« Интегрированный курс подготовки к школе»
рабочая программа по теме

Фильчакова Елена Ивановна

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_doshkolyat.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                 «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Подольска  Московской  области»

Введено в действие                                                             Рассмотрено на заседании                             приказом директора                                                             методического объединения от___________№___                                                            учителей  начальных классов                                        __________ Фесенко И.А                                             Протокол от ________ № ___

         

       Утверждено на заседании                                                                                        педагогического совета школы                                 Протокол от________ № ___

Рабочая программа

предшкольной подготовки

будущих первоклассников

« Интегрированный курс подготовки к школе»

                                                 Автор - составитель:

Фильчакова Е.И.., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

                       

   

2012 год

         

Пояснительная записка.

Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка:

положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;

создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста,   позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

Задачи подготовительного курса:

  1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  2. Помочь детям вжиться в позицию школьника;

Формирование и развитие у ребенка

  1. необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
  2. познавательных способностей;
  3. образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  4. умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  5. необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  6. целостных представлений о мире.

Основные принципы работы:

  1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
  2. Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
  3. Комплексный подход при разработке занятий
  4. Вариативность содержания и форм проведения занятий
  5. Систематичность и последовательность занятий
  6. Наглядность.

Режим проведения занятий:

    На базе МОУ «СОШ№3 г.Подольска Московской области» с 1 октября по субботам 3 занятия по 30 минут.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

  1. способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  2. воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  3. обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
  4. укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  1.  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  2. окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  1. мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Программа рассчитана на 96 часов.

Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

К концу курса учащиеся должны знать:

  1. изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
  2. числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
  3. название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.

Должны уметь:

  1. конструировать изученные буквы
  2. правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
  3. правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Содержание программы

Блоки программы.

       Основные содержательные линии.

1.Подготовка к обучению грамоте.


Понятия об устной и письменной речи.

Предложение и слово.

Звуки и буквы.

Подготовительные упражнения для развития глазомера.

Штриховка. Рисование и раскрашивание узоров.

Письмо элементов букв.

Развитие речевых навыков.

Пересказ знакомой сказки.

Составление рассказа по картинке.

Разгадывание загадок.

Учимся слушать.

Учимся рассуждать.

Гласные звуки.

Согласные звуки.


2. Ознакомление с природой и формирование элементарных  математических представлений.

Наши друзья животные.

Удивительный мир растений.

Круглый год.

Учимся понимать и беречь природу.

Различение предметов по размеру и форме.

Пространственные представления.

Временные представления.

Сравнение групп предметов.

Решение простых задач с опорой на предметы.

Уточнение представлений о геометрических фигурах

Счет предметов.

Учимся считать.

Игра «Где чей домик?»

Игра «И я тоже».

Игра «Что лишнее?»

Чистота и правила гигиены.

3. Мир художественной культуры

Рисование орнаментов.

Изобразительная деятельность с использованием различных средств: карандаши, мелки, гуашь.

Как там – внутри картины?

Учимся рисовать фигуры.

Музыка и звуки.

Рисунок «Что мне нравится в школе».

4. Диагностика.

Определение школьной зрелости.

Исследование произвольной сферы.

Индивидуальная диагностика.

Диагностика тревожности.

Тематическое планирование по курсу “Математика и логика”

№ занятия

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

30 мин

2

Сложение и вычитание. Расположение предметов в пространстве. «За », « перед », « над »,  « под », « между»,  « слева», « справа».

30 мин.

3

Обводка по шаблону: груша, слива. Раскрашивание.

30 мин.

4

Геометрические фигуры. зНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ ЦВЕТАМи.

30 мин.

5

Сравнение групп предметов, их составление.

Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно»,

30 мин.

6

Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр.

30 мин.

7

Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше - меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее».

 Состав чисел. Приемы сложения и вычитания.  

30 мин.

8

Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка.  

30 мин.

9

Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров.

30 мин.

10


11

Волшебные цифры.



Счёт предметов

30 мин



30 мин

12

Числа до 10. Представление о действиях сложения и вычитания.

30 мин

13

Счёт предметов. Состав числа 3.

30 мин

14

Счёт до 10

30 мин

15

Числа до 10

30 мин

16

Состав числа 4.

30 мин

17

Состав 5

30 мин

18

 Порядковый счёт

30 мин

19

Виды линий.

30 мин

20

Количественный счёт  до 6.

30 мин

21

Понятие о самой маленькой геометрической фигуре.

30 мин

22

Точка и линия.

30 мин

23

Сравнение чисел. Знаки

30 мин

24

Сложение и вычитание в пределах 10.

30 мин

25

Соседи чисел.

3о мин

26

Закрепление представлений о сложении и вычитании.

30 мин

27

28

Взаимосвязь между частью и целым.




Временные отношения.

30 мин

31мин

29

Взаимосвязь между целым и частью..

30 мин

30

Соседи чисел.

3о мин.

31

32

Отрезки, углы.


Закрепление изученного.

30 мин

       

                 

Тематическое планирование по курсу

“Ознакомление с природой ”.

№ занятия

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Что такое окружающий мир? Из чего что сделано?

30 мин

2

Моя семья. С кем я живу. У меня дома в свободное время.

30 мин

3

Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору)

30 мин

4

Если хочешь быть здоров.

30 мин

5

Времена года. Атмосферные явления.

30 мин

6-7

Царство животных. Животные нашего края.

1 ч

8-9

Царство растения. Растения нашего края.

1 ч

10

Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте.

30 мин

11

Природа и человек

30 мин

12

Космос-вселенная

30 мин

13

Земля-как планета

30 мин

14

Значение воды на земле

30 мин

15

Значение воэдуха на  земле

30 мин

16

Разнообразие природы

30 мин

17

Живая природа

30 мин

18

Природа и человек

30 мин

     19

Труд человека

30 мин

20

Из истории жилища

30 мин

21

Из истории часов

30 мин

22



Животные нашей местности.

30

 мин

23

Рассказывание по картинкам

30 мин


24

Весенние посиделки

30 мин

25

Транспорт

30 мин

27

Деревья нашей местности

30 мин

28

Кустарники нашей местности

30 мин

29

Грибы

30 мин

30

Части суток

30 мин

31-32

Дикие и домашние животные

30 мин

Тематическое планирование по курсу

“Подготовка к обучению грамоте»

 

№ занятия

Содержание программного материала

 

1

 Диалог и монолог.

30 мин.

2.

Описание и повествование. Описание картинки. Слово. Предложение. Текст.

30 мин.

3.

Звуки (общее понятие). Рабочая строка. Междустрочное пространство.

30 мин.

4.

  Поющие и не поющие звуки.

30 мин.

5.

 Прямые палочки. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. 

30 мин.

6.

Слова со сходным значением.

30 мин.

7.

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слово на части»

30 мин

8.

Ударение. Обозначение ударения. Разучивание скороговорок, чистоговорок.

30 мин

9.

Звуковые схемы. Родственные слова. Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

30 мин

10.

Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

30 мин

11

Как образуются слова?

30 мин

12

Различие  на слух звуков с-з

30 мин

13

Различие на слух звуков с-ц

30 мин

14

Различие на слух звуков ш-ж

30 мин

15

Различие на слух звуков ч – ц

30 мин

16

Различие на слух звуков с-ш

30 мин

17

Различие на слух звуков  ж – з

30 мин

18

Различие на слух звуков л-р

30 мин

19

Составление рассказа из личного опыта.

30 мин

20

Согласные звонкие и глухие. Работа по сюжетным картинкам.

30 мин

21

Экскурсия в природу « Волшебница зима»

30 мин

22

 Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый и масляный»

30 мин.

23

Знакомство с поющим звуком А.

30 мин

24

Знакомство с поющим звуком о.

30 мин

25

Знакомство с поющим звуком и.

30 мин

26

Знакомство с поющим звуком у.

30 мин

27

Определение позиции звука в слове.

30 мин

28

Закрепление. Пересказ текста.

30 мин

29

Словесное творчество. Сочинение концовки к сказке Д.Родари «Собака, которая не умела лаять».

30

Мин

30

Рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

30 мин


31-32

Закрепление. Итоговый урок.

30 мин

Циклограмма

работы с родителями будущих первоклассников.

Формы работы:

  1. дни открытых дверей;
  2. консультации;
  3. устный журнал для родителей;
  4. педагогический лекторий для родителей.

Тематика:

  1. Родитель – это профессия.
  2. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
  3. Здоровый ребенок – хороший ученик.
  4. Советы практического психолога.
  5. Как ребенку помочь стать самостоятельным.
  6. Как на самом деле любить детей.
  7. Физическая подготовленность ребенка к школе.
  8. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  9. Социально  - личностное развитие будущего первоклассника.
  10.  Первые дни ребенка в школе.
  11.  Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.

БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.

Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность в области постановки целей и задач. Программа по курсу "Личностно-ориентированный класс (подготовка к школе)" на 2015-16 уч.г.

Рабочая программа по кружку  "Скоро в школу"  для подготовительной работы к школе  с 6-летними детьми....

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Тематическое планирование по курсу "Подготовка к письму для детей 5-6 лет" в "Малышкиной школе"

Данный материал служит рабочей программой по учебному курсу "Подготовка к письму детей 5-6 лет". Он рассчитан на 28 недель. Занятия осуществляются по учебным пособиям "Солнечные ступеньки"....

Программа занятий по математике на курсах подготовки к школе

Программа разработана по учебнику Л.Г.Петерсон "Раз-ступенька, два-ступенка" (1и 2 части)...

Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе

Особенности подготовки и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Выступление на методобъединении учителей начальных классов....

Рабочая программа с КТП по интегрированному курсу Краеведение (УМК "Школа России")

Программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образован...

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу" (84 часа)

Рабочая программа курса подготовки к школе "Скоро в школу"...