

    А сейчас я прошу вас надуть шарик, который у вас в руках.

    Так же как этот шарик растут дети, а воздух в шарике  - это та информация, которую получают дети из средств массовой информации: телевидения, интернета – может нести позитивную и негативную информацию. Наши дети взрослеют, а с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

    Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредны ми привычками, перестают понимать родных и близких людей. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физичес кую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

    В начале XXI века девочку больше привлекает то, что рас положено рядом: дом, обстановка, непосредственное окружение, лю ди, с которыми приходится общаться. Мальчика, подростка, юношу вещи и люди могут привлечь независимо от близости или удаленно сти.

    У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в на строении — от излишней уверенности в себе до полной потери такой уверенности.

    Общение родителей с дочерью требует особого такта, понима ния, бережного отношения. В силу повышенной эмоциональности де вочки ранимы, обидчивы. Важно беречь и лелеять в будущей женщи не скромность, мягкость, уважение к мужчине. Для многих родителей самым тревожным периодом становится пора первой девичьей любви. И напрасно. Установлено, что девочка, которая пережила чувство любви, будет всю жизнь избегать легких отношений, случайных свя зей, она будет искать именно это прекрасное душевное состояние, поднимающее человека над обычной жизнью.

    С мальчиками особенно трудно в подростковом возрасте. От ро дителей в этом возрасте требуется огромное терпение, внимательное и тактичное отношение к ребенку. Целесообразно создавать в процессе воспитания такие ситуации, в которых бы ребенок мог проявить себя как представитель «сильного» пола, приучая брать на себя большую нагрузку, ответственность за слабых. «Есть три вещи, которые необхо димо утвердить в мальчиках и юношах, - писал В.А. Сухомлинский,- долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины». Утверждать сознание долга, ответственности и достоинства, значит, вос питать хорошего сына, любящего, заботливого отца и мужа.

    Вот несколько советов, которые, возможно, пригодятся в практике вашего семейного воспи тания:

    Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку - наоборот. Этого правила необ ходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отноше ние к противоположному полу.

    Игры девочек чаще основываются на ближнем зрении, они чаще играют в ограниченном пространстве. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестнице, взбираются на шкафы. Учитывайте эту потребность маль чиков.

    В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины (дедушка, дя дя и др.).

    Мальчики (на уроке или в учебной деятельности дома) не могут набрать оптимальный уровень работоспособности так же быстро, как и девочки. Эту особенность родителям необходимо учитывать и не пытаться форсировать учебную активность, это вызовет явную или скрытую агрессию. Наберитесь терпения!

    Если в семье верующий отец, то дети в 80 % случаев станут ве рующими, а если мать, то лишь в 3 %. Влияние отца на ребенка силь нее. Помните об этом!

    Если отец хочет, чтобы дети выросли счастливыми, он никогда не должен: унижать женское достоинство матери, вспоминать ее ошибки и прегрешения в прошлом, подчеркивать ее умственные или физические недостатки, акцентировать внимание на ее экономической зависимости.

    Материнское и отцовское воздействие на детей отличается. «Ма теринское означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. От цовское означает: я принимаю тебя за то, каков ты» (С. Соловейчик).

    Результатом может стать  мировоззрение воспитанника, который будет свято чтить и выполнять законы и заповеди своего сообщества:

    1. я – гражданин Кубани, России   и своей жизнью постараюсь заслужить славу добрыми делами;
    2. я - достойный человек, осознающий свое «Я» в этой жизни, духовно богатый, воспитанный, добрый;
    3. я - семьянин в самом широком смысле этого слова, у меня есть близкие и дальние родственники, и по отношению к ним уже сегодня у меня есть обязанности;
    4. я - образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру этноса;
    5. я – труженик, ценитель и приемник народных мастеров;
    6. я – защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.

    Это мировоззрение также будет свидетельствовать о положительных результатах духовно-нравственного воспитания, так необходимого в современной школе и социуме.

     Вы согласны со мной? (карточки зелёная и красная).

    Литература:

    Н.И. Дереклеева.  Новые родительские собрания. 5-9 классы, М. ВАКО, 2006г.

    Щербина Ф.А. Краткий исторический очерк Кубанского казачьего войска. Во ронеж, 1888.

    А.В. Маслов. Кубанская старина. – ОИПЦ «Перспективы образования», 2006г.

    Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя. М. Глобус, 2007г.

    Н.А.Бондарева. Социокультурные  ценности линейного казачества

     как системообразующее содержание в духовно-нравственном воспитании.  «ККИДППО»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Страницы истории Детям пережившим страшное военное время посвящается. Детство, опаленное войной

    Слайд 2

    На войне невыносимо трудно всем- и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

    Слайд 3

    С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заметить ушедших на фронт отцов и старших братьев

    Слайд 4

    День и ночь продолжались бомбежки крупных городов. Жители спускались в огромные бомбоубежища, где спали, ели, читали книги

    Слайд 5

    Во время налета фашистской авиации.

    Слайд 6

    18 Леня Голиков 14 лет

    Слайд 7

    20 Валентин Котик 14 лет

    Слайд 8

    Володя Дубинин 15 лет

    Слайд 9

    19 Зина Портнова 15 лет

    Слайд 10

    22 Марат Казей 15 лет

    Слайд 11

    21 Лара Михеенко 12 лет

    Слайд 12

    Василий Коробко 16 лет

    Слайд 13

    Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда

    Слайд 14

    Главной темой для Ленинграда были дети блокадного города

    Слайд 15

    Таня Савичева

    Слайд 16

    Миллионы детей прошли через немецкие концлагеря.

    Слайд 17

    Дети концлагерей. Их заставляли работать, на них проводили медицинские эксперименты, их просто убивали.

    Слайд 18

    Эти люди были избиты, унижены, оскорблены.

    Слайд 19

    «Бухенвальд» 16

    Слайд 20

    Ничего не может быть страшнее смерти детей, даже на войне.

    Слайд 21

    После себя фашисты оставляли выжженные до тла деревни

    Слайд 22

    Дети у сожженной хаты (Белоруссия)

    Слайд 23

    Здесь побывали фашисты.

    Слайд 24

    Слава воинам- победителям! Вечная память павшим!



    Предварительный просмотр:

    МАОУ лицей пгт Афипского

    МО Северский район

    Урок мужества

    «Детство, опалённое

    войной»

    1 класс

    Подготовила:

     Кононец Е.В.,

    учитель

    начальных классов


    Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории, познакомить с литературой, имеющейся в библиотеке по данной теме.

    Оформление. Книжная выставка «Детство, опаленное войной»: «Дети военной поры»; Ильина Е.Н. «Четвертая высота»; «Орлята Великой Отечественной»; Надеждина Н. «Лара Михеенко»; «Пионеры – герои»; Голенкова А. «Подвиг Кири Баева»; Корольков Ю. «Партизан Леня Голиков» и др.

    В ходе урока демонстрируется презентация «Детство, опаленное войной».

    Слайд 1.

    ВЕДУЩИЙ: 66 лет прошло со Дня Победы. И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Но мы вновь и вновь вспоминаем о ней. 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов… С боями, перебежками и ползком – 4 года! 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года

    И среди этих 27 миллионов – дети, которые так и не стали взрослыми. Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

    Слайд 2.

    ЧТЕЦ (1):

    Ее я узнал не из книжки –

    Жестокое слово война!

    Прожекторов яростной вспышкой

    К нам в детство врывалась она

    Смертельными тоннами стали,

    Сиреной тревоги ночной,

    В те дни мы в войну не играли –

    Мы просто дышали войной.

    В читальнях, притихших и тесных,

    На отмелях книжных морей,

    При свете коптилок железных

    Шуршали листы букварей.

    Слайд 3.

    ВЕДУЩИЙ: В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасности, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков.

    Слайд 4.

     ЧТЕЦ (2): 

    Они были не заменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Служили во всех родах войск: в пехоте, на флоте, в артиллерии, в разведке, в танковых войсках, сражались в лесах с партизанами. Разными путями они попадали на фронт. Освобожденные из плена, братья или сестры погибших, сироты.

    Слайд 5.

    ЧТЕЦ (1):

    Рисуют мальчики войну,

    Рисуют танки и «Катюши»,

    Висят во всю длину листа

    Снаряды, толстые, как груши.

    Рисуют мальчики войну…

    ЧТЕЦ (2): 

    Рисуют мальчики бои,

    Что им по счастью не знакомы,

    И берегут они свои

    Огнем кричащие альбомы

    Но в том далеком 41-м

    С врагом, вступив в неравный бой,

    Росло героев поколенье,

    Их имя – дети, опаленные войной.

    Слайды 6-12.

    ВЕДУЩИЙ: Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за  сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах. В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой славой пионеры – Герои Советского Союза: Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей.

    ЧТЕЦ (1): Леня Голиков. Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор . Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В 1943 году в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. К началу войны ему исполнилось 15 лет.
    Памятник Лёне Голикову установлен в Нижнем Новгороде.

    ЧТЕЦ (2): Валя Котик.  На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. Сначала был связным подпольной организации, затем участвовал в боях, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области в 1944 году был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    ЧТЕЦ(1): Володя Дубинин. Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.

    ЧТЕЦ (2): Зина Портнова. В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, близ Витебской области. С 1942 года член подпольной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители» была схвачена. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Замучена и расстреляна в тюрьме. В Санкт-Петербурге есть улица Зины Портновой, а в 1968—2000 в Дальневосточном морском пароходстве существовало судно «Зина Портнова».

    ЧТЕЦ (1): Марат Казей. Во время Великой Отечественной войны мать Марата прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

    ЧТЕЦ (2): Лариса Михеенко. Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир - майор вначале отказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Простоволосая, босоногая девочка. Нет у нее в руках оружия - одна только нищенская сума. Но девочка эта- боец, потому что сведения, которые она доставляет отряду, помогают партизанам бить врага... Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях…Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли 4 ноября 1943 года, а седьмого ноября партизанский отряд соединился с частями Советской Армии. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно"

    ЧТЕЦ (1): Вася Коробко. Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени

    1ученик.

         Станут памятью встречи, привычки, слова…

    А они не вернутся.

    Отбушует зима.

    Поседеет вдова…

    А они не вернутся.

    1. ученик.

          Скорбь утихнет.

    Уснет на ладонях Земли…

    А они не вернутся.

    Снова к пепельным звездам уйдут корабли…

    А они не вернутся.

    3 ученик.

          В карауле друзья не устанут стоять…

    А они не вернутся.

    Будет море шуметь, будет солнце сиять…

    А они не вернутся.

    1.  ученик.

          И погаснут миры, и возникнут миры…

    Но одно лишь известно:

    Мы состаримся, мы будем жить до поры…

    А они – будут вечно.

    Слайд 13.

    ВЕДУЩИЙ: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», – когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые.

    Просмотр ролика «Детям – жертвам блокадного Ленинграда».

    Слайд 14.

    ВЕДУЩИЙ: Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей. И дети видели муки своих матерей. Вспоминает Жана Эмильевна Уманская, ей в войну было 7 лет. «Запомнила я блокадную елку новогоднюю. Дали билет на елку. Пошла я одна, ребятишки там все тощие, маленькие, заморенные. Выступил фокусник, он пытался показывать нам фокусы, а ребятишки все сидят безразличные. Настолько мало детского осталось в нас. Потом у нас умер отец, еще умер сосед. Мы общими усилиями снесли их на кухню, завернули в одеяла. Месяц они лежали на кухне, потому что сил не было их хоронить». Взрослых поражало спокойствие детей, их равнодушие к смерти. А это была защитная реакция неокрепшей психики.

    Что чувствовали и переживали дети, рассказывает дневник ленинградской девочки Тани Савичевой.

    Слайд 15.

    ЧТЕЦ (2): « Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама- 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

    ВЕДУЩИЙ: Это написала одиннадцатилетняя школьница, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил. Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада была мне предназначена судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства.

    Слайды 16-19.

    ВЕДУЩИЙ: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. В бывшем фашистском лагере Ровенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины, был плакат, где было нарисовано детское сердце, а в центре был аккуратно нарисован кружочек – мишень. Надпись под ним гласила, что эсесовец, который точно будет попадать в сердце ребенка, получит дополнительные отпускные дни.

    ЧТЕЦ (1): «Собаки рвали детей… А немцы хохотали», – вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны…»

    ЧТЕЦ (2): Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет. «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога», выжила чудом».

    ВЕДУЩИЙ: Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. 22 марта 1943 года каратели заживо сожгли жителей лесной деревушки Хатынь, 149 человек – старики, женщины, дети.

    ВЕДУЩИЙ: Детей вывозили в Германию, где они работали на фашистов, становясь рабами. Послушайте письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги.

    ЧТЕЦ (1): «Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Когда ты вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Да, папа, я рабыня немецкого барона, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с хозяйскими свиньями. Живу я в дровяном сарае. Два раза я убегала от хозяев, но меня находили и били».

    ВЕДУЩИЙ: Это письмо было найдено после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году. В день своего 15-летия, доведенная до отчаяния, Катя повесилась.

    Слайды 20-23.

    ВЕДУЩИЙ: Тяжело было и в тылу. Многие ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпускали продукцию, нужную фронту и тылу, приближали час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, осваивали трактора, собирали урожай. Собирали колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствовали над ранеными в госпиталях или над семьями погибших воинов. В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям…

    ЧТЕЦ (2): «…Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели и, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них, трудно верить, что им по 14-15 лет. Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до станка, всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?.. Это не героика, это будни нашего тыла».

    Слайд 24.

    ВЕДУЩИЙ:  Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

    Печально, что дети продолжают погибать и в мирное время: более 30тыс. детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», 186 детей погибли при захвате школы в Беслане и список можно продолжить. На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь его в тревожное время? Как сохранить его душу и жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Чтобы детство никогда больше не называлось войной.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Урок кубановедения в 5-м классе на тему «Кубанские пословицы, поговорки, фразеологизмы»

    Кононец Елена Владимировна, учитель начальных классов 

    Цель урока: Пробудить интерес учащихся к истории и культуре своей малой родины- Кубани.

    Задачи:

    1. воспитать уважение и почитание истории и традиций родного края;
    2. воспитать способность брать на себя ответственность;
    3. воспитывать толерантность в восприятии качеств и черт окружающих;
    4. расширить знания о кубанском диалекте, привлечь уч-ся к самостоятельному поиску материала к подготовке к уроку;
    5. развивать умения принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;
    6. на примере нетрадиционных форм проведения урока развить у учащихся творческие способности и потребность в познании.

    Основные понятия:

    1. Кубанские пословица, поговорка, фразеологизм
    2. Кубанский диалект

    Раздаточный материал:

    1. Жетоны для распределения по группам
    2. Кейс с вопросами
    3. Карточки

                                                               

    Ход урока.

                                                                             

    Эпиграф: Матушка Кубань всех прынымает:

                                               и хохлов, и рассейцев

    I.Организационный момент.

    Слайд1.

    II. Работа над новым материалом.

     

    1. Слайд1.

    - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с Кубанскими пословицами, поговорками, фразеологизмами

    Слайд 2.

    На фоне казачьей лирической мелодии.

    На Кубани вырос я

    Мне родней, понятнее

    Наши южные поля, степи необъятные…

    - Да, жить на Кубани и не любить этот край, не восхищаться людьми, которые здесь живут невозможно.

    Слайд3.

    На Кубани живет богатырский народ

    И дела у него богатырские.  

    - И это мы еще раз докажем на нашем уроке, продолжив изучение кубанского диалекта.  Урок у нас сегодня необычный: вы получили жетоны разного цвета, согласно которым разделились на команды. Итак, прежде, чем мы приступим  к игре, даю вам 2 минуты, чтобы вы выбрали  капитана и определились с названием команды.

    Звучит лирическая мелодия

             

    Капитаны команд говорят название команд, учитель записывает их на доске.

    - И как в любой игре, на  нашей присутствует жюри.

    - Команды названы, жюри представлено, можно приступать к игре.

    Слайд 4.

    - Ребята, давайте прочтем с вами эпиграф урока. На каком языке это написано. Что обозначают слова: рассейцы, хохлы, прынымает. Не кубанский язык, а кубанский говор, диалект.

    2.Экспресс – опрос.

    Команда 1.

    Русское литературное слово

    Кубанский говор

    скибка

    лэдащий

    уважать

    кукушка

    Команда 2.

    Русское литературное слово

    Кубанский говор

    разговаривать

    утка

    люлька

    цыбуля

    В помощь карточка синего цвета (словарь)+ книги. Капитаны озвучивают  свои варианты.

    3. Беседа с командами.

    - Кубанская речь, со своим юмором и остротой ума, уникальна, самобытна. Почему?

    - Да, она представляет смесь двух родственных языков – русского и украинского плюс заимствованные слова горских народов. Как вы думаете, на вопрос, на каком языке вы говорите, что отвечали кубанские казаки? Ответ: на нашем, казачьем! На кубанском? (Отметить, что нет кубанского языка, есть кубанский диалект)

    - Можно сказать, что кубанский диалект - это испорченный русский язык?

    - Зачем мы изучаем кубанский диалект? (сохранение традиций предков, на этом диалекте говорят наши бабушки, изучение культуры; потому что  - он был, есть и будет)

    4.Работа со словарем.

    - Ребята, у вас на парте текст, взятый из толкового словаря Ожегова, Даля, словаря иноязычных слов Крысина. Прочтите.

    ПОСЛОВИЦА (из толкового словаря  В.Даля) – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, житейского приговора; пословица не сочиняется, а рождается сама; это горячий ум  народа. В пословицах всегда есть обобщение, вывод. Например, век живи -век учись.

    ПОГОВОРКА (из толкового словаря С.Ожегова) – краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорки определяют людей, явления, поступки всегда с оценочной точки зрения. Роль поговорки – украсить разговорную речь, сделать ее выразительной, образной.

    ФРАЗЕОЛОГИЗМ  (из толкового словаря С.Ожегова) – устойчивые яркие выражения с самостоятельным значением. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость. Например, бить баклуши (бездельничать);

    Задания:

    1 команда – чем пословица отличается от поговорки

    2 команда -  приведите пример фразеологизма, объясните его

    3 команда – для чего народ использует в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы

    5.Физминутка.

    6.Работа с кейст-текстами.

    - На Кубани люди легко в разговоре переходили с русского на украинский и обратно, понимали друг друга. В речи уживались и кубанские, и общерусские пословицы

    Кубанские пословицы и поговорки

    Общерусские пословицы и поговорки

    У страха глаза что плошки, а не видно ни крошки

    И нашим, и вашим

    И нашим, и вашим за рупь спляшем

    Век живи – век учись

    Вик живи - вик учись, а дураком умрэшь

    По одежке встречают, по уму провожают

    По одежке встречають, а по уму провожають

    У страха глаза велики

    - Прочтите. Найди смысловое соответствие, соедините стрелками.

    - Инсценируйте одну на выбор.

    7. Команды задают вопросы друг другу.

    Сначала одна команда задает 2 кубанских фразеологизма, затем другая 2 русских. Команды  из набора своих фразеологизмов находят соответствие

    Слайд 5.

    1.Байдыкы бить.

    2.Голод не свой брат.

     3.Зубы съел (на этом).

    4.Два арбуза в одной руке не удер жишь.

    5. Пчел по весне считают.

    Н.6. Якый Сенька, така его и шапка.

    Слайд 6.

     

    1. Собаку съел.

    2. Цыплят по осени считают

    3.Бить баклуши.

    4.Голод не тетка.

    5.За двумя зайцами погонишь ся - ни одного не поймаешь.

    6. По Сеньке и шапка

    8.Кейс-текст. Легенда – сборник «Сказки Кубани».

    Вызывает полковник Веревкин к себе в палатку казака Чигина.

    - Вот,- говорит,- братец, послал я охотников за провизией к неприятелю, а курьера - к своим, и ни слуху от них, ни духу. Одна надежа на тебя осталась.

    Чигин отвечает:

    - Можете не сумлеваться, ваше скородь, что надо, сделаем.

    - Бросать с языка, а не с сундука, - говорит полковник.

    - У каждого человека своя перегородка, - отвечает казак.

    Покрутил полковник головой: не любы ему казачьи речи.

    (Ф: Ни слуху от них, ни духу – не слышно, не видно.  Поговорка: Бросать с языка, а не с сундука – говорить легко, а сделать трудно. Ф.: У каждого человека своя перегородка – у каждого свой предел, ограничение возможностей: физических, умственных. Что может один с легкостью, для другого - большой труд)

                 

    Задание:

    1.Прочтите текст.

    2.Подумайте, о чем текст. Озаглавьте его.

    3.Выпишите диалектные слова. Подберите (письменно) к ним соответствующие слова русского литературного языка.

    4.Найдите в тексте кубанские пословицы и поговорки, фразеологизмы. Устно объясните.

    5.Определите значение  употребляемых в тексте поговорок, фразеологизмов.

    7.Ребята, чью сторону вы бы приняли: казака или полковника

    8.Ролевая игра: автор, полковник, казак

    9. Конкурс капитанов. Загадки. Капитаны выбирают по 3 загадки. Готовят ответы с командой

    1.Висом висят, ходом ходя, время показывают. (часы)

    2.Стоит столбом, горит огнем, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)

    3.Новая посудыня уся удырах. (сито, решето)

    4.Стоит Антошка на одной ножке, его шукают, а вин не откликается (гриб)

    5.Жевтый шар сыплет жар (солнце)

    6. Висит телепается, всяк за него хватается (рушник)

    10. Составление пословиц.

        Дальше пойдет разговор о доме, который, как поётся во многих песнях, является «началом начал». Истоки русской литературы (пословицы и поговорки) доносят до нас мудрые мысли об этом жилище человека: «В гостях хорошо, а дома лучше»

    «Я растворяюсь в России, как ты, моя гордость, моя правда, моя сила, моя русская хата», - так торжественно заканчивает «Гимн хате» кубанский писатель И. Бойко.

    Слайд 7.

    Составьте пословицы, объясните понравившуюся.

    1.В, а, дома, лучши, гостях, хорошо

    2.Всяк, кулик, болото, свой, хвалють, свое

    3.Доме, в , и, своейном, помогають, стены

    4.Тисноте, в, обиде, не, да, в

     

    - Да, кубанская речь –уникальна, она – душа народа. В народе говорят: «Речь без пословиц – что еда без соли». Кубанцы утверждают «хто присказки старинны знае, тот в жизни много понимае»

    IV. Подведение итогов.

    Слайд 8.

    Составление буремэ.

    О чем мы сегодня говорили, что узнали нового? Составим девиз урока.

    ________________________учить

    ________________________служить

    ________________________хранить

    ________________________любить

         Учить - служить, хранить – быть

    Слайд 9.

    Историю Кубани будем мы учить,

    Традиции народа  бережно хранить.

    Отчизне верно мы служить

    И Кубань нашу  любить!

    Запишите на своих разноцветных листочках. Приклеивание на газету.

    Не выжечь наш дух, наши корни

    Пусть к воле казачьей путь труден

    Но всюду, где сердцу просторней

    Мы были, мы есть и мы будем

    Урок завершен, команды успешно продемонстрировали свои знания, результат игры –проигравших сегодня нет. Каждый получает заслуженную награду –МЕДАЛЬ ЗА ТВЕРДОСТЬ ДУХА, ОСТРОТУ УМА, ЗА ЗНАНИЯ И ВЕРУ В БУДУЩЕЕ!!!

    Символ русской души. «Я растворяюсь в России, как ты, моя гордость, моя правда, моя сила, моя русская хата», - так торжественно заканчивает «Гимн хате» кубанский писатель И. Бойко


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Урок кубановедения в 1-м классе на тему

    «Кубань – многонациональный край»

    Кононец Елена Владимировна, учитель начальных классов 

    Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, кубановедение 

            Цель: воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений.

    Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация к уроку; диск с кубанскими песнями.

    1. Орг. момент.

    1. Работа над новым материалом.

    Слайды  1-9

    1. Вводное слово

                         Кубань

    Поля, лиманы, перелески,

    Осенний лес в багряном блеске,

    Ручьев весенних перезвон,

    И святость дедовских икон.

    Кубань, Кубань моя родная,

    Я лучше места нет, не знаю.

    Ты крылья шире расправляй,

    Мой дивный Краснодарский край.    (И.Варавва)

    1. Рассказ учителя.

            Кубань. Большой и благодатный край, омываемый Черным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких холмиков, здесь раскинулись широкие степные просторы. В горах берут начало быстрые горные реки с чистой холодной водой. А самая большая из них – Кубань. В лесах растут дубы, ясени, липы, сосны, ели, тополя и водится много диких зверей: медведи, косули, лисы, волки, кабаны. Теплый климат и плодородные почвы позволяют выращивать на Кубани пшеницу, рожь, подсолнечник, виноград, клубнику, малину, яблоки и вишни, сливы и груши, помидоры и огурцы. А еще в Краснодарском крае добывают нефть и газ.

            И все это делают люди с разными именами и национальностями, которые гордо называют себя кубанцами. Всего по последней переписи населения на Кубани проживают люди 118 национальностей.

    1-й чтец.  Пускай совсем я маленький,

                      Но Родину люблю,

                      Свой дом на тихой улице

                      И всю страну мою!

    2-й чтец.  Люблю я речку быструю

                     И дальний лес за ней.

                     Пусть будет небо чистое

                     Над Родиной моей!

    3-й чтец.  Великую землю,

                     Любимую землю,

                     Где мы родились и живем,

                     Мы Родиной светлой

                     Мы Родиной милой

                     Мы Родиной нашей зовем!

            Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину старики говорили, что дом и все, что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово, - делают семью богатой.

             А наша классная семья действительно богатая – на национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и украинские, и греческие, и даже азербайджанские.

    Слайды  10-11

    1. Стихотворение «Одежда казака».                                                         Говорят, что в песне, танце, одежде – раскрывается душа народа.

         Носил он с давних – давних лет

         Кубанку яркую, бешмет,

         Черкеску, бурку и башлык

         Имел красивый гордый лик.

         Одна одежда для парада,

         Здесь все отличия, награды,

                    А в форме строгой шел в поход

                    И рвался в бой за свой народ.

           

           Слайд  12

            - Сейчас мы полюбуемся с Вами, как исполняет Кубанский казачий хор песню – танец «Трава моя, трава», а вы, ребята, обратите внимание на одежду артистов.

           (Звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора).

            Вы, конечно, обратили внимание, что поют песню по-русски, а танцуют по-кавказски. Это происходит потому, что каждый народ, населяющий наш край делится красивыми мелодиями своих песен, движениями танцев, деталями одежды.

    - А как одеты казаки?

    - А казачки?

    - Правильно, ребята. Одежда, удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой.

           На хуторе нашем вишневом

           У чистой криничной воды  

           Девчата справляют обновы,

           К заре поднимают цветы.

           И те становые цветочки,

           Как щедрого лета молва,

           Шитьём украшают сорочки,

           Подолы рубах, рукава.

                                            И. Варавва.

         Слайд  13

      -  Долгими зимними вечерами девушки украшали вышивкой одежду. Вышивать крестиком сложно: надо не только подобрать оттенки ниток, но и внимательно считать клеточки. Вот и мы сейчас будем внимательно считать клеточки, а вместо иголки и ниток нам будут помогать фломастеры и гелевые ручки.

           (Учащиеся выполняют работу).

    5.Рефлексия.

         Слайд  14

    1. Я думаю….

    -  Меня удивило…

    -  Я почувствовал

    6. Подведем итоги.

                - В семье мы дружим с родными и близкими, в классе дружим  с одноклассниками, с соседями по дому дружим. Значит, в крае мы тоже должны жить дружной семьёй.

               



    Предварительный просмотр:

    Тема занятия: «Путешествие в   страну Вежливости и Доброты»

    Кононец Елена Владимировна, учитель начальных классов 

    Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

    Задачи: 

    – познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта»,  показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

    – развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся,  расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

    – воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты»,  плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.

    Литературный ряд:  стихотворение «Доброта», стихотворение  С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», стихотворение «Добрые слова»,  пословицы и поговорки о доброте и вежливости.        

    Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорогою Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.             

    Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».  

    Форма проведения: беседа с элементами игры.

    Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».

    Ход внеклассного занятия:

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Я очень рада  видеть вас и   ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята,  друг на друга и улыбнитесь!

    II. Вступительное слово.

    - Сегодня  на занятии,  мы с вами  совершим увлекательное путешествие в одну  необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

    – В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,  любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

    – Ребята, наверное, вы уже догадались,  о какой стране идет речь.  Как она называется?

    Дети: Страна Вежливости и Доброты.

    Слайд 1

    - Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.

    По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:

    Слайд 2

    1. Аллею Приветствий.

    2. Море  Доброты.

    3. Океан Вежливости.

    4. Остров Дружбы.

    5. Дворец Извинений.

    III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.

    Слайд 3


    1. Первый пункт, который, мы должны посетить - это «Аллея приветствий». 

    – Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

    Дети: Со слова «Здравствуйте».

    - Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

    – А что же  значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

    - У каждого  слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые  появилось это слово.

     

    Слайд 4

    - В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

    – Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

    “Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

    - А какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, здравствуй.)

    - В каких случаях говорят эти слова.

    Ученик:

    Добрые слова не лень
    Повторять нам каждый день,
    Только выйдем за ворота,
    Всем идущим на работу,
    Кузнецу, врачу, ткачу:
    “С добрым утром” - я кричу.
    “Добрый день!” - кричим мы вслед
    Всем идущим на обед.
    “Добрый вечер!” - так встречаю
    Всех домой спешащих к чаю.

    Слайд 5

    2. - Первое море, которое мы должны переплыть –  «Море Доброты».  

    - Ребята, а что  такое – ДОБРОТА?

    - Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?

    Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».

    Ученик 1:

    Добрым быть совсем, совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
    Доброта – не пряник, не конфета.
    Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
    Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

    Ученик 2:

    Слово это серьезное,
    Главное, важное.
    То, что значит оно,
    Очень нужно для каждого.
    В нем забота и ласка,
    Тепло и любовь.
    В нем стремленье
    На помощь прийти вновь и вновь.

    Ученик 3:

    Это качество
    В сердце у многих живет
    И о боли других
    Позабыть не дает.
    И оно поважнее,
    Чем лица красота.
    Догадались, что это?
    Сердец ДОБРОТА.

    Слайд 6

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

    - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.

    - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.

    - Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

    Слайд 7

    3.  -  А нам пора двигаться дальше. Впереди – Океан Вежливости.

    - А как вы думаете, что такое вежливость? Давайте, прочитаем на слайде.

    Слайд 8    

    Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

    - Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

    Слова коротенькие эти

    Повсюду слышатся с утра.

    Они живут на белом свете,

    Запомнить их давно пора.

    Слайд 9

    4. Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”

    - А сейчас, ребята,  давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

    Встаньте, пожалуйста!
    Поднимите руки!
    Будьте добры, похлопайте в ладоши!
    Потопайте. Попрыгайте,
    пожалуйста.
    Будьте любезны,  руки вперед.
    Опустите руки,
    пожалуйста.

    Будьте добры, наклоните голову вперед.

    Наклоните, назад, пожалуйста.

    Влево. Вправо.

    Будьте любезны, садитесь на свои  места.

                                                 

    Слайд 10

    4. - На нашем пути встретился небольшой остров - это Остров «Дружбы».

    - Что такое дружба?

    Слайд 11

    - Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии,    привязанности, общности интересов».

    - Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим наши цветы дружбы.

    Слайд 12

    У нас будет работа в группах. Каждой группе раздаются лепестки с определением дружбы. Дети составляют по группам цветки дружбы и объясняют, почему выбрали именно эти лепестки для цветка.

    (Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность.)  

    - А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему?  Вот и получился цветок дружбы, теперь  вы знаете о дружбе всё.

    Слайд 13

    - А сейчас к нам пришли в гости сказочные герои  Мальвина и Буратино.

    Мальвина: Здравствуйте, дети!

    Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

    Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

    Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

    Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

    Буратино: А что я тебе такого сказал?

    Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

    Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

    Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

    Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

    Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

    Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да,  разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

    Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

    Ответы детей

    Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и  невежливо.

    Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.

    Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

    Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

    - Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям,  стал добрым и вежливым.

    - Сейчас ребята прочитают правила вежливости из стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

    Ученик 1: Ежели вы вежливы
    И к совести не глухи
    Вы место без протеста
    Уступите старухе.
    И ежели вы вежливы,
    То, сидя на уроке,
    Не будете с товарищем
    Трещать, как две сороки.

    Ученик 2: Ежели вы вежливы
    То в разговоре с тетей
    И с дедушкой, и с бабушкой
    Вы их не перебьёте.
    И ежели вы вежливы
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником
    Пред сильным не робея.

    Ученик 3: И ежели вы вежливы
    Поможете вы маме
    И помощь ей предложите
    Без просьбы – то есть сами.
    И ежели вы вежливы
    То всех благодарите
    И мячика у маленьких
    Без спросу не берите!

    - Ребята,  о каких  же полезных советах из этого стихотворения  вы узнали?  

    Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.

    - Для того чтобы стать вежливыми, мы  должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

    - Молодцы, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Океан Вежливости.

    Слайд 14

    5. Мы продолжаем наше путешествие и  следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений». 

    - Какие слова извинений вы знаете?

    Слайд 15.Простите, пожалуйста

                     Извините, пожалуйста

                     Я не хотел Вас обидеть 

    Слайд 16

    - Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

    Всех чудес в сказочной стране не перечесть…
    Жить – поживать здесь всегда удовольствие…
    Все жители здесь сказочно вежливы и добры…

    - А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята,  тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

    IV. Итог занятия:  - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним правила вежливости.

    Слайд 17 

    - Здоровайся при встрече.
    - Не груби, даже если сердит.
    - Проявляй доброжелательность.
    - Будь вежлив и воспитан.

    - Старайся быть хорошим верным другом.

    - Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

    - Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

    Слайд 18

    - Давайте закончим наше путешествие  веселой дружной песней. (Исполнение песни «Дорогою добра»)

    V. Рефлексия.

    Слайд 19

    – Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

    - Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат  солнышки и тучки.

    - Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение  поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно –  поднимите тучку.

    – На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!



    Предварительный просмотр:

    Урок кубановедения в 5-м классе на тему «Топонимы Кубани»

    Кононец Елена Владимировна, учитель начальных классов 

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с топонимикой как лингвистическим явлением, с топонимами Краснодарского края, их значением и происхождением.

    Задачи урока:

    1. Дать представление о топонимии.

    1. Формировать умение отличать топонимы разных групп и использовать их в речи.
    2. Формировать орфографическую зоркость при написании простых и составных топонимов.
    3. Познакомить с этимологией топонимов Кубани.
    4. Воспитывать чувство любви к родному краю, формировать гражданско-патриотические качества личности школьников.

    Оформление: карта Краснодарского края, раздаточный материал, флажки для карты, мультимедийная презентация.

    Ход урока:

    1. Организация начала урока.

    - Перед вами лежат материалы к уроку. Достаньте, пожалуйста, их из файлов и положите перед собой. На первой странице поставьте число. Запишите имя и фамилию.

    Слайд 1.

    1. Географические названия (топонимы).

    О географических названиях мы будем говорить на уроке.

    Мы совершим путешествие по карте Краснодарского края, отмечая места остановок. Вы готовы отправиться в путь?  Возьмите в руки волшебные цветы, взмахните ими 3 раза, посмотрите на небо, на дверь, на меня. Угадайте  пароль начала пути.

    Общее  имя всех мест на Земле. Сложите слово топос (место) со словом онима (Имя).

    Вот теперь мы подошли к теме урока. Как вы думаете, если сложить путешествие по карте Краснодарского края и слово «топоним», какая тема получится? Верно, «Топонимы Краснодарского края».

    Запишите тему урока.

    Вы не забыли о волшебных цветах? Взгляните на них внимательней. На цветной стороне цветка записаны слова, хорошо вам знакомые. Прочтите их.

    Перевернув лепестки, вы узнаете, какому греческому корню соответствуют эти слова. Сложите греческие корни со словом «имя» (онима),  что получилось? Именно так, гидронимы, ойконимы, оронимы, дрионимы и урбанонимы, называют группы топонимов, имеющих разные значения.

    1. Дополните определения типов  топонимов:

    Названия водных объектов (морей, ___________________, ____________, _______________) -  ____________________.

    Названия гор, хребтов, перевалов -  ____________________.

    Названия городов, _____________, сёл, _______________ - _____________________.

    Названия улиц, переулков, площадей, скверов, проспектов, набережных - _____________________.

    Вот теперь вы готовы совершить путешествие по карте Краснодарского края. В путь!

    1. Значение и происхождение некоторых топонимов Краснодарского края.

    Перед вами лист №2. Маршрутный лист. Для того, чтобы сверить маршрут, распределите перечисленные топонимы по типам.

      Заполните таблицу, распределив топонимы Краснодарского края  по группам. Работа в парах.

    Слайд 3.

    Река Кубань, город Краснодар, Чёрное море, город Сочи, Ангелинский ерик, город Туапсе, парк 30-летия Победы, озеро Байкал, парк им.М.Горького, гора Цохвоа, посёлок Джубга,  озеро Рица, город Санкт-Петербург, озеро Карасун, Первомайская парк, Дом-музей семьи Бурсаков, памятник Екатерине II, Дворец молодёжи, Свято-Екатерининский кафедральный собор, улица Красная.

    Топоним

    Язык

    Значение

    Другие названия и примечания

    Слайд 4.

    Гидронимы

    Ангелинский ерик

    Тюркский

    Турецккий

    «ангалы»- имеющий мать;

    «энгелик»- ширь, простор.

    Ерик-

    Ангелик

    Энгелик  

    Карасун озеро

    Тюркский

    Кора – чёрный, су - вода

    -

    Кубань река

    Карачаево-балкарский

    «къобхан» - быстрый, бурливый, беспокойный, разливающися

    300. Къобхан , Кобан,

    Гопанис (греч.) (конская река (буйная, сильная),

    Чёрное море

    Славянский

    «чермное» - суровое

    500. Скифское, Верхнее море Заката (среднеазиатские географы), Понт Эвксинское- гостеприимное(греки)

    Слайд 5.

    Оронимы

    Кавказ (горная страна)

    Скифский

    Древне-иракский

    Индийский

    Осетино-аланский

    Белоснежный

    Льдистоблестящий

     

    «Граукасим»- белоснежная гора

    «Хох-аз» - гора азов (осетин)

    Лагонаки нагорье

    Адыгейск.

    1. «лэгунэ» - место для молодожонов и «къу»-долина;
    2. «лъэгапIэнэкIы»- возвышенность, лишенная растительности.

    Лаго - Наки

    Цохвоа гора

    Абадзинск.

    Острая вершина (гора)

    Высшая точка Краснодарского края (3345 м.)

    Слайд 6.

    Дрионимы

    Парк имени 30-летия Победы

    Русский

    В честь Победы советского народа над фашистской Германией

    Парк победы (разг.)

    Парк имени Максима Горького

    Русский

    В честь писателя Максима Горького

    Парк Горького (разг.)

    Лесопарк Красный Кут

    Русский

    «Красный» - красивый;

    «Кут» - уголок, тупик

    Слайд 7.

    Ойконимы

    Город Сочи

    Убыхский

    Шабшугский

    От «шьача» - названия убыхского племени;

    «Сетте» - принимают

    Город Краснодар

    Русский

    «Красный» - красивый,

    «дар»- подарок.

    Екатеринодар

    Город Туапсе

    Персидский

    Черкесский

    Персик;

    «ту» -две, «апсе» - воды (души);

    место апсов (абхазцев)

    Город-колония Топсида («топос»-место,

    «индрос» - железо)

    Слайд 8.

    Урбанонимы

    Дом-музей семьи Бурсаков

    Дом Бурсака (разг.)

    Памятник Екатерине II

    Дворец молодёжи

    Свято-Екатерининский кафедральный собор

    Красный собор

    Улица Красная

    Проверим, верно ли вы заполнили маршрутные листы.

    1. Правописание топонимов.

    Слайд 9.

    Прекрасная возможность помочь незадачливому картографу (составитель карт), который не знает, как правильно записать топонимы.

    Вставьте пропущенные буквы, выбрав нужную.

    (Ш,ш)____окая (Б,б)____алка, (М,,м)____едвежья (Щ,щ)ель, (Ц,ц)____емесская (Д,д)____олина, (Н,н)____авагинский (Х,х)____ребет, (Г,г)____ора (С,с)____ахарная (Г,г)____олова, (Ч,ч)____еркесское (У,у)____щелье, (П,п)____еревал (В,в)____олчьи (В,в)____орота, (С,с)____уджукская (К,к)____оса, (М,м)____ыс (Д,д)____ооб.

    1. Творческое задание.

    Слайд 10.

    Представьте себе, что вам необходимо рассказать прохожему с нарушением слуха, как дойти от вашего дома к школе. Какой вид речи вы используете, чтобы вас понял глухой человек (письменную речь).

    Запишите, по каким улицам ему надо идти, где сворачивать, какие ориентиры он встретит на пути.

    1. Подведение итога урока.

    Слайд 11.

    Пора возвращаться из путешествия. Скажите, какие впечатления, пережитые в пути, оставили самые яркие воспоминания? Какие имена существительные были объектом нашего пристального внимания? (имена существительные собственные).  Напомните, что такое топонимы и с какими  типами топонимов вы познакомились?

    Вы отважились бы на ещё одно такое путешествие? А в какие районы края вы бы отправились  самостоятельно? Кого бы взяли в дорогу? Кого назначили гидом-проводником?

    Спасибо, мне было приятно путешествовать вместе с вами. До встречи. А она обязательно будет, ведь Земля – круглая!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Топос (место) + онима (имя) = топоним Топонимы Краснодарского края

    Слайд 2

    О.В.Ткачук (Туапсинский район) Туапсе Сочи Краснодар г.Цохвоа Джубга р.Кубань Лагонаки

    Слайд 3

    Краснодар На улице Красной Памятник Екатерине II Дом-музей атамана Бурсака Река Кубань На улице Красной Свято-Екатерининский кафедральный собор О.В.Ткачук (Туапсинский район)

    Слайд 4

    Гидронимы Ангелинский ерик- (тюркский, турецккий):«ангалы»- имеющий мать; «энгелик»- ширь, простор. (Ангелик, Энгелик) Карасун озеро – (Тюркский) – «Кора» – чёрный, «су» - вода. Кубань река - (карачаево-балкарский) - «къобхан» - быстрый, бурливый, беспокойный, разливающися. ( 300 наименований). Къобхан , Кобан, Гопанис (греч.)- (конская река (буйная, сильная). Чёрное море - (славянский - «чермное») – суровое. ( 500 наименований): Скифское море, Верхнее море Заката (среднеазиатские географы), Понт Эвксинское море - гостеприимное(греки)

    Слайд 5

    Оронимы Кавказ (горная страна) (скифский, древне-иракский, индийский, осетино-аланский) –Белоснежный, Льдистоблестящий; «Граукасим»- белоснежная гора; «Хох-аз» - гора азов (осетин). Лагонаки нагорье – (а дыгейскй)«лэгунэ» - место для молодоженов и «къу»-долина; «лъэгап I энэк I ы»- возвышенность, лишённая растительности. (Лаго – Наки). Цохвоа гора - (Абадзинский) - острая вершина (гора). Высшая точка Краснодарского края (3345 м.)

    Слайд 6

    Дрионимы Парк имени 30-летия Победы - (русский) - в честь Победы советского народа над фашистской Германией. (Парк победы (разг.) Парк имени Максима Горького (Русский)- в честь писателя Максима Горького (Парк Горького (разг.) Лесопарк Красный Кут (Русский) - «Красный» - красивый;«Кут» - уголок, тупик.

    Слайд 7

    Ойконимы Город Краснодар - (русский) - «Красный» - красивый,«дар»- подарок. (Екатеринодар). Город Сочи -(убыхский, шабшугский) - от «шьача» - названия убыхского племени; «Сетте» - принимают. Город Туапсе - (персидский, черкесский) Персик; «ту» -две, «псе» - воды (души);место апсов (абхазцев). (Город-колония Топсида («топос»-место,«индрос» - железо).

    Слайд 8

    Урбанонимы Дом-музей семьи Бурсаков Памятник Екатерине II Дворец молодёжи Свято-Екатерининский кафедральный собор Улица Красная

    Слайд 9

    Помощь идёт! Прекрасная возможность помочь незадачливому картографу (составителю карт), который не знает, как правильно записать топонимы. Вставьте пропущенные буквы, выбрав нужную. (Ш,ш)____окая (Б,б)____алка, (М,,м)____едвежья (Щ,щ)____ель, (Ц,ц)____емесская (Д,д)____олина, (Н,н)____авагинский (Х,х)___ребет, (Г,г)____ора (С,с)____ахарная (Г,г)____олова, (Ч,ч)____еркесское (У,у)____щелье, (П,п)____еревал (В,в)____олчьи (В,в)____орота, (С,с)____уджукская (К,к)____оса, (М,м)____ыс (Д,д)____ооб.

    Слайд 10

    Творческое задание. Представьте себе, что вам необходимо рассказать прохожему с нарушением слуха, как дойти от вашего дома к школе. Какой вид речи вы используете, чтобы вас понял глухой человек? Запишите, по каким улицам ему надо идти, где сворачивать, какие ориентиры он встретит на пути. Желательно составить 2-3 предложения.

    Слайд 11

    Счастливых путешествий по карте края!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

    Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

    Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

    Тематическое планирование учебного материала программы «Ритмика» на 2012-2013 учебный год. Руководитель студии : Елисеева О.В.

    Тематическое планирование программы «Ритмика»на 2012-2013 учебный год.Основная задача: Привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить уча...

    Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Русский язык.3 класс.

    Примерное тематическое планирование по русскому языку для 3 класса на 2013-2014 учебный год готовое к использованию....

    Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Окружающий мир.3 класс.

    Примерное планирование учебного материала по окружающему миру для 3 класса готовое к использованию.СО "Школа 2100"....

    Тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год.СО "Школа 2100".Математика.3 класс.Авторы программы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

    Примерное планирование по математике для 3 класса. Авторы программы:Т.Е.Демидова,С.А.Козлова,А.П.Тонких....

    Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»

    Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...