Рабочая программа по русскому языку для обучающихся в 3 классе. УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Филипович Татьяна Валерьевна

Данная программа разработана с учётом формирования УУД по  ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_russkiy_yazyk.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации муниципального образования

города Братска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 3»

     Рассмотрено:                                        Согласовано:                                              Утверждаю:                                                                                                                                               на заседании СП                                   Зам. директора по УВР                     Приказ №___ от _____201  г    

учителей начальных классов                   ______________                            Директор МБОУ «Лицей №3»

Протокол №__  от _____ 201 г               Л.Ю. Скрынник                                 ___________________                                           _______________                                  «____» ___________ 201  г                                М.А. Аскарова                                                                                        

Е.А. Денисова

                                                                       

 Рабочая программа

« Русский язык »

для обучающихся 3 А класса

(УМК «Школа 2100»)

Образовательная область: филология

 

Разработала: Филипович Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

2013 г.

I.  Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 3 класса, авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
              Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в начальной  школе  состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель).

 В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к родному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей  чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5)сообщение необходимых  знаний  и  формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1)овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8)развитие чувства языка.
             

 Разделы «Предложение» и «Текст

        В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим  направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы «Предложение» и «Текст».
           В 3-м  классе  расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и  побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями,  с их  использованием  в  разных  речевых ситуациях;  с  логическим ударением и  его  ролью  в речи; учатся выделять из  предложений словосочетания, т.е.  практически осваивают понятие о связи слов в  предложении.  Вводится понятие о  главных и  второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети  учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль  в речи.

Дети  знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что  однородными могут  быть  как главные члены предложения, так  и второстепенные, что  связываются   между  собой  однородные члены  с  помощью интонации, а также с помощью союзов  (и, а, но) или  без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными  членами.  Внимание детей   обращается  на  смысловую  роль знаков препинания: они  помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все  полученные знания и  умения делают возможным и  логичным  введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной  конструкции из двух  частей и начало развития умения ставить  запятую между частями сложного предложения.  В течение всего  учебного года  продолжается развитие читательских умений детей  на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при  чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»

Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  словоупотребления.

 В 3-м классе  продолжается развитие умений писать слова  с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова  с ь и  ъ. Изучается правописание  слов  с удвоенной буквой согласного в корне типа  ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова  с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на  материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа  рассказ, рассвет. Дети  учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором однокоренных  слов   и  изменением  формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма –  обозначение  буквой  на  письме непроизносимого  согласного звука  в  корне  слова.  Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Второй аспект  в  рассмотрении  слова   в  курсе  русского языка начальной школы –  это  его  морфемный  состав.  «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка.  При изучении всех  разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания  к  упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их  значением, задания на  нахождение однокоренных слов и корня в них  суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 3-м  классе  дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того,  дети  знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

 Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс:  регулярно ведётся наблюдение над  значением слов, в  том  числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов  (в том  числе с помощью толкового словаря). Дети  наблюдают над  сочетаемостью слов, над  словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический.

Морфология – самый сложный для  ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность определённых  мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи  требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов  в  предложении). Нужно также иметь в  виду, что  морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и  повышения  орфографической грамотности. В 3-м классе    части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению  за  их ролью  в  предложении, тексте, за  особенностями употребления существительных,  прилагательных,  глаголов и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе   синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

 Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского        языка  входят разделы         «Развитие        речи» и  «Совершенствование  навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания     и  элементарного        анализа         художественного        и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Таким образом, курс русского языка,  имеющий практическую направленность, показывает значимость всех  единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания  об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные  и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.  

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

  В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №3» предмет «Русский язык»  изучается в 3 классе 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 170 часов.

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык»

являются следующие умения и качества:

–  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму),

образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять

их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

170 ч (5 часов в неделю)  

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (10ч.)
Слово. (116   ч)

1.  Совершенствование умений  звуко-буквенного  анализа  слов, постановки ударения в словах, различения ударных и  безударных слогов; написания ь для  обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег  – снежок).

Развитие умений видеть опасные места  в написанном и звучащем слове, писать слова   с  орфограммами, изученными во  2-м  классе; слова  с ь и ъ разделительными, переносить слова  с ь и ъ.

Написание слов  с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стык

приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих  слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в  трёхсложных  словах с  двумя безударными гласными  в корне). Правописание слов  со  звонкими и  глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов  проверки: под- бор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых  согласных звуков в корне слова», правописание слов  с этой орфограммой. Выведение общего  правила правописания проверяемых  букв   согласных.  Освоение написания  слов   типа   вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года  обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,

«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове  корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые  слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,-еват-, -ишк-, -ышк-,  их  значением;  образование слов  с  помощью этих  суффиксов. Развитие умения писать слова  с буквами безударных  гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа  слова  (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами,  имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над  явлением синонимии, осмысление роли  этого  явления в речи. Самостоятельный  подбор   1–2   синонимов к  данному слову. Наблюдение над  особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на  примере имён  прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова  в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род,  число  имён  существительных.  Образование имён  существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-, -тель-, -ник-

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного  и  множественного числа.  Раздельное   написание местоимений с предлогами. Наблюдение за  ролью  местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён  прилагательных по родам  и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных  в  окончаниях имён   прилагательных. Суффиксы имён  прилагательных -н-, -еньк-,   -оват-, -еват-.

Понятие о  глаголе.  Настоящее,  прошедшее и  будущее  время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с         глаголами.         Неопределённая         форма        глагола. Правописание ь после  ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть  речи.

Предложение и текст. (25 ч.)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные,  вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;   особенности интонации;  оформление  этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль  в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения.  Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах  предложения, их  роли  в  речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения.  Однородные члены,  связанные без  помощи союзов  и при  помощи одиночного союза  и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль  этого  знака препинания  в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на  примере конструкции из двух  частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между  двумя  частями  сложного предложения.  Смысловая роль этого  знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два  предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре  предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на  материале текстов учебника.  Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение. (5 ч)

Развитие речи  –  одно  из  направлений  работы на  всех  уроках русского языка.  Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи  конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи  в ходе  работы с языковым материалом, чтения  текстов и т.д. Развитие связной письменной речи  (написание свободных диктантов,  изложений,  небольших сочинений по  картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление  навыка  начертания  букв, способов соединений. Работа по  совершенствованию почерка,  устранению недочётов графического характера.
     


№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные

I четверть (45 часов)

Повторение (11 часов)

1.

Вводный урок. Знакомство
с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем
о слове

3.09

Знать:

-отличительные признаки единицы речи слово предложение

Уметь:

-находить изученные орфограммы -  оформлять предложения на письме;

-определять текст от набора предложений;

-классифицировать изученные орфограммы;

-писать слова с изученными орфограммами;

-обозначать графически

-писать заглавную букву в словах;

-записывать текст под диктовку

Познавательные:

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– извлекает информацию, представленную в разных формах;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Знакомиться с новым учебником, вычитывать

информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды

работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, пред-ложения, текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы

согласных, буквы ъ и ь).

Находить в словах изученные орфограммы,

составлять и писать самодиктанты.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания,

писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

2, 3

Что мы знаем о тексте?

4.09

5.09

4.

Что мы знаем о слове, предложении, тексте?

6.09

5.

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

9.09

6, 7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

10.09

11.09

8.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать

12.09

9.

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание

13.09

10.

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

16.09

11.

Контрольный диктант № 1

17.09

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа)

12.

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

18.09

Знать:

-части слова,    однокоренные слова,

чередование согласных звуков в корне однокоренных слов,

правописание  удвоенных согласных, непроизносимых согласных и безударных гласных в корне  слова

Уметь:

 - находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам,

- графически объяснять выбор написаний,

-находить и исправлять орфографические ошибки,

- составлять связный текст из деформированных предложений,

-писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами,

- писать свободный  диктант и текст под диктовку.

Познавательные:

– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить резуль-

таты с реальностью
в рамках изученного материала;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Находить корень в группе однокоренных слов,

аргументировать правильность выбора.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных

13.

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в

корне

19.09

14.

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

20.09

 Правописание проверяемых букв  в корне слова (16 часов)

15.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

(в конце и в середине слова)

23.09

Знать:

-части слова,    однокоренные слова,

чередование согласных звуков в корне однокоренных слов,

правописание  удвоенных согласных, непроизносимых согласных и безударных гласных в корне  слова

Уметь:

 - находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам,

- графически объяснять выбор написаний,

-находить и исправлять орфографические ошибки,

- составлять связный текст из деформированных предложений,

-писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами,

- писать свободный  диктант и текст под диктовку.

Познавательные:

использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– осознает уровень и качество выполнения;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать

с ними при работе

в группе;

– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произно-шения и написания.

Участвовать в «открытии» и формулировании

орфографических правил, работать в группе

(паре), представлять результат работы в виде

текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по

их опознавательным признакам, правильно

писать слова, графически объяснять выбор

написаний, находить и исправлять орфогра-фические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изучен-ными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки

16.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

24.09

17.

 Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

25.09

18.

Проверочная работа № 1

26.09

19.

Понятие об удвоенных буквах согласных

27.09

20, 21, 22

 Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа

30.09

1.10

2.10

23

Повторение. Проверочная работа № 2

3.10

24.

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в

корне

4.10

25.

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые

согласные звуки в корне слова

7.10

26.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)

8.10

27.

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

9.10

28.

Формулирование обобщённого правила правописания проверя-

емых букв согласных в корне слова

10.10

29.

Повторение. Проверочная работа № 3

11.10

30.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

14.10

31.

Контрольный диктант № 2

15.10

32.

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

16.10

33.

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

17.10

34.

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных.

18.10

35, 36.

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант

21.10

22.10

37.

Повторение. Проверочная работа № 4

23.10

38.

Р/р Сочинение по опорным словам

24.10

39.

Контрольный диктант № 3

25.10

 Сложные слова и их правописание (6 часов)

40.

Знакомство с понятием «сложные слова»

28.10

Знать:

понятие лексического значения сложного слова

которое складывается из значения двух корней, правописание сложных слов с соединительной гласной

Уметь: 

 выделять два корня,

находить в предложении сложные слова,

правильно писать сложные слова с соединительными гласными;  распознавать существительные и прилагательные;

 читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; находить и исправлять ошибки

Познавательные:

использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов высказывает суждения по результатам сравнения;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– извлекает информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других

учащихся и самостоятельно;

– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

Коммуникативные:

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Находить в предложении (тексте) сложные слова

путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух

корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том

числе характеризующих человека (внешность, характер).

41.

Соединительные буквы о и е в сложных словах

29.10

42.

Образование сложных слов

30.10

43.

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

31.10

44.

Употребление в речи и правописание сложных слов.

Р/р Свободный диктант

1.11

45.

Повторение. Проверочная работа № 5

5.11

II четверть (35 часов)

 Части слова (21 час)

46.

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и

предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах при-

ставки

11.11

Знать:

  Правописание букв безударных гласных в приставках,

приставки про - и пра-, по-, и па-, их правописание,

 различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня,

правило правописания  разделительного Ъ и ь,

понятие об окончании и основе слова,

суффиксы  и его роль в слове.

Уметь:

– находить в словах корень, суффиксы, приставки

– правило написания приставок с безударной гласной, различать омонимичные приставки и предлоги.

– правильно переносить слова с удвоенной согласной  на стыке приставки и корня; в слове

находить окончание и основу, действуя по алгоритму ;

– разбирать по составу доступные слова,

применять на практике изученные правила,

писать под диктовку текст,

 самостоятельно

образовывать слова с помощью суффикса

разбирать по составу

контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы, читать художественные тексты

Познавательные:

– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– извлекает информацию, представленную в разных формах;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Находить в словах корень, суффиксы, приставки,

различать омонимичные приставки и предлоги.

Мотивировать слитное – раздельное написание

(по- – это приставка, так как ... поэтому пишется

слитно; по – это предлог, так как ... поэтому

пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава

слова и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе

слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

47, 48

Правописание букв безударных гласных в приставках

12.11

13.11

49.

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

14.11

50.

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

15.11

51.

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

18.11

52.

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

19.11

53

Правописание слов с разделительными ъ и ь

20.11

54.

Повторение. Проверочная работа № 6

21.11

55.

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ.

Р/р Свободный диктант

22.11

56.

Контрольный диктант № 4

25.11

57.

Понятие об окончании и основе слова

26.11

58.

Развитие умения находить в слове окончание

27.11

59.

Как найти в слове основу

28.11

60.

 Развитие умения находить в слове окончание и основу

29.11

61.

Суффикс и его роль в слове

2.12

62.

 Развитие умения находить в слове суффикс.

Обобщение и систематизация знаний о частях слова

3.12

64.

Контрольное списывание

5.12

65.

Упражнения в разборе слов по составу

6.12

66.

Повторение. Проверочная работа № 7

9.12

Имя существительное (21 час)

67.

Части речи в русском языке

10.12

Знать:

-часть речи имя существительное и его грамматические признаки:

-род имени существительного, -число имен существительных,

- окончание имен существительных  ж.р., м. р., с.р.

-разбор по составу,

- уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк, -еньк.

Словообразование

Уметь:

-выделять в предложении самостоятельные и служебные  части речи,

-определять грамматические  признаки имен существительных,

-образовывать  имена существительные при помощи суффиксов  -оньк. –еньк,

- изменять по числам, родам,

-образовывать имена существительные от глаголов,

- записывать текст под диктовку.

Познавательные:

– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Выделять в предложении самостоятельные и

служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части

речи», сопоставлять свой вариант с вариантом

учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при-знаки имени существительного как части речи.

Определять грамматические признаки имён

существительных.

Определять начальную форму имени существи-тельного.

Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным упо-треблением имён существительных. Употреблять

имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П)

Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологи-ческий разбор).

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять

в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного

общения.

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грам-матическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах

существительных, я умею...»).

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).

Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.

68.

Определение имени существительного

11.12

69

Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста

12.12

70

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

13.12

71.

 Имена существительные в речи

16.12

72.

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

17.12

73.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

18.12

74.

Род – постоянный признак имён существительных

19.12

75.

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

20.12

76.

Изменение имён существительных по числам

23.12

77.

Образование множественного числа имён существительных

24.12

78.

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе

25.12

79.

Разбор имени существительного как части речи

26.12

80.

Образование имён существительных с уменьшительно-ласка-

тельным значением

27.12

III четверть (50 часов)

Имя существительное (продолжение)

81.

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

13.01

82.

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

14.01

83.

Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с

различными суффиксами

15.01

84.

Разбор имён существительных по составу

16.01

85.

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

17.01

86.

Употребление имён существительных в речи

20.01

87.

Повторение. Проверочная работа № 8

21.01

Местоимение как часть речи (6 часов)

88.

Понятие о местоимении. Личные местоимения

22.01

Уметь распознавать личные местоимения, применять местоимения в устной и письменной речи

– находить местоимения в текстах;

– исправлять деформированные тексты

с неправильным употреблением местоимений, разбирать местоимение как часть речи

Знать определение местоимения

 Личные местоимения, знать порядок разбора местоимения как части речи

Познавательные:

– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– извлекает информацию, представленную в разных формах;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– осознает уровень и качество выполнения;

– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. 

Коммуникативные:

– Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Отличать местоимения от слов других частей

речи.

Заменять в тексте местоимения именами суще-ствительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно.

Осознавать роль личных местоимений в речи.

Продуцировать текст с использованием место-

имений (сочинение «О себе»).

89.

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с место-

имениями

23.01

90.

Разбор местоимения как части речи

24.01

91.

Роль личных местоимений в речи.

Р/р Обучающее сочинение «О себе»

27.01

92.

Закрепление знаний о местоимении.

Р/р Свободный диктант «Паучок»

28.01

93.

Повторение. Проверочная работа № 9

29.01

Имя прилагательное как часть речи (12 часов)

94.

Определение имени прилагательного

30.01

Знать:

– определение имени прилагательного;

– правило написания безударных окончаний прилагательных.

сферу употребления прилагательных.

- Связь имен прилагательных с именами существительными Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе, знать понятие «антонимы»

Уметь проверять безударные окончания прилагательных

согласовывать имя прилагательное и имя существительное;

– доказать и подтвердить примерами значение прилагательных в речи;

выполнять морфологический разбор прилагательных осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями,

определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват, выделять значимые части слова

Работа над связным текстом, применять ЗУН при выполнении проверочной работы, писать текст под диктовку

Познавательные:

– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– осознает уровень и качество выполнения;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;

– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Анализировать текст с преимущественным упо-треблением имён прилагательных. (П)

Различать текст-повествование и текст-описа-

ние. (П)

Выделять в предложении словосочетания

прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Называть признаки имени прилагательного

(морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять написание безударного окончания

имени прилагательного с помощью вопроса.

Разбирать по составу имена прилагательные.

95.

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

31.01

96.

Роль имён прилагательных в речи

3.02

97.

Разбор имени прилагательного как части речи

4.02

98.

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

5.02

99.

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

6.02

100.

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях

имён прилагательных. Знакомство с антонимами

7.02

101.

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

10.02

102.

Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов

11.02

103.

 Проверочная работа № 10

12.02

104.

Разбор имён прилагательных по составу

13.02

105.

Контрольный диктант № 5

14.02

Глагол как часть речи (15 часов)

106.

Определение глагола как части речи

17.02

Знать определение глагола, правило написания не с глаголами, определение неопределенной формы глагола.

Уметь:

распознавать глаголы и выполнять их морфологический разбор;

– изменять глаголы по временам, родам, числам (прошедшее время)

писать не с глаголами раздельно

– писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих;

– образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта.

Познавательные:

– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– осознает уровень и качество выполнения;

– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Анализировать текст с преимущественным упо-треблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать

новые знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять начальную (неопределённую) форму

глагола и преобразовывать глагол в другой форме

в начальную.

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт употребления в речи различ-

ных глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола

как части речи.

107.

Изменение глаголов по временам

18.02

108.

Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов

прошедшего времени по родам

19.02

109.

Изменение глаголов по числам

20.02

110.

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания

частицы не с глаголами

21.02

111.

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

Р/р Свободный диктант

24.02

112.

Понятие о неопределённой форме глагола

25.02

113.

Р/р Контрольное изложение

26.02

114.

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах не-определённой формы

27.02

115.

 Контрольный диктант № 6

28.02

116.

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

3.03

117.

Разбор глагола как части речи

4.03

118.

Повторение. Проверочная работа № 11

5.03

119, 120.

Понятие о наречии как части речи

6.03, 7.03

Предложение (25 часов)

121.

Виды предложений по цели высказывания

10.03

Знать:

названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации).

Предложение по цели высказывания, по интонации,

Грамматическую основу предложения. Распространенные, нераспространенные.

Уметь определять вид предложения по цели высказывания;

 – определять вид предложения по интонации,

- разбирать предложения по членам;

– выделять подлежащее и сказуемое;

– выделять сочетания слов, ставить знаки препинания между однородными членами; излагать текст

Познавательные:

– использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– работая по плану,

сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать
с ними при работе
в группе;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения

Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Накапливать опыт постановки логического уда-

рения.

Различать слово, словосочетание и предложе-

ние.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять непунктированный текст на предложения.

Совместно обсуждать порядок действий при син-

таксическом разборе простого предложения.

Использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.

Распространять и сокращать предложение до

основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания.

Конструировать предложения с однородными

членами.

Накапливать опыт нахождения в тексте и

использования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака –

запятой в предложении с однородными членами.

Различать простое и сложное предложения (одна

грамматическая основа – две грамматические

основы). (П)

Накапливать опыт постановки запятой и упо-

требления в речи сложных предложений из двух

частей с бессоюзной связью. (П)

Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.

122.

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.

Логическое ударение

11.03

123.

Восклицательные и невосклицательные предложения

12.03

124.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

13.03

125.

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

14.03

126.

Понятие о второстепенных членах предложения

17.03

127.

Составление схем предложений и предложений по схемам

18.03

128.

Предложения распространённые и нераспространённые

19.03

129.

Разбор предложений

20.03

130.

Однородные подлежащие и сказуемые

21.03

IV четверть (40 часов)

131.

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их

графическом обозначении

1.04

132.

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

2.04

133.

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

3.04

134.

Главные и второстепенные однородные члены предложения.

Определение однородных членов предложения

4.04

135.

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

7.04

136.

Повторение изученного. Р/р Свободный диктант

8.04

137.

Понятие о простом и сложном предложении

9.04

138.

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

10.04

139.

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

11.04

140.

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант

14.04

141.

Разбор простого и сложного предложений

15.04

142.

Повторение. Проверочная работа № 12

16.04

Повторение (5 часов)

143.

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

Контрольное списывание

17.04

Знать:

Алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации.

Уметь:

Составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя, систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации, представлять его в виде схем, таблиц.

Познавательные:

– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;

– находит в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

– понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;

– осознает уровень и качество выполнения;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;

– обладает способностью к волевому усилию и умеет

преодолевать препятствия.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;

– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и

пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматиче-скую тему по изученному материалу.

144.

Повторение изученных орфограмм и состава слова

18.04

145, 146, 147.

Итоговый контроль

21.04, 22.04, 23.04

148 -170

Резервные уроки

24.04 – 28.05


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного  

        процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

1. Учебники и пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.

2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной: пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.

3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.

4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М.: Баласс: Школьный дом, 2013.

5. Бунеева, Е. В. Русский язык. 3 класс: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.

6. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса М.: Баласс, 2013;

7. М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для  3-го класса М.: Баласс, 2013.

2. Интернет-ресурсы

1. Сайт «Образовательная система Школа 2100» www.school2100.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru

3. Газета «1 сентября». www.festival.1september.ru

4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой).  http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru

6. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193

7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». http:// www.gramota.ru

8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».  www. km.ru/ed

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). http://nsc.1 september.ru/urok

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.) Электронное приложение;

2. Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов (УМК "Школа 2100")

Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

Рабочая программа по русскому языку (3 и 4 класс) Школа 2100

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 и 4 класс) Школа 2100...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса (Школа России)

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса (Школа России)...