"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования".
статья по теме

В данной работе предоставлен материал поэтапного обучения детей связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2

Доклад на тему:

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

(Технология наглядного моделирования) 

                           Подготовила: учитель начальных классов Майданкина И.В.

2013-2014 уч. г.

                                                         /январь/

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго  и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на  лету…»
                                                                                                                                                                    К.Д.Ушинский

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь

В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился.

Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.

Недостатки в речи:

  • связные высказывания короткие, состоят из

отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, даже если  ребенок передает содержание  знакомого текста;

  • ограниченный словарный запас слов; употребление в речи  слов паразитов;  неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рас-

сказ на предложенную тему;

  •  пересказ текста своими словами односложен;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;
  •  плохая дикция.

Задачи при проведении занятий по обучению детей с ОНР связной речи:

  • закрепление и развитие у детей навыков   речевого общения, речевой коммуникации;
  • формирование навыков построения связных  монологических высказываний;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за  построением связных высказываний;
  • активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.

Формирование связной речи осуществляется:

  • в процессе разнообразной практической  деятельности;
  • при проведении игр;
  • при проведении режимных моментов;
  • в процессе наблюдения за окружающим;
  • на специальных коррекционных занятиях.

Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний включает:

  • усвоение норм высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа,  завершённость каждого фрагмента;
  • формирование навыков планирования развёрнутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
  • обучение лексико-грамматическому оформлению    высказываний  в соответ-ствии с нормами родного языка.

Работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста делиться на несколько этапов.

1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям. 
Ребенку дается инструкция (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч), остальные дети смотрят, что он делает, и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются, дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение.

2. Рассказы-описания.

ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ – главная задача описания состоит

в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

ВИДЫ РАБОТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ:

  • подготовительные упражнения к описанию  предмета;
  •  формирование первоначальных навыков    самостоятельного описания, описание предметов   по основным признакам;
  •  обучение развёрнутому описанию предмета;
  •  подготовка  к обучению сравнительному описанию.

  Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо     быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности.
- Что это?
- Форма, размер, цвет.
- Добавляются (материал, вкус, каков на ощупь)
- Составляющие части.
- Применение.

ВИДЫ РАБОТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТОВ:

  • подготовительные упражнения к описанию    предмета;
  •  формирование первоначальных навыков  самостоятельного описания, описание предметов  о основным признакам;
  •  обучение развёрнутому описанию предмета;
  •  подготовка  к обучению сравнительному  описанию.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С КАРТИННЫМ МАТЕРИАЛОМ:

  • Составление рассказа по сюжетным многофигурным картинкам с изображе-нием нескольких групп  действующих лиц.
  • Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий.
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок.
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми последующих и предыдущих событий.
  • Описание пейзажной картины.

Рассказы по сюжетной картинке. Рассказы по сюжетной картинке имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (вопрос-ответ). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности:
- Время, место.
- Действующие лица.
- Окружающие предметы.
- Действия, взаимоотношения.

Затем составляется рассказ по вопросам:
- Когда это было? Где?
- Кто находится на горке (справа, слева, в центре)?
- Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около
 детей? Какое настроение у детей?

Рассказы по серии сюжетных картинок. 

Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа.
Виды работ:
По разложенным сюжетным картинкам.
- Рассматривание.
- Чтение рассказа.
- Придумывание рассказа к серии картинок.
- Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту.
- Иллюстрация рассказа, выполненная детьми
- Работа по каждой картинке.

Пересказ художественных текстов.

Этот вид работы проводиться педагогом в тот период, когда у ребенка сформиро-вана  фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения.

До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет.

На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа:
- Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет
- Рассказывание по плану или с использованием схем.
- Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.

 Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ:
Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача рассказать только то, что относится к данному поступку или герою в прочитанном рассказе.

Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное, опираясь на поставленные вопросы.
Творческое рассказывание: 
- пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
- составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;
- составление рассказа с продолжением;
- составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.

Инновационные формы работы над составлением рассказа.

Мнемотехника - ( с греч. - искусство запоминания). Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Задачи технологии наглядного моделирования:

  • развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений,  описывать  и

сравнивать предметы, составлять   рассказ;

 - развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; развивать мелкую моторику у детей.

Работа по технологии моделирования строится от простого к сложному:

а) при составлении описательного рассказа  знакомить детей с приёмом мнемотех-ники надо  с постепенным усложнением:

- знакомство детей со значением символов;

- составление детьми отдельных предложений по каждому символу;

- составление целого связного рассказа.

б) при составлении повествовательного рассказа:

- беседа по прочитанному произведению;

-  выбор предметных пиктограмм и составление предложений;

 - итоговое рассказывание по мнемотаблице.

Описание предмета по схеме.

1. Описание предмета по схематической зарисовке

2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.

3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке чаще используется при описании предметов относящихся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.

4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке). 

Пересказ по схематичным сюжетным картинкам

1. Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично)

2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки

Подвижное рассказывание с использованием модернизации

1. Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок

2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания Использование круговых диаграмм при составлении рассказа

Составление комбинированных рассказов

Задания:
- Составить рассказ с использованием круговой диаграммы «Космос».
- Составить рассказ с применением символики «Охотник».
- Составить рассказ в динамике «Путешествие».
- Составить рассказ по простой схематической зарисовке «Медведь».

- Составить шуточный рассказ и показать его модернизацию «Как я маме помогал».
(раздаётся материал для выполнения практической части по составлению и изображению рассказов.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей дошкольного возраста"

Одной из важнейших задач начальной школы я считаю развитие речи младших школьников, т.к. именно речь является показателем того, насколько продуктивно идет процесс развития мыслительной деятельн...

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.

Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....

опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....

презентация «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

К числу важнейших задач логопедической работы сошкольниками с ОВЗ (ЗПР), имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевог...