Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
рабочая программа по русскому языку по теме

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma__russkiy_yazyk.doc506 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и ло гического мышления учащихся;
  2. формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие уст ной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль туры человека.

      Задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

      Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку авторского коллектива: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение,2011г.

Общая характеристика курса

             Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

-  формирование первоначальных представлений о единстве и много образии языкового и  культурного пространства России, о языке как ос нове национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

             Программа определяет ряд практических задач, решение которых обе спечит достижение основных целей изучения предмета:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

              Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

•   система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

•   орфография и пунктуация;

•   развитие речи.

                 Программа направлена на формирование у младших школьников пред ставлений о языке как явлении национальной культуры и основном сред стве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио нального общения.

               Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографиче ский самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма,

 Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению В речи основных единиц языка.

                 

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

В 1 классе —165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч ( 23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1.  Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад лежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2.  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя ющемся и развивающемся мире.

5.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.   Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по ступки, в том числе в информационной деятельности, на основе пред ставлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.   Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.   Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб ной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.   Использование знаково-символических средств представления информации.

4.  Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить рече вое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.   Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.

8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен ки событий.

9.  Определение общей цели и путей её достижения; умение догова риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10.  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.  Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со держанием учебного предмета «Русский язык».

12.  Овладение базовыми предметными и межпредметными понятия ми, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.  Умение работать в материальной и информационной среде на чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.  Формирование первоначальных представлений о единстве и много образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос нове национального самосознания.

2.  Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий ской Федерации, языка межнационального общения.

3.  Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по зиции человека.

4.  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5.  Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6.   Осознание безошибочного письма как одного из проявлении собственного уровня культуры, применение орфографических правил и при вил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7.  Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8.  Освоение   первоначальных  научных  представлений  о  системе    и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единице языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9.  Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Таблица тематического распределения часов

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  по

авторской

  по

авторской

по

рабочей

  по

авторской

по

рабочей

  по

авторской

по

рабочей

  по

авторской

Обучение грамоте

115

115

1. Добукварный период

17

17

Пропись – первая учебная тетрадь

7

Письмо элементов букв

3

Письмо гласных букв

7

2. Букварный период

67

67

Письмо согласных н, с, к, т, л

10

Письмо согласных  в, п, м, з и гласной е

10

Письмо согласных б, д  и гласной я

10

Письмо согласных г, ч, ш  и буквы ь

10

Письмо согласных ж, й, х  и гласной ё

10

Письмо согласной ц  и гласных  ю, э

10

Письмо согласных  щ, ф  и букв ъ, ь

7

3. Послебукварный период

31

31

Письмо слов и предложений с изученными буквами

10

Закрепление написания слов с шипящими и буквой «Й»

5

Закрепление написание слов с шипящими и буквой «Я»

6

Закрепление написания слов с гласными и-ы, а-я, е-ё-о, у-ю.

8

Повторение и систематизация изученного материала

2

Систематический курс

50

50

170

170

170

170

170

170

Наша речь

2

2

3

3

Язык и речь

2

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Текст.  Предложение. Словосочетание

14

14

Текст

4

4

2

2

Предложение

12

12

9

9

Предложение

3

3

1

1

Члены предложения

9

9

Предложения по цели высказывания и по интонации

3

3

Предложения с обращением

1

1

Состав предложения

3

3

Простое и сложное предложения

2

2

4

4

Словосочетание

2

2

Однородные членв предложения

5

5

Слова, слова, слова …

4

4

18

18

Слово и его значение

4

4

Синонимы и антонимы

4

4

Однокоренные слова

4

4

Слог. Ударение. Перенос слова

6

6

Слово и слог. Ударение

6

6

Слово в языке и речи

19

19

21

21

Лексическое значение слова

2

2

4

4

Омонимы

1

1

Слово в словосочетании

1

1

Фразеологизмы

2

2

Однокоренные слова

1

1

Слово и слог. Звуки и буквы

7

7

Части речи

5

5

Обобщение и углубление представлений

3

3

Имя числительное (общее представление)

2

2

Состав слова

16

16

10

10

Корень слова

3

3

Форма слова. Окончание

3

3

Приставка

3

3

Суффикс

3

3

Основа слова

1

1

Обобщение знаний о составе слова

3

3

Значимые части слова

4

4

Правописание частей слова

29

29

Обобщение представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

1

1

Правописание слов с безударной гласной в корне

4

4

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным в корне

5

5

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

5

5

Правописание слов с удвоенными согласными

2

2

Правописание суффиксов и приставок

4

4

Правописание приставок и предлогов

3

3

Правописание слов с разделительным твердым знаком

5

5

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

4

4

Звуки и буквы

34

34

59

59

Звуки и буквы

2

2

1

1

Русский алфавит,  или Азбука

2

2

3

3

Гласные звуки

3

3

2

2

Правописание слов с безударными гласными

15

15

Произношение ударного гласного в корне слов, и его обозначение на письме

3

Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова

6

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы

6

Ударные и безударные гласные звуки

5

5

Согласные звуки

3

3

1

1

Согласный звук [j´], и буква «и краткое»

1

1

Слова с удвоенными согласными

2

2

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

3

3

2

2

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

3

3

3

3

Разделительный мягкий знак

4

4

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

8

8

Согласные звонкие и глухие

5

5

1

1

Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным на конце слова и перед согласным

14

14

Произношение парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме

2

Особенности проверяемых и проверочных слов

3

Способы проверки написания буквы

9

Обобщение знаний об изученных правилах письма

2

2

Шипящие согласные звуки

5

5

Заглавная буква в словах

3

3

Правописание ъ и ь разделительных знаков

2

2

Части речи

58

58

76

76

7

7

Повторение и углубление представлений о частях речи

3

3

Части речи

2

2

1

1

Наречие

4

4

Имя существительное

19

19

30

30

43

43

Повторение и углубление представлений

8

8

Имя существительное как часть речи

3

3

Одушевленные и неодушевленные

4

4

Собственные и нарицательные

5

5

Число имен существительных

2

2

2

2

Род имен существительных

7

7

Падеж имен существительных

13

13

Изменение существительных по падежам

3

5

5

Определение падежа имени существительного

10

Три склонения имен существительных

8

8

Правописание безударных падежных окончаний в ед. числе

20

20

Способы проверки безударных падежных окончаний имен сущ-ых

1

1

Именительный и винительный падежи

1

1

Родительный падеж

2

2

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

2

2

Дательный падеж

3

3

Творительный падеж

2

2

Предлодный падеж

2

2

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

7

7

Правописание безударных падежных окончаний во множ. числе

8

8

Общее представлении о склонении имен существительных во множественном числе

1

1

Именительный падеж

1

1

Родительный падеж

2

2

Винительный падеж одушевленных имен существительный

1

1

Дательный, творительный, предложный падежи

3

3

Обобщение знаний об имени существительном

5

5

2

2

Глагол

13

12

21

21

34

34

Повторение и углубление знаний о глаголе

4

4

3

3

Глагол как часть речи

4

4

Число глаголов

2

2

2

2

Правописание частицы не с глаголом

2

1

2

2

Обобщение знаний о глаголе

2

2

4

4

4

4

Текст-повествование и роль в нем глаголов

3

3

Формы глагола.

Начальная (неопределенная) форма глагола

2

2

5

5

Времена глаголов

5

5

Род глаголов в прошедшем времени

2

2

Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

5

5

I и II спряжение глаголов

3

3

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

8

8

Правописание возвратных глаголов

3

3

Правописание глаголов в прошедшем времени

3

3

Имя прилагательное

14

13

19

19

30

30

Повторение и углубление знаний об имени прилагательном

3

3

4

4

Имя прилагательное как часть речи

6

6

Единственное и множественное число имен прилагательных

3

2

2

2

Обобщение знаний об имени прилагательном

2

2

6

6

2

2

Текст-описание и роль в нем имен прилагательных

3

3

2

2

Формы имен прилагательных.

Род имен прилагательных

4

4

Падеж имен прилагательных

2

2

Изменение по падежам имен прилагательных

2

2

Правописание падежных окончаний имен прилагательныхимен прилагательных.

Склонение прил. мужского и среднего рода в ед. числе  

10

10

Склонение прил. женского рода в ед. чтсле

7

7

Склонение имен прилагательных во множественном числе

5

5

Местоимение

4

4

5

5

Местоимение (личное) как часть речи

2

2

Текст-рассуждение

2

2

Личные местоимения

7

7

Местоимение

2

2

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений

5

5

Предлоги

6

6

Повторение

1

1

16

16

14

14

26

26

Повторение о правописании корней

7

5

5

Повторение о частях речи

9

9

10

Наша речь и наш язык

1

1

Текст

3

3

Предложение

3

3

Обращение

1

1

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

2

2

Словосочетание

1

1

Итого                                                 675

165

165

170

170

170

170

170

170

Содержание курса

Виды речевой деятельности.

Ученик научится.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передачи его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое и овладение устными монологическими высказываниями в соответствии

с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное из ложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте  (115 часов)

Ученик научится.

                 Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

                  Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих.

                 Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овла дение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы Гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего  согласного звука.

                  Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками пре пинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале Небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство само контроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (за главных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов последовательности правильного списывания текста.

                  Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

                 Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

                Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  1. раздельное написание слов;
  2. обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
  3. прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  4. перенос слов по слогам без стечения согласных;
  5.  знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс (516 часов).

Ученик научится.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературной' языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ

                 Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

                 Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

                 Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Ученик получит возможность научиться.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика).

Ученик научится.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неиз меняемых слов.

Ученик получит возможность научиться.

Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи.

Ученик получит возможность научиться.

Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное.

Ученик научится.

Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности ни и существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Ученик получит возможность научиться.

Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Начальная форма имени существительного. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное.

Ученик научится.

Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ов, -ин,-ья. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Ученик получит возможность научиться.

Начальная форма имени прилагательного.

Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение.

Ученик научится.

 Общее представление о местоимении.

Ученик получит возможность научиться.

Личные местои мении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.  Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол.

Ученик научится.

Значение и употребление в речи. Неопределённая форма гла гола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголом (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Ученик получит возможность научиться.

Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица.

Ученик научится.

Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Ученик получит возможность научиться.

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Простое предложение.

Ученик научится.

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членом предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросом) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование и то нации перечисления в предложениях с однородными членами.

Ученик получит возможность научиться.

Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простые и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

Ученик научится.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  1. сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; ©   сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  2. перенос слов;
  3. прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  4. проверяемые безударные гласные в корне слова;
  5. парные  звонкие и глухие согласные в корне слова;
  6. непроизносимые согласные;
  7. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  8. непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  9. гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  10. разделительные ъ и ь;
  11. мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь); 
  12. безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  13. безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  14. раздельное написание частицы не с глаголами;
  15. мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единствен ною числа (читаешь, учишь);
  16. мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  17. раздельное написание предлогов с другими словами;
  18. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
  19. Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

Ученик получит возможность научиться.

  1. соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
  2. е и и в суффиксах имен существительных (ключик ключика, за мочек замочка);
  3. безударные личные окончания глаголов;
  4. Запятая при обращении в предложениях;
  5. Запятая  между частями в сложном предложении.

Развитие речи. 

Ученик научится.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

              Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по мощью средств ИКТ.

               Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректи рование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен ной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений без заучивания учащимися определений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Ученик получит возможность научиться.

Создание собственных  текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Учебно-методическая литература

  1. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Азбука Учебник 1 класс в 2 ч.: ч. 1.
  2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Азбука Учебник 1 класс в 2 ч.: ч. 2.
  3. Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте.
  4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие 1 класс.
  5. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 1.
  6. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 2.
  7. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 3.
  8. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи р\т 1 класс в 4 ч.:  ч. 4.
  9. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник: 1 класс.
  10. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник:  2  класс в 2 ч.: Ч. 1.
  11. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник: 2 класс в 2 ч.: Ч.2.
  12. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник:  3  класс в 2 ч.: Ч. 1.
  13. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык:  Учебник:  3  класс в 2 ч.: 4.2.
  14. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык:  Учебник: 4 класс в 2 ч.: Ч. 1.
  15. Канакина В. П.,  Горецкий В. Г.  Русский язык: Учебник: 4  класс в 2 ч.: 4.2.
  16. Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" Канакина

Программа разработа в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса "Школа России" автор Канакина

Рабочая программа по русскому языку автор учебника В.П.Канакина, 5 часов в неделю, итого 170 часов. В рабочей программе учитываются требования ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России" (Канакина)

Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Школа России.

рабочая программа по русскому языку 2 класс. Канакина...

Рабочее планирование по русскому языку в 4 классе. ШКОЛА РОССИИ. ФГОС.

Данное планирование успешно используется в современной общеобразовательной школе в четвёртом классе по УМК "ШКОЛА РОССИИ". Планирование выдержано по критериям ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с ФГОС. УМК  "Школа России"...