опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»
материал по логопедии (1 класс)

Таберекова Гульнур Кадырбековна

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кош - Агачская средняя общеобразовательная школа им.  В.И. Чаптынова»

__________________________________________________________________                             

Учитель-логопед

Таберекова Гульнур Кадырбековна

Кош-Агач 2018

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П. Павлов

Актуальность

Одним из немаловажных аспектов развития школьника в период обучения, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи.

Учитывая важность этой проблемы, в работе использую технику обработки бумаги,  бумажная филигрань – «квиллинг». Эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку».  Огромную роль занятия квиллингом играют в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОНР II-III уровня, в том числе с его помощью развивается также воображение, внимание, мышление, эстетики и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
         
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.
       

Новизна.

   Новизна  заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности обучающихся. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого  и речевого потенциала  каждого ребенка

Ведущая идея  — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель  – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

  Задачи :

Воспитательные:

 · Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Развивающие:

 · Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

 · Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

 · Развивать связную речь.

Обучающие:

 · Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

 · Формировать умения следовать устным инструкциям.

·. Обогащать словарь обучающегося специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Чтобы сформировать у обучающихся  определенную систему знаний по данной теме используются следующие принципы:

- принцип «От простого к сложному».

- принцип доступности и индивидуальности;

-принцип последовательности и систематичности;

-принцип связи с жизненным опытом;

-принцип наглядности;        

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Личностные УУД учащийся научится:

• анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;

• подводить самостоятельный итог занятия, анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Регулятивные УУД: учащийся научится:

  принимать и сохранять учебную задачу;

 работать по плану;

 уметь самостоятельно контролировать своё время;

 адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД: учащийся научится:

• вести диалог с учителем, родителем;

• задавать вопросы;

• слушать и отвечать на вопросы других;

• высказывать свою точку зрения;

 • работать в парах и рабочих группах.

Познавательные УУД: учащийся научится:

• соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены;

• соблюдать правила организации рабочего места, правила бережного использования бумаги;

• эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;

 • анализировать информацию, полученную из разных источников;

 • научатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Формы и методы занятий 

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные,

комбинированные и практические занятия;

игры,

праздники,

конкурсы,

соревнования и другие. 

А также различные методы:
      Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
      Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в  поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
      Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
                                 

  Направления работы
Изготовление цветов в технике квиллинг.
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование, аппликация

                                           Техническое оснащение занятий


       Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

http://festival.1september.ru/articles/617025/img1.JPG

Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.

Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)

Клей ПВА,

Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

                                   

     Техника квиллинга

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

           http://festival.1september.ru/articles/617025/img2.JPG    http://festival.1september.ru/articles/617025/img3.jpg

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

http://festival.1september.ru/articles/617025/img4.jpg   

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img5.jpg

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

http://festival.1september.ru/articles/617025/img6.jpg

Заключение.

Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом. Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде и продолжает развиваться в младшем школьном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Воспитательно-образовательная деятельность посредством квиллинга с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка. Квиллинг представляет собой накручивание и моделирование с помощью маленького инструмента бумажных полосок шириной в несколько миллиметров.

Квиллинг оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, дает личностное развитие детей. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза.

Мелкая моторика рук важна для развития ребенка, поскольку, стимулируя движения пальцев, ребенок развивает речь. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому, пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого. 

   Список литературы

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками. О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду. О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. 
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с

Приложение №1

Технологическая карта выполнения одного из основных элементов квиллинга – капли.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img3.jpg1.        http://festival.1september.ru/articles/574249/img2.jpg 2.http://festival.1september.ru/articles/574249/img2.jpg 3.        http://festival.1september.ru/articles/574249/img3.jpg 4.http://festival.1september.ru/articles/574249/img4.jpg5.         http://festival.1september.ru/articles/574249/img5.jpg 6.http://festival.1september.ru/articles/574249/img6.jpg  7.        http://festival.1september.ru/articles/574249/img7.jpg8.http://festival.1september.ru/articles/574249/img8.jpg 9.        http://festival.1september.ru/articles/574249/img9.jpg10.

Приложение №2

Элементы, используемые в работе.

изначальный ролл

Тугая спираль

Из этого ролла получается всё последующее многообразие форм.

ролл

Свободная спираль

Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить кончик, дайте ей раскрутиться

капелька

Капелька

Формируется из обычного ролла. Сердцевина оттягивается в сторону, с противоположной стороны ролл придавливается двумя пальцами

глаз

Глаз

Сожмите противоположные стороны свободной спирали

листочек

Листочек

Сделайте каплю и загните ее уголок

изогнутый глаз

Изогнутый глаз

Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны

треугольникквадратквадрат

Треугольник (квадрат, прямоугольник)

Сожмите свободную спираль в трех  (четырех) местах, чтобы получился треугольник, (квадрат и прямоугольник соответственно).

ромб

Ромб. Сделайте «глаз» и сожмите  оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.

крученое сердце

Кручёное сердце / стрелка

Свободной спирали придайте форму треугольника. Два угла прижмите друг к другу – получиться стрелка.

полумесяц

Полумесяц. У свободной спирали сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.

заячье ухо

Заячье ухо. У свободной спирали сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая закругленной. Эта фигура напоминает полумесяц, но не так сильно сжата.

ллд

Звезда. У свободной спирали зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда.

прп

Птичья лапка. У формы «треугольник» загните два угла в направлении третьего и сильно прижмите.

Eccentric-tulip

Гусиная лапка. Фигура аналогична предыдущей. Формируется из ролла «капелька» Острый кончик «капельки» зажимаем пальцами. С обеих сторон , формируем уголки.

Grape-roll-bell-shape

Конус. Закрутите тугую спираль, приклейте кончик ленты. Стержнем осторожно продавите серединку бумажного рулончика, чтобы образовался конус.

Double-scroll-with-flag    S-scroll    C-scroll    Scrolled-heart    Double-scroll-with-tails-ro    Double-scroll

Бумажную полоску сложите пополам и закрутите кончики от краев к сгибу. Позвольте спирали раскрутиться, не подклеивая кончики.

Приложение №3

Инструкция по выполнению базовых форм в технике квиллинг:

Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img1.jpg

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img2.jpg

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img3.jpg

Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img4.jpg

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img5.jpg    http://festival.1september.ru/articles/574249/img6.jpg

Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img7.jpg

Приклей конец полоски клеем ПВА.

http://festival.1september.ru/articles/574249/img8.jpg http://festival.1september.ru/articles/574249/img9.jpg http://festival.1september.ru/articles/574249/img10.jpg

Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

http://festival.1september.ru/articles/574249/img11.jpg

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток».

                       

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.

Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....

Коррекция письменной связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Упражнение дара слова..должны идти систематически.Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.К.Д.Ушинский...

презентация «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

К числу важнейших задач логопедической работы сошкольниками с ОВЗ (ЗПР), имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевог...