«Интегрированный подход к развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме

Бакиева Наталья Валентиновна

 

«Интегрированный подход к развитию экологической

культуры у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_podkhod_k_razvitiyu_ekologicheskoy.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Памятка для родителей

1. При подготовке ребенка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»                            (М.Монтень)

2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.

3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций.

4. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных, как это соответствует возрастному этапу их развития.

5. Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.

6. При любой асимметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости являются полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

7. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.

8. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария).

Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

9. Лень ребенка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребенком.

10. Сделайте своей главной заповедью - не навреди!

Актуальность

«Вся природа вокруг нас, как из кубиков, сложена из удивления и    загадок»

         Н.Сладков

Дошкольное  детство  -  это  счастливое  время  ярких  ощущений  и  впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего мира.

          Моделирование экологического общения детей с применением разнообразных видов и форм деятельности по формированию первоначальных навыков экологической культуры происходит увлекательно, способствуя гармоничному развитию без чрезмерных перегрузок детей.

С этой целью можно использовать интегрированные    занятия, которые:

1.Позволяют совместить изучение нескольких  предметов в едином цикле (экологию, математику, развитие речи, ОБЖ)

2.Развивают в детях ценностное отношение к миру живой и неживой природы, вооружив рядом практических знаний, умений и навыков, потребность которых ощущается в повседневной жизни;

3.Дают ощутить себя творцами и созидателями, а не простыми слушателями;

4.Осознают свою индивидуальность и общность с другими живыми существами;

5.Приобретают статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев;

6.Развивают память, речь, мышление, внимание, коммуникативные способности детей;

«Интегрированный подход к развитию экологической культуры у    детей дошкольного возраста» - тема моего самообразования, которая на мой взгляд  может использоваться в большей мере, чем сейчас.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 8 «Солнышко»

Индивидуальный план профессионального развития педагога.

Тема: «Интегрированный подход к развитию экологической

культуры у детей дошкольного возраста»

                                                                                              Воспитатель:

                                                                                               Бакиева Н.В.

 

г. Ханты – Мансийск

2008-2009 уч. год

Цели профессионального развития:

  1. С декабря по март (включительно) подготовить и провести открытые интегрированные  занятия по экологии.
  2. Подготовить и провести консультацию для родителей.
  3. Провести открытые развлекательные мероприятия.
  4. Провести анкетирование родителей, подготовить с ними материал по страницам Красной книги.
  5. В течение 4 месяцев приготовить конспекты открытых занятий по формированию экологической культуры у дошкольников.

           6.   В апреле подтвердить аттестацию на 12 разряд.

Задачи:

  1. Систематизировать у детей представления о нашем крае, городе (климат, местоположение,  многообразии животного мира)
  2. Формировать обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов нашего края изменяются по сезонам.
  3. Организовать знакомство с Красной книгой ( рассказать о животных и растениях , встречающимися на территории ХМАО- Югры.
  4. Показать связь охраны окружающей среды со здоровьем человека.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанное понимание детей представлений о среде обитания, особенностях животного мира родного края.
  2. Воспитание бережного отношения к природе.
  3. Заложенные знания о значении, цели Красной книги.
  4. Сформированные  практические навыки чистоты окружающей среды, как составляющей здоровья человека.

1.Изучение психолого-педагогической литературы.


п/п


Содержание

деятельности


Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается


1.

















2.










3.

«Региональная программа экологического образования дошкольников»

«Экология для малышей»

«Методические рекомендации»

 Е.В.Гончарова


 «Познание мира растений»

М.Н.Сигимова

« Развитие речи. Окружающий мир

О.В.Епифанова


«Интегрированные занятия»

Н.Ю.Васильева

Журналы  «Дошкольное воспитание №4(2003,№6(2004)№8(2007)», «Ребенок в детском саду № 7(2007г),№3(2008), № 5(2008),№8(2008)



« Времена года»

Т.В. Шпотова

Е.П. Кочеткова





Сентябрь-

Ноябрь

2009г.
















Декабрь-

Март

2009-2010гг.








В течение

2009-2010года

Перспективный

План


Задачи для перспективного планирования













Конспекты



Информация

для родителей






Познавательный

материал для

занятий

Метод.кабинет

МДОУ №8

















Открытые занятия


Консультации







Занятия

2.Разработка программно-методического обеспечения

воспитательно - образовательного процесса


п/п


Содержание

деятельности


Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается


1.











2.






3.






4.





5.

Диагностический инструментарий

« Технология экологического образования детей подготовительной группы ДОУ»






Составление перспективного плана




Разработка конспектов

занятий




Разработка

анкет для родителей



Разработка

консультации для родителей

Начало

(октябрь)

2009г.

Конец

(май)

2010г.







Сентябрь-

октябрь

2009г.





Ноябрь-март

2009-2010г.




ноябрь

2009г.




декабрь

2009г.


Протоколы

    Диаграммы










Перспективный              план





Конспекты открытых

занятий




анкеты





Консультация


Творческая

группа










Методический

Кабинет





Методический

Кабинет





Методический

Кабинет




Родители

3.Участие в методической работе МДОУ № 8

      №

       п/п


Содержание

деятельности


Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается


      1.



      2.







     3.








     4.

Выступление по теме самообразования


Участие в работе экологической творческой

группе



Посвящение в юные экологи и

юных друзей природы





Аттестация


В течение

года

2009г.


В течение

Года

2009г.






апрель

2009г.







?

Реферат




Акции: «Новогодняя

елка»

«Берегите

воду»



« Природу родную любим»






Отчет

Пед.совет




Творческая

группа






Творческая

группа







Аттестационная

комиссия

4. Работа с семьей


п/п


Содержание

деятельности


Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается

             

1.





 

  2.



  3.



4.





5.

Организация

экологических

функциональных зон групповой

комнаты



Анкетирование родителей


Консультация для родителей


Сбор

материала по страницам Красной книги


Досуговые

мероприятия

Сентябрь-

октябрь

2009г.





ноябрь

2009г.


декабрь

2009г.


ноябрь-

март




в течении

года

2009г.-

2010г.

Коллекции,

библиотека






Анкетные листы



«Лечение чесноком»


Статьи,

картинки,

фотографии



КВН, тетрализованные

представления,

конкурсы

Родители

Творческая

группа




   

 Родители



Родители



Родители





Родители

Творческая

группа



Перспективное планирование


п/п


Содержание

деятельности


Цели,

задачи


Литература


Сроки


1.















2.


 





3.














4.











5.













6.











7.












8.









.





Составление

анкеты для родителей, направленной на  выяснения отношения родителей к проблеме  экологического воспитания

дошкольников.


Анкетирование




Консультация

для родителей






Игра- путешествие

«Мое здоровье в моих руках»












Игра « Времена года»










« Зимний сев»-

целевая прогулка












« Путешествие в страну Снежной королевы»-игра-путешествие.


 






Спектакль на экологическую тему « День рождения зайца»









Викторина « Под шапкой невидимкой»






Выявить и проанализировать отношение родителей к экологическому воспитанию детей.







Рассказать родителям  о пользе чеснока.





Сохранение здоровья детей, организация

Безопасности их досуга, формирование навыков здорового образа  жизни, развитие навыков социальной адаптации.




Закрепить знания детей о временах года, расширять их кругозор, логическое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Дать детям знания о том, что февраль- пора высева еловых семян. Пронаблюдать, как шишки раскрывают чешуйки и выбрасывают крылатые семена.



Закрепление и обогащение знаний детей о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека. Развитие творческих способностей, связной речи, развитие навыков чтения.


Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.




Формирование интереса к чтению произведений художественной литературы о природе, о животных.


















Анкеты




Отпечатанные

Листы






«Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии»

Саулина Г.










Сказка «старик-годовик»

Сборник загадок,

Стихи И.Сурикова







«Познание мира растений»

М.Н.Сигимова










Сказки:

«Снежная королева»

«Заюшкина избушка»

«Мороз Иванович»

Сборник загадок.




«Интегрированные занятия»

Н.Ю.Васильева









Произведения

Н. Сладкова

Сборник загадок

 О животных.






Октябрь











Ноябрь








Декабрь













Январь











Февраль













Март











Апрель












Май

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Солнышко»

Анкета для родителей направлена на выяснение отношения родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников.

                                                                  Воспитатель : Бакиева  Н.В

                                     г. Ханты- Мансийск

2008год

                                     

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут выявить увлечения взрослых и детей, а также обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

1.Что такое экология?__________________________________________________

 ____________________________________________________________________

2.Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

3.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?_____________________

____________________________________________________________________

4.Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

____________________________________________________________________

5.Читаете ли Вы  ребенку книги о природе?

____________________________________________________________________

6.Смотрит ли Ваш ребенок фильмы, передачи о природе?
____________________________________________________________________

7.Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

____________________________________________________________________

8.Часто ли бываете с ребенком в лесу?

____________________________________________________________________

9.Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод? Какие?______________________________________________________________

____________________________________________________________________

10.Рассказываете ли вы о пользе  деревьев, лекарственных растений, ягод, насекомых, птиц? _____________________________________________________

____________________________________________________________________

11.Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

____________________________________________________________________

12.Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

____________________________________________________________________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Солнышко»

Дополнительные мероприятия по развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

                                                                     

                                                               Воспитатель : Бакиева Н.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Солнышко»

Развивающие игры художественно- эстетической и экологической направленности.

                                                                     Воспитатель: Бакиева Н.В.

г. Ханты- Мансийск

2009год

Игра: «Потерялочка»

Цель: развитие тактильных ощущений и навыков, закрепление изученных букв, развитие навыков чтения, внимания, мышления.

Оборудование: буквы, магнитная доска, шарф.

                         Ход игры:

           Объяснение правил игры:

               Букву нужную найди,

               В слово вставь, его прочти!

Играют все желающие по очереди, с закрытыми глазами:

1) Отгадывают букву (назвать гласная или согласная)

2)Потом выбирают на слух только те, которые называет воспитатель.

3)Затем снимает шарф и продолжает работу – составляет слово из названных и выбранных на слух букв.

4)Задание усложняется тем, что предлагается составить предложение

 с этими словами.

В игру могут играть все желающие по очереди.

Правила игры можно видоизменять в зависимости от возраста и других особенностей детей.

Подвижная игра: «Сказка»

Цель: закрепление знаний главных героев сказок, развитие быстроты реакции, памяти, внимания.

Оборудование: стулья (в зависимости от количества играющих), книга сказок.

                     Ход игры:

        Объяснение правил игры:

 Распределение ролей между игроками по желанию либо по жребию, расставить стулья в ряд (с небольшим промежутком), чтобы можно было пробегать.

 Ведущий начинает читать текст сказки, и каждый раз, как только прозвучит имя кого- либо из персонажей, тот должен встать и обежать вокруг  своего стула.

Игра: « Автопортрет»

Цель: развитие творческих способностей детей, чувства пространства, умения посмеяться над собой и другими.

Оборудование: листы ватмана в зависимости от количества участников, краски, кисти, вода.

                           Ход игры:

        Объяснение правил игры:

На листах ватмана делают прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев

руки в прорези, дети рисуют кистью свой портрет не глядя. У  кого получится лучше, тот и победил. Победителю приз.

Игра: «Смотайте шнур»

Цель: развитие мелкой моторики рук, ловкости, внимания.

Оборудование: шнурки, карандаши.

                           Ход игры:

        Объяснение правил игры:

На середине шнура завязывают узелок, а к

концам прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка – победитель. Вместо шнура можно взять толстую нитку.

Игра: « Золушка»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук,

Оборудование: горох, фасоль, чечевица, сушенные ягоды, тарелки, шарфы по количеству участников, стол

                       Ход игры:

        Объяснение правил игры:

Смешайте на столе кучу гороха, фасоли,  чечевицы, сушеной рябины или калины:

3-4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучи- с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. В игре могут принять участие сразу

2,3пары детей.

Игра: « Испорченный факс»

Цель:

Оборудование: стулья, бумага,  карандаши, стол

                              Ход игры:

        Объяснение правил игры:

Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине игрока, сидящего впереди него, картинку.

Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине другого сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки (предметы, буквы) игроков и выявляется, на каких участниках произошел сбой факса. Перед следующим раундом игроки должны поменяться местами.

Игра:  Кроссворд « Зима»

Цель: учить детей отгадывать загадки о природе, повторить буквы, развивать навыки чтения.

Оборудование: большой плакат с кроссвордом на доске, маленькие у каждого ребенка на столе (лист формата А-4, карандаши цветные, карточки со словами-отгадками.

                     Ход игры:

        Объяснение правил игры:

Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают их и находят  спрятанные слова- отгадки у себя. Воспитатель показывает слова на доске. Соединяет буквы разными цветами, прочитывает слово.

                            Загадки:

  1. Он щипается, кусается,

Прогнать домой пытается.

Но все равно я не уйду,

Промчусь по снегу и по льду. (Мороз)

  1. Белая, узорная,

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

  1. Гуляю в поле,

Летаю на воле.

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. ( Метель)

  1. Глаза- угольки,

Руки- сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой? ( Снеговик)

  1. Деревья белым уберет,

Хотя не снег он, а не лед. (Иней)

  1. Что за толстое стекло

Речку всю заволокло. (Лед)

  1. В воздухе летит не, не тает,

Белизною взгляд ласкает.

Составляет из сестер

Купол - сказочный шатер.

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья.

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.

Спеленовывает землю

Тот, кто раньше выпал, дремлет.

В искрах звонких серебрится-

Одного тепла боится. (Снег)

  1. Стальные маленькие кони

На льду умельца не догонят. (Коньки)

  1. Тянуть их в гору трудно,

С горы спускаться - чудно. ( Санки)

  1. На прогулке бегуны

Одинаковой длины.

Через луг бегут к березке.

Тянут следом две полоски. (Лыжи)

ф

м

о

у

л

е

д

с

н

ц

р

о

з

ш

ю

в

и

а

е

с

н

е

г

о

м

е

т

н

в

ж

к

о

н

с

в

э

з

е

е

м

и

л

ы

ь

а

и

н

о

л

й

п

н

о

ж

к

н

к

п

р

ь

г

к

с

и

и

к

ю

с

т

а

н

е

г

и

я

у

План мероприятий в период проведения акции

1.Изготовление новогодних ледяных игрушек для украшения елки  на территории детского сада (задание дается на выходные, дети вместе с родителями делают разноцветные ледяные игрушки)

2.«Отчего мне так близко и мило, деревце ты родное мое?...»

 игра-занятие

3.Изготовление елочек - ручной труд (цветная бумага, клей, паетки, ножницы, шаблоны)

4.Оформление газеты из выполненных поделок (приклеивание елочек на лист  ватмана, написание стихов)

5.« Недовольное деревце» - чтение сказки Христины Поливановой

6.« Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна»- работа с родителями (рисование дома с родителями сосны, ели)

7.Выставка творческих  работ детей в группе.

8. « Зимний сев»- целевая прогулка в феврале.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Солнышко»

                 Игра –занятие: «Отчего мне так близко и мило, деревцо ты родное мое»

для детей подготовительной к школе группы.

                                                                    Воспитатель: Бакиева Н.В.

г. Ханты- Мансийск

2009год

Тема: Знакомство с природой, как с домом для деревьев.

Цель: продолжить формирование у детей понятие о природе как о доме, где  каждое живое существо чувствует себя свободным, защищенным и счастливым.

ф

м

о

у

л

е

д

с

н

ц

р

о

з

ш

ю

в

и

а

е

с

н

е

г

о

м

е

т

н

в

ж

к

о

н

с

в

э

з

е

е

м

и

л

ы

ь

а

и

н

о

л

й

п

н

о

ж

к

н

к

п

р

ь

г

к

с

и

и

к

ю

с

т

а

н

е

г

и

я

у

Настольная  развивающая игра:                         «Расскажи о своем зеленом друге»

Предметно – схематическое моделирование                         признаков древесного растения.

Цель: учить детей схематично обозначать морфологические

признаки растений и рассказывать о них, учить сравнивать, делать выводы; развивать: навыки самостоятельной и коллективной деятельности, внимание, память, мышление, связную речь; воспитывать бережное осознанное отношение к природе.

Оборудование: бумага, карандаши, линейки, листья, кора, столы, стулья.

Сосна обыкновенная

1,2.  Это древесное растение- сосна обыкновенная.

  1.  Выделяет кислород.
  2.  Растет до 5-го лесного этажа.
  3. Не лиственное растение.
  4. Хвойное растение.
  5. Осенью хвоинки не опадают.
  6. Цветет не цветками, а сережками.
  7. Размножается семенами.
  8. Крона растения образуется вверху.
  9. Требует много света (солнца).
  10. Лекарственное растение

Береза

1,2. Это древесное растение- береза.

3.    Выделяет кислород.

4.    Растет до 3-го лесного этажа.

5.   Лиственное растение.

6.   Не хвойное растение.

  1.   Осенью листья опадают.
  2.   Цветет не цветками, а сережками.
  3.   Размножается семенами.
  4. Крона образуется от середины растения.

11.Требует много света (солнца).

12. Лекарственное растение.






1

Прикрепляется

кора данного

древесного растения


2






3






4






5


Прикрепляется

ветка данного

древесного растения

6






7






8






9






10






11






12

Перспективное планирование


п/п


Содержание

деятельности


Цели,

задачи


Литература


Сроки


1.















2.


 





3.














4.











5.













6.











7.












8.









.





Составление

анкеты для родителей, направленной на  выяснения отношения родителей к проблеме  экологического воспитания

дошкольников.


Анкетирование




Консультация

для родителей






Игра- путешествие

«Мое здоровье в моих руках»












Игра « Времена года»










« Зимний сев»-

целевая прогулка












« Путешествие в страну Снежной королевы»-игра-путешествие.


 






Спектакль на экологическую тему « День рождения зайца»









Викторина « Под шапкой невидимкой»






Выявить и проанализировать отношение родителей к экологическому воспитанию детей.







Рассказать родителям  о пользе чеснока.





Сохранение здоровья детей, организация

Безопасности их досуга, формирование навыков здорового образа  жизни, развитие навыков социальной адаптации.




Закрепить знания детей о временах года, расширять их кругозор, логическое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Дать детям знания о том, что февраль- пора высева еловых семян. Пронаблюдать, как шишки раскрывают чешуйки и выбрасывают крылатые семена.



Закрепление и обогащение знаний детей о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека. Развитие творческих способностей, связной речи, развитие навыков чтения.


Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.




Формирование интереса к чтению произведений художественной литературы о природе, о животных.


















Анкеты




Отпечатанные

Листы






«Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии»

Саулина Г.










Сказка «старик-годовик»

Сборник загадок,

Стихи И.Сурикова







«Познание мира растений»

М.Н.Сигимова










Сказки:

«Снежная королева»

«Заюшкина избушка»

«Мороз Иванович»

Сборник загадок.




«Интегрированные занятия»

Н.Ю.Васильева









Произведения

Н. Сладкова

Сборник загадок

 О животных.






Октябрь











Ноябрь








Декабрь













Январь











Февраль













Март











Апрель












Май

Целевая прогулка: «Зимний сев»

Цель:

Дать детям знания о том, что февраль- пора высева еловых семян. Предложить прислушаться в еловом лесу и услышать потрескивание: это лопаются запечатанные корочкой смолы янтарные еловые шишки. Пронаблюдать, как шишки раскрывают чешуйки и выбрасывают крылатые семена.

Ход прогулки:

Спросить, кого напоминают крылатые семена ели? Выскочив из своего «домика», каждое семечко превращается в малюсенький «вертолет». Пронаблюдать, падает ли «вертолетик» или летит (летит, быстро вращаясь в воздухе). Рассмотреть невооруженным глазом и при помощи лупы семена ели, обобщить высказывания детей. (Крылышко-винт уносит еловое семечко по наклонной плоскости опускает далеко- далеко от дерева- матери.)

Предложить найти дерево-мать и ее улетевших  «детей». Собрать с детьми коробочку еловых семян для дальнейшего их рассматривания и посадки.

Эту прогулку лучше организовать в ветреный день, чтобы показать детям «золотую метель» еловых семян- летучек.

Для закрепления познавательной информации в вечернее время воспитатель вместе с детьми выполняет коллективную работу красками, карандашами или мелками на тему « Зимняя золотая метель» или «Путешествие елового семечка».

После рисования воспитатель может рассказать детям сказку от имени елового семечка, превратившегося в елочку.

Путешествие елового семечка

Я - маленькое крылатое семечко, оторвалось от матери – ели и улетело далеко- далеко, упало в землю и стало расти. Другие елочки в отдалении толпились тесной стайкой, а я росла одна.

Им было легче, чем мне, потому что в непогоду они защищали друг друга , я же была одинока, и мне было очень трудно.

Много раз меня из земли чуть не вырывал ветер, зимой же мне было очень холодно: снег вокруг меня сметало и уносило к моим сестренкам елям, которые стояли тесной стеной и не пропускали его. Под снегом им было тепло, словно под одеялом, и они поэтому не знали, что такое стужа. Зато летом мне было лучше, чем им: ведь я купалась в солнце, ничто не мешало расти моим молодым зеленым ветвям в стройной вершинке. И вот , словно в награду за все мои муки, я выросла такой красивой и стройной, а мои сестры были низки, кривы и однобоки.

 Меня кормили и сейчас кормят мои верные корни, которые всегда, даже в невыносимый зной, достают для меня из земли влагу и пищу.

А дышу я листьями – иголками - их с каждым годом становиться все больше и больше. Каждой весной на кончиках моих ветвей появляются молоденькие «лапки» снежными светло- зелеными иголками, которые очень украшают меня и я становлюсь еще моложе и красивее.

 Сначала я росла медленно, а когда мне исполнилось 15 лет, я стала быстро тянуться кверху и в 25 лет впервые зацвела: на верхних моих ветвях появились зеленые шишки, а на других- нарядные малиновые колоски, и я стала еще краше. А через год после цветения и я принесла семена, такие легкие и нежные, что они сразу же разлетелись в разные стороны, а шишки, в которых находились семена, упали к моим ногам. В ветвях стали селиться птицы, и я больше не знала скуки.

Очень веселят меня мои птицы, которые любят мои семена и в ветвях высиживают зимой  птенцов. Когда мне было 40 лет,  в меня ударила молния и расщепила вершину, но я быстро залечила ее, выпустив лечебную смолу. В 50 лет я была так высока, что меня стали замечать перелетные птицы. Часто опускались они на мои ветви, остро пахнущие смолой, и рассказали мне об удивительных краях, где никогда не бывает стужи. Я считаю себя счастливой, потому что родилась красивой, люблю своих сестер и родину, где выросла, и еще потому, что своими вкусными семенами я кормлю птиц и зверей…

 При рассказывании или чтении сказки от имени елочки, выросшей из крошечного семечка, необходимо опираться на знание этой проблемы. Поэтому в определенных местах сказки воспитатель должен делать паузы и задавать вопросы, на которые дети отвечают самостоятельно.

Примерные вопросы:

  • Почему сестрам-елочкам было легче пережить зиму?
  • Почему одинокая елочка летом чувствовала себя лучше всех?
  • Почему она выросла стройной и красивой, а ее сестры были низки, кривы, однобоки?
  • Почему весной елочку называли Белолапой?
  • С помощью чего залечила свои раны ель?
  • Почему ель чувствовала себя счастливой?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 8 «Солнышко»

Настольная развивающая игра

 «Расскажи о своем зеленом друге»

Предметно-схематическое моделирование признаков древесного растения

                                                                                              Воспитатель:

                                                                                               Бакиева Н.В.

 

г. Ханты – Мансийск

2009 учебный год

СНЕГ



ЛЕД



БЕЛЫЙ




ПРОЗРАЧНЫЙ

НЕПРОЗРАЧНЫЙ

РЫХЛЫЙ


ХРУПКИЙ

БЕСЦВЕТНЫЙ


Липкий

Волк,

ворона,

вода,

дрова,

дерево,

заяц,

весна

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам снеговик Митя. Наступила весна. Солнце светит и греет сильнее, поэтому скоро я растаю. А чтобы этого не случилось  мне  надо попасть домой в страну снега и льда. На каждом острове вы найдете часть от меня. Соберите их, помогите мне добраться до дома. В конце путешествия вас будут ждать призы. Удачи вам в этом путешествии!

До встречи!

«Путешествие в Лапландию»

-Ребята, сегодня утром в детский сад принесли конверт.  который адресован группе № 11 « Яблоньки» обратный адрес: «Лапландия»-а кто знает чем  она знаменита?

- Правильно, это родина Санта Клауса. Там всегда холодно и не бывает жаркого лета.  Но это родина не только доброго Санта Клауса , но и злой Снежной королевы. А родина нашего деда Мороза- Город Великий Устюг, а вот туда весна- красна заглядывает.

-А как вы думаете, что обычно бывает в конверте? Правильно письмо. Давайте, посмотрим, кто его нам написал. Письмо такое холодное.

  • А какое время года сейчас у нас? ( ранняя весна)
  • А какой месяц? (март) Первый месяц весны.
  • А что изменяется с приходом весны (тает снег, солнце греет сильнее, стало теплее, с крыш капает, появляются сосульки) -Ой, что же это такое, наше письмо разбилось на кусочки. Каждый кусочек у вас в руке напоминает какую то геометрическую фигуру. Назовите ее.
  • Как же мы его прочтем? Смотрите, здесь есть картинка. Кто это давайте сложим. (дети складывают- получают снеговика) Молодцы, теперь мы приклеим лист и прочитаем письмо.

             (чтение письма воспитателем).

  • Ну, что ребята, вы готовы помочь снеговику Мите и найти его на неизвестных нам островах?
  • Посмотрите, здесь есть карта, на ней отмечены острова, которые нам необходимо посетить, чтобы помочь Мите.
  • Острова пронумерованы. Какой первый? На полу стрелки- указатели, будем двигаться по ним.

1 Остров «Находок»

Чтоб на первый остров нам попасть надо ребусы вам разгадать (Волк, ворона, вода, дрова, дерево, заяц, весна) определить сколько слогов в словах с помощью ножниц разрезать слова на слоги, показать пример как делать) Что из перечисленного может пригодиться в пути- вода, дрова. Справились с заданием, попали на остров.

-На нем мы найдем вещи и предметы, которые могут пригодиться в пути. Взять надо только одну вещь и объяснить свой выбор. Помните, что там, куда мы отправляемся царство снега и льда. Подумайте, что бы вы взяли еще  с собой.

  • Молодцы, давайте поищем 1 коробку.

            (находим 1 круг вывешиваем на доску)

-Итак, первая деталь найдена. Двигаемся дальше.

 2 остров «Сказок»

Остров сказок нас встречает и у нас он воспрошает. Какие сказки о зиме рассказать хотите мне?(дети перечисляют названия сказок о зиме) Молодцы .

Тучка с севера летела и слова нам принесла, только слова перемешались и местами поменялись. Посмотрите здесь пословицы надо составить и объяснить их смысл.

Зимнее солнце плохо греет.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима не лето, в шубу одета.

Вы называли сказку о снежной королеве. Как звали главных героев сказки ? (Кай и Герда)

 -А что с ними произошло?

-Почему Герда отправилась за Каем?

-Какой  была эта девочка? (смелой, настоящим другом)

-Какие преграды встречались на пути этой храброй девочки?

-Что помогло победить Снежную Королеву?

Эту сказку вы знаете хорошо. Тут герои сказок потерялись, силуэты лишь остались.

-А вот теперь вам надо отгадать по силуэту главных героев других сказок  их названия? (дети отгадывают все силуэты и только после этого находят сами картинки к ним)

–Правильно.

Молодцы!

Вот и мы с вами должны найти  коробку №2 ( вывешиваем 2 круг на доску)

3 остров «Экспериментирования»

Чтобы на 3 остров попасть примеры нужно порешать.

(примеры с геометрическими фигурами)

Чтобы эксперименты провести

Ответ на загадку надо найти.

Что это?

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.

(Снег)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

 (Лед)

(карточки выставляются на доске)

-Молодцы! Сейчас мы проведем с вами эксперимент со снегом и льдом.Узнаем их свойства. А теперь оденьте фартуки, чтобы не намокнуть. Вы будете наблюдать и помогать. В ходе работы мы будем выставлять карточки со словами в две колонки. Задание понятно? Приступаем к работе.

-Посмотрите на снег, какой у него цвет? Белый.

  • А лед? Есть ли у него цвет? Нет, он бесцветный.
  • А теперь узнаем, сможем ли мы увидеть картинку если положим на нее снег (нет) Какой вывод? (снег непрозрачный)
  • А теперь тоже самое проделаем со льдом (открытку видно, значит лед прозрачный)
  • Теперь, я попробую порыхлить снег как землю .Это мне удается посмотрите. Значит снег какой? (рыхлый)
  • А теперь потрогайте лед он мягкий или твердый?( твердый) Если ударить его молоточком, то он расколется .Потому что он хрупкий как что?(стекло).
  • Итак, посмотрим, что у нас получилось.

 Снег                                                                   Лед

Белый                                                            Бесцветный

Непрозрачный                                              Прозрачный

Рыхлый                                                         Твердый

  Липкий                                                                      Хрупкий                                  

-А что можно делать из снега и льда? (горку, скульптуры, игрушки) А как вы дома делали ледяные игрушки?

(заливали цветную воду в формочки и замораживали вместе с ниткой) Да, нашими ледяными  игрушками украшена елочка на территории детского сада.

  • Вы справились и с этим заданием.  Какой интересный остров. Находите следующую коробку №3. Еще немного и наш снеговик будет готов.(вывешивается следующая деталь)

4 остров « Спортивный»

На этом острове вы должны показать свою ловкость. Раз мы находимся в царстве льда и снега, то поиграем в игру « Белые медведи» Правила такие: 2 человека держась за руки стоят на льдине. Все остальные бегают вокруг. Когда медведи выходят на охоту и свободными руками ловят добычу (1 ребенка), уводят ее на льдину и так пока не переловят всех.

-Хорошо поиграли, находим коробку № 4 со следующей деталью.  (вывешиваем на доску)

5 остров «Загадок»

Остров загадок вас ждет с нетерпеньем, сначала займемся

мы отчисленьем. Найти лишнее слово.

1.Игра «Четвертое лишнее»- Почему?

Яблоко, груша, огурец, лимон.

Астра, береза, осина, ель.

Курица, кукушка, петух, индюк.

Суп, кисель, картошка, стол.

Лось, жираф, заяц, кабан.

Объяснение правил игры:

Я загадываю загадки, а вы отгадываете их и находите  спрятанные слова- отгадки на доске. Соединяем буквы разными цветами, прочитываем его.

                            Загадки:

1.Он щипается, кусается,

Прогнать домой пытается.

Но все равно я не уйду,

Промчусь по снегу и по льду. (Мороз)

2.Белая, узорная,

Звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

3.Гуляю в поле,

Летаю на воле.

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. ( Метель)

4.Глаза- угольки,

Руки- сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой? ( Снеговик)

5.Деревья белым уберет,

Хотя не снег он, а не лед. (Иней)

6.Что за толстое стекло

Речку всю заволокло. (Лед)

7.В воздухе летит не, не тает,

Белизною взгляд ласкает.

Составляет из сестер

Купол - сказочный шатер.

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья.

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.

Спеленовывает землю

Тот, кто раньше выпал, дремлет.

В искрах звонких серебрится-

Одного тепла боится. (Снег)

8.Стальные маленькие кони

На льду умельца не догонят. (Коньки)

9.Тянуть их в гору трудно,

С горы спускаться - чудно. ( Санки)

10.На прогулке бегуны

Одинаковой длины.

Через луг бегут к березке.

Тянут следом две полоски. (Лыжи)

ф

м

о

у

л

е

д

с

н

ц

р

о

з

ш

ю

в

и

а

е

с

н

е

г

о

м

е

т

н

в

ж

к

о

н

с

в

э

з

е

е

м

и

л

ы

ь

а

и

н

о

л

й

п

н

о

ж

к

н

к

п

р

ь

г

к

с

и

и

к

ю

с

т

а

н

е

г

и

я

у

-Молодцы, ребята вы, что меня не подвели. Ищем мы коробку пять, в путь отправимся опять. (вывешиваем на доску

следующую деталь.

6 остров « Снежинок»

Творчество здесь надо проявить, сердца присутствующих как  сердце Кая растопить. Каждый сделает снежинку, а не злую холодную льдинку.

Задание: Из бумаги с помощью  ножниц сделать свою снежинку. Инструктаж: ножницами не играть, в глаза не тыкать, в рот не брать, внимательно смотри и режь, и палец свой не рань и не порежь.

-Подарите снежинки гостям , чтоб пришли еще они к нам.

-Давайте посмотрим собрали мы снеговика, а нам из путешествия домой уже пора. Митя благодарит вас за помощь и дарит вам призы, а также кассету с мультфильмом «Снежная королева» и пазлы.

- До свидания!

Цель:

Закреплять  и обогащать знания детей о зимних сезонных явлениях в жизни природы и человека.

Задачи:

 *Развитие творческих способностей, воображения, внимания, любознательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

 *Закрепление знания букв, развитие навыков чтения, связной речи, тематического словаря детей;

 *Развитие двигательной активности, моторики рук;

 *Развитие чувства товарищества, коллективизма;

Предварительная работа: Чтение сказок, стихов, рассказов о зиме,  наблюдение за снегом и льдом на прогулках и экскурсиях.

Оборудование: коробки, вещи, снеговик, ножницы, бумага, конверт, письмо, карта, столы, фломастеры, кроссворд, карточки, елочки, доски магнитные , магниты, книжная выставка, картинки, геометрические фигуры.

Словарная работа: Лапландия, не велик, не велит, хрупкий,

Бесцветный, рыхлый.

Методы и приемы:  игра, загадки, кроссворд, эксперимент, сравнение, объяснение, анализ, обобщение, вывод.

1.Игра «Четвертое лишнее»

Яблоко, груша, огурец, лимон.

Астра, береза, осина, ель.

Курица, кукушка, петух, индюк.

Суп, кисель, картошка, стол.

Лось, жираф, заяц, кабан.

2.Составь из слов пословицы и объясни их смысл.

Зимнее солнце плохо греет.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зима не лето, в шубу одета

3.Реши ребусы, раздели слова на слоги

Волк, ворона, вода, дрова, дерево, заяц, весна

4.Реши  геометрические примеры.

5.Чтобы с ног нам не свалиться, нужно срочно подкрепиться

(сделать бутерброды самостоятельно, за установленное время.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Солнышко»

Эколого-оздоровительный проект

« Чистота- залог здоровья»

                                                              Воспитатель: Бакиева Н.В.

г. Ханты- Мансийск

2009-2010уч.год

« Человек, овладевший экологической культурой , подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботиться об улучшении окружающей среды, не допуская ее разрушения и загрязнения…»

А.А.Плешаков

Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у  некоторых детей познавательная активность развита слабо, а экологическая культура недостаточно хорошо сформирована.

Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности , познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит формировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для

формирования экологической культуры детей.

Эколого-оздоровительный проект

« Чистота- залог здоровья»

Цель:

 сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле ;о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды; потребность в поддержании чистоты окружающей среды; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе; эстетическом преобразовании действительности.

 Проблема для детей:

что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.

Участники:

воспитатель, дети, родители, эколог.

Время проведение :

в течение года.

Средства реализации проекта:

*Обсуждение понятий «Чистота- залог здоровья», Чистота- половина здоровья»

*Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками  о здоровье, гигиене, бережном отношении к природе.

*Беседы.

*Чтение художественной литературы.

*Игры- драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры, спектакли, конкурсы, сказки, и т. д.

*Викторина «чистюли»(уход за домом, одеждой, поведение на природе)

*Домашнее задание (родители и дети ) « Что еще должно быть чистым?»

Вывод: чем больше загрязняется природа- хуже здорвье человека, меньше животных, растений.

  • Наблюдение «какой мусор и сколько его остается после прогулок?»
  • *Акция» Чистота вокруг нас»(по сбору мусора на территории детского сада; с родителями : во дворе дома)
  • *Акция «Чистое утро»(начиная с гигиенических процедур, наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада)
  • *Рисование плакатов, листовок в защиту окружающей среды (с родителями)
  • Соревнование между группами детского сада «самый чистый участок», Самый зеленый участок»
  • *Оформление фотоальбомов
  • *Выставка рисунков.

Предполагаемый результат : Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды(территории детского сада, дворов домов.)

Результативность проекта: у детей заложены навыки поддержании чистоты в различных местах: дома, в группе, на территории детского сада, во дворе, на природе;







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ТЕМУ: «НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. ТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА»

Представление о происхождении мира; развивать нравственные качества личности; воспитывать бережное отношение к природе...

"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования".

В данной работе предоставлен материал поэтапного обучения детей связной речи....

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

ПРОЕКТ «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – формирование у детей дошкольного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы.Задачи проекта:Образовательные:- формировать основы экологической культуры дошко...

Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...