Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
    рабочая программа по русскому языку по теме

    Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma__russkiy_yazyk.doc506 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

    1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и ло гического мышления учащихся;
    2. формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие уст ной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль туры человека.

          Задачи:

    1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
    3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
    4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

          Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку авторского коллектива: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение,2011г.

    Общая характеристика курса

                 Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    -  формирование первоначальных представлений о единстве и много образии языкового и  культурного пространства России, о языке как ос нове национального самосознания;

    - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    - развитие коммуникативных умений;

    - развитие нравственных и эстетических чувств;

    - развитие способностей к творческой деятельности.

                 Программа определяет ряд практических задач, решение которых обе спечит достижение основных целей изучения предмета:

    1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
    3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
    4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                  Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    •   система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    •   орфография и пунктуация;

    •   развитие речи.

                     Программа направлена на формирование у младших школьников пред ставлений о языке как явлении национальной культуры и основном сред стве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио нального общения.

                   Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографиче ский самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма,

     Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению В речи основных единиц языка.

                     

    Место курса «Русский язык» в учебном плане

    На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

    В 1 классе —165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч ( 23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

    Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                    Результаты изучения курса

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    1.  Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад лежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

    2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя ющемся и развивающемся мире.

    5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    6.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    8.   Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    9.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    1.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб ной деятельности, поиска средств её осуществления.

    2.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    3.   Использование знаково-символических средств представления информации.

    4.  Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    5.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

    6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    7.   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.

    8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен ки событий.

    9.  Определение общей цели и путей её достижения; умение догова риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    10.  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    11.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со держанием учебного предмета «Русский язык».

    12.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    13.  Умение работать в материальной и информационной среде на чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    Предметные результаты

    1.  Формирование первоначальных представлений о единстве и много образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос нове национального самосознания.

    2.  Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий ской Федерации, языка межнационального общения.

    3.  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по зиции человека.

    4.  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

    5.  Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

    6.   Осознание безошибочного письма как одного из проявлении собственного уровня культуры, применение орфографических правил и при вил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

    7.  Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    8.  Освоение   первоначальных  научных  представлений  о  системе    и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единице языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

    9.  Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

    Таблица тематического распределения часов

    РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

    Количество часов

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

      по

    авторской

      по

    авторской

    по

    рабочей

      по

    авторской

    по

    рабочей

      по

    авторской

    по

    рабочей

      по

    авторской

    Обучение грамоте

    115

    115

    1. Добукварный период

    17

    17

    Пропись – первая учебная тетрадь

    7

    Письмо элементов букв

    3

    Письмо гласных букв

    7

    2. Букварный период

    67

    67

    Письмо согласных н, с, к, т, л

    10

    Письмо согласных  в, п, м, з и гласной е

    10

    Письмо согласных б, д  и гласной я

    10

    Письмо согласных г, ч, ш  и буквы ь

    10

    Письмо согласных ж, й, х  и гласной ё

    10

    Письмо согласной ц  и гласных  ю, э

    10

    Письмо согласных  щ, ф  и букв ъ, ь

    7

    3. Послебукварный период

    31

    31

    Письмо слов и предложений с изученными буквами

    10

    Закрепление написания слов с шипящими и буквой «Й»

    5

    Закрепление написание слов с шипящими и буквой «Я»

    6

    Закрепление написания слов с гласными и-ы, а-я, е-ё-о, у-ю.

    8

    Повторение и систематизация изученного материала

    2

    Систематический курс

    50

    50

    170

    170

    170

    170

    170

    170

    Наша речь

    2

    2

    3

    3

    Язык и речь

    2

    2

    Текст, предложение, диалог

    3

    3

    Текст.  Предложение. Словосочетание

    14

    14

    Текст

    4

    4

    2

    2

    Предложение

    12

    12

    9

    9

    Предложение

    3

    3

    1

    1

    Члены предложения

    9

    9

    Предложения по цели высказывания и по интонации

    3

    3

    Предложения с обращением

    1

    1

    Состав предложения

    3

    3

    Простое и сложное предложения

    2

    2

    4

    4

    Словосочетание

    2

    2

    Однородные членв предложения

    5

    5

    Слова, слова, слова …

    4

    4

    18

    18

    Слово и его значение

    4

    4

    Синонимы и антонимы

    4

    4

    Однокоренные слова

    4

    4

    Слог. Ударение. Перенос слова

    6

    6

    Слово и слог. Ударение

    6

    6

    Слово в языке и речи

    19

    19

    21

    21

    Лексическое значение слова

    2

    2

    4

    4

    Омонимы

    1

    1

    Слово в словосочетании

    1

    1

    Фразеологизмы

    2

    2

    Однокоренные слова

    1

    1

    Слово и слог. Звуки и буквы

    7

    7

    Части речи

    5

    5

    Обобщение и углубление представлений

    3

    3

    Имя числительное (общее представление)

    2

    2

    Состав слова

    16

    16

    10

    10

    Корень слова

    3

    3

    Форма слова. Окончание

    3

    3

    Приставка

    3

    3

    Суффикс

    3

    3

    Основа слова

    1

    1

    Обобщение знаний о составе слова

    3

    3

    Значимые части слова

    4

    4

    Правописание частей слова

    29

    29

    Обобщение представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

    1

    1

    Правописание слов с безударной гласной в корне

    4

    4

    Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным в корне

    5

    5

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

    5

    5

    Правописание слов с удвоенными согласными

    2

    2

    Правописание суффиксов и приставок

    4

    4

    Правописание приставок и предлогов

    3

    3

    Правописание слов с разделительным твердым знаком

    5

    5

    Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

    4

    4

    Звуки и буквы

    34

    34

    59

    59

    Звуки и буквы

    2

    2

    1

    1

    Русский алфавит,  или Азбука

    2

    2

    3

    3

    Гласные звуки

    3

    3

    2

    2

    Правописание слов с безударными гласными

    15

    15

    Произношение ударного гласного в корне слов, и его обозначение на письме

    3

    Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова

    6

    Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы

    6

    Ударные и безударные гласные звуки

    5

    5

    Согласные звуки

    3

    3

    1

    1

    Согласный звук [j´], и буква «и краткое»

    1

    1

    Слова с удвоенными согласными

    2

    2

    Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

    3

    3

    2

    2

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    3

    3

    3

    3

    Разделительный мягкий знак

    4

    4

    Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

    8

    8

    Согласные звонкие и глухие

    5

    5

    1

    1

    Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным на конце слова и перед согласным

    14

    14

    Произношение парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме

    2

    Особенности проверяемых и проверочных слов

    3

    Способы проверки написания буквы

    9

    Обобщение знаний об изученных правилах письма

    2

    2

    Шипящие согласные звуки

    5

    5

    Заглавная буква в словах

    3

    3

    Правописание ъ и ь разделительных знаков

    2

    2

    Части речи

    58

    58

    76

    76

    7

    7

    Повторение и углубление представлений о частях речи

    3

    3

    Части речи

    2

    2

    1

    1

    Наречие

    4

    4

    Имя существительное

    19

    19

    30

    30

    43

    43

    Повторение и углубление представлений

    8

    8

    Имя существительное как часть речи

    3

    3

    Одушевленные и неодушевленные

    4

    4

    Собственные и нарицательные

    5

    5

    Число имен существительных

    2

    2

    2

    2

    Род имен существительных

    7

    7

    Падеж имен существительных

    13

    13

    Изменение существительных по падежам

    3

    5

    5

    Определение падежа имени существительного

    10

    Три склонения имен существительных

    8

    8

    Правописание безударных падежных окончаний в ед. числе

    20

    20

    Способы проверки безударных падежных окончаний имен сущ-ых

    1

    1

    Именительный и винительный падежи

    1

    1

    Родительный падеж

    2

    2

    Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

    2

    2

    Дательный падеж

    3

    3

    Творительный падеж

    2

    2

    Предлодный падеж

    2

    2

    Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

    7

    7

    Правописание безударных падежных окончаний во множ. числе

    8

    8

    Общее представлении о склонении имен существительных во множественном числе

    1

    1

    Именительный падеж

    1

    1

    Родительный падеж

    2

    2

    Винительный падеж одушевленных имен существительный

    1

    1

    Дательный, творительный, предложный падежи

    3

    3

    Обобщение знаний об имени существительном

    5

    5

    2

    2

    Глагол

    13

    12

    21

    21

    34

    34

    Повторение и углубление знаний о глаголе

    4

    4

    3

    3

    Глагол как часть речи

    4

    4

    Число глаголов

    2

    2

    2

    2

    Правописание частицы не с глаголом

    2

    1

    2

    2

    Обобщение знаний о глаголе

    2

    2

    4

    4

    4

    4

    Текст-повествование и роль в нем глаголов

    3

    3

    Формы глагола.

    Начальная (неопределенная) форма глагола

    2

    2

    5

    5

    Времена глаголов

    5

    5

    Род глаголов в прошедшем времени

    2

    2

    Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

    5

    5

    I и II спряжение глаголов

    3

    3

    Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

    8

    8

    Правописание возвратных глаголов

    3

    3

    Правописание глаголов в прошедшем времени

    3

    3

    Имя прилагательное

    14

    13

    19

    19

    30

    30

    Повторение и углубление знаний об имени прилагательном

    3

    3

    4

    4

    Имя прилагательное как часть речи

    6

    6

    Единственное и множественное число имен прилагательных

    3

    2

    2

    2

    Обобщение знаний об имени прилагательном

    2

    2

    6

    6

    2

    2

    Текст-описание и роль в нем имен прилагательных

    3

    3

    2

    2

    Формы имен прилагательных.

    Род имен прилагательных

    4

    4

    Падеж имен прилагательных

    2

    2

    Изменение по падежам имен прилагательных

    2

    2

    Правописание падежных окончаний имен прилагательныхимен прилагательных.

    Склонение прил. мужского и среднего рода в ед. числе  

    10

    10

    Склонение прил. женского рода в ед. чтсле

    7

    7

    Склонение имен прилагательных во множественном числе

    5

    5

    Местоимение

    4

    4

    5

    5

    Местоимение (личное) как часть речи

    2

    2

    Текст-рассуждение

    2

    2

    Личные местоимения

    7

    7

    Местоимение

    2

    2

    Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений

    5

    5

    Предлоги

    6

    6

    Повторение

    1

    1

    16

    16

    14

    14

    26

    26

    Повторение о правописании корней

    7

    5

    5

    Повторение о частях речи

    9

    9

    10

    Наша речь и наш язык

    1

    1

    Текст

    3

    3

    Предложение

    3

    3

    Обращение

    1

    1

    Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

    2

    2

    Словосочетание

    1

    1

    Итого                                                 675

    165

    165

    170

    170

    170

    170

    170

    170

    Содержание курса

    Виды речевой деятельности.

    Ученик научится.

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передачи его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое и овладение устными монологическими высказываниями в соответствии

    с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

    Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное из ложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

    Обучение грамоте  (115 часов)

    Ученик научится.

                     Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

                      Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих.

                     Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овла дение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы Гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего  согласного звука.

                      Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

    Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками пре пинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале Небольших текстов и стихотворений.

    Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство само контроля при письме под диктовку и при списывании.

    Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (за главных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов последовательности правильного списывания текста.

                      Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

    Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

    Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

                     Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

                    Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

    1. раздельное написание слов;
    2. обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
    3. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
    4. перенос слов по слогам без стечения согласных;
    5.  знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

    Систематический курс (516 часов).

    Ученик научится.

    Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературной' языка. Фонетический анализ слова.

    Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ

                     Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

                     Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

                     Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

    Ученик получит возможность научиться.

    Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

    Состав слова (морфемика).

    Ученик научится.

    Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неиз меняемых слов.

    Ученик получит возможность научиться.

    Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

    Морфология. Части речи.

    Ученик получит возможность научиться.

    Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное.

    Ученик научится.

    Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности ни и существительных к 1, 2, 3-му склонению.

    Ученик получит возможность научиться.

    Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

    Начальная форма имени существительного. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное.

    Ученик научится.

    Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ов, -ин,-ья. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

    Ученик получит возможность научиться.

    Начальная форма имени прилагательного.

    Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

    Местоимение.

    Ученик научится.

     Общее представление о местоимении.

    Ученик получит возможность научиться.

    Личные местои мении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.  Склонение личных местоимений.

    Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

    Глагол.

    Ученик научится.

    Значение и употребление в речи. Неопределённая форма гла гола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголом (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

    Ученик получит возможность научиться.

    Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

    Наречие. Значение и употребление в речи.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

    Частица.

    Ученик научится.

    Частица не, её значение.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

    Ученик получит возможность научиться.

    Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

    Простое предложение.

    Ученик научится.

    Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членом предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросом) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование и то нации перечисления в предложениях с однородными членами.

    Ученик получит возможность научиться.

    Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

    Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

    Сложное предложение (общее представление). Различение простые и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация.

    Ученик научится.

    Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания и пунктуации:

    1. сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; ©   сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
    2. перенос слов;
    3. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    4. проверяемые безударные гласные в корне слова;
    5. парные  звонкие и глухие согласные в корне слова;
    6. непроизносимые согласные;
    7. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
    8. непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
    9. гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
    10. разделительные ъ и ь;
    11. мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); 
    12. безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
    13. безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
    14. раздельное написание частицы не с глаголами;
    15. мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единствен ною числа (читаешь, учишь);
    16. мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
    17. раздельное написание предлогов с другими словами;
    18. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
    19. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    Ученик получит возможность научиться.

    1. соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
    2. е и и в суффиксах имен существительных (ключик ключика, за мочек замочка);
    3. безударные личные окончания глаголов;
    4. Запятая при обращении в предложениях;
    5. Запятая  между частями в сложном предложении.

    Развитие речи. 

    Ученик научится.

    Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

                  Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по мощью средств ИКТ.

                   Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста.

    Последовательность предложений в тексте.

    Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректи рование порядка предложений и частей текста (абзацев).

    План текста. Составление планов к заданным текстам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен ной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

    Знакомство с основными видами изложений и сочинений без заучивания учащимися определений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

    Ученик получит возможность научиться.

    Создание собственных  текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

    Учебно-методическая литература

    1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Азбука Учебник 1 класс в 2 ч.: ч. 1.
    2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Азбука Учебник 1 класс в 2 ч.: ч. 2.
    3. Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте.
    4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие 1 класс.
    5. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 1.
    6. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 2.
    7. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 3.
    8. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 4.
    9. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.
    10. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник:  2  класс в 2 ч.: Ч. 1.
    11. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник: 2 класс в 2 ч.: Ч.2.
    12. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник:  3  класс в 2 ч.: Ч. 1.
    13. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык:  Учебник:  3  класс в 2 ч.: 4.2.
    14. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык:  Учебник: 4 класс в 2 ч.: Ч. 1.
    15. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник: 4  класс в 2 ч.: 4.2.
    16. Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

    Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

    Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

    Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

    Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России" (Канакина)

    Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

    Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

    Рабочее планирование по русскому языку в 4 классе. ШКОЛА РОССИИ. ФГОС.

    Данное планирование успешно используется в современной общеобразовательной школе в четвёртом классе по УМК "ШКОЛА РОССИИ". Планирование выдержано по критериям ФГОС....

    Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс Школа России ФГОС

    Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с ФГОС. УМК  "Школа России"...