« Интегрированный курс подготовки к школе»
рабочая программа по теме
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_doshkolyat.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Подольска Московской области»
Введено в действие Рассмотрено на заседании приказом директора методического объединения от___________№___ учителей начальных классов __________ Фесенко И.А Протокол от ________ № ___
Утверждено на заседании педагогического совета школы Протокол от________ № ___
Рабочая программа
предшкольной подготовки
будущих первоклассников
« Интегрированный курс подготовки к школе»
Автор - составитель:
Фильчакова Е.И.., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
2012 год
Пояснительная записка.
Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка:
положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;
создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Задачи подготовительного курса:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- Помочь детям вжиться в позицию школьника;
Формирование и развитие у ребенка
- необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
- познавательных способностей;
- образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
- умений общаться со сверстниками и взрослыми;
- необходимого уровня монологической и диалогической речи;
- целостных представлений о мире.
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Комплексный подход при разработке занятий
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Наглядность.
Режим проведения занятий:
На базе МОУ «СОШ№3 г.Подольска Московской области» с 1 октября по субботам 3 занятия по 30 минут.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа
- способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
- воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
- обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
- укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
- развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
- окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
- мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).
Программа рассчитана на 96 часов.
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.
К концу курса учащиеся должны знать:
- изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
- числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
- название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.
Должны уметь:
- конструировать изученные буквы
- правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
- правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.
Содержание программы
Блоки программы. | Основные содержательные линии. |
1.Подготовка к обучению грамоте. | Понятия об устной и письменной речи. Предложение и слово. Звуки и буквы. Подготовительные упражнения для развития глазомера. Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров. Письмо элементов букв. Развитие речевых навыков. Пересказ знакомой сказки. Составление рассказа по картинке. Разгадывание загадок. Учимся слушать. Учимся рассуждать. Гласные звуки. Согласные звуки. |
2. Ознакомление с природой и формирование элементарных математических представлений. | Наши друзья животные. Удивительный мир растений. Круглый год. Учимся понимать и беречь природу. Различение предметов по размеру и форме. Пространственные представления. Временные представления. Сравнение групп предметов. Решение простых задач с опорой на предметы. Уточнение представлений о геометрических фигурах Счет предметов. Учимся считать. Игра «Где чей домик?» Игра «И я тоже». Игра «Что лишнее?» Чистота и правила гигиены. |
3. Мир художественной культуры | Рисование орнаментов. Изобразительная деятельность с использованием различных средств: карандаши, мелки, гуашь. Как там – внутри картины? Учимся рисовать фигуры. Музыка и звуки. Рисунок «Что мне нравится в школе». |
4. Диагностика. | Определение школьной зрелости. Исследование произвольной сферы. Индивидуальная диагностика. Диагностика тревожности. |
Тематическое планирование по курсу “Математика и логика”
№ занятия | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. | 30 мин |
2 | Сложение и вычитание. Расположение предметов в пространстве. «За », « перед », « над », « под », « между», « слева», « справа». | 30 мин. |
3 | Обводка по шаблону: груша, слива. Раскрашивание. | 30 мин. |
4 | Геометрические фигуры. зНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ ЦВЕТАМи. | 30 мин. |
5 | Сравнение групп предметов, их составление. Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», | 30 мин. |
6 | Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. | 30 мин. |
7 | Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше - меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее». Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. | 30 мин. |
8 | Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. | 30 мин. |
9 | Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. | 30 мин. |
10 11 | Волшебные цифры. Счёт предметов | 30 мин 30 мин |
12 | Числа до 10. Представление о действиях сложения и вычитания. | 30 мин |
13 | Счёт предметов. Состав числа 3. | 30 мин |
14 | Счёт до 10 | 30 мин |
15 | Числа до 10 | 30 мин |
16 | Состав числа 4. | 30 мин |
17 | Состав 5 | 30 мин |
18 | Порядковый счёт | 30 мин |
19 | Виды линий. | 30 мин |
20 | Количественный счёт до 6. | 30 мин |
21 | Понятие о самой маленькой геометрической фигуре. | 30 мин |
22 | Точка и линия. | 30 мин |
23 | Сравнение чисел. Знаки | 30 мин |
24 | Сложение и вычитание в пределах 10. | 30 мин |
25 | Соседи чисел. | 3о мин |
26 | Закрепление представлений о сложении и вычитании. | 30 мин |
27 28 | Взаимосвязь между частью и целым. Временные отношения. | 30 мин 31мин |
29 | Взаимосвязь между целым и частью.. | 30 мин |
30 | Соседи чисел. | 3о мин. |
31 32 | Отрезки, углы. Закрепление изученного. | 30 мин |
Тематическое планирование по курсу
“Ознакомление с природой ”.
№ занятия | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Что такое окружающий мир? Из чего что сделано? | 30 мин |
2 | Моя семья. С кем я живу. У меня дома в свободное время. | 30 мин |
3 | Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору) | 30 мин |
4 | Если хочешь быть здоров. | 30 мин |
5 | Времена года. Атмосферные явления. | 30 мин |
6-7 | Царство животных. Животные нашего края. | 1 ч |
8-9 | Царство растения. Растения нашего края. | 1 ч |
10 | Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. | 30 мин |
11 | Природа и человек | 30 мин |
12 | Космос-вселенная | 30 мин |
13 | Земля-как планета | 30 мин |
14 | Значение воды на земле | 30 мин |
15 | Значение воэдуха на земле | 30 мин |
16 | Разнообразие природы | 30 мин |
17 | Живая природа | 30 мин |
18 | Природа и человек | 30 мин |
19 | Труд человека | 30 мин |
20 | Из истории жилища | 30 мин |
21 | Из истории часов | 30 мин |
22 | Животные нашей местности. | 30 мин |
23 | Рассказывание по картинкам | 30 мин |
24 | Весенние посиделки | 30 мин |
25 | Транспорт | 30 мин |
27 | Деревья нашей местности | 30 мин |
28 | Кустарники нашей местности | 30 мин |
29 | Грибы | 30 мин |
30 | Части суток | 30 мин |
31-32 | Дикие и домашние животные | 30 мин |
Тематическое планирование по курсу
“Подготовка к обучению грамоте»
№ занятия | Содержание программного материала |
|
1 | Диалог и монолог. | 30 мин. |
2. | Описание и повествование. Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. | 30 мин. |
3. | Звуки (общее понятие). Рабочая строка. Междустрочное пространство. | 30 мин. |
4. | Поющие и не поющие звуки. | 30 мин. |
5. | Прямые палочки. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. | 30 мин. |
6. | Слова со сходным значением. | 30 мин. |
7. | В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части» | 30 мин |
8. | Ударение. Обозначение ударения. Разучивание скороговорок, чистоговорок. | 30 мин |
9. | Звуковые схемы. Родственные слова. Проговаривание скороговорок, чистоговорок. | 30 мин |
10. | Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. | 30 мин |
11 | Как образуются слова? | 30 мин |
12 | Различие на слух звуков с-з | 30 мин |
13 | Различие на слух звуков с-ц | 30 мин |
14 | Различие на слух звуков ш-ж | 30 мин |
15 | Различие на слух звуков ч – ц | 30 мин |
16 | Различие на слух звуков с-ш | 30 мин |
17 | Различие на слух звуков ж – з | 30 мин |
18 | Различие на слух звуков л-р | 30 мин |
19 | Составление рассказа из личного опыта. | 30 мин |
20 | Согласные звонкие и глухие. Работа по сюжетным картинкам. | 30 мин |
21 | Экскурсия в природу « Волшебница зима» | 30 мин |
22 | Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый и масляный» | 30 мин. |
23 | Знакомство с поющим звуком А. | 30 мин |
24 | Знакомство с поющим звуком о. | 30 мин |
25 | Знакомство с поющим звуком и. | 30 мин |
26 | Знакомство с поющим звуком у. | 30 мин |
27 | Определение позиции звука в слове. | 30 мин |
28 | Закрепление. Пересказ текста. | 30 мин |
29 | Словесное творчество. Сочинение концовки к сказке Д.Родари «Собака, которая не умела лаять». | 30 Мин |
30 | Рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | 30 мин |
31-32 | Закрепление. Итоговый урок. | 30 мин |
Циклограмма
работы с родителями будущих первоклассников.
Формы работы:
- дни открытых дверей;
- консультации;
- устный журнал для родителей;
- педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
- Родитель – это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок – хороший ученик.
- Советы практического психолога.
- Как ребенку помочь стать самостоятельным.
- Как на самом деле любить детей.
- Физическая подготовленность ребенка к школе.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе.
- Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность в области постановки целей и задач. Программа по курсу "Личностно-ориентированный класс (подготовка к школе)" на 2015-16 уч.г.
Рабочая программа по кружку "Скоро в школу" для подготовительной работы к школе с 6-летними детьми....
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Тематическое планирование по курсу "Подготовка к письму для детей 5-6 лет" в "Малышкиной школе"
Данный материал служит рабочей программой по учебному курсу "Подготовка к письму детей 5-6 лет". Он рассчитан на 28 недель. Занятия осуществляются по учебным пособиям "Солнечные ступеньки"....
Программа занятий по математике на курсах подготовки к школе
Программа разработана по учебнику Л.Г.Петерсон "Раз-ступенька, два-ступенка" (1и 2 части)...
Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе
Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Выступление на методобъединении учителей начальных классов....
Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Краеведение (УМК "Школа России")
Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образован...
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)
Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...