Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса (Школа России)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Буданцева Ирина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса (Школа России)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                                                                        Приложение к образовательной программе,

                            введенной в действие приказом № _    от « 31 »  08.  2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол № _4 от « 28 »   08. 2017 г. 

Руководитель кафедры Н.А. Терёхина  /                 /

Согласовано

Заместитель директора Л.И. Коротеева  /                   /

« 29 »  08.  2017 г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

Базовый уровень, начальное общее образование, 3б класс, 153 часа

составлена на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н. Сборник программ «Русский язык» Москва, Просвещение 2016 г. Учебник «Русский язык» 3 класс в 2 ч./Москва, «Просвещение», 2015г.

                                                                                                                                                                  Составитель: Буданцева Ирина Владимировна,                

        учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2017 год

Русский язык. 3 класс

1.  Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

1.1. Личностные:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1.2. Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • 4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

1.3. Предметные:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:                                                                                                                                  • понимать, что предложение - это основная единица речи; понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;                                                                                        • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);                                                                                                                      • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);                                                                                                                                                                                                                                                       • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);                                                                                                                    • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;                                                                          • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;                                                                                                                                            • различать словосочетание и предложение;                                                                                                                                                                                                    • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);                                                                                                  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;                                                                  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);                                                                                                                                     • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;                                                                                                                                  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;                                                                                                                                                      • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;                                                                              • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;                                                                                                                                         • понимать влияние ударения на смысл слова;                                                                                                                                                                                  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;                                                 • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.                                                                    Третьеклассники получат возможность научиться:                                                                                                                                                                         орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под  диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;                                                                                                                                                                                                                                          • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;                                                                                                                                                • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;                                                                                                                                                             • производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;                                                                                                                    • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;                                                                                                                           • интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;                                                    • вычленять в  предложении основу и словосочетания;                                                                                                                                                                                 • производить элементарный синтаксический разбор предложения;                                                                                                                                          • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;                                                                                                                                                                                        • определять тип текста;                                                                                                                                                                                                                               • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

2. Содержание  программы.

2.1.Наименование разделов учебной программы

Язык и речь – 2 ч

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 ч

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений.  Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи. – 18 ч

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).  Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.                                                                                                                                                                                                          Состав слова – 15 ч

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

Правописание частей слова -  25 ч

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный ъ.

Части речи – 69 ч

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение  – 13 ч

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

3. Поурочное календарно – тематическое планирование

Русский язык 3 класс 170 ч (из расчета 5 ч в неделю)

№ урока с начала учебного года

№ урока

по теме

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Язык и речь (2 часа)

1

1

Наша речь. Виды речи.  Р/ р Cоставление текста по рисунку.

2

2

Наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 ч

3

1

Текст. Типы текстов.

4

2

Предложение. Р/ р Коллективное составление рассказа по картине.

5

3

Виды предложений по цели высказывания.

6

4

Виды предложений по интонации.

7

5

Предложения с обращением.

8

6

Р/р Составление предложений по рисунку с включением в текст диалога.

9

7

Главные и второстепенные члены предложения.

10

8

Простое  и сложное предложения.

11

9

Словосочетание.

12

10

Словосочетание. Р/ р Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова «Золотая осень»

13

11

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи. – 18 ч

14

1

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

15

2

Синонимы и антонимы.

16

3

Омонимы.

17

4

Слово и словосочетание.

18

5

Фразеологизмы.

19

6

Р/ р Обучающее изложение.

20

7

Части речи. Имя существительное.

21

8

Имя прилагательное. Р/ р  Составление предложений и текста по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

22

9

Глагол.

23

10

Что такое имя числительное?

24

11

Проверочная работа.

25

12

Однокоренные слова. Словарный диктант.

26

13

Звуки и буквы. Гласные звуки.

27

14

Звуки и буквы. Согласные звуки.

28

15

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

29

16

Р/ р Обучающее изложение.

30

17

Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант.

31

18

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Состав слова – 15 ч

32

1

Работа над ошибками. Что такое корень слова?

33

2

Как найти корень в слове? Словарный диктант.

34

3

Сложные слова.

35

4

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

36

5

Окончание. Закрепление.

37

6

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

38

7

Значения приставок.

39

8

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

40

9

Значения суффиксов. Словарный диктант.

41

10

Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

42

11

Что такое основа слова?

43

12

Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.

44

13

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

45

14

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

46

15

Р/ р Обучающее изложение.

Правописание частей слова -  25 ч

47

1

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

48

2

Правописание слов с безударными гласными в корне.

49

3

Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест.

50

4

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

51

5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Продолжение.

52

6

Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

53

7

Р/ р Обучающее изложение.

54

8

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

55

9

Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

56

10

Правописание слов с удвоенными согласными.

57

11

Упражнение в правописание слов с удвоенными согласными.

58

12

Р /р Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

59

13

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

60

14

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

61

15

Упражнения в правописании суффиксов.

62

16

Упражнения в правописании приставок.

63

17

Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

64

18

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

65

19

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

66

20

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Закрепление.

67

21

Р/ р Обучающее изложение.

68

22

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»

69

23

Работа над ошибками.

70

24

Проект «Составляем орфографический словарь»

71

25

Обобщение и систематизация знаний.

Части речи – 69 ч

Имя существительное (29 ч)

72

1

Части речи. Повторение.

73

2

Имя существительное и его роль в речи.

74

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

75

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Продолжение.

76

5

Р / р Обучающее изложение.

77

6

Собственные и нарицательные имена существительные.

78

7

Проект «Тайна имени»

19.01

79

8

Число имён существительных.

23.01

80

9

Число имён существительных Закрепление.

81

10

Род имён существительных

82

11

Род имён существительных. Словарный диктант

83

12

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

84

13

Р / р Обучающее изложение.

85

14

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

86

15

Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

87

16

Падеж имен существительных.

88

17

Падеж имен существительных. Продолжение.

89

18

Р/ р Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

90

19

Именительный падеж.

91

20

Родительный падеж.

92

21

Дательный падеж.

93

22

Винительный падеж.

94

23

Творительный падеж.

95

24

Предложный падеж. Словарный диктант.

96

25

Р / р Обучающее изложение.

97

26

Обобщение знаний. Тест.

98

27

Р / р Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

99

28

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

100

29

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

Имя прилагательное (16ч)

101

1

Употребление имён прилагательных в речи.

102

2

Роль  имен прилагательных в тексте.

103

3

Р/ р Составление текста-описания растения в научном стиле.

104

4

Р/ р Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

105

5

Род имён прилагательных.

106

6

Изменение имён прилагательных по родам.

107

7

Упражнения в распознавании рода имен прилагательных.

108

8

Число имён прилагательных.

109

9

Число имён прилагательных. Закрепление.

110

10

Изменение имён прилагательных по падежам.

111

11

Изменение имён прилагательных по падежам. Продолжение.

112

12

Обобщение знаний. Проверка знаний.

113

13

Р/ р Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

114

14

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

115

15

Работа над ошибками.

116

16

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимения (5ч)

117

1

Личные местоимения.

118

2

Изменение местоимений по родам.

119

3

Изменение  личных местоимений  3 го лица в единственном числе по родам.

120

4

Проверочная работа.

121

5

Р/ р Составление письма.

Глагол (19ч)

122

1

Глагол как часть речи.

123

2

Значение и употребление глаголов в речи.

124

3

Р/ р Составление текста по сюжетным рисункам.

125

4

Неопределённая форма глаголов.

126

5

Неопределённая форма глаголов. Закрепление.

127

6

Число глаголов.

128

7

Изменение глаголов по числам.

129

8

Времена глаголов.

130

9

Времена глаголов. Второе лицо.

131

10

Изменение глаголов по временам.

132

11

Упражнение в распознавании времени глагола.

133

12

Р/ р Обучающее изложение.

134

13

Род глаголов в прошедшем времени.

135

14

Р/ р Составление предложений и текста.

136

15

Правописание частицы не с глаголами.

137

16

Упражнения в правописании глаголов с частицей не.

138

17

Проверочная работа. Тест по теме: «Глагол»

139

18

Контрольный диктант по теме «Глагол»

140

19

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.

Повторение (13ч)

141

1

Самостоятельные и служебные части речи.

142

2

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Части речи в русском языке»

143

3

Р/ р Обучающее изложение.

144

4

Обобщение изученного о слове, предложении.

145

5

Правописание окончаний имен прилагательных.

146

6

Правописание предлогов и приставок.

147

7

Правописание безударных гласных.

148

8

Правописание значимых частей слова.

149

9

Итоговая контрольная работа.

150

10

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

151

11

Р / р Обучающее изложение.

152

12

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

153

13

Р/ р Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России" (Канакина)

Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Школа России.

рабочая программа по русскому языку 2 класс. Канакина...

Рабочая программа по русскому языку в 3 классе "Школа России", 170 часов

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской по русскому языку В.П. Канакина и В.Г. Горецкий 3 кл по ФГОС...