Выступление: "Развитие интеллекта как фактор успешной подготовки ребёнка к школе"
статья на тему

Выступление поможет рассказать родителям о важности подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.5 КБ
Файл zanyatie_shestiletok.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

            средняя общеобразовательная школа № 13

Выступление на педагогическом совете:

«Развитие интеллекта, как фактор успешной подготовки ребёнка к школе»

Учитель 1 квалификационной категории

Гусева Наталья Александровна

2012- 2013 учебный год

  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно – воспитательной работе школы и дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимую подготовку детей к школе, должна существовать преемственность.

     Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учётом дошкольного понятийного и операционного развития ребёнка.

     Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

      Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

    Подготовка детей к школе предполагает:

  1. Организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников.
  2. Специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов начальной школы.

В современной  психолого - педагогической литературе понятие готовности   к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного  материала.

Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких как математика, русский язык.

    А. В. Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение,  чем специальная. Любые психические свойства и способности складываются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества,  а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.

       Однако,  объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов  при школах, различных «групп подготовки к школе» и т. п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс, а вот уже в школе начинаются проблемы.

      Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей   в первом классе – это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе  и причины их коренятся в дошкольном детстве.

        Подготовленность к школьному обучению на самом деле исчерпывается умением читать и писать, оперировать числами в пределах десятка, т. е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до 100, имеет широкий кругозор и справляется с логическими  задачами и головоломками, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).

Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной,   но и эмоционально -  личностной сферы, а также достижения определённого уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально – личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не  готовые к пониманию самой организации школьной жизни.  Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с  кем можно разговаривать, путают деловое общение  и дружеское. Некоторые вообще не понимают,  кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, 90 % первоклассников). Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь  играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику ли партнёру.

      Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом и во втором классе.

      Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, страхи, энурез, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдениями медиков и психологов,  как в детском саду, так и  в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности. Если же малыша, не готового психологически к обучению в школе, родители всё – таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать всё возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).

        В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность  в себе, обеспечить ему эмоциональный  комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Структура готовности детей

к школе.

Готовность детей к школе

Общая готовность

Специальная готовность

ФИЗИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Интеллектуальная

Развитие речи, подготовка к грамоте

Социальная

Формирование начал математики

Нравственно- волевая

Подготовка к письму

Мотивационная

Формирование представлений об окружающем.

Проверка психологической готовности

Выясните, умеет ли будущий школьник

- заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

- правильно понимать с первого раза простейшие задания – например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

- действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

- действовать в заданном ритме и темпе  без ошибок на протяжении 4-5минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок-квадрат, кружок- квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);

Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх-низ, над-под, направо-налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, одна направо, три вниз и т.д.);

- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала-потом, одинаковое-разное;

- запоминать короткое стихотворение;

- за 3 минуты собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей;

-   при сравнении двух предметов выделить признаки сходства и различия;

- в течении одной- двух минут составить из 5-6 цифр (например, 2,8,5,9,4 последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке);

- в течение 10 минут по картинке составить рассказ, состоящий как минимум из 6-7 предложений;

- в течение 3 минут  назвать не менее 4 –х диких и домашних животных, фруктов, овощей, птиц, цветов.

Как заниматься с ребёнком – дошкольником

  1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое – то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
  3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
  4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его  интеллектуальные возможности.
  5. В занятиях с ребёнком нужна  мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится,  устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятие каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребёнка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
  8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.



Предварительный просмотр:

Занятие для детей шестилетнего возраста

Тема: «Повторяем то, что знаем»

Цель: Выявить знания детей по пройденным темам.

Ход занятия:

  1. Психологический настрой.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

РАБОТА С КЛАССОМ:

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране МАТЕМАТИКА.

Мы вспомним всё, о чём говорили на занятиях в школе раннего развития. Итак, в путь!!!

 (за каждый правильный ответ, на доску вывешивается рисунок игрушки)

  1. Счёт прямой и обратный.

- Назовите следующее число:

5,8,3,14,17,7,6

-Назовите предыдущее число:

3,9,10,16,13,11

- Назовите число, сколько раз  я стукну. (Учитель по столу отстукивает определённое число. Сначала отстукивает медленно, затем быстрее. С каждым разом темп увеличивать).

  1. - Назовите в порядке уменьшения, увеличения.
  1. 10            6        8     2

2      5          7

9         3           1            4          7

Дети показывают цифры, называя в определённом порядке

- Назовите число, которое повторяется;

- назовите число, которое больше 7.

  1. Работа с веером цифр.

Покажите карточку:

- Сколько ног у слона?

- Сколько у слона хоботов?

- Сколько крыльев у девочки Лены?

- Сколько хвостов у двух попугаев?

- Сколько ног у трёх мальчиков?

Сколько клювов у четырёх медведей?

  1. Задание на сообразительность:

- Объясните, почему?

- Саша выше Маши. Кто высокий? Кто низкий?

- Ване 7 лет, а Тане 5 лет. Кто старше?

- Коля прибежал домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее? Кто бегает медленнее?

  1. Игра «Найди лишнее»

На доску вывешиваются таблички, дети объясняют свой выбор. Почему?

А               М

         7

В                  у

  1. 5

                 9

  1. К

                   

  1. А теперь немного отдохнём .  Проводится  физминутка  по усмотрению учителя.

  1. Повторение геометрического материала.

- Продолжаем путешествие на грузовике. Назовите, из каких геометрических фигур состоит  этот грузовик.

        

  1. А отправимся мы вот по такому пути. Сначала поедем по горам, затем по полям, потом будем переправляться через озеро.

- На доске:

- Что изменяется при переходе от одной местности к другой?

- Из каких геометрических фигур состоит местность?

- Что вы можете рассказать об этих фигурах? Их признаки?

- Измените цвет вашего пути.

- Измените форму нашего пути.

  1. Работа в тетради:

- А теперь продолжите вот такой путь.

В тетради дети продолжают цепочку:

        

- Наше путешествие подходит к концу. Но нужно выполнить последнее задание.

  1.  Графический диктант.

- 1 клетку вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо. Продолжите узор.

- 1 клетку вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо. Продолжите узор.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИКОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке ребёнка к школе

Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...

Доклад "Подготовка ребёнка к школе".

Материалы для родителей....

Подготовка ребёнка к школе

Подготовка ребёнка к школе...

Презентация к первому занятию: "Подготовка ребёнка к школе"

На первом занятии дети-шестилетки знакомятся с правилами поведения на уроке, считают предметы, повторяют геометрический материал, рассказывают сказку "Курочка Ряба"....

«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».

Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...

Читаем умные книги на тему: "Подготовка ребёнка к школе."

В статье дан отзыв о книге Киркос Р.Ю. "Православное воспитание детей дошкольного возраста", в которой даны параметры готовности ребёнка к школе....

Статья «Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условие успешной подготовки детей к школе»

Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Школа- новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. изб...