Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Встречаем гостей" старшая группа
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия раскрывающий тему "толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию

«Встречаем гостей»

Старшая группа

Автор-составитель

Воспитатель

Лагуткина Ольга Владимировна

Санкт-Петербург

2013

Цель:

воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

Социализация: формировать представления детей о России, прививать любовь к своей родине; расширять и обогащать знания детей о национальностях; уважать традиции других народов. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим; побуждать детей оценить свои действия и поведение по отношению к другим участникам игры.

Познание:  знакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения; поощрять речевую активность детей в процессе двигательной деятельности.

Чтение художественной литературы: формировать целостную картину мира, в том числе первичные представления;   продолжать знакомить детей с национальными художественными  произведениями.

Физическое развитие: развивать самостоятельность; формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных играх. Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию.

Безопасность: формировать навыки дисциплинированности и сознательного выполнения правил безопасности, при проведении игр.

Музыка: формировать умение  слушать национальную музыку, вводить элементы восточного танца.

Труд: формировать умение самостоятельно накрывать на стол; формировать ценностное отношение к труду людей и его результатам.

Художественное творчество: развивать детское творчество, фантазию, продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образ голубя.

Использованные технологии:

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Информационно-коммуникативные технологии

Игровые технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Материалы к совместной непосредственно образовательной деятельности:

Глобус; куклы в национальных костюмах; национальные костюмы для детей; атрибуты для игр; проектор; магнитофон; диски с записью национальной музыкой; атрибуты для узбечки,  молдаванки и т.д.:  виноград,  хурма, хлеб соль и т.д.; листы для рисования, простые карандаши, ластик, гуашь, влажные салфетки для рук; чашечки и блюдца; полотенце с молдавской росписью; пяльцы, иголка с ниткой

Предварительная работа:

Беседа с детьми о дне толерантности, знакомство с играми других национальностей.

Знакомство с элементами национальной одежды, обуви, кухни выше перечисленных стран и республик. Рассматривание выставки «Народы мира».

Беседа с детьми о России, о родном городе Санкт-Петербурге.

Примерный ход совместной непосредственно образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? К нам сегодня тоже приедут гости из разных стран и республик. А как вы встречаете гостей?

Давайте с вами подготовимся  к приезду гостей. Как принято встречать гостей на Руси?

Давайте подготовим для наших гостей подарки. Какую  птицу принято считать символом мира и дружбы? Почему?

Давайте сделаем голубя из силуэта обведенной ладошки, подумайте, как можно ладошку превратить в голубя.

А теперь найдем на глобусе нашу страну, как она называется?  Мы с вами живем в большом, красивом городе Санкт-Петербурге. И населяют его около 5 млн. человек. Это украинцы, молдаване, армяне, узбеки, и, конечно, русские.

Когда-то люди из других стран приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Петербурге, но их родители приехали из других стран и республик. И сегодня они расскажут о традициях, своего народа, о принятых на их родине обычаях, об особенностях их национальной культуры. К нам приехали гости из Узбекистана.

Звучит узбекская народная музыка, входят узбек с узбечкой. У узбека на подносе на подносе фрукты.

Визитная карточка узбеков – тюбетейка. Она может рассказать о том, богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или собирается в дорогу. Тюбэ – в переводе вершина мечети или горы. У каждого узбека есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами узбекские рукодельницы.

Узбекский народ очень мудрый, и эта мудрость передается в притчах и сказках.

Сказка о злом сыне.

Однажды сын приходит к отцу:

- Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?  

- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.

Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.

- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.

- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.

Сын сделал все, как сказал отец.

Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:

- Я вынул все гвозди. Что дальше?

- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.

С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии.

А следующая гостья приехала к нам из Украины (Звучит украинская музыка входит украинка с подносом, на котором кастрюля и выпечка).

У каждого народа есть свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении тысячелетий или даже веков. Традиции и обычаи Украины – неповторимы и разнообразны. Традиции и обычаи Украины имеют большое значение для украинцев.    Самые главные обычаи Украины относятся, в первую очередь, к семье. Так, рождение ребенка всегда было знаменательным событием в жизни каждой семьи. В дом, где появляется новорожденный не принято приходить без подарка.  Особое место в жизни украинцев занимают такие праздники, как Новый год, Рождество, Пасха, Масленица. В эти дни особенно соблюдаются все национальные традиции Украины. Также в Украине отмечаются такие праздники, как Международный Женский день 8 Марта, день Защитника Отечества, день Учителя, день Защиты детей. В такие праздники устраиваются различные увеселительные мероприятия.

Давайте поиграем с вами в украинскую игру, которая называется « Хлебец».

Дети становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.

- А теперь мы немного отдохнем. А, Милена покажет нам восточный танец, который приветствуется в нашей стране и очень нравится нашему народу.

Следующая гостья приехала к нам из Молдовы. (Входит молдаванка на плече корзина с виноградом, звучит молдавская музыка.)

Культурное наследие Молдавии богато самыми разнообразными традициями и обычаями. традиции Молдовы проявляются в таких областях как народная музыка и танцы, народная кухня, виноделие, работа народных мастеров, обычаи связанные с проведением свадеб, венчании и крестин, встречей Рождества и Пасхи.  В Молдавии также распространена ручная вышивка и до недавнего времени не было такого дома, в которым женщины не украшали бы вышивкой домотканую одежду, занавеси, скатерти, и полотенца.

Давайте рассмотрим вышивку на полотенце, на какую вышивку она похожа, чем отличается? Предлагаю детям, умеющим вышивать,  вышить узор.

Давайте с вами поиграем в молдавскую игру, которая называется «Лошадки».

Играющие  делятся на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся лошадки, по другую - кучера. Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят слова.

Правила игры: кучера не имеют права ловить лошадок, пока дети не кончат говорить слова. Лошадки должны все время щелкать языком, пока их не поймают.

Видите, как много мы узнали о гостях нашей страны. И все мы живем в нашей большой стране, России, которая тоже славится своей культурой и традициями, праздниками. Ну-ка, вспомните, какие народные праздники мы с вами проводили: Масленица, Сороки- прилет птиц, Пасха, Троица- праздник русской березки, когда прыгают через костер, Рождество, а какие веселые русские ярмарки . А на Руси гостей встречают хлебом солью.

Звучит русская народная мелодия. Входит    девочка и мальчик  в русском народном костюме с хлебом, солью.

А теперь пригласим наших гостей к столу

Давайте посчитаем, сколько чашечек и блюдца  нужно поставить для гостей, а сколько для нас

Ответы детей

Дети накрывают  на стол скатерть, ставят хлеб, соль.

Ответы детей.

Дети обводят ладошку и дорисовывают голубя

Находят Россию на глобусе, отвечают на вопросы, рассматривают кукол в национальных костюмах.

Узбекистан – прекрасный край!

Пустыни, горы – это рай!

Оазисы встречаются, прохладно получается.

Природа наша просто класс,

И здесь мы рады видеть вас!   (Соня)

Узбекский народ приветливый и щедрый, как и узбекское солнце и земля. Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам:

виноград, как знак изобилия,

гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад,

а вот хурма, чтобы у вас было много ума.  (Владик)

Просмотр видеоряда на проекторе

Наши дети тюбетейку и иголку брали

Наши дети тюбетейки шили-вышивали

Наши дети тюбетейки дружно надевали

И на празднике веселом вместе все играли. (Соня).

Слушанье сказки, ответы на вопросы по сказке.

Слушанье музыки

Я - веселая дивчина.
Из соседней Украины.
Борщ люблю я и пампушки,
А еще – плясать с подружкой. (Катя).

Просмотр видеоряда на проекторе, вопросы-ответы

Дети играют.

- Пеку-пеку хлибчик! ( Выкрикивает хлибчик.)

- А выпечешь? Спрашивает задняя пара.

_ Выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположные стороны с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становиться первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком

Милена танцует восточный танец

Слушание музыки

Мозаика природы и труда,
Молдова милая моя.
Застывших волн зелёные холмы.
И, хлебный запах стриженой копны,
Гроздь винограда, солнца жар,
Прохлада сада, абрикос пожар,
Искусственных озёр блестящих зеркала,
Бунт горных рек Днестра, Прута,
Молдова милая моя.   (Ангелина).

Просмотр  видеоряда, вопросы-ответы

Ответы детей, вышивание (умеющие)

Дети играют.

Выбирают кучеров считалочкой.

- Та-ра-ра, та-ра-ра,

- Ушли кони со двора.

После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отгороженное место – конюшню. Дети-лошадки должны все время, пока их не поймают, щелкать языком: «Цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить. Когда переловят всех лошадок, кучера седлают их (надевают на них вожжи) и уезжают, говоря:

Еду, еду на коне

По чудесной стороне

По Молдавии зеленой

Жарким солнцем опаленной.

Цок, лошадка,

Цок, Гнедок,

Цок подковой

Цок-цок-цок

.

Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд:

Всякая работа мастера славит.

Из одного дерева – икона и лопата.

Мала пчелка, да и то работает.

( Ксюша) 

Смелость города берет,

Тот герой, кто за родину горой.

Родина- краше солнца, дороже золота.(Паша)

Дети приглашают на чаепитие, считают чашки и блюдца.

Россия, Россия, наша страна.

Очень и очень большая она.

Россия, родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем. (Влад)

 

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас.

И добротой бескорыстной своей

Помогает нам каждый сейчас. (Настя)

Пусть будет небо голубое,

А солнце – ясным!

Пусть человек не будет злым,

А мир будет прекрасным. (Софи)

Дети дарят подарки гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)

Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)

Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей»

                    "Сказка мыльных пузырей" Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, прим...